"Игровые обучающие ситуации как один из ресурсов развития детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности"


Автор: Кашеганова Светлана Оскаровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

"Игровые обучающие ситуации как один из ресурсов развития детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности"

Краткое описание работы: Обобщение опыта

Современный ребёнок живёт в непростых условиях музыкального окружения. У него исчезает интерес к классической музыке, к фольклору, ослабло стремление к творческому проявлению. Музыкальная среда, которая окружает детей дома, ограничивается в основном только развлекательной музыкой. Некоторые родители полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не пригодится.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо, и нужно начинать с дошкольного возраста.

ФГОС ДО возлагаются особые надежды на дошкольное образование. Актуальным направлением модернизации системы дошкольного образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.

Актуальностью данной темы является противоречие с одной стороны необходимости развития музыкальных основ, а с другой стороны при возросшем внимании общества к музыкальной культуре, проблема детского творчества не всегда воспринимается современными детьми и их семьями. И я задалась целью не только помочь детям активно войти в мир музыки, но и стимулировать развитие творческой и разносторонней личности дошкольника в музыкальной деятельности. Исходя из противоречий, я определилась с темой своего опыта: игровые обучающие ситуации (ИОС) как один из ресурсов развития детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.

Перед собой я поставила цель работы: подбор и использование игровых обучающих ситуаций для развития детей в музыкальной деятельности.

Исходя из этого определилась со следующими задачами:

  • Ø изучить методическую литературу по данному направлению;
  • Ø подобрать и применить игровые обучающие ситуации в музыкальной деятельности;
  • Ø активизировать творческие процессы в деятельности дошкольников посредством участия в музыкальных играх; 
  • Ø провести анализ результатов применения ИОС, направленных на развитие дошкольников в музыкальной деятельности.

Становление понятия от игры до игровых обучающих ситуаций произошли существенные изменения.

Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекает внимание педагогов. К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой. Такого же мнения придерживались ведущие отечественные педагоги А. С. Макаренко, Е. И. Тихеева, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая и др.

В исследованиях А. А. Смоленцевой развита идея использования обучающих сюжетно-дидактической игры в работе с дошкольниками. Автор считает, что такую игру можно использовать для развития познавательных способностей детей и активизации их игровой деятельности в свободное время. Сюжетно-дидактические игры оказывают двустороннее влияние на детей: на развитие умений, навыков в определённой области и активизацию игровой деятельности в целом.

Исследования С. Н. Николаевой, И. А. Комаровой и др. показали, что оптимальная форма использования игры в процессе обучения – это игровые обучающие ситуации (ИОС), которые создаются педагогом для решения конкретных воспитательно-образовательных задач на разных мероприятиях повседневной жизни.

В отличие от отдельных игровых приемов и дидактических игр игровая обучающая ситуация (ИОС) тесно связана с ходом деятельности. Благодаря ей решаются основные воспитательно-образовательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.

На основе анализа источников можно сделать вывод, что обучающая сюжетно-дидактических игра и обучающая игровая ситуация – понятия по сути своей синонимичные, так как в текстах исследований они постоянно взаимно заменяются. Примечательно, что в подавляющем большинстве просмотренных источников описывается применение игровой обучающей ситуации либо в рамках экологического воспитания, либо в контексте развития речи дошкольников. Однако нельзя не заметить, что грамотно построенная ИОС, позволит педагогу решить все виды задач: как обучающую, так развивающую и воспитывающую в каждой образовательной области.

Игровые ситуации – один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности.

Все элементы игровых обучающих ситуаций: сюжет, ролевое поведение и игровые действия воспитателя и детей имеют дидактическое начало и направлены на выполнение задач занятия. В рамках игры дети получают новые знания, выполняют исследовательские действия.

Игровую обучающую ситуацию, характеризует следующее:

  • Ø имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочно-литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
  • Ø в игре используются необходимые игрушки, атрибутика; для нее специально организуется пространство и предметная среда;
  • Ø в содержание игры заложены дидактическая цель и воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;
  • Ø игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее на протяжении всей ИОС, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
  • Ø воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Различные элементы игровых обучающих ситуаций (ИОС):

  • Ø сюжет;
  • Ø воображаемая ситуация;
  • Ø ролевое поведение.

Игровые действия воспитателя и детей имеют дидактическое начало и направлены на выполнение дидактических и игровых задач в деятельности. В рамках игры дети получают новые представления, выполняют исследовательские действия. Интересным для детей игровым элементом в обучении являются игровые роли, предметы, игрушки, которые изображают животных, литературно-сказочных персонажей, героев детских телепередач и мультфильмов.

