Сценарий музыкально-тематического развлечения "Посиделки в русской избе"


Автор: Кунаева Надежда Григорьевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Сценарий мероприятия

Сценарий музыкально-тематического развлечения "Посиделки в русской избе"

Краткое описание работы: Мепроприятие составлено и проведено с целью формирования элементарных представлений о быте и традициях русского народа.узыкально-тематическое развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Посиделки в русской избе»

СЦЕНАРИЙ
музыкально-тематического развлечения 
для детей старшего дошкольного возраста
«Посиделки в русской избе» 

Кунаева Н.Г., музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории 

г.о. Серпухов, 2021 г.

Музыкально-тематическое развлечение 
для детей старшего дошкольного возраста
«Посиделки в русской избе» 

Цель.  Формировать элементарные представления о быте и традициях русского народа.
Задачи:
     продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа; 
    закрепить знания детей о быте русского народа, названиях домашней утвари, промыслах России;
    обогащать словарный запас детей, развивать связную монологическую речь через устное народное творчество;
    воспитывать интерес и уважение к традициям и обычаям русского народа, истокам русской культуры, к русскому фольклору.

Оборудование: «Русская изба» с предметами быта, русские народные костюмы, предметы народных промыслов (Гжель, Хохлома, Городец, Жостов, Дымково), музыкальные народные инструменты.
Ход развлечения.
Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит печь. Звучит русская народная мелодия. В горницу входит хозяйка.
Ведущий-Хозяюшка: - Гости дорогие, милости просим! Позабавим, угостим, а денег не спросим! Русская душа гостю рада! Гость в дом – хозяину отрада!        
Вход детей: Звучит р.н.м., дети вбегают в зал и выполняют соответствующие движения.
Ведущий-Хозяюшка: - Добро пожаловать, проходите, будем веселиться, песни петь, плясать, смеяться, шутить, никому не дадим грустить. Пригласила я вас неспроста, а чтобы вспомнить былые времена. 
Ребята, весна-красна на дворе, а совсем недавно была зима. Ночи были длинные, а дни – короткие.  Чем же занимался раньше народ длинными зимними вечерами? (Ответы детей)  Собирался народ в самой большой избе, а если погода удалась, то во дворе. Устраивали пиршества, пекли пироги, умельцы хвалились своими рукотворными изделиями, а также шутили, пели, рассказывали друг другу небылицы, водили хороводы.
Вот уж в избу мы вошли
Что ж тут видим?
Что нашли?
Горница здесь небольшая
Да красивая какая!
На убранство поглядите.
Да про всё мне расскажите!

Дети читают стихи об убранстве избы.

1. Она стоит в русской избе
От неё тепло везде
Вы поймете, о чём речь
Это русская печь.

2. Кашу варит всем дружок,
Круглобокий чугунок.

3. Стоит у стола длинная кошка
У нее четыре ножки.
Сидит на ней вся семья
Это скамья.

4. У нее доска и палка-
Это бабушкина прялка. 

5. Вот старинные кувшины.
Сделаны они из глины.
Варили в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.

6. Стоит в углу за печкой секретный сундучок.
Весят витые ручки, и петля под замок.
Он ковкой обрамленный, весь розами блестит,
Ну как же интересно, что он в себе хранит.

Ребенок: - Хозяюшка, а что у Вас в сундуке? 
Ведущий-Хозяюшка: - Рассаживайтесь, ребята, поудобнее. Сейчас обо всем расскажу: всему свое время! В сундуке лежат разные платки.
(Достает платки по одному и рассказывает об истории происхождения платков)
Ведущий-Хозяюшка: - Вот платочек простой, ситцевый. Сделан он в г. Иванове, который славится своими тканями на всю Россию. Все девочки и женщины на Руси носили платки всегда и дома и на улице. Вот еще один платочек. Он напоминает нам морозные узоры на окне. Такими кружевами вологодские мастера украшают не только платки, но и скатерти, полотенца, салфетки. Кружева плетут мастерицы из города Вологда вручную, а узоры подсказывает сама матушка-природа.
(Девочка в платке читает стих): 
Кружева – к узелку узелок
Нам родные рисуют картины,
Полевой расцветает цветок,
И ветвями качает рябина.
Словно сказка они хороши!
В них умелой работы прилежность.
Красота нашей русской души,
Терпеливая женская нежность.
Вологодские кружева…
Над коклюшками пальцы летают.
И узоры как песни слова,
Нити тонкие выплетают.

Ведущий-Хозяюшка: - А этот платок - настоящее волшебство! Легкий, тонкий, как паутинка, и теплый, как солнышко. Такие чудо-платки делают в Оренбурге. 
Самые большие платки – Павло-посадские. Они бывают разного цвета, с большими яркими цветами. О каком времени года напоминает вам этот платок? Такие платки надевали по большим праздникам и выходили «на люди». На какой праздник вы надели бы этот платок? (На Масленицу) Знаменит на весь мир русский платок! Его узоры разнообразны, извилисты, переплетаются между собой, словно девичий венок. Даже в наше время модницы носят платки, и танцуют с ними. 
Танец с платками исполняют девочки под р.н.м. (затем девочки садятся на стулья)
Ведущий-Хозяюшка: - А сейчас, ребята, отгадайте загадку:
Расскажу я, вам, друзья, в древние века
Дунул тихий ветерок в трубку тростника.
Человек услышал вдруг мелодичный звук
И родился в тот момент музыкальный… (инструмент)

- Инструменты в руки взяли и все дружно заиграли!

