Роль музыкальных занятий в ДОУ в воспитании духовно- нравственном развитии детей.


Автор: Зоммер Ольга Михайловна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

Роль музыкальных занятий в ДОУ в воспитании духовно- нравственном развитии детей.

Краткое описание работы: Воспитание духовно-нравственных качеств у детей, средствами музыкальной деятельности в ДОУ.

 

Статья  64 Федерального закона РФ «Об Образовании в Российской Федерации» гласит, что Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

    Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры, подрастающее поколение растёт и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях.

В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в раннем возрасте.

 Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Причиной тому является резкое снижение патриотического воспитания в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров, снижение культурной работы с детьми в свободное от занятий время.

Под влиянием далеко не нравственных некоторых современных, мультфильмов у детей искажены представления нравственных качеств  о добре, милосердии, справедливости. В  связи с чем увеличилось количество дошкольников, у которых родители и педагоги отмечают нарушение поведения в виде тревожности,гиперактивности,склонность к враждебности,нежелание делиться игрушками,помочь товарищу в трудной ситуации.У детей слабо развиты навыки   сочувствия, сопереживания, в детском коллективе встречается такая проблема, как агрессивность. Но по мере усвоения правил, дети постепенно усваивают нормы поведения. Поэтому так важно закладывать основы нравственности,  патриотические ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям. Ведь с рождения ребёнок нацелен  на идеал хорошего. Средств для формирования у дошкольников нравственно-патриотических принципов множество.

 

 

 

 

Для реализации задач патриотического воспитания, необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем детском саду  через организацию непосредственно образовательной   деятельности, проектной деятельности, праздников, развлечений, творческих встреч, которые включают  в себя музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей и ознакомление их с художественной литературой.

Решение задач по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников,

процесс длительный и сложный. Положительного результата мы достигаем только в совместной , системной работе всех педагогов нашего детского сада, конечно же, при активной поддержке родителей.

Музыкальное искусство в педагогике,  является эффективным средством воспитательного воздействия на ребёнка, поэтому нравственное  воспитание средствами музыкального искусства , состоит  в том, чтобы научить детей сопереживать музыке, человеку через музыку.

Развивать способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль. Воспитывать своё отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

 Цель работы: Создание условий для решения задач нравственно - патриотического воспитания детей на  музыкальных занятиях.

Задачи: 1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:- к семье, городу, стране;- к природе родного края;- к культурному наследию своего народа.

2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;

3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;

4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.

    Данные задачи могут быть успешно реализованы, только во взаимодействии семьи, педагогического коллектива, общественности.

•         Работа с детьми;

•         Работа с родителями;

•         Работа с педагогами;

•         Работа с социумом.

Это глобальные цели и задачи, и процесс их реализации проходит на протяжении всего образовательного процесса, и в разных образовательных областях.

 

 

 

 

 

 

         Работа с детьми.

Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников невозможно переоценить. Музыка помогает ребенку выразить через песню или танец свое отношение к Родине, родному краю, семье.

Поэтому при подготовке занятия очень важно грамотно отобрать музыкальные произведения, чтобы они были  доступны и близки пониманию ребенка определенного возраста.

Большое нравственно-патриотического воздействие на ребенка оказывает русская народная музыка. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Поэтому при подготовке занятия очень важно грамотно отобрать музыкальные произведения, чтобы они были  доступны и близки пониманию ребенка определенного возраста.

Моя цель- не воспитание отдельных талантов, а в том,чтобы дети полюбили музыку, чтобы она стала духовной потребностью.  То, что упущенно в детстве, никогда не возместить в годы юности, и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте, в детские годы несравненно глубже, чем  в более поздние периоды   развития личности.

Русская классическая музыка – это достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Поэтому классическая музыка должна звучать на музыкальных занятиях, начиная с младших групп, а в старших группах, важно акцентировать внимание ребенка, на то, что это именно русский композитор, наш соотечественник является   новатором музыки, в которой  видно русское происхождение, слышны русские корни. 

