Рабочая программа


Автор: Зайцева Татьяна Геннадьевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое пособие

Рабочая программа

Краткое описание работы: Для педагогов

 

Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста

«Ритмическая мозаика»

 

Срок реализации 2 года

 

 

 

Содержание

 

 

 

Пояснительная записка                                                                    2

 

 

 

Учебно-тематический план (старшая группа)                              7

 

 

 

Учебно-тематический план (подготовительная группа)             8

 

 

 

Основное содержание программы                                                 10

 

 

 

Календарно-тематическое   планирование   работы    с             12 детьми старшей группы

 

Календарно-тематическое   планирование   работы    с             16 детьми подготовительной группы

 

Список используемой литературы                                                20

 

 

 

1

Пояснительная записка

 

Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни - это свободное движение под музыку

И научиться этому можно у ребенка… А.И. Буренина

С давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали еще в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души… Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим… Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, которые основаны на движениях под музыку, развивающие музыкальный слух и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.

Дошкольный возраст представляет собой сенситивный период организации процесса обучения музыкально – ритмическим движениям, так как именно в этом возрасте необходимо воспитание в детях «мышечного чувства», которое в свою очередь способствует успешной работе мозга. Обучение музыкально – ритмическим движениям, является                                                универсальным средством развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.

Актуальность

В связи, с возрастающей учебной нагрузкой в детском саду, возникла необходимость внедрения                        программы      дополнительного      образования      художественно-эстетической направленности «Ритмическая мозаика», направленной на сохранение и укрепление здоровья детей. Актуальность данной программы в том, что, основываясь на синтезе музыки и пластики, она открывает огромные возможности для воспитания души и тела, способствует психологическому раскрепощению ребёнка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента, самовыражению через движения.

Данная программа обусловлена практической значимостью: музыкально–ритмические движения, разученные детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности, могут применяться в повседневной жизни, способствуют дальнейшей мотивации для обучения в танцевально – хореографических студиях.

Новизна

Новизна предлагаемой программы состоит в том, что данный материал можно использовать творчески, адаптируя к условиям работы. Программа ориентирована не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога. В качестве музыкального сопровождения предлагаются целостные произведения в аудио записи или «живом» исполнении, а не отрывки, как это принято в традиционных музыкально-ритмических упражнениях. Целостный музыкальный образ передаётся разнообразными пластическими средствами, требующими свободного владения телом, музыкального слуха, богатого воображения и фантазии.

Программа художественно - эстетической направленности «Ритмическая мозаика» для детей старшего дошкольного возраста составлена с учетом авторской программы по А.И.Буренина (Программа «Ритмическая мозаика», созданная А.И.Бурениной, решением экспертного совета при комитете по образованию Санкт-Петербурга (2000 год) признана авторской) и ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  • Каплунова И.Н., Новосельцева И.А. Топ-топ, каблучок. - М., 2002;
  • Буренина А.И.Танцевальная палитра. Музыкальная палитра. - Санкт-Петербург 2002.;

2

  • Буренина А.И. Танцы-игры для детей. - Санкт – Петербург, 2000;.

Программа рассчитана на 37 периодов непосредственно образовательной деятельности в год (1 - в неделю), длительность одного периода для детей 5-6 лет – 25 минут, для детей 6-7 лет – 30 минут.

Программа основана на игровом методе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В процессе непосредственно образовательной деятельности используются различные виды музыкально – ритмической деятельности:

- образно – игровые композиции (инсценирование песен, сюжетные композиции, этюды, включающие имитационные, пантомимические движения),

- танцевальные композиции; - сюжетные танцы;

- общеразвивающие, по типу детской аэробики; - музыкальные игры, этюды.

Программой предусмотрено проведение: - педагогического мониторинга – 2;

- тематических компонентов непосредственно образовательной деятельности по танцам -21; - сюжетных компонентов непосредственно образовательной деятельности по танцам - 10;

- развлечений - 4.

Цель данной программы – развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических     движений     разнообразных     умений,     способностей,     качеств     личности, способствуют решению следующих задач:

1. Развитие музыкальности:

§ развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

§ развитие    специальных    музыкальных     способностей:    музыкального     слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;

§ развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков; § развитие музыкальной памяти.

2. Развитие двигательных качеств и умений:

§ развитие ловкости, точности, координации движений; § развитие гибкости и пластичности;

§ воспитание выносливости, развитие силы;

§ формирование правильной осанки, красивой походки; § развитие умения ориентироваться в пространстве;

§ обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

§ развитие творческого воображения и фантазии;

§ развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

4. Развитие и тренировка психических процессов:

§ развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

§ тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов; § развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

§ воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

§ воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

В работе с дошкольниками учитываются следующие принципы обучения музыкально-ритмическим движениям:

1. Дидактики. От простого к сложному. 2. Систематичности.

3

3. Комплексная реализация целей: коммуникативная, развивающая, воспитывающая. 4. Коммуникативной направленности.

5. Наглядности; 6. Повторности;

7. Самостоятельности; 8. Научности;

9. Сотрудничества;

Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения музыкально–ритмическим движениям, овладения детьми элементарными двигательными навыками и умениями.

Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Здоровье».

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартам формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится с использованием низкоформализованных методов (наблюдение, индивидуальная работа и др.) 2 раза в год: вводный – в сентябре, где определяются стартовые возможности детей, итоговый – в мае.

