"Значение песен В.Я.Шаинского в современном музыкальном развитии детей"


Автор: Зоммер Ольга Михайловна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

"Значение песен В.Я.Шаинского в современном музыкальном развитии детей"

Краткое описание работы: Публикация о роли песен В.Я.Шаинского для детей старшего дошкольного возраста,и включении их в программу

 

 

Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

И, конечно же, Жанр ПЕСНЯ» наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста,  близок и понятен. Песня тесно вошла в детскую жизнь. Дети поют не только на занятиях, развлечениях и праздниках, но и в свободной деятельности.

Песня учит и воспитывает ребенка. Исполнение песен объединяет детей, создает условия для их  эмоционального, музыкального общения. Важно, чтобы дети не потеряли к песне интерес. Эта задача не только музыкального руководителя, но и воспитателей, и родителей, формирующих целостную личность ребенка.

Поэтому особое внимание необходимо   уделять подбору песенного репертуара, который направлен на формирование и развитие  специфических знаний, умений, вокальных и коммуникативных навыков. И, конечно же, в репертуар исполняемых детьми песен, в первую очередь должны быть включены песни Владимира Яковлевича Шаинского      .        

        Влияния музыки на воспитание детей - это приобщение к музыкальной культуре в целом. Влияние музыки на формирование личности ребенка в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство, способна воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению.музыкальной нравственной культуры ребенка .

Чем объяснить тот факт, что детские песни Шаинского так популярны? Почему его песни ребёнок поёт сам, когда играет? Почему не расстаётся с ними?

 В музыке Шаинского малыш слышит, прежде всего, добрую тональность, ласковую улыбку, видит желанных героев. И ему бесконечно близки эти герои, их отношения, поскольку в них он видит себя и свое отношение к другим. Дружба ради единства, ради способности существовать на земле – эта идея привлекает маленького человека в песнях Владимира Яковлевича. Одиночество – ничто, дружба – все. А это понятно малышу, ведь именно в детстве человек больше всего страдает от непонимания. Все творчество Шаинского для детей можно определить так: дружба, улыбка, доброта. Отсюда популярность крокодила Гены, Чебурашки, крошки Енота, как обобщенных образов. Дети рисуют крокодила, так как они хотят дружить с ним. А Чебурашка пользуется такой горя,чей любовью, которой не удостаивались ни собачки, ни кошечки. И не случайно симпатичная игрушка обитает во многих наших домах. Чебурашка стал символом необычайной, беспредельной сердечности и доброты. На зимней Олимпиаде 2006 года, проходившей в Турине, талисманом российской сборной стал тоже Чебурашка. Чья же тут заслуга, создателей мультфильма, режиссера, сценариста, художника? Безусловно. Но если бы не музыка Шаинского, эти образы не вошли  бы в наш быт так уверенно.

О музыке композитора много говорят и пишут. Шаинский обладает ярким мелодическим дарованием, его песни легко запоминаются благодаря простым, но вовсе не примитивным интонациям. Частые повторения этих интонаций облегают их запоминание. И в то же время песни Владимира Яковлевича необычайно современны. Их содержание, мелодии близки и понятны детям. Повторяя яркие, запоминающиеся мелодические обороты, ребенок не только лучше запоминает песню, но и получает огромное удовольствие от самого процесса повторения, пропевания «лакомой» интонации. Она у него получается, и в этом счастье маленького человека.

На протяжении многих лет взрослыми и детьми слушаются и поются добрые, светлые детские песни Владимира Шаинского. Их популярность огромна. Сколько раз критики, специалисты пытались объяснить феномен песен Шаинского. А автор просто объясняет это тем, что нашел свой музыкальный ключ в общении с детьми. Он умеет разговаривать с ребятами "по душам", как бы на равных: то с озорством и лукавством, то ласково и серьезно, то с добродушным юмором и неудержимым весельем. Кто-то назвал песни Шаинского «школой радости».«Улыбка» научит сражать любого врага доброжелательностью. «Голубой вагон» не перестает напоминать, что все проходит, и надо верить в лучшее, которое обязательно наступит. «Вместе весело шагать» соберет вместе друзей. А «Чему учат в школе» быть может, вернет хоть на минутку желание идти в школу ребенку, который мечтает о каникулах уже 1 сентября. Но чтобы написать простую, легко запоминающуюся песню, с ясной, доступной всем мелодией, нужен огромный труд. И не только труд. Без высокого мастерства и настоящего таланта не создать песню, способную к большой и долгой жизни.

