«Развитие музыкального творчества у детей старшего дошкольного возраста во взаимосвязи с различными видами искусства»


Автор: Санникова Наталия Александровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

«Развитие музыкального творчества у детей старшего дошкольного возраста во взаимосвязи с различными видами искусства»

Краткое описание работы: В условиях дошкольной организации в соответствии с ФГОС образования необходима интеграция различных областей. Успешная их реализация невозможна без внедрения инновационных форм обучения в том числе и на музыкальных занятиях.

 

"Мир состоит из великого множества соединений красок и света.

И тот, кто легко и точно улавливает эти соединения, -

счастливейший человек ", писал К. Паустовский.

 

Современный человек должен уметь видеть и чувствовать красоту окружающего мира, а это умение закладывается в детстве. Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребёнка. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постоянно усложняющихся в игре, на занятиях и в восприятии окружающего мира.

Что же такое самостоятельность и инициатива? Самостоятельность – это обобщенное свойство личности, которое проявляется в инициативности, критичности, саморегуляции, чувстве личной ответственности за себя и свою деятельность, в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их.

Для инициативной личности характерно:

– произвольность поведения;

– развитая эмоционально волевая сфера;

– стремление к самореализации;

– общительность;

– творческий подход к деятельности;

– познавательная активность.

Необходимым условием развитием инициативного поведения ребенка является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения.

В дошкольном  периоде закладываются основные ступени процесса социализации ребенка, происходит приобщение ребенка к культуре и общечеловеческим ценностям.

Одной из главных задач дошкольной педагогики является развитие в детях творческих способностей. Интеграция музыки и изобразительной деятельности способствует решению этой задачи.

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.

Процесс детского творчества делится на следующие этапы: накопление и сбор информации, обработка накопленных данных, систематизирование и конечный результат. Подготовительный этап включает в себя внутреннее и внешнее восприятие ребёнка окружающего мира. В процессе обработки ребёнок распределяет информацию на части, выделяет преимущества, сравнивает, систематизирует и на основе умозаключений создает нечто новое.

Развитие инициативности и самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности (прежде всего игровой, а также изобразительной, музыкальной, двигательной и др.), в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию.

На современном этапе модернизации дошкольной образовательной системы уделяется большое внимание проблеме развития самостоятельности детей. Это связано с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе.

Самостоятельная музыкальная деятельность – одна из сложных форм

музыкальной деятельности, так как возникает она не только при условии

интереса ребенка к музыке, его стремления выразить свои художественные

переживания от встречи с ней, но и от наличия устойчивых навыков, полученных на занятиях. Особое внимание педагог должен уделять воспитанию инициативы, творческой активности детей, последовательно реализуя программные требования по такому виду музыкальной деятельности как детское музыкальное творчество.

Решая задачи по восприятию музыки на музыкальных занятиях (слушание), особое внимание рекомендуется уделять умению самостоятельно слушать музыкальные произведения не только на занятиях, но и в домашних условиях.  Необходимо подводить детей к тому, чтобы они могли называть свои любимые музыкальные произведения, песни, самостоятельно высказываться, почему они им нравятся, уметь определять характер, настроение произведения.

Самостоятельные действия детей развиваются по определённой логике: от действий заранее запланированных педагогом (по показу или образцу, представленному взрослым) к возникновению инициативных, непреднамеренных действий (в зависимости от создавшейся ситуации), и далее – к действиям, имеющим характер импровизаций, возникающих в процессе выполнения творческих игровых заданий.

   Каждый вид музыкальной деятельности содержит свои способы действий. Так, решая задачи по развитию восприятия музыки, особое внимание рекомендуется  уделять таким способам действий, как умение самостоятельно слушать музыкальные произведения, различать характер музыки, ориентироваться в форме музыкального произведения, в музыкальных жанрах.

Развивая интерес к музыке, важно обогащать музыкальные впечатления детей, расширять музыкальный кругозор, знакомя дошкольников с музыкой разных эпох и стилей, дети учатся сравнивать произведения и находить  способы выражения впечатлений от воспринятой музыки. Немаловажно учить детей образно, эмоционально высказываться о характере музыки, обосновывать свои предпочтения, высказывать эстетические суждения и оценки.

