«О синкретичности музыки и поэзии серебряного века»


Автор: Антипина Валентина Павловна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

«О синкретичности музыки и поэзии серебряного века»

Краткое описание работы: Многие авторы исследуют историю взаимоотношений музыки и литературы, начиная с глубокой древности. Художественная культура в те времена была подлинно синкретичной, неразрывно связывая в себе все начала познания, и человечество училось художественному мышлению, интуитивно соединяя звук и текст, слово и ритуальный танец. С тех пор прошли тысячелетия. Музыка превратилась в сложное самостоятельное искусство. Но по-прежнему взаимное притяжение разных искусств - закон развития художественной культуры, ее «вечный двигатель».


«О синкретичности музыки и поэзии серебряного века».


Многие авторы исследуют историю взаимоотношений музыки и литературы, начиная с глубокой древности. Художественная культура в те времена была подлинно синкретичной, неразрывно связывая в себе все начала познания, и человечество училось художественному мышлению, интуитивно соединяя звук и текст, слово и ритуальный танец. С тех пор прошли тысячелетия. Музыка превратилась в сложное самостоятельное искусство. Но по-прежнему взаимное притяжение разных искусств - закон развития художественной культуры, ее «вечный двигатель».

Новые направления и течения в литературе всегда заставляли композиторов искать новые средства выразительности и в музыке. Основные тенденции развития взаимоотношений словесного искусства и музыки были определены и заложены еще в XVIII-XIX веках. Но особенно ярко эти тенденции проявились в XX столетии. К сожалению, работ, посвященных взаимосвязям музыки и литературы в XX веке не так много ( Асафьев Б.В., М. К. Михайлова, Е. М. Орлова, Ю.В. Келдыш, Мазель Л., Ливанова Т.Н., Гозенпуд А.А., Е. Орлова, М. Жура).

Но все эти исследователи выделяют два параллельно идущих процесса - влияние поэзии на музыку и становление музыки как однго из средств художественной выразительности в литературе. 

Важную роль для развития русского музыкального искусства играло то, что большинство выдающихся русских поэтов и писателей, не будучи собственно музыкантами, проявляли глубокий  интерес к искусству звука. Музыкальная речь, певучий стих Грибоедова, Крылова, проза Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Чехова воспринимались в своей звуковой последовательности и звуковой же образности как особая музыкально-словесная форма.

 Образы, сюжеты, поэтический строй поэм Жуковского прямо повлиял на современное ему музыкальное искусство, направив его, главным образом, в романтическую струю. Образы, сюжеты, эстетика Пушкина на многие годы легли в основу русской музыкальной классики. Опираясь на обширные факты, исследователь В. Яковлев замечает: «Одно перечисление опер на сюжеты Пушкина, вошедших в русскую классику, дает в итоге около половины того, что создано композиторами. Количество романсов в дореволюционное время было более 500. Едва ли будет преувеличением сказать, что Пушкина в его лирике в настоящее время можно «спеть» почти всего.  Но при всем том, наравне с поэтами стоят великие русские музыканты, которым принадлежит инициатива в своей области, которые возьмут лучшее у поэтов и создадут свое лучшее». 
Русские композиторы  М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов и черпали свое вдохновение из творчества М. Ю. Лермонтова. 
На произведения Гоголя писали музыку М. Мусоргский, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков. «Гоголь указал композиторам одно из средств овладения новой тематикой - обращение к народному песнетворчеству. (...) Проникновение в жизнь народа через народную песню - таков эстетический канон русской реалистической оперы». Гоголю также «принадлежит ряд интересных мыслей и рассуждений о музыке, очень ценных критических замечаний, высказанных писателем в разное время». 
Т.о.,  русская поэзия  XIX в. значительно способствовала появлению новых жанров, форм и тем в музыке. 


Но особенно ярко эти тенденции проявились в XX веке. 
Начало ХХ века – переломный период в истории России. Интерес к культурному наследию периода российской истории конца XIX – начала XX в., известного как «Серебряный век», обусловлен уникальностью музыкальной культуры, сформировавшейся на стыке различных областей творчества. Поэзию Серебряного века (И. Анненский, К. Бальмонт,В. Брюсов, А. Блок, И. Северянин) отличает преклонение перед музыкой и стремление подражать ей по форме и по сути. Поэты и художники, видя в музыке самое возвышенное, самое далекое от земного бытия искусство, стремились приблизить свое творчество к музыкальному и даже уподобиться композиторам. Вообще лирика Серебряного века многообразна и очень музыкальна. Сам эпитет “серебряный” звучит как колокольчик. Серебряный век принес целое созвездие поэтов-музыкантов. Стихи Серебряного века — это музыка слов. В этих стихах не было ни одного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, не к месту поставленной точки.