Принято считать, что из всех форм музыки песня наиболее проста и потому написать ее легче, чем что-нибудь другое. Но легкость эта кажущаяся. Как композитору-симфонисту трудно создать рельефную, выразительную и лаконичную тему, так и для создания восьми или шестнадцати тактов песни, которые вместили бы богатое образное содержание, нужны и талант, и мастерство, и умение напряженно трудиться", — писал В. Соловьев-Седой.

 В отличие от классической музыки в жанре детской песни в конкурентной борьбе побеждают сильные. Ведь слушателя, а тем более детей не обманешь. Бывает такая музыка, в которой нет ничего кроме нот, ритма, правильно построенных аккордов (то, что композитор называет фактурой). История показывает, что у «фактурной» песни не бывает будущего, а значит и не бывает успеха. Но в реальности так часто приходится встречаться с низкосортным, но фактурным детским музыкальным материалом... Но это не о песнях Шаинского! Замечательные песни Владимира Яковлевича поет уже не одно поколение детей, их смело можно назвать отечественной музыкальной классикой.

"Это песни, воспитывающие музыкальный и поэтический вкус, это песни, которые хочется слушать и петь." (А.И.Буренина сб."Сказочная карусель")

Изучив и проанализировав музыкально - песенный репертуар, предлагаемый основной общеобразовательной программой, реализуемой в нашем ДОУ я обратила внимание, что детям  старшего    дошкольного возраста не хватает песен наших замечательных советских композиторов - В.Я.Шаинского, Гладкова, Дунаевского, Тухманова, Крылатова. Из музыкального воспитания детей как бы вырван целый пласт музыкального советского искусства. Это очень печально, т.к. есть в этих песнях то, что выделяет их среди множества других, — открытая эмоциональность, праздничность, удивленно-восторженный взгляд на мир.

Эти песни на редкость "общительны". В Советском Союзе их яркие, звонкие мелодии запоминали и пели все — и дети, и взрослые, с ними подружились слушатели не только у нас в стране, но и за рубежом. А после разговора с родителями, которые поинтересовались, почему их дети не "поют песен Шаинского" я поставила перед собой следующую цель: - Обогатить музыкально-песенный материал, познакомить и подружить детей с произведениями русских советских композиторов - песенников. И начать знакомить детей я решила с песнями замечательного, уникального и неповторимого Владимира Яковлевича Шаинского.

Перед собой я поставила следующие задачи:

Подобрать музыкальный материал с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей и соответствием данного репертуара комплексно-тематическому планированию.

Подобрать критерии для проведения мониторинга с целью изучения творчества советского российского детского композитора- песенника В. Я. Шаинского.

Разрабатывая проект, я немного волновалась : справятся ли дети с поставленными задачами, приобретут ли необходимые знания, умения и навыки при внедрении нового музыкального материала, примут ли и полюбят они песни Шаинского, как их любили когда-то мы - их взрослые наставники. Волновалась зря - песни Владимира Яковлевича Шаинского так понравились детям, что они пели их не только на занятиях, но и в повседневной жизни, в игре, на прогулке, в самостоятельной деятельности

На занятиях ребята с удовольствием слушали музыку к кино- и мультфильмам, обсуждали музыкальное творчество В.Я.Шаинского, разучивали и исполняли песни композитора, подыгрывали на музыкальных инструментах, инсценировали их. Проявляли двигательное творчество под музыку Шаинского: девочки изображали "Оживших кукол", "Белочек", мальчики с удовольствием придумали танец кузнечиков и лягушек. А сколько было инсценированных песен! Лентяй "Антошка", Вредная "Шапокляк", Злющий разбойник "Крага", "Веселые островитяне с острова «Чунга-Чанга.

Известно, что психика ребенка устроена так, что его практически невозможно заставить воспринимать «сухую» информацию: ребенку должно быть интересно заниматься не потому что «это надо» и «это полезно», а потому, что ему интересно и ему нравится это делать. Поэтому, нужно постараться максимально разнообразить и обогатить музыкально – развивающую среду кабинета по РСВ и ФП, проводить НОД в разнообразных формах, обязательно использовать в работе ИКТ, что способствовало  бы повышению творческой активности детей, их эмоциональному настрою..

В связи с личностно – ориентированной моделью взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным. Поскольку индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, воспитательная работа в образовательном учреждении не может строиться без учета этого фактора.  Осуществлять разнообразные формы работы с родителями:Консультации, беседы.