Игровая обучающая ситуация (ИОС) организуется взрослыми и как метод обучения дошкольников требует от педагога умения специально разрабатывать познавательно-игровые диалоги.

Исследованием выявлены три типа игровых обучающих ситуаций (ИОС), использование которых обладает различными дидактическими возможностями:

  • Ø ИОС с игрушками-аналогами;
  • Ø ИОС с литературными персонажами;
  • Ø ИОС-путешествия.

Первый тип ИОС строится на использовании игрушек-аналогов, т. е. таких игрушек, которые изображают животных и растения. Существует огромное разнообразие игрушек-животных (мягких, резиновых и др.) и очень ограниченное количество игрушек-растений (пластиковые елочки, овощи, деревянные грибы, деревья, искусственные цветы). Главный смысл использования такого рода игрушек – это сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Игрушка в этом случае способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке умений правильно и по-разному действовать с живым объектом и предметом.

Вторую группу игровых обучающих ситуаций составляют ИОС с использованием кукол, которые являются персонажами литературных произведений, хорошо знакомых детям. В дошкольных учреждениях воспитатели часто используют таких кукол, как Буратино, Незнайка, Петрушка и др., чтобы привлечь внимание детей к дидактической цели познавательной деятельности. Однако их роль в обучении, как правило, невелика: в основном они выполняют развлекательную функцию, а в ряде случаев даже мешают проведению деятельности. Между тем героев полюбившихся сказок, рассказов и диафильмов дети воспринимают очень эмоционально, стараются им подражать. С помощью персонажей, хорошо знакомых детям, можно активизировать познавательную деятельность дошкольников и решить ряд дидактических задач программного содержания. Куклы из сказок – это не просто симпатичные игрушки, которые развлекают ребят, а персонажи со своим характером и настроением, со своей манерой поведения, проистекающей от сюжета сказки. Дошкольникам они интересны тем, что в новых, неожиданных ситуациях проявляются типичные черты характера этих героев.

Третья группа игровых обучающих ситуаций – это игра в путешествия («Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и др.), в процессе которой дети узнают много нового. В каждом случае сюжет игры следует продумывать таким образом, чтобы дошкольники в качестве путешественников, экскурсантов, туристов «побывали» во многих местах. Воспитатель берет на себя роль экскурсовода, руководителя туристической группы или опытного путешественника и – это главное в подобном типе ИОС – в рамках ролевого поведения он сообщает детям новые интересные сведения, знакомит с новыми природными явлениями и объектами. В таких игровых обучающих ситуациях большую помощь педагогу могут оказать самодельные фотоаппараты, подзорные трубы и бинокли («оптические приборы»), которые создают хорошие визуальные условия для наблюдения. Фотографирование предполагает изготовление «фотографий» (дети делают рисунки на основе полученных впечатлений). Игры-путешествия способствуют формированию у детей активной социальной позиции, воспитанию самостоятельной творческой личности.

Итак, ИОС – это специально организованная форма совместной деятельности детей и педагога, отличающаяся от обычной детской игры подконтрольностью со стороны воспитателя и имеющая четкую дидактическую цель. По степени полноты включения мышления детей в ИОС проводится различие между иллюстрацией, упражнением, проблемой и ситуацией оценки.

Поскольку ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра, игровая обучающая ситуация является логичным и действенным способом обучения и воспитания дошкольников.

Чем старше становятся дети, тем сложнее ИОС, в которую помещает их воспитатель, тем чаще обращение к проблемным ситуациям, требующим самостоятельной оценки дошкольника. ИОС могут и должны использоваться педагогом не эпизодически, а органично включаться в образовательный процесс, НОД.

Как показывает образовательная практика, все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится в нее педагогом.

         Изучив материалы, высказывания великих педагогов, мыслителей я пришла к выводу, что игровые обучающие ситуации можно применять и в музыкальной образовательной деятельности.

На основе этого приняла решение обогатить и разнообразить свою работу через использование игровых обучающих ситуаций в музыкальной деятельности, способствующих развитию детей.

На мой взгляд второй и третий тип ИОС (с литературными персонажами и игра путешествие) наиболее приемлемы для художественно-эстетической области (музыкальной деятельности), так как несет различные дидактические возможности по её реализации.