 

Требования к результатам освоения образовательного компонента «Ритмическая мозаика»

Первый год обучения (старшая группа) К концу года дети должны уметь:

- выполнять основные виды движений (виды шага в танце: переменный, хороводный, приставной, шаг польки, поскоки, виды галопа);

- выполнять танцевальные движения (пружинка», « ковырялочка», «самоварчик», «качалочка»); - выразительно исполнять движения под музыку;

- уметь     самостоятельно     отображать     в    движении    основные    средства     музыкальной выразительности;

- освоить большой объём разнообразных композиций и отдельных видов движений; - импровизировать с использованием оригинальных и разнообразных движений;

- точно и правильно исполнять движения в танцевальных и гимнастических композициях. - сочинять несложные плясовые движения и комбинировать их.

Второй год обучения (подготовительная группа) К концу года дети должны уметь:

- выполнять основные виды движений (виды шага в танце: скрестный шаг, боковой шаг, боковой приставной шаг, высокий шаг);

- выполнять танцевальные движения («большая гармошка», «ножницы», «метелочка», «прямой галоп»);

- выполнять элементы плясовых и имитационных движений;

- выразительно, легко и точно выполнять движения под музыку;

- уметь     самостоятельно     отображать     в    движении    основные    средства    музыкальной выразительности, правильно называть их;

- освоить большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру,

- уметь сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;

- уметь передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми; - уметь описывать музыкальный образ и содержание музыкального произведения.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Ритмическая мозаика»

Для контроля умений и навыков воспитуемых и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия:

 

 

4

- проведение открытых компонентов непосредственно образовательной деятельности для родителей;

- проведение праздников;

- проведение отчетных концертов.

Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной образовательной программы «Ритмическая мозаика»

 

Методика

определения уровня достижения планируемых результатов образовательного компонента детьми старшей группы

Основной параметр - проявление активности. Музыкальный руководитель наблюдает за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе данного репертуара).

Цель обследования: выявить уровень музыкального и психомоторного развития ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).

Музыкально-ритмические движения

1. Выявить умение и навыки в исполнении музыкально-ритмических движений; 2. Выявить умение двигаться ритмично.

3. Выявить способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности.

4. Выполнять танцевальные движения с предметами.

5. Умение изменять движения в соответствии с фразами, темпом. 6. Проявлять танцевальное творчество.

Методика проведения обследования уровня сформированности музыкально-ритмических движений:

1. Исполнение ритмических попевок.

2. Исполнение танцевальных движений в кругу (поскоки, прямой галоп, выставление ноги на пятку, шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинка).

3. Исполнение танцевальных движений сольно.

4. Под    звучание    2-х    частной    музыкальной    пьесы    самостоятельно    выполнять соответствующие движения.

5. Исполнение танцевальных движений парами в кругу. 6. Исполнение упражнений с обручами, лентами.

 

Методика

определения уровня достижения планируемых результатов образовательного компонента детьми подготовительной группы

Основной параметр проявление активности. Музыкальный руководитель наблюдает за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе данного репертуара).

Цель обследования: выявить уровень музыкального и психомоторного развития ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).

Музыкально-ритмические движения

1. Выявить умение и навыки в исполнении музыкально-ритмических движений; 2.Выявить умение двигаться ритмично, ускоряя и замедляя темп в соответствии с музыкой.

3.Выявить способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности.

4. Выполнять танцевальные движения с предметами.

5. Умение изменять движения в соответствии с фразами, темпом и режимом.

6. Проявлять танцевальное творчество, уметь импровизировать, используя знакомые танцевальные движения

Методика обследования:

1. Исполнение ритмических попевок.

2. Исполнение танцевальных движений в кругу (поскоки, боковой галоп, «ковырялочка»,

5

«ножницы», «метелочка», «прямой галоп»).

3. Исполнение танцевальных движений сольно.

4.Под     звучание     3-х     частной     музыкальной     пьесы     самостоятельно      выполнять соответствующие движения.

5. Исполнение танцевальных движений парами, тройками в кругу, перестроения в колонну, шеренгу.

6. Исполнение упражнений с обручами, лентами, мячами.

 

Протокол обследования уровня музыкального и психомоторного развития ребенка

 

Фамилия, имя ребенка

Музыкальность (способность к

отражению в движении характера музыки и основных средств выразительности)

Эмоциональная сфера

Творческие проявления

Внимание

Пластичность, гибкость

Координация движений

Память

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка уровня освоения ребенком программного материала (старшая группа)

2 балла - (часто):

§ движения выражают музыкальный образ. § ритмично двигается под музыку;

§ самостоятельно в танцах меняет движения;

§ эмоциональная окраска движений соответствует характеру музыки. 1 балл (иногда):

§ в движениях выражается общий характер музыки, темп.

§ двигается под музыкальное сопровождение, но невыразительно; § выполняет танцевальные движения с предметами, но неуверенно; § поочередно меняет движения, но не уверенно;

§ не все движения эмоционально окрашены 0 баллов (крайне редко):

§ движения не совпадают с темпом. § двигается не ритмично;

§ не умеет, не успевает в танцах поочередно менять движения; § не эмоционально выполняет движения.