Домашние задания: изготовление поделок по теме проекта, игрушек "Легиона друзей", пошив костюмов к развлечениям, участие в досугах и развлечениях, сбор информации в интернете, обогащение "Музыкальной копилки" группы и пр.Оформление информационного уголка в кабинете.

Помощь в предоставлении родителям музыкально- методического материала : записи песен, музыкальных сказок, фонограмм выученных песен, мультфильмов для использования этого материала дома с детьми.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что внедрение и обогащение основной общеобразовательной программы для детей старшего дошкольного возраста , музыкой В. Я. Шаинского, систематическое исполнение его песенного репертуара  в повседневной жизни, на праздниках, развлечениях, дома в кругу семьи, будет успешно развивать музыкальный вкус ребенка, его культуру, музыкальные творческие способности.

                Важнейшей задачей нашего времени является формирование культуры человека, особенно музыкально эстетической, которой так не хватает нам в жизни.          Таким задачам отвечают песни Владимира Яковлевича Шаинского. Содержание его песен – это богатство жизненных знаний, психологических установок, которые помогают человеку быть успешным в жизни. Именно поэтому, они так актуальны и востребованы. Сказочные, игровые сюжеты, поэтические образы его песен легко запоминаются, их можно обыгрывать, инсценировать. Разученный репертуар дети могут использовать на праздниках, концертах, различных конкурсах, а так же просто петь в повседневной жизни.

      К сожалению  в настоящее время  у детей  слабо сформирован интерес к детским отечественным песням. Дети затрудняются называть авторов песен, не знакомы со многими  известными мелодиями и словами к ним. Педагоги недостаточно широко используют детский песенный репертуар отечественных  композиторов. Родители мало уделяют внимания этой проблеме.

 Приобщаящая ребенка к музыкальному миру замечательного советского композитора  В.Я Шаинского, обогащая музыкально-песенный репертуар основной общеобразовательной  программы ДОУ  его творчеством,  мы, тем самым, формируем музыкально-эстетический вкус ребенка, развиваем его музыкальную культуру и творческие способности.

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается   с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду, а в последующем и в школе.  Детей необходимо воспитывать добротой, а вместе с тем воспитывать доброту. И музыка может стать верным помощником в процессе воспитания доброты. Музыка – это также и одно из средств воспитания, которое воспитывает в ребенке эстетические чувства, то есть умение видеть прекрасное в мире, а также формирует духовно-нравственное начало личности.

Песня – самый лучший друг, она всегда с тобой, живой и верный спутник твоей жизни. Она объединяет людей в едином душевном порыве.

Прослушивание детских песенок в раннем детстве и младенчестве помогает ребенку быстрее освоить человеческую речь, потому что влияет сразу на слух, голос и память. Малыш со временем начинает повторять мотивы песен, сначала просто пытаясь имитировать знакомые звуки, а позже, произнося слова. Пение развивает легкие и помогает голосу обрести силу, а также вырабатывает дикцию. Однако ребенок не только повторяет знакомые песенки, но и поет свои, придумывая мелодию, интонацию и свою детскую историю.

 Это говорит о развитии творческих способностей. Он отходит от подражания к созданию собственного продукта, учится вкладывать свои чувства в песню, развиваясь эмоционально. Ребенок начинает представлять себя певцом и придумывать движения, подходящие под мелодию, и таким образом развивает физические данные, чувство ритма и координацию движений.

Прослушивая песни, которые учат доброму отношению, дружбе, сопереживанию, любви к близким, у ребенка формируется понятие о добре и зле и взаимодействии людей в обществе.

Веселые и задорные мелодии положительно влияют на эмоциональный фон ребенка и нервную систему. Он растет здоровым и счастливым человеком, умеющим правильно выражать свои чувства и эмоции. «Улыбка», «Песенка крокодила Гены», «Антошка», «Чебурашка» - эти песни так прочно вошли в нашу жизнь, что мы не представляем себя без них. Кажется, что они существовали всегда, а их автор-композитор Владимир  Шаинский всегда писал песни.

 О музыке композитора много говорят и пишут. Шаинский обладает ярким мелодическим дарованием,  его песни легко запоминаются  благодаря простым,  но вовсе не примитивным интонациям.  Частые повторения этих интонаций облегают их запоминание. И в то же время песни Владимира Яковлевича необычайно современны.