Таким образом, эффективность проведенной работы позволяет заключить, что игровые обучающие ситуации могут быть использованы в работе по формированию организационных, творческих умений детей в сюжетно-игровой образовательной среде. Введение игровых сюжетов помогает раскрыть в детях изначально заложенный творческий потенциал. Посредством обучающих ситуаций у дошкольников происходит формирование новых представлений и умений в разных видах музыкальной деятельности, систематизация и обобщение личного музыкального опыта детей, развитие творческих способностей, ценностно-этических представлений.

Обучающие ситуации могут быть применены в досугах и развлечениях различной направленности. Целью будет закрепление у детей имеющихся знаний и умений и применение их в новых условиях. Обучающие ситуации можно включать и в самостоятельную деятельность детей – через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, а также посредством привлечения внимания к материалам для исследовательской деятельности и продуктивного творчества.

Подводя итоги сказанного, можно сделать вывод, что использование игровых обучающих ситуаций на музыкальных занятиях положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов. Игровые образовательные ситуации тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Библиографический список

 

  1. Абрамова И. Г. Игротехнические приемы. – СПб.: Образование, 1992. – 84 с.
  2. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 178 с.
  3. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.
  4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991, – 160с.
  5. Ельцова О. М., Терехова А. Н. Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма работы с дошкольниками // Начальная школа плюс до и после. – 1996. – № 1. – С. 1-5.
  6. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / Козлова С. А., Куликова Т. А. – М.: Академия, 2000. – 416 с.
  7. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 1982. – 151 с.
  8. Методический сборник по музыкальному развитию етей. Для музыкальных руководителей и воспитателей. Липецк 2018г
  9. Новоселова С. Л. Игра дошкольника. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.

10. Сборник музыкальных игр, направленных на развитие творческой    

     активности у дошкольников 5-6 лет /сост. Кожанова Ю.Т.– Камышлов:  

     ГБПОУ СПО «Камышловский педагогический колледж», 2018.

11. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры. – М.: Просвещение, 1987. – 97 с.

12. Эльконин Д. Б. Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. – М.: АПН РСФСР, 1957. – 24 с.

Приложение №1

 

Игровой материал для детей 5-6 лет.

 

 Игра «Веселый оркестр»

Цель: закреплять навыки игры на музыкальных инструментах, развивать творческие способности.

Игровой материал. Аудиозапись «Неаполитанской песни» П. И. Чайковского, детские музыкальные инструменты, которые раздаются детям (бубен, барабан, колокольчики, дудочка, треугольник, музыкальный молоточек).

Ход игры: ребенок слушает сначала произведение, определяет его ритм, настроение. Потом, по показу взрослого дети пробуют применять прием оркестровки. Они повторяют ритм песни, как бы подыгрывая на музыкальном инструменте. Потом, в кульминационной части песни, инструменты звучат все одновременно. В качестве творческого задания детям предлагается проявить творчество: украсить звучание.

Например, где-то можно уловить звон колокольчика, удар в барабан или бубен, металлофон. В такой музыкально-дидактической игре дети различают характер музыки, настроение пытаются подстроиться под определенный ритм и уловить малейшие его изменения и проявляют творчество, что играет немаловажную роль в развитии чувства ритма.

Игра «Забавный оркестр»

Задача: Повторение за педагогом или ведущим ребёнком ритмических рисунков с такими слогами:

  • Ø «кыш-кыш» - махи рук,
  • Ø «хлоп-хлоп» - хлопки,
  • Ø «шлёп-шлёп» - шлепки по коленям,
  • Ø «топ-топ» - притопы.

А чтобы совсем весело было зверюшкам, давайте сочиним для них весёлую плясовую. Задача: выбрать инструменты для плясовой. Воспроизведение метрической пульсации под р.н.м. «Ах вы, сени». Довольны зверюшки! Очень хорошо им стало. Как вы думаете, какое теперь настроение у зверюшек? (хорошее, радостное). А теперь давайте мы тоже сделаем поляну наших настроений. Подумайте, какое настроение сейчас у вас и выберите нужный цветочек.

Игра «Угадай-ка»

Цель. Закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса, музыкальных инструментов, мелодий.

Описание. Педагог произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом. Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы. (Звучат по очереди грустная или весёлая музыка, звучат по очереди инструменты).

Игра «Путешествие в сказку»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей. Дети приветствуют друг друга от имени любого, придуманного ими сказочного персонажа (лисы, зайца, волка), надевают (по желанию) костюмы и рассказывают, на кого они стали похожи. Педагог помогает им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос.

Игра «Путешествие в мир театра»

Цель. Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) по мимике. Педагог. Представьте, что вы готовитесь к спектаклю и гримируетесь перед зеркалом. Что такое грим? Это подкрашивание лица, искусство придания лицу (с помощью специальных красок, наклеивания усов, бороды и т. п.) внешности, необходимой актеру для данной роли. Встаньте парами лицом друг к другу. Один из вас артист, а другой — зеркало. «Зеркало» внимательно следит за движениями артиста и повторяет их зеркально. Старайтесь предугадать любой жест, любую мимику. Что может делать артист? (Надевать парик, маску; укладывать волосы, класть на лицо тон, подводить брови, красить ресницы и губы; улыбаться, смеяться, плакать, грустить и т. д.) Движения должны быть плавными и неторопливыми. Не смейтесь при этом! Когда у вас бывает радостное настроение? Какие настроения вы знаете?

Игра «Бродячий цирк»

Цель. Развивать фантазию и способность к импровизации; побуждать детей к участию в театрализованной игре, поощрять творческую инициативу; расширять знания детей о цирке, обогащать словарный запас; воспитывать доброжелательные партнерские отношения. Под ритмичную музыку (цирковой туш) педагог читает стихотворение, дети идут по кругу и приветственно машут рукой: Для радости ребячьей приехал цирк бродячий. В поющем и звенящем, в нем всё как в настоящем: Гимнаст летит, и скачет конь, лисица прыгает в огонь, Собачки учатся считать, выходят пони их катать. Мартышка к зеркалу спешит, и клоун публику смешит. Педагог объявляет номера: — Первый номер нашей программы «Канатоходцы»! Воспитатель кладет на пол ленту. Под музыкальное сопровождение дети, подняв руки в стороны, проходят по ленте, представляя, что это канат, натянутый в воздухе. — Второй номер нашей программы — «Знаменитые силачи». Мальчики поднимают воображаемые гири, штанги. — Третий номер нашей программы — «Ученые собачки» под руководством знаменитой дрессировщицы... (Педагог называет имя девочки.) Дети-собачки садятся на корточки, дрессировщик дает задания: танцуют; решают задачки по картинкам; прыгают через кольцо; поют. Антракт. (Раздаём угощение).

Игра «Аплодисменты».

Ведущий поднимает и опускает руки. Чем выше (ниже) руки, тем громче (тише) участники хлопают в ладоши.

 Игра «Король и музыканты»

Водящий – Король. Остальные дети придворные музыканты. Король садится на «трон», а музыканты в стороне договариваются, кто на каком инструменте будет играть и идут наниматься к Королю. Подходят вместе и говорят:

-         Здравствуй Король!

-         Здравствуйте.

-         Нужны ли вам музыканты?

-         Нужны

Игроки движениями без слов изображают людей, играющих на разных народных инструментах (дудочка, балалайка, бубен, ложки, гусли и др.) Король должен назвать все изображаемые инструменты. Если он угадал без ошибок, игроки убегают в «домик», а король догоняет их, кого «осалит», тот становится Королем.

Игра «Театр»

-         Хотите поиграть в театр? Театр – это вечные репетиции!

-         Репетируют актеры, репетируют актрисы!

-         Даже оркестр репетирует!

-         Играют скрипки:тирли-тирли-тирли –ти…

-         Звучат флейты: фьюти-фьюти-фьюти-фью…

-         Бьют барабаны: бум-бум-бум-бум-бум!

-         Занавес открывается

-         И на сцене появляется шайка разбойников!

-         Вдруг выходит один из них и спрашивает:

-         «А кто из нас будет атоманом?»

-         «Я!»

-         «А что ты умеешь делать?»

-         «Я умею петь и танцевать!»

Игра «Кругосветное путешествие»

Цель. Развивать фантазию, умение оправдывать свое поведение. Дети в творческом полукруге. Педагог предлагает им отправиться в кругосветное путешествие: «Ребята, перед вами стоит задача: придумать, где будет проходить ваш путь – по пустыне, по горной тропе, по болоту; через лес, джунгли, через океан на корабле». Дети предлагают маршрут кругосветного путешествия, используя декорации корабля, избушки. Итак, маршрут кругосветного путешествия составлен, и дети начинают играть. В игре используются музыка народов мира, шумовые эффекты – гром, дождь, шум бури, шторм, костюмы и маски.

Игра «Магазин народных инструментов»

Цель: закреплять умения быстро определять по форме музыкальный инструмент, группировать, называть муз инструмент.

Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.

Вариант 1.

