«Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора».


Автор: Болотина Ольга Сергеевна

Предмет: Музыкальный фольклор

Класс: Дети

Тип материала: Методические разработки

«Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора».

Краткое описание работы: Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т.д., ребенок легче входит в окружающий мир. Через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Актуальность.

Сегодня повсеместно вырастает интерес к родной культуре, а именно к народному творчеству или как принято говорить к фольклору. Родная культура как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души каждого ребенка, началом порождающим личность. Оно и понятно: в народном творчестве с его обрядами, традициями,  обычаями, праздниками нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни:

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи» А.С. Лихачев.

Пожалуй,  ни один другой народ не имел таких богатых игровых, певческих традиций, как наш – русский. С молоком матери откладывались в детской памяти  колыбельные песни, потешки, прибаутки, сказки. На деревенских околицах можно было слышать девичье пение, а на проезжих дорогах – протяжную песнь ямщиков. Во время страды молодые и старые, сгребая сено на скошенном лугу, пели,  облегчая тем самым себе труд незамысловатыми мелодиями. А наши хороводы, которые могли водиться всей деревней приводили в изумление приезжавших в Россию иностранцев и, конечно,  наши русские пляски и праздники.

Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом – огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.

Понятие фольклора.

Сегодня необходимо искать такие формы музыкального воспитания и образования, которые органично сочетали бы в себе многообразие интересов современника, приобщая его к народной национальной культуре, как составной части духовного потенциала человека.

Фольклор – (в переводе с английского) – народная мудрость. Традиция того или иного народа.

Трудно найти другой материал: потешки, пестушки, прибаутки, колыбельные, игры и т. д., столь же близкий детям по духу и одновременно содержащий огромные воспитательно-обучающие возможности, каким является фольклор. Его главное достоинство заключается в импровизационном характере творческой деятельности. Именно это открывает гораздо большие возможности для развития творческого мышления, инициативы, способностей детей. Синкретичность фольклорного музицирования ,  органичная связь в нем пения, игры, пластики движений и других видов художественного самовыявления, яркая образность музыкально-поэтического и хореографического языка, доступность для понимания - все эти качества позволяют фольклору занять в программе эстетического воспитания детей самое достойное место и рассматривать его как цель обучения народной культуре и как средство нравственно-эстетического воспитания детей.

Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т.д., ребенок легче входит в окружающий мир. Через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Меня, как музыкального руководителя ,больше интересует детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых.

Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим собственным законам и в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют его. Фольклорные произведения русского народа помогают ,с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.

Жанры фольклора.

Приобщение детей к жанрам русского фольклора начинаю с группы раннего развития,  когда оторванность от родной мамы, отца в связи с поступлением в детский сад становятся для ребенка настоящим стрессом. В это время колыбельные, пестушки, прибаутки напоминают детям о теплоте маминых рук, голоса в момент напевания «Ай баюшки-баиньки, прискакали заиньки…». Колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле Кате, а затем – всем окружающим. Плавность и мягкость колыбельной песни просто не позволяют быть грубым.

Пестушки (от слова «пестовать» – воспитывать, нянчить холить, растить, носить на руках.) – короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Цель пестушек – забавлять, потешать, успокаивать, отвлекать ласкать, ребенка, а нередко просто комментировать его движения и действия – агуканье, гуленье, потягивание, первые шаги и т. д.

Ой, ты, мое солнышко,

Пшеничное зернышко,

Милая, родная,

Рыбка золотая.

 

Ой ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневый кусточек.

 

Ай,  не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач.

Будешь если плакать,

Куплю худой лапоть!

 

Потешки – это песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребенком. Цель – развлечь  малыша, создать у него веселое настроение.  Потешки  зачастую сопровождаются жестами взрослого. Ребенок еще плохо может выразить в речи то, что чувствует, но уже стремится к звукоподражанию, к повторам жестов, а через это – до него доходит смысл потешки (почему коза ворчит, почему клюкой стучит?). С одной стороны, ребенок играет, но в игре до него доходит смысл самой потешки, который имеет нравственную подоплеку – как нужно сделать так, чтобы было хорошо и правильно?

Идет коза – во лбу рога,

Идет – ворчит, клюкой стучит –

Кто кашки не ест, кто молока не пьет,

Того забодаю, забодаю,

Акто кашку кушает и маму слушает,

С тем – поиграю.

 

Скок, скок, скок, скок,

Побежали на мосток,

Побежали на мосток, потеряли сапожок.

Имеются потешки, которые и наставляют, и дают простейшие знания о мире:

Сорока-белобока,  кашку варила,

Деток кормила и. т. д.…

 

Гули, гули, гули,

Гули голубочки,

Сели на головку,

На головку дочке.

Ты, моя дочка,

Помаши рукою,

Кш, кш, кш!

 

В потешках, в которых имеется звукоподражание голоса животных, и конкретно, описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

 

Наши уточки с утра:

Кря, кря, кря.

Наши гуси у пруда:

Га-га! Га-га! Га-га!

Наши курочки в окно:

Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

 

Прибаутки – это коротенькая или длинная сюжетная песенка повествовательного характера. Цель – развлечь  малыша, создать у него веселое настроение. Прибаутка динамична, наполнена деятельностью персонажей (Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка – на кошке – туда  же по дорожке).  Прибаутка воспитывает в ребенке умение слушать, наблюдать, сравнивать. Познавать неведомые ему явления, знакомится с окружающим миром, голосами птиц, животных, сельским бытом и хозяйственными работами. Прибаутка характеризует период взросления ребенка, когда уже закончилась пора созерцания и пришла пора действовать. Она подготавливает детей к учебе, к труду. Исполнение прибаутки отвлекает ребенка от отрицательных эмоций, освобождает от депрессивных эмоциональных состояний.

