Путешествие в мир джаза на саксофоне


Автор: Митрофанов Сергей михайлович

Предмет: Духовые инструменты

Класс: Дети

Тип материала: Сценарий мероприятия

Путешествие в мир джаза на саксофоне

Краткое описание работы: История возникновения джаза и искусства джазовой импровизации на саксофоне

 

    Оформленный рисунками детей на тему «Мой инструмент саксофон», воздушными шариками концертный зал создаёт праздничную атмосферу. При входе в зал можно получить напечатанные программки, в которых указаны все участники концертной программы, название мероприятия, а также список и последовательность концертных номеров.

    Сценарий построен на исполнении номеров, пройденных в течение всего учебного года. Словарный текст ведётся от лица педагога класса духовых инструментов. Сценарий мероприятия предполагает использование презентации, включающей слайды и видеоролики. Этапы сценария подчёркнуты символическими сигналами в музыке: вступление, основная часть, финал.

    Участники: учащиеся, родители учащихся, приглашённые педагогические работники школы.

    Распределение ролей участников: ведущий – преподаватель класса духовых инструментов, участники концерта – учащиеся класса духовых инструментов, учащиеся интерактивной части концерта – родители учащихся.

     Репертуар:

            Учащиеся    Кл.      Исполняемые произведения

1         Дювенжи С.           1         Л. Прима «Sing»

2         Байбородов М.    2         М. Шмитц «Тип-топ-буги»

3         Боровой Т.  2         С. Джоплин «Артист эстрады»

4         Черканов Н.           2         «Блюз жестяной крыши»

5         Елистратов А.        4         Г. Манчини «Розовая пантера»

6         Васильев Д.            3         Л. ван Бетховен «Сонатина»

7         Галузинский С.     5         Дж. Гершвин «Хлопай в такт»

8         Ельшин А.   6         Дж. Гершвин «Летний дождь»

9         Ансамбль учащихся

класса и преподаватель                      Г. Миллер «Поезд на Чутаннугу»

 

Ход мероприятия:

 

     До начала лекции-концерта звучит тихая музыка в стиле джаз. На сцене возле фортепиано на стойках стоят три саксофона – саксофоны: сопрано, альт и тенор.

    

Слайд №1.

     Ведущий: «Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в нашем Джаз-клубе! Музыка, которая сейчас звучит в эту минуту в этом зале, наверно, вам знакома. Может, вы не все вспомните точное название звучащей композиции, но стилистику этой музыки  определит каждый. Сегодня в нашем зале собрались дети, учащиеся ДШИ и их родители, а я обращусь к более опытной части нашей аудитории с вопросом. К какому стилю можно отнести эту музыку?

     Ответ из зала: «Джаз».

     Слайд № 2.

     Играет Дювенжи Сергей, Л. Прима «Sing».

     Ведущий: «Мы настолько привыкли к этим замечательным гармоническим и ритмическим краскам, что перестали попросту обращать на нее внимание. Эта музыка звучит везде: в магазинах, в гостиницах, медицинских учреждениях и даже, как сказал один артист-юморист: «Джаз полюбили включать даже в азербайджанских овощных ларьках. Он создает благожелательную атмосферу, что хорошо сказывается на качестве торговли!» (шутка).

     Слайд № 3.

     Играет Байбородов Марк, М. Шмитц «Тип-топ-буги».

     Ведущий: А между тем, на сегодняшний день джаз это высокое искусство, которое исполняется с высокой филармонической сцены. Джаз преподают в самых престижных учебных заведениях цивилизованного мира. Джаз это символ высокого интеллекта и культуры.

     Слайд № 4.

     Играет Боровой Тихон, С. Джоплин «Артист эстрады».

     Ведущий: Но начиналось все очень прозаично. В середине 19-го века в США были завезены чернокожие рабы из Африки, основное предназначение которых была работа на хлопковых полях. Прошло насколько десятилетий. У этих рабов родилось новое поколение. Они выучили язык и переняли культуру господствующего класса. Но пропустив европейскую музыку через свое понимание и влияние африканских корней, получили абсолютно аутентичный продукт. Они назвали его – «блюз». Первые чернокожие музыканты не знали нот и музыкальных инструментов у них не было. Было лишь огромное желание выразить свою боль угнетённого человека или рассказать о любви своей симпатии.

     Слайд № 5.

     Ведущий: И сейчас мы вместе с вами попытаемся смоделировать небольшой музыкальный коллектив первых чернокожих музыкантов. Для этого у нас есть средства: картонные коробки, пила, гвозди, две гитары с одной струной. Чтобы оживить весь этот инструментарий, я приглашаю из зала несколько человек (детей и родителей). Раздаю все эти вещи слушателям, поднявшимся на сцену. Я приглашаю также нашего первого солиста. Им будет Никита Черканов, который исполнит «Блюз жестяной крыши». Я предлагаю приглашенным «соаккомпанировать» Никите.

     Солист начинает играть. Поднимается грохот, полный хаос.

     Ведущий: «Стоп – стоп, друзья! Это не музыка, а суета какая-то! Кстати, вот так впервые прозвучало слово «ДЖАЗ», что с английского переводится как «СУЕТА». Конечно же, нам нужен «рукамиводитель» или как мы привыкли говорить – «руководитель – дирижер».

     Ведущий распределяет роли. Ритмично и слаженно весь этот «шумовой оркестр» под руководством ведущего исполняет «Блюз жестяной крыши»

Звучат аплодисменты. Ведущий просит занять места гостей в зале

     Играет Елистратов А., Г. Манчини «Розовая пантера».