На столе поднос с фрагментами музыкальных инструментов разной формы. Дети выбирают один фрагмент и находят данный инструмент по определённым параметрам.

Вариант 2.

Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им инструмент, чтобы продавец, сразу догадался, о каком инструменте идёт речь.

Наглядный материал: картинки с изображением инструментов.

Вариант 3.

Игра – сказка

Воспитатель рассказывает: (Придумать рассказ, историю об инструментах).

 Игра «Да – нет»

На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой инструмент мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, какой по форме инструмент, есть ли струны и т. д. Мы ему будем отвечать только двумя словами.

Игра с мячом «Я знаю инструмент»

Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч он ловит и говорит: я знаю инструмент и называет его.

Игра «Угадай, чей голосок»

Цель. Учить детей интонационно и выразительно произносить предложенную фразу.

Дети встают в шеренгу. К ним спиной встает водящий. Педагог молча указывает на любого ребенка, тот произносит фразу: «Скок-скок-скок-скок, угадай, чей голосок!» Если водящий угадал, он встает в общую шеренгу. Водящим становится тот, голос которого угадали. Игра проводится несколько раз. Дети меняют интонации и тембр голоса. Игра с воображаемыми предметами Цель. Развивать воображение и фантазию; побуждать детей к участию в общем театральном действии. 1.Педагог вместе с детьми произносит слова знакомого стихотворения «Мой веселый звонкий мяч», и все ударяют воображаемым мячом об пол. 2.Педагог бросает воображаемый мяч каждому ребенку, ребенок «ловит» мяч и «бросает» его обратно педагогу. 3.Дети встают в круг и передают друг другу воображаемый предмет. Игру начинает и комментирует педагог. – Посмотрите, у меня в руках большой мяч. Возьми его, Саша (Педагог передает «мяч» рядом стоящему ребенку). – Ой, у тебя он стал маленький. Передавай его Насте. – Настя, в твоих руках маленький мячик превратился в ежика. Его колючки колкие, смотри, не уколись и не урони ежа. Передай ежика Пете. – Петя, твой ежик превратился в большой воздушный шар. Держи его крепче за ниточку, чтобы не улетел. Дальше импровизировать можно в зависимости от количества детей (шарик превратился в горячий блин, блин- в клубок ниток, нитки – в маленького котенка, его можно осторожно погладить, котенок превратился в румяного колобка).

Игра «Угадай, что я делаю?» в движении.

Дети ходят свободно по залу под музыку. Как только музыка заканчивается, ребята останавливаются, принимают определенные позы, затем оправдывают их (собираю цветы, наклонился за грибом и т. д.).

Игра «Наше путешествие»

Игровой материал. Металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте, сначала я вам расскажу», – говорит воспитатель. – Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне).

Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне).

Мой рассказ вы можете продолжить или придумать, свой рассказ». Игра проводится во второй половине дня.

Игра «Слушаем музыку»

Игровой материал. 4-5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные классические пьесы), проигрыватель.

Ход игры. Дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают.

Игра «Волшебный волчок»

Игровой материал. На планшете располагаются иллюстрации к программным произведениям по слушанию или пению, в центре вращающаяся стрелка.

Ход игры.

Вариант 1. В грамзаписи или на фортепиано исполняется знакомое детям произведение. Вызванный ребенок указывает стрелкой на соответствующую иллюстрацию, называет композитора, написавшего музыку.

Вариант 2. Ведущий исполняет на металлофоне мелодию программной песни. Ребенок стрелкой указывает на картинку, которая подходит по содержанию к данной мелодии.

Вариант 3. Ребенок-ведущий стрелкой указывает на какую-либо картинку, остальные дети поют песню, соответствующую содержанию этой картинки.

Первый и второй варианты игры используются на музыкальных занятиях в разделе слушания и пения.

Игра «Прогулка»

Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки.

Ход игры. Дети рассаживаются полукругом. «Сейчас, дети, пойдём с вами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в группе, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице», – педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу, – продолжает воспитатель, - светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» – частыми ударами передаёт бег, Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю», – воспитатель вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать». Скок, скок, – быстро ударяет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошёл дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень», - воспитатель постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались ребята и побежали в детский сад», – быстро и ритмично ударяет молоточком. Кроме этого, дети должны передать ритмический рисунок – выложить на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие – частым. Например: «Таня взяла мяч», - говорит воспитатель, – и стала медленно ударять им о землю». Ребёнок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки. «Пошёл частый, сильный дождь», продолжает воспитатель. Ребёнок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки.