Музыка - как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.


Автор: Скрыльникова Евгения Евгеньевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое пособие

Музыка - как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Краткое описание работы: Музыка - как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Актуальным  направлением  в развитии системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности. Здесь ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, увидеть и ощутить  результат своей деятельности. Реализовать себя,  как творческая личность. Музыка в сообществе всех искусств занимает почетное место, так как всесторонне так и комплексно воздействует на человека.

Музыка - как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

 

Актуальным  направлением  в развитии системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности. Здесь ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, увидеть и ощутить  результат своей деятельности. Реализовать себя,  как творческая личность. Музыка в сообществе всех искусств занимает почетное место, так как всесторонне так и комплексно воздействует на человека.

Цель музыкального воспитания заключается в том, чтобы вызвать интерес к музыке, развить эмоциональные и музыкальные способности ребенка.

Каждый ребёнок рождается с определенными задатками и склонностями. Неодинаковы также объективные и субъективные возможности их развития. Но все заложенное в детях должно быть выявлено и взращено. Только тогда природные данные смогут обнаружить себя в способностях, в тяготении к тому или иному делу в жизни. Музыкальное воспитание и обучение не только духовно воздействует на детей, но и укрепляет их физические силы. Музыка создает жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма. Меняется осанка ребёнка, когда он шагает под звуки бодрого марша, полетным становится его бег под лёгкую акцентированную музыку. В процессе пения развивается дыхание, укрепляются голосовые связки.

Все это протекает на фоне эмоциональных переживаний, когда ребенка охватывает ощущение радости, душевного подъёма, восхищения или изумления. Музыка как бы управляет его настроением. Появляется стремление к самостоятельным действиям, радостное предчувствие того, что и он может сделать что-то хорошее и нужное, как-то по-особому выразить свои чувства.

Задачи музыкального воспитания:

-  формировать знания о музыке;

-  совершенствовать певческие навыки;

-  развивать речевую активность;

-  развивать эмоциональную отзывчивость и реагирование на музыку;

-  развивать музыкально-исполнительские навыки, активизировать творческие способности.

В работе с детьми разных возрастных групп решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются. Требования к качеству усвоенных навыков усложняются и повышаются от группы к группе.

Во время музыкального занятия дети обучаются сразу нескольким видам музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментахразвитие творчества: песенного, музыкально-игрового, танцевального.

     В разделе «Пение» на музыкальных занятиях используются попевки, многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонирования, также часто применяются дыхательные  упражнения перед пением (дышим носиком, «накачай колесо»«гудит самолёт»«кошечка» и др).

     Репертуар по разделу «Слушание» музыки строится в программе на произведениях композиторов разных эпох. Для более полного восприятия произведения детьми, используются различные наглядные пособия - литературный текст, условные обозначения, карточки, соответствующие характеру пьесы, движению мелодии.

     «Музыкально - ритмические движения» помогают детям наиболее полно воспринять музыкальное произведениемузыкальный образ. Рекомендуется использовать народную музыку и музыку, написанную для детей и рекомендованную программой ДОУ.

     В вопросе музыкального воспитания детей особая роль отводится музыкальным инструментам, это помогает  развитию  творческих способностей малышей. 

Программа ДОУ выстроена таким образом, что все виды музыкальной деятельности детей тесно взаимосвязаны и взаимо дополняют друг друга. Так, произведение, которое дети слушали, авторы предлагают оркестровать, а чтобы лучше прочувствовать музыку, предлагается выучить танцевальные движения, соответствующие характеру музыки.

В отличие от музыкальных занятий, использование музыки в группе организует воспитатель, консультируясь у музыкального руководителя.

Если утром в группах звучит солнечная мажорная классическая музыка или добрые песни с хорошим текстом, то расставание с родителями проходит намного легче и безболезненней.

Использование ритмичной музыки на утренней гимнастике даёт заряд бодрости и оптимизма на весь день.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон можно воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются. Пробуждению детей после дневного сна поможет: тихая, нежная, легкая, радостная музыка.

Музыка может быть использована педагогом и на других занятиях для связи с другими видами художественной деятельности и более полного представления данного образа.

В детском саду музыка может звучать в течение всего дня. Но это не значит, что она должна звучать непрерывно, а в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Неизменно весь накопленный музыкальный опыт ребенок переносит в самостоятельную музыкальную деятельность по своим интересам и желаниям.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей наиболее ярко проявляется в музицировании. Детское музицирование включает пение, ритмические движения и игру на музыкальных инструментах.

Музицируя самостоятельно, дети поют любимые песни, играют на музыкальных инструментах по собственной инициативе.

К основным источникам самостоятельной музыкальнойдеятельности детей могут быть отнесены:

музыкальные занятия;

- праздники и вечера развлечений;

- театральные постановки и концерты;

- окружение (семья).

Обязательным условием самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание определенной материальной среды - «музыкальных уголков»«зон», и др.

В содержание самостоятельной музыкальной деятельности прежде всего входит то, чему дети научились с помощью взрослых. Поэтому уже на занятиях я приучаю дошкольников к самостоятельности, предлагая спеть песенку, придумать, как пляшут трусливый заяц, косолапый медведь и т. Д.

