"Духовно-нравственное воспитание детей в процессе дополнительного художественного образования"


Автор: Соловьева Ольга Михайловна

Предмет: Иное

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

"Духовно-нравственное воспитание детей в процессе дополнительного художественного образования"

Краткое описание работы: В статье даны понятия духовности и нравственности, дополнительного художественного образования, а также особенности дополнительного художественного воспитания.

Аннотация. В статье даны понятия духовности и нравственности, дополнительного художественного образования, а также особенности дополнительного художественного воспитания.

Ключевые слова: воспитание, художественное образование, духовность, нравственность, дополнительное художественное образование.

Духовно-нравственному воспитанию детей посвящено достаточно много исследований, однако в дополнительном художественном образовании данное направление не является хорошо разработанным. Об этом говорят работы А.А. Мелик Пашаева, Т.Г. Русаковой, Т.П. Петраковой и др. Актуальность  заключается в обозначении особенностей духовно-нравственного воспитания детей в дополнительном художественном образовании и выявлении условий, что позволит в дальнейшем структурировать воспитательную работу и определить опорные пункты для разработки программ по воспитанию подрастающего поколения.

В новом тысячелетии воспитание детей не уходит на последнее место. Казалось бы, уже все определено и способы и методы, однако тема продолжает быть актуальной. Среди всех направлений воспитательной работы - духовно-нравственное является на наш взгляд одним из важных.

«Духовность-это потребность устремляться к вершинам бытия, слушать свой внутренний голос и бескорыстно проявлять любовь, милосердие и сострадание ко всему живому. В связи с этим духовно-нравственное воспитание-это целенаправленный педагогический процесс взаимодействия ребенка с элементами духовной культуры». [1,C.1].

Духовно–нравственное воспитание по мнению Федосовой Н.А. - это воспитание в соответствии с духовными традициями народа. Таким образом, духовно-нравственное воспитание детей должно вестись системно, в рамках программы, которая объединяла основное и дополнительное образование. Для этого необходимо четко определить рамки воспитательного процесса в общем и дополнительном образовании.

Общее школьное образование имеет такую предметную область как «Искусство»: изобразительное искусство (ИЗО), мировую художественную культуру (МХК) и музыку. Дополнительное образование имеет разнообразные формы деятельности: факультативы в школе; кружки школьные и внешкольные, детские школы искусства, художественные школы и пр. [2, C.12]

Дополнительное образование имеет разнообразные формы деятельности: факультативы в школе; кружки школьные и внешкольные, детские школы искусства, художественные школы и пр.  Дополнительное образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания на основе реализации специально разработанных образовательных программ (предпрофильного и общеразвивающего характера). Часто дополнительное образование рассматривают только как добавочный элемент к основному образованию, выполняющему функцию обогащения и дополнения возможностей образовательных стандартов. Однако в таком случае не учитывается основное предназначение дополнительного образования - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей (А.К. Бруднов). Можно согласиться с методистами и учителями-практиками, которые относят дополнительное образование к сферам наибольшего благоприятствования для развития каждого ребенка. При этом специалисты полагают, что такое образование является одной из инфраструктур социального воспитания (А.В. Мудрик). Дополнительное образование рассматривается как «особо ценный тип образования» (В.Б. Новичков), как «зона ближайшего развития образования в России» (А. Г. Асмолов).

Таким образом, дополнительное образование детей – это не только целенаправленный процесс, объединяющий обучения и воспитания, но прежде всего направленный на развитие подрастающего поколения в определенном предпрофессиональном направлении. [2, C.38]

 Дополнительное же образование как раз дает возможность обучающемуся самостоятельно выбирать ориентиры развития и роста, направленность на самосовершенствование и становления как личности. В таблице 1 рассмотрены основные ориентиры основного и дополнительного образования, которые наиболее полно отражают их различия.

