Конспект музыкального занятия для подготовительной группы. « НОТКИ ПЕСЕНКУ СЛОЖИЛИ»


Автор: Белозерцева Зоя Леонидовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Конспект музыкального занятия для подготовительной группы. « НОТКИ ПЕСЕНКУ СЛОЖИЛИ»

Краткое описание работы: В процессе занятия у детей формируются певческие умения, навыки, способствующие выразительному пению, правильному интонированию.

Цель: Формировать у детей певческие умения, навыки, способствующие выразительному пению, правильному интонированию.

 

Задачи:

 

- Обучить детей элементам певческих навыков, используя

 

артикуляционные и дыхательные упражнения.

 

- Познакомить детей со звукорядом, дать знания о последовательности нот на нотном стане.

 

- Развивать музыкальный слух, предлагая различить правильное и

 

неправильное пение.

 

- Развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон, преодолевая монотонное «гудение» у низко и не точно поющих детей.

 

-Воспитывать у детей интерес к пению.

 

- Воспитывать умение работать в коллективе и индивидуально.

 

Ход занятия.

 

Звучит тихая музыка. В зал входят дети, подходят к музыкальному руководителю.

 

- Ребята, я хочу с вами поздороваться и познакомиться. Я вам спою,

 

а вы мне, пожалуйста, ответьте также, напевая.

 

- Здравствуйте, ребята ! (в до мажоре).

 

- Здравствуйте! (дети).

 

- Я, Зоя Леонидовна, я рада видеть вас! (в до мажоре).

 

- А ваши имена я вижу у вас на груди, вот Ваня, Таня, Ира и т.д., будем считать, что мы с вами познакомились.

 

Без музыки, без музыки нельзя прожить никак.

 

Не станцевать без музыки ни польку, ни гопак.

 

И в вальсе не покружишься, и маршем не пройдёшь,

 

И песенку весёлую ты в праздник не споëшь!

 

Ещё открою вам секрет: без песни настроенья нет.

 

И чтоб её для вас сложить, хочу я нотки пригласить!

 

Детям демонстрируется нотный стан с бусинками - нотками.

 

- Итак, жили-поживали на нотном стане нотки. Их ровно 7.

 

Нотки на заре встают, чаю наскоро попьют?

 

- Вот из таких ноток и складывается песенка. Сейчас мы все вместе её споëм.

 

Нотный «ломается», нотки-бусинки рассыпаются.

 

- Ой, ребята, рассыпались бусинки в разные стороны и, наверно, музыке больше не звучать, помогите (имена детей) бусинки нотные собрать. (двое детей собирают бусинки).

 

Но у меня есть для вас другой нотный стан (выставляется планшет). Я предлагаю вам собрать наши нотки снова все пo порядку. Нужно только для каждой нотки выполнить задание. А когда все нотки встанут в ряд, мы сможем их пропеть. Вы согласны мне помочь? Первое задание - немножечко старания и разовьёшь дыхание.

 

Упражнение на дыхание. Педагог объясняет детям, что вдох для пения нужно делать более глубокий по сравнению с обычным дыханием. При этом плечи во время вдоха не должны подниматься.

 

- Давайте научимся дышать животиком. Поставим руки на живот, сделаем вдох. Живот у нас надуется, я затем медленно сделаем выдох. А сейчас попробуем погудеть на выдохе. У кого дольше получится.

 

Дети выполняют предложенное упражнение.

 

- У вас хорошо получилось делать вдох и раздувать животики. А сейчас я предлагаю вам поиграть. Пока я читаю стишок и поднимаю pyкy вверх, вы медленно делаете вдох, по моему сигналу на слово «ква» вы делаете выдох. Руки при этом мы держим на животе.

 

Мы лягушки - кваксы, ночь чернее ваксы, шелестит трава

 

KBA!

 

Красным помидором месяц встал над бором, гукает сова...

 

KBA!

 

Под ногами кочки, у пруда цветочки. В небе - синева...

 

KBA!

 

Месяц лезет выше, тише, тише, тише, чуть-чуть-чуть, едва..

 

KBA!

- Замечательно у нас получилось, и, смотрите, на нашем нотном стане появилась первая нотка. Это нотка «ДО». Вам понравилось выполнять задание? Продолжаем. А сейчас - молчок, пусть попляшет язычок. Чтобы нам красиво петь наш язычок должен быть сильным, активным, быстрым.

 

- Вот зарядка язычка:

 

Влево - вправо, раз, два                                  «проткнуть» левую и правую щёку.

 

Вверх, вниз, вверх, вниз                                 «проткнуть» верхнюю и нижнюю губу

 

Язычок, не ленись,                                          «вибрато губами»

 

Губы, просыпайтесь!

 

Ротик, открывайся!                                          открыть рот широко

 

Язычок, покажись                                            покусать кончик языка

И зубов не страшись                                        покусывая, высунуть язык и спрятать

 

А зубы - то, а зубы                                           кусают верхнюю и нижнюю губу

 

Кусают даже губы

 

Зубам надоело кусать,                                     жуют язык сбоку

 

Стали язык жевать

 

Язычок не лист капустный,

 

Он совсем, совсем не вкусный.