Следовательно, развитие самостоятельной музыкальной деятельности зависит:

–от наличия предметно-пространственной развивающей среды

- от имеющихся у детей умений и навыков;

– продуманного и тактичного руководства со стороны педагогов и воспитателей.

Музыкальное воспитание осуществляется не только на уровне дошкольного учреждения, но и при взаимодействии с социальными институтами детства.Наши воспитанники с удовольствием принимают участие в сельских мероприятиях: День села, Масленица, эмоциональны при просмотре выездных кукольных театров. Подобные мероприятия находят яркий эмоциональный отклик у детей и взрослых.

Положительный результат в формировании эмоциональной сферы ребенка через музыкальное воспитание, его образного мышления трудно получить без непосредственного участия родителей, поэтому на всем протяжении дошкольного периода важно тесное сотрудничество и взаимодействие.

Для этого размещаю полезную информацию в родительские уголки,периодически обновляю папки – передвижки, провожу анкетирование, консультации, индивидуальные беседы поручения и др.

Особой формой является привлечение родителей к организации досуговых мероприятий,в которых они с удовольствием принимают участие и не только в разучивании стихов и пошиве костюмов, но и активными непосредственными участниками.

Интересной, но требующей большой подготовки являются открытые музыкальные занятия для родителей. Это дает взрослым возможность увидеть своих детей в процессе обучения всем видам музыкальной деятельности. Родители убеждаются в том, насколько серьезно проводится работа по развитию музыкальных знаний детей, формированию их художественного вкуса, творческих способностей.

Новые формы предлагаемые в Ж-л-«Музыкальный руководитель»№8-2014г:

-организовывать в детском саду встречи родителей и детей с музыкантами и композиторами.

-совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня в концертные залы, музыкальные театры, музеи музыкальных инструментов и пр.

- Информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в учреждениях дополнительного образования и культуры.

-Музыкальный руководитель записывает свой обучающий материал на электронный носитель (диск, флешку, кассету) и передаёт в семью.

Предварительно необходимо проконсультировать родителей, что с этим музыкальным репертуаром делать.

-Запись своих мастер-классов и опубликование их на сайте (своём или дошкольного образовательного учреждения)

- Изучение музыкального опыта семей.

Важно привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (семейные праздники,развлечения, концерты, чтобы у детей постоянно был интерес.

Чтобы вызвать интерес – нужны условия. Нельзя ожидать того, что ребенок начнет рисовать, если он не будет иметь в свободном доступе карандаши и бумагу, и также нельзя ожидать от ребенка интереса к музыке, если он не будет слышать ее, не будет трогать музыкальные инструменты и пытаться музицировать на них. Родители на своем примере могут показать ребенку любовь к музыке, вызвать интерес к ней.

v Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка

В наше время на детей воздействует множество иных музыкальных впечатлений. Их приносят интернет, телевизор; ребёнок слышит пение, игру на музыкальных инструментах дома и на улице. Внутренняя «кладовая» ребёнка наполняется независимо от его воли и желания. А порой даже независимо от воли и желания окружающих, если не придают этому должного значения, не вмешиваются своевременно в этот процесс. В годы детства закладывается основа, на которой позже будет возводиться здание художественных пристрастий человека, его представлений и вкусов.

Займёт ли музыка место в жизни человека, и какой именно будет эта музыка – во многом зависит от воспринятого в детском возрасте. Роль первых воспитателей в пробуждении духовного мира ребёнка, в формировании его вкусов и пристрастий бесспорна и велика.

К этому, как к конечной цели, должно быть направлено музыкально – эстетическое воспитание детей. Музыкальное воспитание – важнейшее средство формирования духовного облика человека, его идеалов. Оно необходимо не только каждому человеку в отдельности, но и обществу в целом.

 Произведения искусства оказывают большое влияние на развитие ребёнка с самого раннего возраста. Музыка, интернет, книги, телевидение постепенно начинают играть приоритетную роль в сфере интересов детей. Особое место в иерархии художественных ценностей занимает музыка.

Искусство вообще обладает специфическими средствами воздействия на человека. Характерной особенностью музыки является сильное, тонкое и глубокое воздействие на внутренний мир слушателя, оказываемое как на эмоциональную, так и на интеллектуальную стороны его личности. Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни.                                                  

 Более того, доказано, что слушание музыкальных произведений в дородовый период чрезвычайно важно для последующего развития человека. Многократное восприятие лучших образцов музыкального творчества учит ребёнка мыслить, чувствовать, переживать настроения, выраженные в художественных образах. Музыка имеет познавательное значение.        Благодаря ей речь детей обогащается словами и фразами, характеризующими настроение, чувства, образы. С её помощью осуществляется нравственное, эстетическое воспитание, понимание  прекрасного.                                                                                                                              

Заключение.

Музыкальное воспитание – важнейшее средство формирования духовного облика человека, его идеалов. Оно необходимо не только каждому человеку в отдельности, но и обществу в целом.                   

  МУЗЫКА УЧИТ  РЕБЕНКА НЕ ТОЛЬКО ВИДЕТЬ, НО И ВОСПРОИЗВОДИТЬ УВИДЕННОЕ, не только слышать, но и представлять то, что слышишь.

Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительного, слухового, чувственного, и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную.