День рождения саксофона


Автор: Митрофанов Сергей михайлович

Предмет: Духовые инструменты

Класс: Дети

Тип материала: Сценарий мероприятия

День рождения саксофона

Краткое описание работы: История создания саксофона и его эволюции

                                                 «День рождения саксофона»

          Сценарий внеурочного мероприятия.  Театрализованная лекция – концерт.                                         

    Концертный зал оформленный рисунками детей на тему «Мой инструмент саксофон», воздушными шарами создают праздничную атмосферу. В фойе звучит классическая музыка 18 -19 веков. При входе в зал зрители получают программки, в которых указаны все участники концертной программы, название мероприятия, а также список и последовательность концертных номеров.

    Сценарий построен на исполнении номеров, пройденных в течение всего учебного года. Повествование ведётся от лица педагога класса духовых инструментов. Сценарий мероприятия предполагает использование презентации, включающей в себя слайды и видеоролики. Этапы сценария подчёркнуты символическими сигналами в музыке: вступление, основная часть, финал.

Действующие лица театрализованного действия:

Ведущий – преподаватель и саксофонист.

Трубач Андреас – преподаваталь и исполнитель на трубе.

Участники: учащиеся и преподаватели по классу кларнета, саксофона и трубы.

(Примечание: Цифрами помечены музыкальные номера)

Мероприятие открывает фонограмма В.А. Моцарта «Маленькая ночная серенада».

 Ведущий: Здравствуйте уважаемые гости! Среди многообразия различных календарных праздников которые принято отмечать в нашей стране есть немало которые так или иначе относятся к музыке. Все музыканты поздравляют друг друга 1 октября. Поклонники группы «Битлз» собираются 18 июня и празднуют дату основания этого знаменитого коллектива.  Они воодушевленно поют их нестареющие песни и вспоминают различные истории связанные с этой группой. Но сегодня наша с вами задача - закрепить в сознании каждого присутствующего на нашем мероприятии одну очень важную дату - эта дата 17 мая. И ведет она свой временной отчет с 1840 года. Именно в этот день уроженец Австрии по имени Адольф Сакс запатентовал и представил музыкальному миру новый инструмент, который он назвал – саксофон. А каким образом это произошло мы вам сейчас покажем. Для этой цели мы с моим другом покажем вам небольшую театральную зарисовку, называется – «День рождения саксофона». И так, сейчас зазвучит музыка и мы начинаем!

Звучит фонограмма (фрагмент 1-го концерта К.М.Вебер)

Ведущий: Представьте, друзья! Начало 19-го века. Австрия. Молодой музыкант - кларнетист по имени Адольф Сакс репетирует дома с концертмейстером.

 

Ведущий, он же музыкант-кларнетист исполняет «Менуэт» А. Боккерини

 

Ведущий: Сколько раз уже исполняю эту пьесу, и никак не покидает меня странное чувство недосказанности в этой музыке. То ли не хватает выразительности, то ли просто не подходит тембр кларнета для этой мелодии. Она ведь изначально написана для скрипки. Попробовать сыграть по громче? Впрочем это не характерно для кларнета. Вот если сыграть на трубе! Есть у меня друг. Он прекрасный музыкант, служит в военном оркестре и как сам иногда шутит является самым громким музыкантом в Австрии.

Выход трубача.

Ведущий: «Привет, Андреас! Как вовремя ты зашел. Я как раз занимаюсь поиском выразительного звука для новой пьесы и хотел поэкспериментировать с трубой. Ты не возражаешь?

Трубач Андреас: Еще как возражаю! Я шел к тебе со своей новой пьесой и планов своих менять не желаю!

Ведущий: Ну если ты так категоричен, давай послушаем твой «шедевр». Будь так любезен!

Трубач Андреас исполняет пьесу И. Гайдна «Тамбурин».

Ведущий: «Ты знаешь, Андреас, как я завидую тебе. Я ведь сам в детстве мечтал научиться играть на трубе, но батюшка мой предопределил судьбу – и вот я кларнетист.»

Трубач Андреас: «Не беда, дружище! Учиться никогда не поздно. Вот тебе труба и пока я хожу по своим делам – можешь попробовать.

Уходит.

Ведущий берет трубу. Вертит в руках. «Да система звукоизвлечения совсем другая. Ну что ж попытка – не пытка. Пытается дуть в мундштук. Ничего кроме скрипа и шипа не получается.