     Слайд № 6.

     Ведущий: Наступил 20-й век. Из Европы в Америку переезжает огромное количество новых жителей-эмигрантов. Они везут с собой помимо домашнего скарба и музыкальные инструменты. Одним из духовых инструментов был и всем нам известный саксофон. Изобретенный в 1840-ом году Адольфом Саксом к началу 20-го столетия саксофон прочно занял место в репертуарном ряду европейских классических музыкантов, которые, конечно же, и не помышляли ни о каком джазе.

     Слайд № 7.

     Ведущий: Сейчас такую классическую пьесу исполнит ученик 3-го класса Васильев Данила Л. ван Бетховен «Сонатина».

     Ведущий: Большой приток рабочей силы вызвал большой экономический подъем в США, что привело к росту благосостояния граждан и как следствие повышенного интереса к культуре и искусству. Появились первые джазовые оркестры и композиторы специально писавшие для них музыку. Одним из первых был выходец из эмигрантской среды Джордж Гершвин.

     Слайд № 8.

     Сейчас в исполнении нашего выпускника Галузинского Святослава вы услышите его пьесу «Хлопай в такт» и для того чтобы название соответствовало звучанию мы поможем ему хлопая в ладоши.

     Звучит пьеса «Хлопай в такт».

     Ведущий: Одной из самых важных особенностей джаза является импровизация. Импровизация - это спонтанное, сиюминутное сочинение музыки на определенную музыкальную тему, а точнее, на ее гармоническую схему. Как говорил герой, саксофонист из любимого фильма «Мы из джаза» : «Импровизация? Это что за штука такая? Немцы наверное выдумали! Вот вечно так – немцы выдумают, а русскому человеку расхлёбывать!» Это, конечно же, шутка, а сегодня мы попытаемся поимпровизировать и у нас есть такой доброволец! Это ученик 6-го класса Александр Ельшин. Мы будем импровизировать на тему Джорджа Гершвина «Летний ритм».

     Слайд № 9.

     Преподаватель вместе с концертмейстером исполняет мелодию пьесы «Летний ритм». Ученику в это время поручается исполнять основной тоны гармонической последовательности. По окончанию основной мелодии продолжить импровизацию на гармонию этого произведения. Ритмическая фантазия исполнителя при этом должна быть ограничена «восьмыми» длительностями. При возникновении трудностей или неуверенности ученика преподаватель показывает, как нужно выполнять эту задачу.

     Ведущий: «Уважаемые гости, мы все видим, что задача непростая, поэтому я прошу помочь нашему солисту ,в данном случае Александру Ельшину. По моему заданному ритму мы будем хлопать в ладоши и вслух произносить счет. На счет «раз» наш солист будет понимать, что сменилась гармоническая функция и нужно менять ладовый отыгрыш аккорда. Задача непростая, но выполнимая. Попробуем!»

     Концертмейстер играет вступление. Публика под руководством ведущего хлопает и отсчитывает такты. Александр Ельшин успешно заканчивает импровизацию.

     Слайды № 10, 11, 12.

     Ведущий: В нашу страну джаз пришел в 30-е годы прошлого столетия. Впервые он зазвучал с экранов кинематографа в фильмах Г. Александрова «Веселые ребята» и «Цирк». Я попрошу присутствующих в зале родителей, начинающих джазменов ответить на вопросы небольшой джазовой викторины.

Вопросы викторины:

1. Какие вы знаете отечественные и зарубежные кинофильмы, где присутствуют музыканты, исполняющие джазовую музыку?

(Ответ: к/ф «Мы из джаза», «Серенада солнечной долины», «В джазе только девушки» и др.)

2. Кто из американских президентов исполнял джаз на саксофоне?

(Ответ: Б. Клинтон)

3. Кого из известных отечественных джазовых музыкантов вы можете назвать?

(Ответ: Г. Гаранян, Л. Утесов, И. Бутман)

     Ведущий проводит викторину и набравшим наибольшее количество очков родителям вручает призы - диски с джазовой музыкой с саксофоном.

     Слайд № 13.

     Ведущий: Сегодня мы с вами совершили путешествие в прекрасный и вместе с тем очень непростой мир джаза. Помог нам в этом прекрасный инструмент, имя которому – саксофон. Я уверен, что с его помощью мы еще больше узнаем о мире музыки и шире раздвинем свои творческие горизонты. Закончит же нашу встречу композиция Г. Миллера «Поезд на Чутаннугу», которую исполнит ансамбль саксофонистов под управлением Сергея Митрофанова и с помощью ваших аплодисментов. У вас так хорошо это получалось сегодня!!!

     На сцену выходит ансамбль саксофонистов. Звучит композиция «Поезд на Чатаннугу»

     Ведущий: А мы совсем ненадолго прощаемся с вами, наши дорогие слушатели! До новых встреч! Спасибо за внимание!

Концерт заканчивается.

     Финал: звучит финальное произведение, знаковая композиция «Поезд на Чатаннугу» Г. Миллера (в исполнении участвуют все учащиеся класса преподавателя Митрофанова С.М. и сам преподаватель).

     После завершения последнего произведения объявляются все участники мероприятия: учащиеся, их родители, преподаватель, концертмейстер, звукорежиссёр.

     Представители творческой группы родителей вручают учащимся сувениры - диски с джазовой музыкой с саксофоном на память о выступлении на концерте. Родителям вручаются Благодарственные письма. Совместное фото участников с саксофонами является финальной точкой мероприятия.