Использование музыки на занятиях по физической культуре


Автор: Буркина Екатерина Владимировна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Использование музыки на занятиях по физической культуре

Краткое описание работы: В работе рассказывается о взаимосвязи музыки и движения, даются методические рекомендации о том, как лучше использовать музыку на занятиях по физической культуре.

 

         Музыка является составной частью нашей жизни и поэтому она должна быть разнообразной, как окружающий нас мир.

         Большое значение в музыкальном воспитании уделяется упражнениям. Музыкально-ритмические упражнения помогают ребёнку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке, укрепляют основные виды движений.

         На занятиях по физической культуре музыка не всегда должна звучать постоянно. Музыкальное сопровождение может быть  частичным:

  • для создания в начале занятия соответствующего эмоционального фона;
  • для организации детей, повышения их внимания, сосредоточенности;
  • музыка может звучать в конце занятия как завершающий, итоговый фрагмент в двигательно-игровом действии.

         Музыкальное сопровождение может быть  комбинированным,  то есть на одном занятии живой аккомпанемент может сочетаться с прослушиванием аудиозаписи, грамзаписи.

         Систематичность,  постепенность  и  последовательность  основные  педагогические принципы. Дети не смогут выполнять движения под музыку свободно и красиво, если упражнения разучиваются сразу, без предшествующих упражнений.

         Система упражнений, выстроенные по принципу «от простого к сложному», с учётом  всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения, при условии многократного повторения заданий  поможет  успешному  выполнению  требований  программы.

 

         Музыка побуждает ребёнка к движению. Но на занятиях по физической культуре она не должна  доминировать.  Здесь на первом месте всегда стоят инструктор (воспитатель)  и дети,  речевой  контакт между ними. Музыка лишь помогает педагогу и детям эффективнее реализовывать определённые двигательно-игровые замыслы.

 

         Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Ефименко сформулировал основы  новой  системы физического воспитания и оздоровления детей первых 10 лет жизни.

         Согласно его методике любая двигательно-игровая активность, особенно после ночного и дневного сна, должна начинаться с малых, спокойных, относительно медленных оборотов, и далее – с постепенным их увеличением до максимума к последней трети занятия (комплекса или программы).

         Такой подход основывается как на общедидактических принципах: от простого к сложному, от лёгкого к трудному; - правилах постепенности, последовательности, преемственности, так и на учёте физиологии движений человека.  Несколько упрощая, можно сказать, что двигательная активность проходит фазу врабатывания, оптимального функционирования и завершающего восстановления.

         Отсюда следует, что и музыкальное сопровождение должно адекватно отражать особенности двигательно-игровой активности детей и конкретного двигательного режима.

 

         В  основу  определённых чередований двигательных режимов положены биологические законы Природы:  от лежачих, расслабленных и спокойных положений  переходить к более вертикальным и нагрузочным:  начинать движения от плеча и бедра и заканчивать кистью и стопой, причём первые движения должны быть относительно медленными, в то время как последние – быстрыми . соответствующим видится и музыкальное сопровождение.

                                                            

 

         Итак,   в  начале  занятия  (гимнастики)  музыка должна быть относительно  тихой, спокойной, медленной – с постепенным увеличением (повышением)  громкости, темпа, ритма, акцентов и эмоциональной насыщенности.  Такой музыкальный алгоритм будет соответствовать предлагаемому авторскому стилю.

        

         Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку, в огромной степени влияет на способность ребёнка контролировать свои движения и делать их более гармоничными.

 

         Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому.

 

Это сочетание духовного и физического необходимо человеку.