Развитие чувства ритма на занятиях по классу ансамбля баянистов


Автор: Шрамова Ольга Александровна

Предмет: Народные инструменты

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

Развитие чувства ритма на занятиях по классу ансамбля баянистов

Краткое описание работы: Открытый урок ансамбля учащихся третьего класса

 

Открытый урок ансамбля учащихся по классу баяна

Преподавателя Шрамовой О.А.

Участие в ансамбле помогает баянистам повысить исполнительский уровень и расширить свой репертуар. Исполняя музыкальное произведение в ансамбле, каждый участник учится слышать другую оркестровую партию, приобретает навыки более сложного гармонического или полифонического восприятия.

Вырабатывается чувство ритма: играя один, баянист сам контролирует себя, в ансамбле он зависит и от других исполнителей. Можно привести немало примеров, когда исполнители, хорошо владеющие инструментом, участвуя в ансамбле на первых репетициях не умеют вовремя вступить, точно выдержать ритмический рисунок, соразмерить силу звучания своего инструмента с остальными и т.д.

Таким образом, игра в ансамбле требует от каждого его участника не только индивидуальной подготовки, но и практики совместной игры. Исполнение ансамблем позволяет там, где это необходимо наиболее ярко выделить мелодию, то есть сыграть ее более полным звуком, чем остальную фактуру.

Тема урока:

«Развитие чувства ритма на занятиях по классу ансамбля баянистов».

Эпиграф:

«Музыку создает народ. А мы ее только аранжируем».

М. И. Глинка

Цель урока: умение слушать общее звучание всей музыкальной ткани пьесы; одинаково ощущать характер и темп произведения; приобрести навыки солирования и аккомпанирования.

Задачи: добиваться точного соблюдения нюансировки и динамических оттенков; пользоваться удобной аппликатурой; использовать правильное распределение меха; воспитать творческую инициативу.

В обучении игре на баяне первоначальный период имеет особенно важное значение. В это время вырабатываются не только основные навыки, которые обеспечат в дальнейшем развитие ученика, но и закладывается его отношение к музыке, как к делу, которым он, возможно, будет заниматься впредь.

Ход урока:

Произведение

Цель проведения

Вид деятельности

Белорусский народный танец

«Янка».

И. Ивановичи  « Дунайские волны».

-воспитания организованности, внимания, ответственность в момент коллективного музицирования.

-подобрать хорошую и удобную аппликатуру.

-развивать чувство ритма.

«Рождественские колокольчики».

- одинаково ощущать характер и темп произведения.

- умение передавать партнеру мелодию, сопровождение.

-работа над штрихами, над динамикой и характером произведения.

Б.Н.Т. « Янка»

-умение играть в единой манере, слушать друг друга.

-воспитание интереса к народной музыке.

-работа над ведением меха

-научить передавать образ произведения

- работа над ритмом.

Воспитание музыканта широкого кругозора и высокой культуры невозможно без глубокого проникновения в сущность музыкального художественного произведения. Такая способность воспитывается на основе изучения значительного круга сочинений композиторов, а также народной музыки.

I. Белорусский  народный  танец «Янка»- игровой  по характеру. Может быть хорошим сопровождением к танцевальному номеру. Его мелодия проста и легко запоминается. Здесь она изложена в трех частях.  Мелодия звучит ярко и компактно. Во второй части  присутствуют форшлаги , меняется динамика, которая разнообразит изложение. Соблюдение динамических оттенков поможет  звучанию. При разучивании не следует спешить с переходом указанному темпу. Пьеса разучивается медленно и ровно.

II. Популярный  вальс «Дунайские волны» И. Ивановичи изложен для 2-х баянов, рассчитана на начинающий состав. На протяжении всей пьесы партия сохраняется один темп, особое внимание уделяется фразеровке. В этой простой, в общем, фактуре пьесы есть некоторые моменты, трудные для исполнения. Так например, во второй цифре надо проследить чтобы  восьмые  звучали  стаккато абсолютно ровно и четко без каких- либо ускорений и замедлений. В данном случае целесообразно начинать работу с соединения первой и второй партии сразу, которая в дальнейшем мало изменяется.

III. «Рождественские колокольчики» изложена  для  дуэта баянов. Короткое построение музыкальных фраз облегчает порядок движения меха без широкого его растяжения. По мере развития мелодии меняются динамические оттенки, техника  усложняется. При первом проведении мелодии аккорды, изложенные в партии 2-го баяна должны сниматься одновременно с окончанием музыкальной фразы. при дальнейшей разработке в партии второго баяна звучит главная тема. Мелодия должна прозвучать легко; особое внимание нужно обратить на  аппликатуру.

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание.

 

Методы работы с учащимися.