 

 

Зубки, зубки, успокойтесь,                             провести языком между губами

 

Хорошенечко умойтесь,                                 и зубами

 

Не сердитесь, не кусайтесь,

 

А вместе с нами улыбайтесь!                         улыбнулись

 

 

- Молодцы, ребята. Посмотрите, появилась ещё одна нотка. Это подружка нотки «ДО» нотка «РЕ» (пропеть). Давайте повторим: до, ре (пропеть). Хотите узнать, какое будет следующее задание? Угадайте, что я сейчас сказала: «трубачи трубят тревогу - все скорее на подмогу». Конечно, это скороговорка. А научиться говорить еë быстро очень легко. Сначала медленно повторили. А сейчас я предлагаю вам встать около скамеечек и промаршировать читая скороговорку (дети маршируют с разными темпами). Язычок наш стал быстрым, острым, метким, чётким. Посмотрите, а вот и нотка «МИ». Её встречают подружки «до, PE».

 

- Ребята, а ваши руки ещё не устали лежать без дела? Я и для пальчиков знаю отличную гимнастику.

 

 «Маленький зайчишка»

 

 Вот маленький зайчишка

 

Под ёлочкой сидит

 

Он шевелит ушами,

 

От страха весь дрожит.

 

А вдруг бежит лисичка?

 

А вдруг крадётся волк?

 

 От страха наш зайчишка

 

Пустился наутёк!

 

Встречайте еще одну нотку «ФА». У нас есть начало нашей песенки. Послушайте «До, PE, МИ, ФА»  отлично получается.

 

- Я хочу предложить вам одну очень интересную распевку «Вот какая чепуха». Петь мы будем очень интересно: я пропою одну строчку, а вы за мной повторите точно также, пропевая эту же мелодию и те же слова.

 

Исполняется распевка педагогом. Затем дети подпевают по принципу «музыкальное эхо».

 

- Я знаю ещё одну очень интересную распевку. Она называется «Горошина». Послушайте её, друзья.

 

Исполняется распевка. Педагог показывает наглядно, пропевая без

 

музыкального сопровождения как по дорожке идёт петушок, как

 

постепенно мелодия поднимается и опускается. Повторяются слова

 

распевки и при помощи воспитателя (показывает наглядно) дети

 

поют самостоятельно с музыкальным руководителем.

 

- Как вы думаете, ребята, мы с вами хорошо пели? Правильно пропели мелодию? Да, вы были внимательны и старательны.

 

- Встречайте нотку «СОЛЬ»! А вы сможете мне сейчас по порядку назвать те нотки, которые у нас на нотном стане нашли своё местечко? (ответы детей).

 

Я хочу показать вам вот такую музыкальную лесенку. По ней

 

можно шагать и напевать знакомую нам песенку про нотки.

 

Педагог показывает при помощи маленькой куклы.

 

- Ребята, кто хочет погулять по музыкальной лесенке? (вызывается ребёнок).

 

Педагог помогает по необходимости.

- Услышав как вы прекрасно поёте нотную песенку, к нам поспешила следующая нотка – «ЛЯ». Она тоже хочет познакомиться с вами.

 

Ребята, я уверена в том, что вы любите петь и знаете много песен. К новогоднему празднику, я думаю, вы подготовили новую песенку? Как она называется? И я знаю эту песенку. Давайте споём её вместе и станцуем ваш хоровод!

 

Исполняется песня «Здравствуй, ёлочка-краса»

 

Дети сели на места.

 

- Нотка «Си» от нетерпения даже заголосила «СИ-СИ-СИ, и меня пригласи!». Вот и собрались все наши нотки на нотном стане. Давайте все вместе повторим их по порядку. (дети поют с педагогом)

 

Исполняется первый куплет песни «Нотные бусинки».

 

- Сейчас я хочу предложить вам вот такую интересную игру «Музыкальные цветы»: вы оденете на руку цветок такого же цвета как и наши нотки. Запомним, кто за какую нотку отвечает. Под весёлую музыку вы двигаетесь по всему залу, музыка затихает, и вы останавливаетесь, присаживаетесь. Я пропеваю одну из ноток, и если вы слышите, что это ваша нотка - встаëте, поднимаете руку с цветочком и пропеваете вместе со мной свою нотку ещё раз.

 Когда поднимутся все нотки, вы снова двигаетесь по всему залу.

 

Дети играют 2-3 раза.

 

- Вот все нотки - бусинки вернулись домой.

 

Трудно нам без музыки петь и танцевать.

 Мы сложили бусинки в нотную тетрадь.

Снова чудной музыке рады все друзья,

 

И терять те бусинки больше нам нельзя!

 

 

Ребята, вам понравилось наше музыкальное занятие? Если оно вам понравилось, то спойте мне «ДА-А-А», если что-то вам что-то не удалось то спойте «о-о-о». (дети поют). Я слышу дружное «ДА». значит всё прекрасно и нам с вами всё удалось, мне очень понравилось с вами петь, играть, заниматься. До свидания, друзья!