Через изобразительную деятельность у ребенка обогащается представление о мире, он может выразить свое понимание действительности, через которую можно показать, что мир удивителен, разнообразен  и прекрасен.

 Интегрированная образовательная деятельность – это специально организованная  деятельность, цель которой может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных направлений художественно-эстетического развития.

Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на интегрированных занятиях с дошкольниками осуществляется в двух формах:

 1) сочетание восприятия произведений музыкального и изобразительного искусства на основе общности их настроения, стиля, жанра;

 2) художественно-творческая деятельность детей, дети «рисуют музыку».

Используя интегрированные формы, я считаю необходимым учитывать как основные задачи музыкального, так и художественного воспитания в дошкольном учреждении, а именно:

Задачи музыкального воспитания:

- развитие музыкальных и творческих способностей с помощью разных видов музыкальной деятельности;

- формирование музыкальной культуры ребенка;

- формирование общей духовной культуры личности.

Одна из основных задач изобразительной деятельности обучения детей -это воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.

При синтезе  музыки и изобразительного искусства, обеспечиваются оптимальные условия для полноценного развития творческих и эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

В процессе интегрированного занятия, можно выделить ряд задач:

  • Формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства.
  • Стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности.
  • Развитие воображения и ассоциативного  мышления.
  • Формирование  эстетического вкуса на лучших достижениях мировой культуры.
  • Развитие речи, обогащение  активного словаря.
  • Обогащение положительного эмоционального опыта.
  • Развитие духовных качеств личности.  
  • Обеспечение обогащённого  интеллектуально – творческого  развития детей.
  • Создание и сохранение у ребенка целостной картины мира.

В итоге интегрированного занятия:

  • Дети узнают жанры искусства;
  • Имеют навыки восприятия произведений различных видов искусства;
  • Дети умеют сравнивать музыку, произведения живописи, поэзии;
  • Выражают собственное мнение о предмете. Могут ответить на вопрос: «Почему нравится?»;
  • Умеют сравнивать противоположности, называть признаки;
  • Умеют передавать свои чувства в разных вариантах при помощи средств разных видов искусства;
  • Умеют выбирать из большего количества музыкальных отрывков программной музыки, различной по характеру, образы и показывать их в пантомиме или танце, могут передать образ в рисунке.

 

И чем раньше, мы погружаем ребёнка в творческую среду, тем больше возможностей предоставляем для его внутреннего и интеллектуального развития.

Как же это можно использовать на практике в своей работе? 

         При подготовке занятия я продумываю, как его организовать, чтобы достичь поставленной цели и задач, пробудить в детях стремление к знаниям, активности, самостоятельности, воспитывать у них  трудолюбие и при этом не утратить интереса на протяжении всего процесса  и не утомить?  

Занятия можно проводить в разных формах: рисовать знакомое музыкальное произведение, рисовать картину под незнакомую музыку или слушая музыку выбирать ту или иную картину, которая подходит к данной музыке. Но какую бы форму занятия мы не выбирали, личное видение ребёнка, его опыт, фантазия раскрывают его возможности, потенциал, а самое главное помогает ребёнку самостоятельно сделать выбор, что способствует развитию самостоятельности и творчеству.

Занятия, на которых дети «рисуют музыку», всегда являются для них подлинным праздником. Звучание прекрасной, богатой оркестровыми тембрами  музыки, разноцветные краски, фломастеры, обязательная похвала педагога создают совершенно особую, эмоционально приподнятую атмосферу. Дети, слушая музыку, переносят её на чистый  лист бумаги, окрашивая самостоятельно выбранными красками, тем самым воплощая тот образ, который они придумали сами, самостоятельно, ощущая себя настоящими художниками,  творцами красоты.