Оценка уровня освоения ребенком программного материала (подготовительная группа)

2 балла - (часто):

§ движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой, образами; § качественно и ритмично двигается под музыку;

§ самостоятельно в танцах меняет движения;

§ эмоциональная окраска движений соответствует характеру музыки. 1 балл (иногда):

§ в движениях выражается общий характер музыки, темп, начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда;

§ двигается под музыкальное сопровождение, но невыразительно; § выполняет танцевальные движения с предметами, но неуверенно; § поочередно меняет движения, но не уверенно;

§ не все движения эмоционально окрашены. 0 баллов (крайне редко):

 

6

§ движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и показ взрослого;

§ двигается не ритмично;

§ не умеет, не успевает в танцах поочередно менять движения; § не эмоционально выполняет движения.

 

Учебно - тематический план работы в старшей группе

 

Месяц

Тема

Композиция

Количество компонентов

непосредственно образовательной деятельности

В том числе

практических

Количество часов

1

сентябрь

Педагогический мониторинг

 

1

1

25 мин

«Мир игрушек»

«Кукляндия»

3

3

1 час 15 мин

2

октябрь

«Мир игрушек»

«Кукляндия»

1

1

25 мин

«Любимые персонажи мультфильмов»

«Три поросенка»

3

3

1 час 15 мин

3

ноябрь

«Любимые персонажи мультфильмов»

«Три поросенка»

1

1

25 мин

«В мире сказок»

«Птичка польку танцевала»

3

3

1 час 15 мин

4

декабрь

«В мире сказок»

«Птичка польку танцевала»

1

1

25 мин

«Юмор и шутка»

«Озорники»

3

3

1 час 15 мин

5

январь

«Юмор и шутка»

«Озорники»

1

1

25 мин

«Сюжетные танцы»

«Домисолька»

3

3

1 час 15 мин

6

февраль

«Сюжетные танцы»

«Домисолька»

1

1

25 мин

«Сюжетные танцы»

«Танец Месяца и Звездочек»

3

3

1 час 15 мин

7

март

«Сюжетные танцы»

«Танец Месяца и Звездочек»

1

1

25 мин

«Композиции физкультурной направленности»

«Аэробика»

3

3

1 час 15 мин

8

апрель

«Композиции физкультурной направленности»

«Танцкласс»

4

4

1 час 40 мин

9

май

«Игры и этюды»

«Найди      себе пару»

2

2

50 мин

7

 

 

«Настроение в музыке и пластике»

«Лирический танец»

2

2

50 мин

Педагогический мониторинг

 

1

1

25 мин

Итого в год

37

37

15 часов 25 мин

 

Учебно - тематический план работы в подготовительной группе

 

 

 

 

Месяц

Тема

Композиция

Количество компонентов

непосредственно образовательной деятельности

В том числе

практически х

Количество часов

1

сентябрь

Педагогический мониторинг

 

1

1

30 мин

«Мир игрушек»

«Танец Солдатов и кукол»

3

3

1 час 30 мин

2

октябрь

«Мир игрушек»

«Танец Солдатов и кукол»

1

1

30 мин

«Любимые персонажи мультфильмов»

«Разноцветная семья»

3

3

1 час 30 мин

3

ноябрь

«Любимые персонажи мультфильмов»

«Разноцветная семья»

1

1

30 мин

«В мире сказок»

«Танец троллей»

3

3

1 час 30 мин

4

декабрь

«В мире сказок»

«Танец троллей»

1

1

30 мин

«Юмор и шутка»

«Кошки-мышки»

3

3

1 час 30 мин

5

январь

«Юмор и шутка»

«Кошки-мышки»

1

1

30 мин

«Танцы           народов мира»

«Ты, я, он, она -вместе целая страна»

3

3

1 час 30 мин

6

февраль

«Танцы           народов мира»

«Ты, я, он, она -вместе целая страна»

1

1

30 мин

«Современные танцы»

«Что такое доброта?»

3

3

1 час 30 мин

7

март

«Современные танцы»

«Что такое доброта?»

1

1

30 мин

«Композиции физкультурной направленности»

«Упражнения             с обручем»

3

3

1 час 30 мин

8

апрель

«Композиции физкультурной направленности»

«Озорники»

3

3

1 час 30 мин

«Игры и этюды»

«Звездочет»

1

1

30 мин

9

май

«Игры и этюды»

«Звездочет»

2

2

1 час

 

 

8

 

 

«Настроение               в музыке и пластике»

«Игра с мячом»

2

2

1 час

Педагогический мониторинг

 

1

1

30 мин

Итого в год

37

37

18 часов 30 мин

 

9Основное содержание программы 1. Развитие музыкальности:

§воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;

§обогащение слушательного опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;

§развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;

§развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3 частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;

§развитие способности различать жанр произведения – плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня – танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.

2. Развитие двигательных качеств и умений

Развитие     способности     передавать     в     пластике     музыкальный     образ,     используя перечисленные ниже виды движений.

Основные:

§ Ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением и замедлением;

§ Бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;

§ Прыжковые движения – на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок «легкий» и «сильный» и др.;

общеразвивающие упражнения – на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног;

имитационные движения – различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды – «в воде», в «воздухе» и т.д.);

плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.

3. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.).

4. Развитие творческих способностей:

§ развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;

§ формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;

§ развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.

5. Развитие и тренировка психических процессов:

 

 

 

10

§ тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения – по фразам;

§ развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);

§ развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: «Рыбки легко и свободно резвятся в воде», «Кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной» и др.