На русских песнях, прибаутках, частушках, у детей дошкольного возраста воспитываются качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными

областями  дошкольного воспитания. Моя  задача, как педагога, заключается в том, чтобы приблизить детей к процессу  созидания, в результате которого,

рождается новое, личное отношение ребёнка к  окружающему миру.

От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и  отношения к окружающему.

Незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольника имеют музыкально - ритмические игры, танцы, театрализация игровых песен, работа с музыкально – шумовыми инструментами. Все эти виды музыкальной деятельности развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию, через движение, а так же художественный образ в движении. Но самое главное, музыка входит в быт семьи, в которой воспитывается ребенок.

 Основным воспитательным средством, в котором можно реализовать все виды музыкальной деятельности является организация и проведение праздников.

Праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить его детство»

Родина.Отечество.В  корнях этих слов, близкие и дорогие каждому человеку- образы. - Мать и отец, родные места,речь, музыка, история. Любовь к близким людям, к детскому саду, родному городу,селу и Стране играют огромную роль  в становлении личности ребёнка.

То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка зависит прежде всего от родителей и окружающих его взрослых. От того , как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

 

Все мы родом из детства...Именно в дошкольном возрасте  формируются задатки нравственности.

 Как хорошо детям в семье,где заботливая бабушка,хозяйственный дед, деловой,находчивый  папа,и любящая всех, всех- мама.

 Нравственное воспитание ребёнка –дошкольника- это  прежде всего, воспитание любви и уважения к матери.

Для многих людей , слово мама- самое прекрасное слово   на земле.

Все дети любят своих мам, они рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки, а песни о маме, особенно любимы  ребятами.Чувства малышей отличаются простотой и непосредственностью.

Это и гордость за маму,  и чувства дружелюбия ,нежной радости, ласкового спокойствия.Для того , чтобы эти песни прочно вошли в жизнь ребёнка,я совместно с воспитателями и специалистами  , использую их в разных ситуациях. Во время утренних бесед о маме,после чтения стихов о маме, при рассматривании репродукций с изображением матери и ребёнка, а так же, в праздничном концерте, посвящённом   женскому  Дню 8 Марта и Дню Матери.Как же ждут дети мамин праздник! С каким настроением они разучивают песни и танцы для мамы и бабушки. Сколько нежности и тепла вкладывают в своё исполнении дети. Ведь они поют о самых любимых, самых дорогих  людях, они поют о маме. Особенно нравятся детям, когда мамы и бабушки являются непосредствено участниками праздника.  Взрослые и дети играют вместе на музыкальных инструментах, учавствуют

 в весёлых играх и аттракционах. Дети с удовольствием дарят мамочкам и бабушкам подарки, которые  они изготовили своими руками.

 

 

 Чувство любви к родной природе, ещё одно из слагаемых  патриотизма. Воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое  чувство дошкольников. Ведь природные явления и объекты окружающие ребёнка с его появлением на свет,ближе ему, и легче для его восприятия, сильней воздействуют на  эмоциональную сферу.

В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, я  воспитываю такое отношение к образам реальной природы, которое вызывает у детей, разнообразные эмоциональные переживания.Чувство радости, грусти, нежности и доброты.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов, помогают детям  почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке, много  музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью   выразительных движений эти образы. Помимо этого, в разделе слушание музыки, предлагается масса инструментальной музыки,характеризующей образы природы.Каждый временной цикл, осенний, зимний,весенний,  летний,мы стараемся закончить тематическим праздником или развлечением.

С большим вниманием,  относимся к оформлению зала. Оно должно, кроме тематической направленности , нести много функционального назначения.

Вызывать  интерес, побуждать обращать внимание на оформление при разучивание песен о природе.

В саду проводятся яркие и запоминающиеся праздники, которые посвящены празднованию Осени, Зиме,Весне,и конечно Лету.

Через народную музыку, песни , танцы,фольклор,в детях воспитываем чувство патриотизма и национальной гордости. Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты,образны, мелодичны , поэтому дети их быстро усваивают.