(Детям шумового оркестра раздают народные инструменты, гостям тоже раздаются народные инструменты. Звучит р.н.м. «На горе-то калина…»)
Ведущий-Хозяюшка: - Да, молодцы! Кто на все руки, у того нет скуки. Дело мастера боится: повеселились – надо потрудиться!
Богата и привольна Родина моя
И промыслом народным славится она.
Есть Тула, Гжель и Суздаль,
И Павловский посад,
Загорская матрешка и хохломской наряд.
По всей России-матушке,
Куда ни бросишь взгляд, 
Народные умельцы
С любовью мастерят.

- А сейчас, я приглашаю вас в Мастерскую, чтобы создать русские сувениры, которыми украсим нашу избу.

(В Мастерской стоят 5 столов по народным промыслам, оборудованные соответственно, на каждом столе по одной большого размера заготовке, которую нужно расписать, кисти, краски, салфетки, стаканчики ч водой. Практическая работа проходит под р.н.м. «Попурри»).

Ведущий Хозяюшка: - Коль закончили вы дело, так представь его умело!

 (Дети в костюмах одной росписи выходят со своей работой и читают об этом промысле стих):

1.    Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая,
Узоры золотистые!
Что за дивная посуда?
Роспись льется – просто чудо.
Здесь цветы, луга, поля –
Все, чем славится Земля!

(Хозяюшка забирает ложки и помещает на высокую подставку, украшенную декоративными салфетками в народном стиле)

2.    Дымково
Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой.
Клетки, кольца, завиточки,
Змейки, ленточки и точки.
Веселит, ласкает взор
Пестрый Дымковский узор.

(Хозяюшка забирает расписную игрушку и ставит на высокую подставку, украшенную декоративными салфетками в народном стиле)

3.    Городецкие узоры,
Столько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.
Сказочные птицы
Прилетели на цветы,
И украсили мы доски
Небывалой красоты.

(Хозяюшка забирает работу и ставит на высокую подставку, украшенную декоративными салфетками в народном стиле)

4.    Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка.
Растут синие цветочки.

(Хозяюшка забирает тарелку, чашку и ставит на высокую подставку, украшенную декоративными салфетками в народном стиле)

5.    Вот жостовский чёрный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нём бликами летнее солнце играет,
Каймой золотистой по краю сверкает.

(Хозяюшка забирает поднос и ставит на высокую подставку, украшенную декоративными салфетками в народном стиле). 

Ведущий-Хозяюшка: 
- Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

Ведущий-Хозяюшка: - Ребята, а знаете ли вы, кто такие кузнецы? (Это тоже мастера, только они обрабатывали металл.) Правильно. Что они мастерили? (Оружие, подковы для лошадей, строительные инструменты, украшения.) Молодцы! А после тяжелого трудового дня все хотели отдохнуть.

Исполняется р.н.п. «Во кузнице»

   Ведущий-Хозяюшка: - Вот такие мастера на ярмарках торговали, ремесло прославляли! Но, как говорили в старину «Делу время, а потехе час!», позабавимся сейчас!
   Русская народная игра «Горшочки»
Дети стоят в кругу. 
Ведущий ребёнок ходит по кругу и произносит слова. «По кружочку хожу, на горшочки я гляжу».
Останавливается и спрашивает. «Есть продажные горшки?»
Ребёнок отвечает. «Нет продажных горшков».
Ведущий продолжает идти по кругу со словами. «По кружочку хожу, на горшочки я гляжу». «Есть продажные горшки?»
Ребёнок отвечает. «Есть. Купи, что дашь?».
Ведущий говорит. «Шильце, мыльце, белое белильце. По рукам?»
Ответ. «По рукам».
(Дети бегут в противоположные стороны. Кто не успел занять свободное место, тот становится ведущим).
   Ведущий-Хозяюшка: 
- Эх, русский танец – загляденье!
Взорвется вширь и в высоту,
Он всем покажет, без сомненья, 
Души Российской широту.

Ребенок:Эх, Барыня,
Да, сударыня,
пляска звонкая,
да баянная....
Пляска русская,
да сердечная,
Испокон веков
Интересная!

Танец  под р.н.м. «Барыня» в современной обработке (дети приглашают гостей в общий хоровод)
   Ведущий-Хозяюшка обращается к детям:
 - Дорогие  гости, не торопитесь уходить. Играми и плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным. Вот и пироги поспели. Приглашаем всех к чаю да к сдобному караваю.
Мир, вам гости дорогие!
Вы явились в добрый час
Встречу тёплую такую
Мы готовили для Вас.
Хлебосольством и радушьем
Славен Подмосковья край.
Здесь для вас и игры русские
И медовый каравай.

6. Стоит в углу за печкой секретный сундучок.
Весят витые ручки, и петля под замок.
Он ковкой обрамленный, весь розами блестит,
Ну как же интересно, что он в себе хранит.