6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

§ воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам (например, радоваться успеху других детей и переживать, если кто-то упал или уронил предмет, головной убор во время движения);

§ воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-компонента непосредственно образовательной деятельности с младшими детьми;

§ воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время компоненты непосредственно образовательной деятельности (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр – например, если кто-то отдыхает или работает, не танцевать, не проявлять бурно радость, если у кого-то горе и т.д.);

§ воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила подсказки взрослых: пропускать старших впереди себя, мальчики уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Календарно-тематическое планирование работы по программе «Ритмическая мозаика» с детьми старшей группы

 

Месяц

Композиция

Музыкально – ритмические движения

Музыцирование

Материал

1

Сентябрь

Педагогический мониторинг

Цель: Определение стартовых возможностей детей.

Цель: Знакомство с танцевальными позициями рук и ног.

 

Ритмические карточки, ложки, металлофон.

2

«Мир игрушек» «Кукляндия»

Цель: Учить импровизировать                 движения в образе                 игрушек.     Соотносить     движения            с характером                 музыкального        произведения. Воспитывать      доброжелательное      отношение друг к другу.

Цель:      Развивать              музыкальный              слух, внимание, наблюдательность.

СД - диск с музыкой П. Овсянникова.                          Ритмические попевки.

3

Цель:     Отрабатывать    движения             –                             наклоны туловища вправо – прямо и влево – прямо в соответствии с ритмом музыки. Следить за осанкой. Учить различать смену частей в музыке.

Цель:         Развивать       коммуникативные качества,           память,           воображение, эмоциональную отзывчивость.

Марш Е. Тиличеевой. Попевка «Андрей    –                          воробей». Музыкальная композиция

П. Овсянникова.

4

Цель: Совершенствовать основные движения, добиваться         выразительности                               движений. Развивать быстроту реакции.

Цель: Развивать чувство музыкального восприятия.

«Плетень» ( рус. нар. игра). Ритмическое лото. Разминка под музыку.

«Скакалка» музыка Е.Вилькореевой.

Музыкальная композиция П. Овсянникова.

5

Октябрь

«Мир игрушек» «Кукляндия»

Цель: Освоение шага «с каблучка». Развивать выразительность           пластики,                                            ловкость, координацию движений.

Цель: Продолжать развивать музыкально – ритмический слух. Ритмично хлопать в ладоши в соответствии с характером музыки.

Музыка В. Шаинского «Вместе весело шагать».

Музыкальная композиция П. Овсянникова.

6

«Любимые                                персонажи мультфильмов».

«Три поросёнка»

Цель: Развивать координацию, выразительность движений,                                   внимание,                                   способность импровизировать.

Цель: Продолжать с помощью карточек выкладывать ритмический рисунок.

Песня Н. Ефремова «Ни кола и ни двора».

Музыка П. Овсянникова

Вальс Н. Жилина (упражнение с обручами).

7

Цель: Работать над правильностью выполнения приставных       шагов.                              Продолжать                              учить согласовывать движения с музыкой. Следить за осанкой, положением рук.

Цель:     Учить             правильно             прохлопывать ритмический рисунок четвертными и восьмыми длительностями.

Игра «Музыкальное эхо». Песня Н. Ефремова

«Ни кола и ни двора».

Музыка            для                         сеанса релаксации.

8

Цель: Работать над правильностью выполнения поскоков,         продолжать         работать         над

Цель: Отображать ритмический рисунок цепочкой.       Активизировать       действия

Музыка В. Шаинского «Вместе весело шагать».

 

12

 

 

 

качественным выполнением приставных шагов. Формировать навыки правильной ходьбы.

детей.

Песня Н. Ефремова «Ни кола и ни двора». Релаксационная музыка «У моря».

9

Ноябрь

«Любимые                                персонажи мультфильмов».

«Три поросёнка»

Цель: Добиваться выразительности исполнения движений.                        Развивать                         образное                      мышление, сочетать         движения         с         музыкальным сопровождением.

Цель: Знакомить детей со средствами музыкальной выразительности.(длительность,                                                             тембр, ритм, регистр).

Танцевальные загадки. Ритмическое лото.                                         Песня Н.

Ефремова « Ни кола и ни двора».

10

«В мире сказок»

«Птичка польку танцевала»

Цель: Отрабатывать движение – выбрасывание ног с                  ударом носком о пол. Продолжать работать над поскоками;

Цель: Чётко и выразительно читать стихи, прохлопывать                         ритм             в                         ладоши,      по коленям.        Отображать        ритмический рисунок танца.

Песня из кинофильма

« Приключения Буратино», Музыка А. Рыбникова

11

Цель:      Продолжать учить делать поскоки на месте и с продвижением вперёд. Имитировать игру на барабане, контрабасе. Передавать кукольный, шуточный характер музыкального произведения.

Цель: Развивать чувство темпа, звуковысотный слух.

Ритмическое лото. Музыкальные загадки.

Песня      из               кинофильма               « Приключения               Буратино» музыка А. Рыбникова.

12

Цель: Развивать способность к импровизации. Следить за ритмичностью хлопков, притопов. Развивать ориентацию в пространстве.

Цель:     Продолжать     развивать             чувство ритма, динамический слух.

Ритмическая       музыка                             для проведения разминки.

Музыка А Рыбникова Релаксационная музыка « В лесу».

13

Декабрь

«В мире сказок»

«Птичка польку танцевала»

Цель: Продолжать развивать выразительность и координацию                       движений,              артистичность. Совершенствовать « боковой галоп»

в парах.

Цель:     Закреплять     понятие     тембрового восприятия; развивать музыкальный слух.

Выкладывать ритм музыкальных фраз.