Нетрадиционное достоинство песен, позволяет использовать их, как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют в развитии первоначальных певческих навыков, у детей младшего возраста.А в старшем возрасте, они очень эффективны в качестве распевания. Широко использую многообразия народной музыки, для разучивания движений,инсценировок, хороводов,плясок, игры на музыкальных инструментах.Русская народная музыка ,постоянно  звучит  при выполнении движений на занятиях и утренней гимнастики. Разнообразие мелодий, обогащает музыкально- ритмические движения детей.

Слушая народную музыку и произведения великих русских композиторов,в основе которых легла народная песня, сказка или былина, ребята осваивают бесценный  культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы. Сила воздействия на ребёнка произведениями народного творчества возрастает, если ознакомление с ним осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Необходимо создавать условия, чтобы дети являлись активными исполнителями песен разных народов, музыкальных игр, и активно включались в работу  по подготовке  и проведению праздников и развлечений.

Большое место  к приобщению детей   к народной культуре , занимют народные  праздники и традиции. У нас проводятся традиционные фольклорные развлечения. Масленица, святки , рождество, пасха, где дети водят хороводы, играют в народные игры и забавы.

Мы проводим множество праздников, связанных с патриотическим воспитанием детей. Приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой, дети знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями.

Стало доброй традицией отмечать в нашем саду праздники: «День Единства» , «День Защитника Отечества», «День России» и «Российского флага» ,и любимый праздник « День Победы», с участием родителей и сотрудников детского сада.      

Показать красоту и достопримечательности родного края не трудно в любом виде деятельности, будь то прогулка, беседа или познавательная, интерактивная игра, где  дети  рассказывают о своем любимом  местечке,  о своем доме,  природе, какая окружает их. В моей работе, очень важно, чтобы искусство помогало восприятию окружающего, развивало  у детей чувство прекрасного,создавало у них определенное настроение, воспитывало у них любовь к родному краю, и уважение к людям, живущих и работающих в нем.  Ребёнок будет любить и ценитьсвой родной край, если мы научим его этому. Каждому человеку нужно знать, кто он и откуда.Память о своих  корнях, любовь к своему народу , к родной земле,делает человека достойнее и сильнее.Чтобы наши дети росли успешными,деятельными, уверенными в себе людьми ,мы с самого раннего возраста ,прививаем им, чувство  сопричастности к нашей стране и её истории.Знакомим  детей с родной Страной,расширяем  их представление о значении государственных символов России.Воспитываем  уважительное отношение к гербу, флагу,гимну Российской федерации, формируем представление о том, что Россия многонациональная страна,даем детям понять, что у каждого народа свои сказки.

 

 

 

 Сказка  сопровождает ребенка с самого раннего детства. Такие нравственные категории, как  добро и зло, хорошо  и плохо можно и нельзя, целесообразно формировать своим примером, а также с помощью народных сказок.Инсценировка является одной из форм  активного восприятия сказки. Инсценировка способствует воспитанию таких качеств, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность, выразительность речи, произвольное внимание, воображение.

В сказках нравственно- патриотическое содержание усиливается также музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием.

Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно- художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказывать огромное  нравственно -патриотическое воспитательное воздействие на ребёнка.

 

Важное место в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема Защитники Отечества .Эта тема любима и понятна детям.Героизм,мужество,готовность совершить подвиг во имя Родины- эти черты  Российского воина понятны старшим дошкольникам. Они вызывают  у них уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми.

Песни военной тематики легко запоминаются, в основном они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желанием ребят  быть сильными и смелыми защитниками нашей Родины.

Ну ,а наши праздники любят и дети и взрослые, поэтому родители принимают самое активное участие в наших праздниках.

 

День Победы- самый значимый праздник в нашей стране.Здесь мы расскрываем  величие и подвиги Советского народа, и вновь отдаём дань глубокого уважения нашим отцам, дедам, прадедам за их великий подвиг на полях сражений и в тылу.И наш долг помнить об этом, и передаватьпамять о нём поколениям, выросшим в мирное время.