Добрые советские мультфильмы, сказки и детские фильмы подарили нам множество хороших детских песенок, которые из-за своих поучительных текстов актуальны и в двадцать первом веке. Поколение, выросшее на советской мультипликации, хорошо помнит «детские песни из мультфильмов» и передает это знание своим детям. И в этом еще одно доказательство большого воспитательного и эстетического воздействия песен Шаинского на детские сердца. Ведь мы должны учить ребят не только любви, дружбе и доброте, но и печали, грусти. Очень важно, чтобы наши дети смогли чувствовать чужую боль, чужое горе и сумели пережить свое, чтобы не сломались и не оступились они в трудную минуту. Ведь жизнь – это не только лишь одни праздники.

Занятия музыкой с раннего возраста очень эффективны для развития ребенка. Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - это не полный список того, что с помощью музыки развивается у ребенка .

Занятия музыкой вовлекает в работу все отделы мозга. В результате идёт развитие познавательной деятельности: мышления, памяти.

Детское пение способствует формированию здоровой психики ребенка, его эмоциональному развитию, способности к сопереживанию.

Детская песня - своеобразный жанр музыки, предназначенный для прослушивания детьми. Для песен подбираются соответствующе тематике тексты. Разучивание детских песен повышают успехи в обучении чтению, развивают фонематический слух, улучшают пространственно-временные представления, координацию движения. На занятиях чаще всего песни исполняются коллективно, то есть хором.

Это можно считать настоящей загадкой: почему незатейливые, на первый взгляд, мелодии навечно поселяются в голове и гарантируют хорошее настроение, стоит их услышать? Ходишь потом и напеваешь про себя: «Чунга-чанга, весело живем...», и губы невольно растягиваются в улыбку.

Композитор Владимир Дашкевич объясняет этот феномен тем, что мелодии Шаинского только кажутся простыми. В действительности же получить такие мелодии можно только в результате виртуозной работы, приправленной редким талантом.

По мнению Дашкевича, Шаинский использовал классические музыкальные приемы, сходные с теми, что сквозят в мелодиях Шуберта и Моцарта, и выдавал уникальные комбинации, которые, однажды услышав, невозможно забыть. Более того, изящная и тонкая мелодическая игра Шаинского способна лечить на подсознательном уровне.

(Известный мультфильм про Антошку был создан на песню Шаинского, которую он написал за 10 минут)

Разумеется, писать такие песни не смог бы человек без специального образования. За плечами у Шаинского — две консерватории: одну он окончил как скрипач, вторую — как композитор. Помимо детского цикла песен (которых более 200!), он писал серьезную музыку — у него есть опера, симфония, оперетты и мюзиклы. Так что в основе кажущейся легкости — солидная профессиональная база.

Кроме того, создание таких запоминающихся, светлых, чистых и свежих мелодий было бы невозможно, если бы не характер Шаинского. По воспоминаниям друзей и коллег, он был невероятно позитивной личностью, до старости оставаясь ребенком в душе:

Все о чем поется в песнях Шаинского – неоценимое богатство жизненных знаний, психологических установок, которые помогают быть успешными в жизни. Поэтому-то они и по нынешний день актуальны и востребованы, и в школах, и в детских садах. Сказочные, игровые сюжеты, поэтические образы его песен легко запоминаются, их можно обыгрывать, инсценировать. С предлагаемым репертуаром дети могут выступать на праздниках, концертах, на различных конкурсах, а также просто петь в повседневной жизни.

. Замечательные песни Владимира Яковлевича поет уже не одно поколение детей, их смело можно назвать отечественной музыкальной классикой.

Сейчас Владимира Шаинского называют символом нашей страны, без песен которого не обошлось ни одно детство.

Споры, жаркие дискуссии, множество вопросов… И всё вокруг одного и того же. Главный герой наших сомнений – это наши дети. Мы хотим, чтобы они больше знали, лучше, красивее и беззаботнее жили. Но пугает одно, когда наш любимый маленький ребёнок вдруг проявляет жестокость. Чего же не хватает детям, чем же мы обделили их? Необходимо воспитывать добротой, а вместе с тем воспитывать доброту. И музыка может стать верным помощником в процессе воспитания доброты.

Музыка – язык общения человеческих душ, верный и вечный лекарь человеческого сердца. И особое место в этом плане, наверное, во все времена принадлежало песне. Ибо ни в одном другом жанре искусства человек столько не поведал от имени своего сердца, как в песне. Песня – самый лучший друг, она всегда с тобой, живой и верный спутник твоей жизни. Она объединяет людей в едином душевном порыве.