Музыкально – двигательные импровизации                                          на закрепление танцевальных

движений.          Музыка                           А. Рыбникова.

14

«Юмор и шутка» «Озорники»

Цель: Формировать умение выполнять прямой и боковой галоп.

Развивать координацию движений,

образное мышление, развивать чувство ритма.

Цель: Учить правильно прохлопывать ритм –         сначала     сильные         доли,           затем четвертными.

Музыка М. Зацепина к к/ф Кавказская пленница».

Музыка Е.Бриске «Разминка».

15

Цель: Продолжать работу над прямым и боковым галопом. Дать понятие акцент и слабая доля. Развивать ориентацию в пространстве.

Цель: Продолжать развивать чувство ритма с помощью попевок. Закреплять понятие длинных и коротких звуков.

Музыка М. Зацепина «Кавказская пленница». Музыка Е. Бриске

16

Цель:      Соотносить              движения   с              музыкой, передавать              характер             музыкального произведения. Развивать быстроту реакции.

Цель:              Продолжать                      отображать ритмический рисунок потешек.

Развивать звуковысотный слух.

Музыкальные загадки. Зверобика. Музыка

М. Зацепина

17

Январь

«Юмор и шутка» «Озорники»

Цель:      Соотносить              движения   с              музыкой, передавать              характер             музыкального произведения. Развивать быстроту реакции.

Цель:              Продолжать                      отображать ритмический рисунок потешек.

Развивать звуковысотный слух.

Музыкальные загадки. Зверобика. Музыка

М. Зацепина

18

«Сюжетные танцы» «Домисолька»

Цель:      Развивать      творческое      воображение, продолжать     учить     импровизировать.     Учить

Цель: Отображать ритмический рисунок польки, марша, вальса.

Вальс М. Жилина Марш Е. Тиличеевой

13

 

 

 

двигаться по диагонали и в колонах поскоками; имитировать         игру                                  на                       музыкальных инструментах.

 

Полька П. Чайковский Музыка О. Юдахиной

19

Цель: Добиваться согласованности движений и музыки; Учить перестраиваться в шеренги, двигаться на подскоках «змейкой».

Цель:                Развивать                        тембровый, звуковысотный слух.

Музыка О. Юдахиной. Ритмические карточки.

20

Цель:           Развивать                   умение                   выполнять последовательно движения, согласовывать их с музыкой. Отрабатывать чёткость выполнения поскоков.

Цель: Закреплять понятие четвертные и восьмые длительности.

Музыка Е. Бриске «Разминка».

Музыка О .Юдахиной

21

Февраль

«Сюжетные танцы» «Домисолька»

Цель: Закреплять понятия –

шеренга,        колона,                       диагональ.                       Развивать пространственную       ориентацию,       внимание, наблюдательность.

Цель: Ритмично выполнять хлопки по сигналу.

Марш Ю. Чичкова Ритмическая       музыка                                для

разминки.

Музыка О. Юдахиной.

22

«Сюжетные танцы»

«Танец Месяца и Звёздочек»

Цель:     Развивать             выразительность             пластики, способность чувствовать музыкальную форму, а также образное мышление.

Цель: Правильно отображать заданную ритмическую формулу на металлофоне,

треугольнике.

Рожок, звёздочки на палочке. Музыка Поля

Мориа « Звёзды в твоих очах».

23

Цель: Учить перестраиваться с шеренги в круг, правильно                 манипулировать                         предметами. Следить за плавностью выполнения движений. Отрабатывать движение «кружение на носках».

Цель: Развивать ритмические способности детей, чувство темповых изменений.

Атрибуты к танцу. Музыка Поля Мориа

«Звёзды в твоих очах».

24

Цель: Продолжить работу над

правильным перестроением с шеренги в круг. Учить правильно манипулировать предметами. Отрабатывать                                 чёткость                                    и                              плавность выполнения.

Цель: Работа с ритмическими карточками.

Дидактическое                               пособие «Развиваем чувство ритма». Музыка Поля

Мориа « Звёзды в твоих очах».

25

Март

«Сюжетные танцы»

«Танец Месяца и Звёздочек»

Цель: Развивать чувство ритма, координации, точности,                выразительности                           исполнения движений,          двигательной          памяти                            и произвольного внимания, быстроты реакции.

Цель:                       Продолжать                       развивать звуковысотный и тембровый слух.

Музыка « Аэробика». Атрибуты.

Музыка Поля Мориа

« Звёзды в твоих очах».

26

«Композиция физкультурной направленности»

«Аэробика»

Цель:       Развивать               координацию               движений, быстроту реакции, внимание, чувство ритма, способность  к      импровизации,      адекватной оценки и самооценки.

Цель: Продолжать работу над развитием чувства ритма с помощью музыкальных инструментов.

Металлофон, ложки. Музыка Ю. Чичкова

27

Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений,                       воображение,                         способность                           к импровизации.

Цель: Прохлопывать чётко и ритмично музыкальные загадки.

Попевки.                     Ритмические карточки.Музыка                               Ю. Чичкова

28

Цель:       Развивать               координацию               движений, быстроту реакции, внимание, чувство ритма, способность  к      импровизации,      адекватной оценки и самооценки.

Цель:                       Продолжать                       развивать звуковысотный и тембровый слух.

Музыка « Аэробика». Атрибуты.

Музыка Поля Мориа

« Звёзды в твоих очах».