-Зайка белый!

-Куда бегал?

-В  лес дубовый!

-Что там делал?

-Я капустку щипал.

Под березоньку клал

И не знаю,  кто украл.

 

Все эти малые жанры фольклора детьми раннего возраста только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое. Так, например, рождаются и поются (именно поются, а не рассказываются):

Потешки:

Шла Иринка по дорожке,

У нее устали ножки.

Села – посидела,

Песенку запела

Тра-та-та, тра-та-та

Мы везем с собой кота…

 

Колыбельные:

Мама Милочку качает – баю-бай

Мама доченьку качает – баю-бай

Спи Мелена, спи, дочурка – засыпай!!!

Завтра будет день прекрасный – баю-бай

Светит месяц с неба ясный – баю-бай

Спи, хороший голубочек, засыпай!!!

 

В работе с детьми  старшей,  подготовительной групп, я часто использую другие фольклорные жанры – обрядовые песни( колядки, веснянки , масленичные песни и т. д.), заклички, частушки,  игровые песни,  хороводы – все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто –  к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются. Заклички знакомят ребенка с миром живой природы, с ее законами, учат бережно относиться к ней и к человеческому труду.

 

Жавороночки, на соломочке!

Прилетите к нам, принесите нам,

Лето теплое, весну красную!

Нам зима-то надоела,

Весь и хлебец-то поела!

 

Колядки. Зимние святки начинались с колядования. Парни и девушки ходили по улицам деревни и у каждого двора «кликали» Коляду. Песни, исполнявшиеся при этом, в разных местах России назывались различно: колядки, овсени или виноградья. Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознагражденья. Песни адресовались либо всей семье (всему двору), либо отдельно хозяину или хозяйке.

Коляда, коляда,

Пришла коляда накануне Рождества,

Мы искали коляду,

По всем дворам, по проулочкам,

Нашли коляду у Ивана во дворе и т.д….

 

Частушка – жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. Частушка в озорной форме рассказывала о мире, о быте, об отношениях между людьми.

Ох, ты, шаль моя.

Шаль моя вязёная.

Не одна я боевая,

Вся родня весёлая.

 

Игровые песни, хороводы сопровождали определенную игру, распевались либо одним или несколькими играющими, либо хором («Теремок», «Ходит Ваня»).

Царь за городом гуляет,

Царь за городом гуляет,

Царевич-королевич,

Царевич-королевич.

Он царевну выбирает,

Он царевну выбирает и т. д.

 

-Где был, Иванушка?

-На ярмарке!

-Что купил, Иванушка?

-Курочку и т. д

 

Ни одно занятие не обходится без игр. Прекрасным материалом являются народные игры.  Игры воспитывают в детях, не только ловкость, быстроту реакции, выносливость, смекалку,  но и несут в себе обучающую, художественно-эстетическую функцию, приобщают детей работать коллективно, развивают певческие, танцевальные навыки. («Воротики», «Ручеек», «Горелки», «Жмурки», «У Медведя во бору», «Бабка-ежка», «Ходит Ваня») и т.д.

Пословицы и поговорки. На занятиях, утренниках, развлечениях используем такие малые жанры фольклора, как пословицы, поговорки, загадки. В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества.  Пословицы и поговорки в краткой сжатой форме несут в себе глубокий мудрый смысл, и богатый  жизненный опыт. На музыкальных занятиях пословицы и поговорки задают тон, вводят в тему , помогают раскрыть смысл определенных ситуаций («Дорога ложка к обеду», «Волка бояться – в лес не ходить», «Без труда не вытащишь рыбу из пруда» ,«У страха глаза велики», «Глаза боятся, а руки делают», «Под лежачий камень вода не течёт», «Не надобен клад, коли в семье лад», «Старый друг лучше новых двух», «Друзья познаются в беде», «Знал бы где упадёшь – соломки подстелил», «Мягко стелет, да жёстко спать», «Родина-мать – умей за неё постоять», «Семеро одного не ждут», «За двумя зайцами погонишься , ни одного не поймаешь», «Пчела мала, но и та работает», « Хлеб всему голова», «В гостях хорошо, а дома лучше»).Пословицы и поговорки в краткой сжатой форме несут в себе глубокий мудрый смысл, и богатый  жизненный опыт.

Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Значение загадок трудно переоценить. Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность. Загадки развивают в детях догадливость, воображение.

Кроме этого, в своей работе часто использую многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день.

 

Заключение.

Все вышеперечисленные фольклорные жанры являются основными на моих занятиях музыкой. Цель их – развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников различного возраста (доброты, уважения к людям и их труду, бережного отношения к природе и т.д.), и конечно, приобщение к своей национальной культуре.

С моей точки зрения, при отборе фольклорных произведений для занятий с детьми дошкольного возраста, следует исходить из того, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью, общения со старшими.

Произведения русского детского фольклора (музыкального и устного народного творчества), используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем (например, колыбельные, пестушки способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста, а в старшем возрасте они используются мною для распевания).

Результатом моей деятельности как музыкального руководителя является проведение календарных и фольклорных праздников в различных группах, участие в городских конкурсах. Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего. Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети нравственный кодекс, заложенный во всем этом, принимают к действию.