План работы над музыкальным произведением

 

1. Название музыкального произведения

2. Автор произведения

3. Нотный текст

4. Художественная ценность и педагогическая целесообразность музыкального произведения

5. Соответствие пьесы возрастным, физиологическим, психологическим, общекультурным и музыкальным возможностям детей конкретного класса

6. Тема урока, в контекст которого включаются произведения

7. Круг вопросов по включению пьесы во время урока и её музыкальному анализу

8. Первое представление пьесы и процесс его разучивания : интонационно- образные особенности ( выявление главных музыкальных интонаций мелодии); разучивание отдельных интонационных моментов текста; учёт характера, жанровой основы интонаций, их соответствие образному содержанию; динамические, ритмические, ладовые, темповые особенности интонаций, их соотношение со строем пьесы; характер движения мелодии и сопровождения, интонационно-драматического развития произведения углубленное интонационно-образное восприятие путём исполнения наиболее ярких средств выразительности с помощью интонирования, игры на музыкальных инструментах, игровых моментов; особенности многоголосия и работы над ним.

9. Законченное исполнение пьесы

10. Выступление на концертах и конкурсах

 

Домашнее задание как средство развития интереса учащихся к урокам.

 

План

1. Домашнее задание - его место и роль в музыкальном воспитании учащихся.

2. Цели и задачи домашнего задания.

3. Виды и формы домашнего задания.

4. Требования к выполнению домашнего задания.

Каждый предмет по специальности предлагает систему организации домашней работы учащихся, целью которой является закрепление знаний, усвоенных на уроке. Музыка в этом отношении занимала обособленное место.

Программа предлагает учителю необычную на первый взгляд форму домашнего задания: слушать музыку, размышлять о ней и рассказывать о наиболее полюбившихся музыкальных произведениях.

Выполнение учащимися домашнего задания по специальности позволяет связать каждый предыдущий урок с последующими, благодаря тому, что в перерыве между этими уроками, в течении нескольких дней, учащихся слушая и исполняя пьесы , пытаются самостоятельно связать их.

Наличие домашнего задания ставит этот урок как ответственный, подчёркивая его значимость, укрепляя в сознании ребёнка мысль о важности музыки.

Беседы по домашнему заданию позволяют преподавателю планомерно осуществлять наблюдение за ростом активности учащихся, выявлять их индивидуальные склонности, учитывать музыкальные запросы.

Каковы же цели и задачи домашнего задания на уроках.

Цель : Развитие интереса учащихся к урокам.

Задачи : Образовательные; развивающие; воспитательные

Образовательные : Закрепление знаний, усвоенных на уроке; реализация принципа " связи обучения с жизнью"; связать между собой уроки; научить слушать музыку; учить размышлять; поднять статус урока по специальности.

Развивающие : Развивать навыки самостоятельной работы во внеурочное время; развивать творческие способности учащихся; развивать умения фиксировать свои музыкальные впечатления в различных видах домашнего задания.

Воспитательные : Формировать музыкальную культуру; расширять музыкальный кругозор учащихся; воспитывать чувство любви к музыкальному искусству; обогащать духовный мир ребёнка.

- Какое же место в уроке должна занимать беседа по домашнему задания?

Беседа по домашнему заданию можно проводить на любом этапе урока, в зависимости от того, на решение каких задач она направлена: на закрепление изучаемого материала, на обобщение одной из линий темы урока, на "забегания вперёд" в последующую тему и т. д.

Иногда конкретные ответы учащихся в ходе этих бесед могут повлиять на изменение плана урока, внести в урок элемент импровизации. Очень важно проявлять заинтересованное отношение преподавателя к ответам учеников, его умение быстро среагировать на сложившуюся ситуацию, увлечь, решая при этом важные воспитательные задачи. Учитель должен быть готов( сыграть на инструменте фрагмент того музыкального произведения, о котором рассказывает учащихся).

Список используемой литературы.

В.Грачёв « Баян в музыкальной школе» Москва – 1980г.

И.Д.Алексеев, Н.И.Корецкий Детская музыкальная школа . Баян 2 класс Москва-1991г.

 

Самоанализ урока.

Пути учащихся к музыке разнообразен и очень индивидуальный, такое различное отношение к музыке то есть «переваривание» огромного количества музыки дано не каждому. Поэтому отношение педагога ко всем учащимся должно быть индивидуально. Учащиеся в ансамбле с хорошими музыкальными данными. Старательные, прилежные, хотелось бы чтобы они больше занимались самостоятельно.

Цель урока- умение слушать общее звучание всей музыкальной ткани пьесы, одинаково ощущать характер и темп произведения на мой взгляд была достигнута. Особое внимание уделяли работе над солированием и аккомпанированием. Старались добиться точного соблюдения нюансировки и динамических оттенков, использовали удобную аппликатуру, велась работа над распределением меха и работе над ритмом.