 

14

29-30

Апрель

«Композиция физкультурной направленности» «Аэробика»

Цель:        Развивать                чувство                ритмического восприятия, координацию движений, красивую осанку, гибкость и пластичность.

Цель: Продолжать развивать ритмические способности детей.

Музыка Ю.Чичкова Музыка Ф. Лоу

31 -32

Цель: Соотносить движения рук и ног; развивать ориентацию в пространстве, выразительность выполнения движений.

Цель: Закреплять понятия – тембр, регистр, динамика.

Музыка Ф. Лоу

Музыка для релаксации.

33

Май

«Игры и этюды» «Найди себе пару»

Цель: Развивать пространственную ориентацию, коммуникативные                     способности,                            быстроту реакции, способность к импровизации.

Цель: Развивать музыкальный слух.

Музыка М. Спадавеккиа, « Добрый жук».

34

Цель: Закреплять умение двигаться подскоками. Воспитывать чувство коллективизма.

Цель: Закреплять понятия Длинные и короткие звуки.

Музыка М. Спадавеккиа, « Добрый жук».

35-36

«Игры и этюды» «Лирический танец»

Цель: Развивать музыкальность, пластичность, мягкость движения, образное                          мышление, память и внимание.

Цель: Работа с ритмическими карточками.

Музыка А. Петрова .

Вальс    из     к/ф     «             Берегись автомобиля».

37

 

Педагогический мониторинг

Цель:        определение                уровня                достижения планируемых                результатов            образовательного компонента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Календарно-тематическое планирование работы по программе «Ритмическая мозаика» с детьми подготовительной группы

 

Месяц

Композиция

Музыкально – ритмические движения

Музыцирование

Материал

1

Сентябрь

Педагогический мониторинг

Цель: Определение стартовых возможностей детей. Цель: Знакомство с танцевальными позициями рук

и ног.

 

Ритмические       карточки,                             ложки, металлофон.

2

«Мир игрушек»

«Танец солдат и кукол»

Цель: Учить импровизировать движения в образе игрушечных персонажей. Соотносить движения с характером      музыкального                                произведения. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Цель: Развивать музыкальный слух, внимание, наблюдательность.

СД      -      диск      с         музыкой      П. Овсянникова.               Ритмические попевки.

3

Цель: Отрабатывать движения – наклоны туловища вправо – прямо и влево – прямо в соответствии с ритмом музыки, топающий шаг, высокий шаг. Следить за осанкой. Продолжать формировать умения различать трёхчастную музыку.

Цель: Развивать коммуникативные качества,    память,                   воображение, эмоциональную отзывчивость.

Марш    Е.     Тиличеевой.              Попевка «Андрей – воробей». Музыкальная композиция

П. Овсянникова.

4

Цель:     Совершенствовать             основные             движения, добиваться выразительности движений. Развивать пространственную ориентацию.

Цель:             Развивать                    чувство музыкального восприятия.

«Плетень»        (рус.       нар.                         игра). Ритмическое лото. Разминка под музыку.

«Скакалка» муз. Е.Вилькореевой. Муз. композиция П. Овсянникова

5

Октябрь

«Мир игрушек»

«Танец солдат и кукол»

Цель:      Развивать              выразительность              пластики, ловкость, координацию движений.

Цель:        Продолжать                развивать музыкально – ритмический слух. Ритмично хлопать в ладоши в соответствии        с        характером музыки.

Музыка В. Шаинского «Вместе весело шагать».

Музыкальная композиция П. Овсянникова.

6

«Сюжетный танец» «Разноцветная семья»

Цель: Развивать координацию, выразительность движений,                                     внимание,                                     способность импровизировать. Упражнять в поскоках.

Цель:     Продолжать    с             помощью карточек                       выкладывать ритмический рисунок.

Песня Н. Ефремова «Ни кола и ни двора».

Музыка П. Овсянникова

Вальс Н. Жилина (упражнение с обручами).

7

Цель: Работать над правильностью выполнения приставных         шагов.                                Продолжать                                учить согласовывать движения с музыкой. Следить за осанкой, положением рук.

Цель:             Учить                     правильно прохлопывать              ритмический рисунок четвертными и восьмыми длительностями.

Игра «Музыкальное эхо». Песня Н. Ефремова

«Ни кола и ни двора».

Музыка для сеанса релаксации.

8

Цель: Продолжать работать    над правильностью выполнения поскоков. Работать над качественным выполнением приставных шагов.

Цель:     Отображать             ритмический рисунок                             цепочкой. Активизировать действия детей.

Музыка В. Шаинского «Вместе весело шагать». Песня Н. Ефремова

«Ни кола и ни двора». Релаксационная музыка

 

16

 

 

 

 

 

«У моря».

9

Ноябрь

«Сюжетный танец» «Разноцветная семья»

Цель: Добиваться выразительности исполнения движений.                        Развивать                         образное                      мышление, сочетать           движения           с           музыкальным сопровождением.

Цель:        Знакомить       детей                со средствами                  музыкальной выразительности.(длительность, тембр, ритм, регистр).

Танцевальные загадки.

Ритмическое лото.           Песня Н. Ефремова « Ни кола и ни двора».

10

«В мире сказок» «Танец троллей»

Цель: Отрабатывать движение – выбрасывание ног с        ударом носком о пол. Продолжать учить соотносить движения с музыкой;

Цель: Чётко и выразительно читать стихи,                 прохлопывать    ритм                 в ладоши, по коленям. Отображать ритмический рисунок танца.