Из своего личного опыта, я провожу интегрированные занятия музыкальной и изобразительной деятельности с детьми в хорошо знакомой им обстановке, где они проводят основное время – в группе. Во- первых, технически это очень удобно. В музыкальном зале нет письменных столов, красок, альбомов конечно можно организовать постановку столов, стульев и т.д., но это уже искусственная обстановка, которая создаётся для данного занятия (как бы напоказ). Когда дети находятся в своей группе, в естественной и спокойной обстановке, то и психологически они более настроены на данную деятельность. Но момент неожиданности и своеобразного сюрприза присутствует, музыкальный руководитель приходит «в гости», чтобы провести необычное занятие…..

В ходе занятия я использую следующие педагогические методы и приёмы (вы их видите на слайде):

  • Наглядно-слуховой метод (воспроизведение музыки с помощью ТСО, исполнительский показ).
  • Метод обобщения (создание целостного представления о временах года, жизни растений  и животных, различных аспектов жизни человека с помощью различных  аспектов жизни  человека  с помощью различных изобразительных средств – музыки, живописи, поэзии) .
  • Проблемное использование наглядно-слухового метода (приём побуждения детей к сравнению, сопоставлению, поиску аналогий – изобразительные средства музыки, цвета).
  • Наглядно-зрительный метод (показ иллюстраций).
  • Метод пластического интонирования (передача характера  музыки в движении).

 

  Выбирая музыкальное произведение, я конечно учитываю его выразительность, красочность, доступность к данному возрасту. Классические произведения несут глубокие переживания и чувства, они имеют особый смысл, недаром они понятны и интересны  для восприятия на протяжении ни одного столетия. На данном занятии дети слушали музыкальное произведение  П. И. Чайковского из цикла времена года Весна. Март. Песня жаворонка. После прослушивания произведения, ребята делятся впечатлениями о том, какая музыка по характеру, как она звучала и почему? Какие инструменты они услышали? И какую картину мысленно они нарисовали слушая эту музыку? Какие бы краски использовали, рисуя картину? Дети с удовольствием делятся своими впечатлениями и порой картины, которые представили, очень разнообразны. Кто-то нарисовал дерево, с набухающими почками, кто-то подснежники, кто-то нарисовал себя, идущим по весенней дороге, а кто-то нарисовал порхающих птиц. Поделившись своими фантазиями и представлениями, я предлагаю ребятам попробовать нарисовать музыку, передать свои впечатления на лист бумаги, используя те краски, которые они хотят выбрать.  И тут начинается настоящий творческий процесс. Именно на этом этапе дети проявляют инициативу и самостоятельность. Во время рисования я включаю музыку фоном, чтобы ребятам было легче представить картину, музыка продолжает волновать и вызывать ассоциации.  После завершения работы, ребята делятся своими впечатлениями и объясняют почему они нарисовали именно это, почему выбрали такие краски. В конце занятия мы делаем выставку, раскладываем наши картины, чтобы каждый наглядно смог убедиться, насколько разнообразные получились картины и какие разные по замыслу и цвету. Данная выставка — это даже не подведение итогов работы, а своеобразный стимул для дальнейшего роста и дальнейшее желание ребят рисовать музыку. Хотелось бы отметить, что данная деятельность сплачивает детей, они занимаются совместным творчеством, не теряя свою индивидуальность. Здесь нет понятий правильно-неправильно, может быть и не может быть. Фантазия безгранична и поэтому здесь можно всё! Даже сказочный, вымышленный персонаж может появиться.

         И наверное, в этот момент происходит интеграция, соединение в одно целое музыки и живописи. Воспринимая  музыку, мы рисуем картину и глядя на картину, слышим музыку.

 

 

Литература:

Методика обучения ИЗО деятельности и конструирования: Уч. пособие для учащихся пед. училищ по спец-ти “Дошкольное воспитание” / Т.С.Комарова и др.- М.: Просвещение, 1991 г.

Козлова С.А., Куликова Т.А.  Дошкольная педагогика: Уч.пособие для студентов сред.пед.учебн.заведений.- М.: Издательский центр “Академия”, 2001 г.

Утробина К.К., Утробин Г. ф.  Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир.- М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2005 г.

Теплюк С. Истоки самостоятельности //Дошкольное воспитание. 1991. -№7 —  С.67.