Основное образование

Дополнительное образование

Ориентировано на:

Построение научно-рациональной

картины мира и способов нормативно целесообразной деятельности

Раскрытие ценностно-смысловой

компоненты мира и развитие

самодеятельности детей

Усвоение предметных знаний и

способов их употребления

Раскрытие личностных интересов и

склонностей, где учебные предметы лишь одно из средств обучения

Освоение возрастно-нормативного

пространства

Построение пространства саморазвития

Социализацию детей, формирование

формирование социально-групповые

нормы развития

Индивидулизацию, воспитание

свободной, самобытной личности

Типогилизирующее, моновозрастное

образование социально адаптированной личности

Поливозрастное образование,

личностные нормы, обеспечивающие

индивидуальные траектории развития

Общечеловеческий опыт познания

Личный опыт практической

жизнедеятельности ребенка

Адаптирующее и корректирующее

образование

Развивающее и реабилитирующее

образование

 

В дополнительном образовании необходимо уделять внимание духовному становлению детей, раскрытию ценностно-смыслового компонента. В связи со сказанным основное и дополнительно образование имеет свои особенности, где в дополнительном образовании выделяется более значимые ориентиры на воспитание свободной и самобытной личности, а общее образование призвано в большей степени к освоению способов учебной деятельности и социализацию обучающихся. А значит и условия по воспитанию детей в общем и дополнительном образовании будут другими. Это и будет третий вопрос нашего исследования.

 Преподаватели считают, что «развивать духовно–нравственные качества ребенка следует через игру. Игра учит детей размышлять над каждым нравственным поступком, воспитывать хорошие манеры и развивать душу. Для формирования духовно– нравственных качеств используются игры, которые учат получать удовольствие от общения с другими детьми, воспитывают уважение и любовь к близким людям. Использование народных игр позволяет не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют формированию добрых отношений в коллективе, ограждают ребенка от негатива и агрессии. Широко используются игры, целью которых является воспитание нравственных качеств личности ребенка. Духовно – нравственные качества личности также можно развивать с помощью детского устного народного творчества, фольклорных жанров. Ведь подобные произведения бесценны, потому что в них находятся исконно национальные ценности. Проживание ребенка в фольклорной среде способствует развитию более чутко и глубоко реагировать на все явления окружающей действительности, в том числе и духовно-нравственной». [1, C. 2].

Развивать духовно-нравственные качества можно разными способами: в беседе, в творческой деятельности; с помощью социокультурной среды и пр. Содержание бесед должно активизировать эмоциональную память детей и включать не только рассказы педагога, но и записи мастеров слова (актеров, фольклористов). В беседах используются мультимедийные пособия, фотографии, репродукции, макеты, изделия декоративно-прикладного искусства. Большой эффект имеют видеозаписи самого ребенка или его сверстника. Появление на экране детей в музее среди всегда вызывает большой интерес и надолго запоминается. Беседы обязательно предусматривают «обратную связь» - диалоги взрослого с ребенком по типу «вопрос – ответ». Такие формы работы закрепляют эмоционально-познавательные впечатления, формируют потребность к повторным посещениям художественных музеев, галерей, выставочных комплексов. По ответам и реакциям детей можно судить об эффективности занятий. [5, С.1].

  Творческая деятельность развивается прямо пропорционально активности их художественно-эстетической деятельности. Чем разнообразней виды художественной деятельности, тем больше возможностей развития творческого потенциала личности. Еще одной особенностью младшего школьного возраста является сензитивность ко всем видам художественно-творческой деятельности. Ребенку интересно все, он рисует, поет, музицирует, декламирует и еще не готов отдать предпочтение какому-то одному виду деятельности. [3, C. 79]

 С позиций эстетики художественное творчество есть самовыражение внутреннего мира художника, который не только познает, но и выражает свое видение, понимание окружающие. [4, C. 7].

Социокультурная среда, в которой находится ребенок, также дает большую возможность привлечения подрастающего поколения к решению социально-значимых проблем через художественно-творческую деятельность (конкурсы, выставки, фестивали, акции, сетевые конференции и форумы, разработка и реализация социально-значимых проектов). Получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия, формирование у детей мотивации к творческой инициативе (зарождение идеи, воплощение идея, анализ работы над идеей, рефлексия). На этом этапе происходит овладение обучающимися основами исследовательской и проектной деятельности, элементами критического мышления.

Таким образом, для эффективного духовно-нравственного воспитания детей в процессе дополнительного художественного образования необходимы следующие условия:

1. Игра.

2. Беседы на искусствоведческие темы.

3. Творческая деятельность.

4. Социокультурная среда.

Ссылки на источники

  1. Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
  2. Коваль А.Н., Малыгина А.Н., Жесткова Е.А. 2016-376 с. 2. Дополнительно образование детей. 2004-349 с. Евладова Е. Б.
  3. Интеграция в образовании. Художественное развитие информационной эпохи. Под науч. Ред. Олесиной О. П., Стукаловой О. В. 2016-376 с.
  4.  4. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. Казакова Т.Г. 2006-255 с. 5. http://helpiks.org/6-86744.html