Песня из кинофильма «Приключения Буратино», Музыка А. Рыбникова

11

Цель: Продолжать учить делать поскоки на месте и с продвижением вперёд. Имитировать игру на барабане,                    контрабасе.                    Добиваться                        чёткости движений.

Цель: Развивать чувство темпа, звуковысотный слух.

Ритмическое лото. Музыкальные загадки.

Песня          из                  кинофильма                  « Приключения Буратино» музыка А. Рыбникова.

12

Цель: Развивать способность к импровизации. Следить за ритмичностью хлопков, притопов. Развивать ориентацию в пространстве.

Цель:        Продолжать                развивать чувство      ритма,    динамический слух.

Ритмическая            музыка                                  для проведения разминки.

Музыка А.Рыбникова Релаксационная музыка «В лесу».

13

Декабрь

«В мире сказок» «Танец троллей»

Цель: Продолжать развивать выразительность и координацию                       движений,             артистичность. Совершенствовать умение двигаться группой.

Цель:           Закреплять                   понятие тембрового восприятия; развивать музыкальный слух.

Выкладывать ритм музыкальных фраз.

Музыкально        –                         двигательные импровизации      на      закрепление танцевальных

движений. Музыка А. Рыбникова.

14

«Юмор и шутка» «Кошки - мышки»

Цель: Формировать умение выполнять лёгкий бег на носочках, крадущийся шаг.

Развивать координацию движений,

образное мышление, развивать чувство ритма.

Цель:             Учить                     правильно прохлопывать ритм     –                     сначала сильные доли, затем четвертными.

Музыка М. Зацепина к к/ф « Кавказская пленница». Музыка Е.Бриске

«Разминка».

15

Цель: Продолжать работу над имитационными движениями. Дать понятие акцент и слабая доля. Развивать ориентацию в пространстве.

Цель:        Продолжать                развивать чувство       ритма     с     помощью попевок.                Закреплять       понятие длинных и коротких звуков.

Музыка М. Зацепина «Кавказская пленница». Музыка Е. Бриске

16

Цель: Соотносить движения с музыкой, передавать характер музыкального произведения. Развивать быстроту реакции.

Цель:       Продолжать               отображать ритмический рисунок потешек.

Развивать звуковысотный слух.

Музыкальные загадки. Зверобика. Музыка

М. Зацепина

17

Январь

«Юмор и шутка» «Кошки - мышки»

Цель: Продолжать работу над имитационными движениями. Соотносить движения с музыкой, передавать характер музыкального произведения. Развивать быстроту реакции.

Цель:        Продолжать                развивать чувство       ритма     с                     помощью попевок.

Зверобика. Музыка М. Зацепина Музыка Е. Бриске

18

«Танцы народов мира»

«Ты, я, он, она - вместе целая страна»

Цель:        Развивать                творческое                воображение, ориентацию в пространстве. Учить двигаться по диагонали        и         в         колонах         поскоками, синхронизировать движения с музыкой.

Цель:     Отображать             ритмический рисунок польки, марша, вальса.

Вальс М. Жилина Марш Е. Тиличеевой Полька П. Чайковский Музыка О. Юдахиной

17

19

 

 

Цель: Добиваться согласованности движений и музыки;                    Учить                 перестраиваться                    в                    шеренги, двигаться на подскоках «змейкой».

Цель:         Развивать                 тембровый, звуковысотный слух.

Музыка О. Юдахиной. Ритмические карточки.

20

Цель:            Развивать                    умение                    выполнять последовательно движения, согласовывать их с музыкой. Отрабатывать чёткость выполнения поскоков.

Цель:               Закреплять                   понятие четвертные                   и            восьмые длительности.

Музыка Е. Бриске «Разминка».

Музыка О.Юдахиной

21

Февраль

«Танцы народов мира»

«Ты, я , он, она- вместе целая страна»

Цель: Закреплять понятия –

шеренга,          колона,                        диагональ.                        Развивать пространственную        ориентацию,        внимание, наблюдательность.

Цель: Ритмично выполнять хлопки по сигналу.

Марш Ю. Чичкова

Ритмическая музыка для разминки. Музыка О. Юдахиной.

22

«Современные танцы» «Что такое доброта?».

Цель:                           Добиваться                       пластичности движений,способность чувствовать музыкальную форму, а также образное мышление. Учить изменять движения в соответствии с характером музыки.

Цель:                Правильно              отображать заданную ритмическую формулу на металлофоне,

треугольнике.

Рожок,      звёздочки      на                палочке. Музыка Поля

Мориа «Звёзды в твоих очах».

23

Цель: Учить перестраиваться с шеренги в круг, правильно манипулировать предметами. Следить за             плавностью             выполнения             движений. Отрабатывать движение «кружение на носках».

Цель:        Развивать            ритмические способности                детей,                чувство темповых изменений.

Атрибуты к танцу. Музыка Поля Мориа

«Звёзды в твоих очах».

24

Цель: Продолжить работу над

правильным перестроением с шеренги в круг .Отрабатывать чёткость и плавность выполнения. Следить за осанкой.

Цель:     Работа    с             ритмическими карточками.

Дидактическое пособие «Развиваем чувство ритма». Музыка Поля Мориа «Звёзды в твоих очах».

25

Март

«Современные танцы» «Что такое доброта?».

Цель: Развивать чувство ритма, координации, точности, выразительности исполнения движений, двигательной памяти и произвольного внимания, быстроты реакции.

Цель:                Продолжать            развивать звуковысотный и тембровый слух.