Да мне кажется тут жизни не хватит чтобы научиться. Хотя есть у меня одна идейка. Что если поменять на трубе мундштук. Вместо трубного мундштука попробую поставить мундштук от кларнета.

Ведущий берет трубу и снимает металлический мундштук пытается надеть свой кларнетовый на трубу. После небольших усилий ему это удается. Он осторожно берет мундштук в рот и извлекает звук. Прислушивается к послезвучю и повторяет. На мгновение задумывается, и говорит: «Интересный результат. Звук металла, но одновременно с этим мягкий и напоминает далеко поющий человеческий голос. Может стоит сделать кларнет из металла. Почему бы не попробовать! Ведь у моего отца целая мастерская по изготовлению духовых музыкальных инструментов. Но просить его об этом глупо. У него вечно много работы и всегда нет времени. Сделаю сам!

Ведущий подходит с инструментами к стоящему поодаль столу и принимается за работу.

Слышны звуки удара молотка по металлу.

Ведущий: «Ну вот работа закончена. Получилось нечто оригинальное. (Ведущий достает спрятанный заранее сопрано – саксофон и показывает зрителям) Труба не труба. Кларнет не кларнет. Главное звук чтобы был не менее оригинален.

 

2) Ведущий вновь исполняет «Менуэт» А. Боккерини только уже на сопрано – саксофоне.

 

В это время заходит Трубач Андреас: «Вижу, что ты время зря не терял. Вместо обучения игре на трубе изобрел что – то новое. Какое имя дал своему детищу?

Ведущий: «Я еще не думал об этом. Вдруг музыкальный мир не примет. Вдруг этот звук посчитают вульгарным и мне придется прятать его подальше.

Трубач Андреас: «Я как представитель этого самого музыкального мира официально заявляю – Я принимаю этот новый, доселе никому неизвестный иструмент в наше звучаще – поющее братство! Пусть имя ему будет (Поднимает руку вверх) … Трумбет. Ведь это же труба скрещенная с кларнетом. Или еще! Кларнетромба! Или еще Кларнефон. Хм! Вижу изобретателю не нравится…

А давай назовем его твоим именем. Адольфет? Адольфон? Или саксомба? Саксофет?

Ведущий: Погоди. А может…? Саксо…фон?

Трубач Андреас: Браво маэстро! Я думаю под таким именем он и войдет в мировую историю. Золотым голосом своим определит эволюцию исполнительского искусства . Сейчас же самое время попробовать нам сыграть что – нибудь совместно и тем самым прописать его в

 Музыкальную партитуру нашего духового братства.

 

3) Ведущий и Трубач Андреа исполняют «Маленькую ночную серенаду».

 

Ведущий : И вот ведь как интересно получается – вроде бы похоже на кларнет, а сделан из металла. Сделан из металла, а не труба. Имеются клапана как у флейты. Так скажи мне друг мой. Какой группе духовых он будет принадлежать? К медной или деревянной?

Трубач Андреас: «Ответ конечно очевиден. Произошел то этот инструмент от кларнета. Значит по происхождению он деревянный!»

Ведущий : Ну значит так тому и быть! Быть ему деревянным духовым инструментом.

Трубач Андреас : Ну вот ,что меня смущает это слишком писклявый голос на верхних нотах. Что если тебе попытаться внести какие-нибудь конструктивные изменения и сделать тембр погуще так –сказать. Ведь ты сейчас можешь называть себя инженером музыкальных инструментов.

Ведущий: Согласен с тобой. Но для того чтобы сделать его более тембристым надо существенно изменить длину. Я сделал, но получилась такая длинная труба, что с ней неудобно выходить на сцену.

Трубач Андреас: Но ведь ты же инженер, дружище! Прояви смекалку. Придумай что – нибудь . Ну загни  свою эту трубу  как – нибудь! Смелей экспериментируй!

Ведущий : А что! Интересная мысль! Наверное стоит попробовать. Что же, я поспешу в мастерскую. До завтра!

Уходит.

Трубач Андреас : Пока наш изобретатель проводит эксперименты, я сыграю одну интересную пьесу, ноты которой я нашел недавно. Какое то чувство подсказывает мне что эта музыка будет популярна у будущих поколений.

 

4) Трубач исполняет музыкальный номер (Популярная мелодия 20 –го века)

 

Входит ведущий . В его руках саксофон – альт.