На музыкальных занятиях знакомим детей с патриотическими песнями тех времён и о тех временах,проводим беседы о подвигах Советского народа в годы войны.Рассматриваем картины, просматриваем видеопрезентации на тему Великая Отечественная Война.

Для оформления  альбома  « Песни военных  лет» и выставки « Мы помним и гордимся вами» готовятся рисунки и поделки детей.

 

 

 

Родители собирают архивные материалы о своих родственниках- фронтовиках для бессмертного полка нашего сада. А на праздник посвященный Дню Победы, мы приглашаем ветеранов, дети поют военные песни, танцуют, играют на музыкальных инструментах, выполняют различные перестроения, маршируют в почетном строю  с фотографиями своих прадедушек.

Подводя итог, скажу: « Чувство патриотизма, доступно маленьким детям.

Последовательная, системная, хорошо организованная работа нравственно-патриотического воспитания, способствует эстетическому, интеллектуальному    развитию детей. Вся наша работа направлена на то, чтобы дети гордились тем краем и страной в которой они живут.

 

•         Работа с родителями.

Работа по формированию нравственно – патриотического воспитания более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители в соответствии с ФГОС ДО являются равноправными участниками образовательного процесса.      

    Большинство родителей активно участвуют в процессе, разучивают стихи, песни, танцы с детьми. При подготовке праздников и мероприятий мы вместе решаем какие костюмы для выступления приготовить, какие атрибуты необходимы и как их изготовить.

    Раз в квартал в каждой группе в раздевалке вывешиваются музыкальные статьи или рекомендации для родителей.

Родители всегда желанные гости на праздниках, и не только как зрители, но и как активные участники мероприятия. С большим удовольствием мамы и папы, бабушки и дедушки участвуют в конкурсах и викторинах.

В нашем детском саду родители всегда принимают активное участие в изготовлении тематических поделок на группах.

И с недавнего времени мы стали организовывать выставку лучших работ, непосредственно в зале, («Осенние мотивы», «Зимние Забавы», «Выставка военной техники»), что вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и родителей.

•         Работа с педагогами.

Для достижения поставленных целей в формировании нравственно – патриотического воспитания дошкольников огромное значение имеет системная работа музыкального руководителя с другими  педагогическими сотрудниками, воспитателем, логопедом, физкультурным работником, музыкальным руководителем. Это отражается в проведении совместных мероприятиях, с физ. работником, например «Веселые старты»,  «День защиты детей», «Масленица», « Здравствуй, лето!» «Зарядка вместе с папой»

При подготовке к тематическим праздникам, движения танцев разучиваются сначала и показываются воспитателям, подробно разбираются. Весь репертуар песен, танцев, и сценарий выдается в печатном виде и также подробно разбирается в каждой группе. 

 

•         Работа в социуме.

Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. И именно здесь сходятся воедино задачи общества, ДОУ и семьи, заинтересованность в воспитании духовно-нравственной личности.

Всем известно, что детский сад и является “островком детства”, но он не может существовать изолированно от т,  того, места, где ребенок  родился и живёт, поэтому в данном направлении мы также проводим работу.

•         участие в тематических  районных вокальных и танцевальных конкурсах;  «Весенняя капель», «Поющие капельки»;

•         детская библиотека приходит в гости к дошкольникам;

•         взаимодействие со школой: участие школьников в тематических праздниках, как артистов, действующих героев; посещение школы дошкольниками;  Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут.

В рамках празднования, посвящённого « Дню села» , ребята знакомились с фольклором, творчеством местных авторов, достопримечательными местами своего родного села и области.

•         привлечение к проведению некоторых мероприятий профессиональных музыкантов и артистов «День защиты детей»;

•         каждый год 9 мая посещаем памятник воинской славы рядом с детским садом.

. Вывод: Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Безусловно, работа в данном направлении интересна и очень важна, поэтому её обязательно нужно продолжать, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой!

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы  сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить  нашим детям.