Музыка « Аэробика». Атрибуты.

Музыка Поля Мориа

« Звёзды в твоих очах».

26

«Композиция физкультурной направленности»

«Упражнение с обручами»

Цель: Развивать координацию движений, быстроту реакции, внимание, чувство ритма, способность к импровизации, адекватной оценки и самооценки. Учить действовать с предметами.

Цель:             Продолжать             работу             над развитием             чувства      ритма      с помощью                     музыкальных инструментов.

Металлофон, ложки. Музыка Ю. Чичкова

27

Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений,                       воображение,                         способность                            к импровизации.

Цель:              Прохлопывать        чётко              и ритмично музыкальные загадки.

Попевки.                                         Ритмические карточки.Музыка Ю. Чичкова

28

Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений,                       воображение,                         способность                            к импровизации.

Цель:              Прохлопывать        чётко              и ритмично музыкальные загадки.

Попевки.                                         Ритмические карточки.Музыка Ю. Чичкова

29

Апрель

«Композиция физкультурной направленности»

Цель: Развивать чувство ритмического восприятия, координацию                              движений,                               красивую                                осанку, гибкость и пластичность.

Цель:                Продолжать            развивать ритмические способности детей.

Музыка Ю.Чичкова Музыка Ф. Лоу

 

18

30

 

«Озорники»

Цель: Развивать чувство ритмического восприятия, координацию      движений,                                красивую                                осанку, гибкость и пластичность.

Цель:        Продолжать                развивать ритмические способности детей.

Музыка Ю.Чичкова Музыка Ф. Лоу

31

Цель: Соотносить движения рук и ног; развивать ориентацию в пространстве, выразительность выполнения движений.

Цель: Закреплять понятия – тембр, регистр, динамика.

Музыка Ф. Лоу

Музыка для релаксации.

32

«Игры и этюды» «Звездочёт»

Цель: Развивать пространственную ориентацию, коммуникативные                           способности,                                  быстроту реакции, способность к импровизации.

Цель: Развивать музыкальный слух.

Музыка М. Спадавеккиа, «Добрый жук».

33.

Май

«Игры и этюды» «Звездочёт»

Цель: Развивать пространственную ориентацию, коммуникативные                           способности,                                  быстроту реакции, способность к импровизации.

Цель: Развивать музыкальный слух.

Музыка М. Спадавеккиа, «Добрый жук».

34

Цель: Закреплять умение двигаться подскоками. Воспитывать чувство коллективизма.

Цель: Закреплять понятия Длинные и короткие звуки.

Музыка М. Спадавеккиа, «Добрый жук».

35-36

«Игры и этюды» «Игра с мячом»

Цель: Развивать музыкальность, ,                                   образное мышление, память и внимание, Формировать умение действовать с предметами.

Цель:     Работа    с             ритмическими карточками.

Музыка А. Петрова.

Вальс         из          к/ф                  «Берегись автомобиля».

37

Педагогический мониторинг

Цель:          определение                  уровня                  достижения планируемых                  результатов                  образовательного компонента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

Средства обучения 1. Музыкальный центр.

 

2. Аудиозаписи по программе «Ритмическая мозаика».

 

3. Диски «Детские песни» (4 выпуска).

 

4. Диск «Избранное» (музыка русских композиторов). 5. Диски «Аэробика» (2 выпуска).

6. Компьютер 7. DVD записи

 

 

.

 

Список используемой литературы

 

1.       Базарова Н.П. Азбука классического танца.- Л.- М., 1994. 2.          Барышникова Т.В. Азбука хореографии.- Москва 1999.

3.       Берндштейн В.М. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. - М., 2005. 4.          Буренина А.И. Ритмическая мозаика. - Санкт – Петербург, 2000.

5.       Буренина А.И.Танцевальная палитра. Музыкальная палитра. - Санкт-Петербург 2002. 6.          Буренина А.И. Танцы-игры для детей. - Санкт – Петербург, 2000.

7.       Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка.- М.: Просвещение, 1997. 8. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика.- М., Просвещение 1995.

9.       Выготский Л.С. Психология искусства. - М.,1986.

10.     Далькроз Э.Ж. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства.- СПб – 1922. 11.          Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития. - М.: Просвещения, 1999.

12.     Зарецкая Н.В. Танцы для детей. – Москва, 2005.

13.     Ильина Г.А. Особенности музыкального ритма у детей. - М.,2000. 14.     Каплунова И.Н., Новосельцева И.А. Топ-топ, каблучок. - М., 2002.

15.     Каплунова И.Н., Новосельцева И.А. Этот удивительный ритм.- Санкт-Петербург, 2002. 16.          Климов А. А. Основы русского народного танца.- М.: Изд-во МГИК, 1994.

17.     Костровицкая В.С. Сто уроков классического танца.- Л., 2001. 18.          Лифщ И.В. Ритмика. - М., 1999.

19.     Лопухов А.В., Ширяев А. В. Основы характерного танца.- М. – Л.,2000.

20.     Теплов Б. М. Избранные труды. Т. 1: Психология музыкальных способностей.- М., 1985. 21.          Фильденкрайз М. Осознавание через движение.- М.,1994.

22.     Фарфель В.С. Развитие движений у детей школьного возраста.- М.,1994. 23.          Шевченко Ю. С Музыкотерапия детей и подростков.- М.,1995.

24.     Халфина С.С. Классический танец. -1998.

25.     Яхинский С. М. Музыка и движения. - М., 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20