Ведущий: Вот. Получилось, как – то так.

Трубач Андреас: Гениально! Ты специально его загнул в форме буквы S или…?

Ведущий : Нет. Просто у меня не было вариантов. Один конец трубы в одну сторону – другой в друг.  Звук изменился – стал пониже. Вот послушай!

 

5) Исполняется музыкальный номер с аккомпанементом.

 

Трубач Андреас : Я думаю, что у этого инструмента большое будущее и стоит позаботиться о том , чтобы подрастающее поколение освоило саксофон.

Ведущий – Конечно я уже думал об этом. Есть у меня несколько учеников, которые рискнули освоить этот сложный на вид, а на самом деле не такой уж и сложный инструмент. Сейчас ко мне должен прийти один из них. Он недавно выучил одну интересную пьесу и думаю с удовольствием исполнит ее для нас.

 

Выходит ученик. Ведущий представляет его Андреасу. Объявляет название пьесы. Ведущий и Трубач Андреас уходят вглубь сцены и усаживаются на стулья, которые приготовлены заранее.

 

6) Исполняется музыкальный номер с аккомпанементом.

Трубач Андреас: Тебе не кажется, друг мой, что ты и твой ученик исполняете номера, которые были написаны великими композиторами совсем для других инструментов. Для скрипки ,флейты, гобоя, но не для саксофона. Думаешь кто – нибудь из выдающихся маэстро окунет свое перо в чернила чтобы создать нетленный шедевр для твоего детища- для саксофона?

Ведущий: Не думаю, что это произойдет скоро, но скорее всего сами саксофонисты будут создавать интересные и яркие произведения. Давай пофантазируем немного. Буквально через пару десятилетий саксофон начнет свое шествие по Европе. В какой – нибудь Бельгии или во Франции начинающий талантливый скрипач или флейтист решит сменить инструмент на новый саксофон и станет выдающимся мастером в этой специальности. Предположим будут звать его Мишель Мюль или Руди Видофт. Они напишут массу музыки  для саксофона, которую будут исполнять по всему миру. Я думаю выглядеть это будут примерно так.

 

7) Ведущий исполняет пьесу Руди Видофта «Вальс Мазанетта»

 

Трубач Андреас: Я заметил, как хорошо сочетаются наши с тобой инструменты в дуэте. Думаю в сочетании друг с другом они будут не хуже и в оркестре они дадут неповторимую звуковую окраску.

Ведущий – Специально для этого я пригласил еще нескольких своих учеников и вместе мы исполним пьесу для ансамбля саксофонов. Если во время исполнения пьесы у тебя появятся музыкальные идеи , то присоединяйся.

 

8) Исполняется пьеса для ансамбля саксофонов, трубы и фортепиано

В.А.Моцарт «Скерцо».

Во время исполнения пьесы трубач Андреас присоединяется к музыкантам.

 

Ведущий: Друзья мои! Пройдет сто лет. Медленно и неуклонно саксофон будет завоевывать свои позиции в мировой музыкальной партитуре. Шаг за шагом будут происходить его конструктивные усовершенствования. Все больше и больше будет расти его популярность.

Появятся новые разновидности этого инструмента. Тенор и баритон. Бас и контрабас – саксофоны, которые артисты выкатывают на колесиках. Смело можно заявить о его триумфальном шествии по всему миру. Но сегодня мы вспомнили его скромных создателей, благодаря творческому поиску которых родился совершенно новый инструмент, который мы все знаем и любим сегодня.

 

 9) В это время на сцену выходят все саксофонисты принимающие участие в представлении и исполняют пьесу для ансамбля саксофонов «Happy birthday to you»

 

На сцену выносят торт с горящими свечами. Все участники задувают свечи на торте. Звучит фонограмма песни «Happy birthday to you».

 

Ведущий: Никто не знает когда родилась музыка на земле. Принято в России считать Днем Музыки 1 октября. В этот день по всей стране проводятся концерты. Исполняются самые лучшие произведения всех времен на самых разных инструментах. Сегодня же мы запомним еще одну замечательную дату – 17 мая. Это День когда из рук мастера появился на свет новый инструмент.

С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ ТЕБЯ, САКСОФОН! ДА ЗДРАВСТВУЕТ МУЗЫКА!

 

10) На финал все участники исполняют пьесу для квартета саксофонов и фортепиано «Thank you for the music».