 Люди всегда тянутся к песне. Многие любят не только слушать или петь песни, но и сами сочиняют их. Так велико желание человека поделиться своими чувствами, своей любовью с другими. Но для того, чтобы создать настоящее произведение искусства, песню, мало быть талантливым. Необходимо быть мастером.

Прислушивались ли вы к тому, как разговаривают наши дети? Детская речевая интонация весьма своеобразна. Она не может быть безликой, одинаково ровной и плавной, отличается от логически определенной интонации взрослых своей алогичностью. Но эта особенность интонации вызвана тем, что дети воспринимают мир преувеличенно эмоционально. В своей детской музыке В. Я.Шаинский удивительно чутко «подслушал» интонацию ребячьего говора. Для ребенка же эта песня не просто рассказ, а игра в школу, где он рассказывает сам себе и другим о том, какой должна быть школа, какой он ее себе представляет.

Какой же огромной воспитательной силой должна обладать песня, если мораль: «книжки добрые любить и воспитанными быть учат в школе» преподносится не учителю и не взрослым, а пропевается самим ребенком, приходит к нему изнутри, сразу становясь его собственным, а потому самым ценным и твердым убеждением.

Обратимся теперь к знаменитой «Улыбке». Удивительно светлая, нежная, добрая музыка, легкая и мягкая, сердечная. Но отчего же нам так хочется улыбнуться, лишь только мы запеваем мелодию песни? Произнесите в слух слово «улыбка» с повышением интонации на ударном слоге, и вы заметите, что мышцы ваших губ и рта пришли в такое же положение, как при самой доброй, широкой улыбке. И мы улыбаемся.

Проникновение лирики в веселую детскую песню произошло у композитора так органично, что часто мы затрудняемся однозначно ответить на вопрос о характере песни. В песнях печаль растворяется в задоре, а радость – в грусти. То услышишь в них беззаботное озорство, а споешь в другой раз и заметишь вдруг что-то новое. И в этом еще одно доказательство большого воспитательного и эстетического воздействия песен Шаинского на детские сердца. Ведь мы должны учить ребят не только любви, дружбе и доброте, но и печали, грусти. Очень важно, чтобы наши дети смогли чувствовать чужую боль, чужое горе и сумели пережить свое, чтобы не сломались и не оступились они в трудную минуту. Ведь жизнь – это не только лишь одни праздники.

И все же печаль Шаинского мимолетна, а грусть светла. Оптимист в душе, Владимир Яковлевич уносит наших мальчиков и девочек в неугомонном, буйном ритме своих песен, в озорных, дразнящих и жизнерадостных интонациях в мир сказки, игры, фантазии.

Всем своим творчеством он обращается к нам и к нашим детям: «Верьте людям, надейтесь на них, любите жизнь. Будьте добры!.

     Таким образом, можно сделать вывод о том, что внедрение  и обогащение основной общеобразовательной программы дошкольного образования  музыкой В. Я. Шаинского,  систематическое исполнение его песенного репертуара  в повседневной жизни, на праздниках, развлечениях, дома в кругу семьи,  успешно развивает музыкальный вкус ребенка, его культуру, музыкальные творческие способности.

Приобщая ребенка к музыкальному миру замечательного советского композитора  В.Я Шаинского, обогащая музыкально-песенный репертуар основной общеобразовательной  программы ДОУ  его творчеством,  мы, тем самым, формируем музыкально-эстетический вкус ребенка, развиваем его музыкальную культуру и творческие способности.

Воспитывать на творчестве В. Я. Шаинского у ребенка  такие базовые качества личности, как творческая активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, произвольность, умственные и познавательные способности.

Все о чем поется в песнях Шаинского – неоценимое богатство жизненных знаний, психологических установок, которые помогают быть успешными в жизни. Поэтому-то они и по нынешний день актуальны и востребованы, и в школах, и в детских садах. Сказочные, игровые сюжеты, поэтические образы его песен легко запоминаются, их можно обыгрывать, инсценировать. С предлагаемым репертуаром дети могут выступать на праздниках, концертах, на различных конкурсах, а также просто петь в повседневной жизни.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза найдет свое подтверждение, как на теоретическом уровне, так и в процессе работы: внедрение  и обогащение основной общеобразовательной программы  музыкой В. Я. Шаинского,  систематическое исполнение его песенного репертуара  в повседневной жизни, на праздниках, развлечениях, дома в кругу семьи, развивает музыкальный вкус ребенка, его культуру, музыкальные творческие способности.