    Серебряный век - это множество литературных направлений. Здесь и символизм, и акмеизм, и футуризм, и даже эгофутуризм Игоря Северянина. Все эти направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся в одном: необходимо исступленно работать над ритмом, словом, чтобы довести игру, манипулирование звуками до совершенства. Особенно, на наш взгляд, в этом преуспели футуристы. 
    Футуризм напрочь отказался от старых литературных традиций, “старого языка”, “старых слов”, провозгласив основой стихосложения поиск новой формы слов, независимой от содержания, т. е., иначе говоря, изобретение нового языка. Работа над словом, над “приручением” звуков становилась самоцелью, иногда даже в ущерб смыслу. Взять, например, стихотворение В. Хлебникова “Перевертень”, каждая строчка которого — палиндром:
    


    Кони, топот, инок.
    Но не речь, а черен он.
    Идем молод, долом меди.
    Чин зван мечем навзничь.
    Голод чем меч долог?
    Пал а норов худ и дух ворона лап...


Неоднородность и вместе с тем гармоничность, многокомпонентность и целостность искусства этого времени определили её  неповторимость и своеобразие. Идея синтеза искусств стала одним из основополагающих художественных принципов Серебряного века, объединяющих различные творческие течения и направления музыки, живописи, литературы этого периода – импрессионизм, символизм, модернизм, неоклассицизм и др.

Само понятие «синтез искусств» применительно к культуре «Серебряного века» в целом и к музыкальной культуре в частности используется для обозначения целого ряда явлений. В одних случаях речь идет лишь о понятийно-терминологическом синтезе. В качестве примера сближения искусств, порой носящего лишь формальный характер, можно привести литературные симфонии А. Белого, «Александрийские песни» М. Кузьмина, «музыкальные» живописные полотна М.-К. Чюрлениса, названные художником сонатами («Соната весны», «Соната солнца»).

В других случаях этим термином обозначалось объединение элементов нескольких видов искусств в одном произведении (музы- кально-поэтические, вокально-симфонические, балетно-музыкальные произведения А.Н. Скрябина, И.Ф. Стравинского, С.В. Рахманинова, А.К. Лядова). Иногда «синтез искусств» подразумевал проникновение отдельных выразительных и композиционных средств какого-либо жанра в другой вид и жанр искусства.
 

Важной особенностью интеграции различных видов творчества в эпоху Серебряного века, по свидетельству А. Белого, становится то, что «стремление к синтезу выражается отнюдь не в уничтожении граней, разъединяющих две смежные формы искусства; стремление к синтезу выражается в попытках расположить эти формы вокруг одной из форм, принятой за центр. Так возникает преобладание музыки над другими искусствами». Наиболее последовательное воплоще- ние идея синтеза искусств получила в творческой деятельности двух талантливых композиторов рассматриваемого периода – А.Н. Скрябина и И.Ф. Стравинского.

 Сочинения А.Н. Скрябина, И.Ф. Стравинского отличает мозаичность создаваемых образов, отступление от принципов монотематизма, характерных для творчества их предшественников. Приведем несколько примеров. Бурные тематические развороты, смены «света и тени», столкновение драматических и лирических образов характерны уже для ранних сонат и прелюдий А.Н. Скрябина. Ярким воплощением тематического синтеза исследователи считают «Поэму экстаза», в которой тема самоутверждения выражается посредством соположения двух эмоциональных полюсов – утонченности (лирики) и грандиозности (героики), а лаконизм тем сопровождается одновременным увеличением их количества. Синтез многочисленных драматургических линий характерен также для скрябинской поэмы «Прометей». В ней духовно-нравственным, творческим импульсам жизнеутверждающей человеческой воли противостоит беспредельный мир хаоса и тьмы. Контрастные противопостав- ления и конфликтные столкновения обусловливают масштабность и синтетичность драматургии произведения.

Тематическое многообразие отличает и творчество И.Ф. Стравинского. Сказочно-фантастические сюжеты (опера «Соловей», балет «Жар-птица») сочетаются в его произведениях с тематикой архаичной крестьянской жизни, скифства и современной жизни города («Весна священная», «Свадебка», «Петрушка»). В музыкальной культуре Серебряного века особенно активно происходят процессы межжанровой интеграции, осуществляющейся на уровне формы – музыкальных выразительных средств, что приводит к значительному обновлению музыкального языка. Подобный синтез становится результатом освоения и творческой переработки композиторами стилистического наследия различных эпох.

Стремление к созданию ярких и сложных образов, усилению художественно-эстетического воздействия приводит И.Ф. Стравинского к поиску новых синтетических музыкальных жанров. При воплощении архаичных сюжетов композитор включает в свои произведения величальные и шуточные, игровые песни, плачи, причеты, культовую псалмодию, кличи, голошения, инструментальные наигрыши, колокольные звоны.

Высшим уровнем синтеза можно считать появление качественно новых жанров, возникающих в результате интеграции элементов различных искусств – музыкального и поэтического, музыкального и драматургического, музыкального и хореографического, музыкального и вокального творчества. Например, звучание оркестра в Первой симфонии А.Н. Скрябина было дополнено вокально-поэтическими средствами (хоровой финал, основанный на стихотворном тексте). Синтез музыкального и литературного начал в творчестве композитора приводит к появлению нового жанра – фортепианной поэмы. Особое значение для синтеза искусств имеет сочинение композитора «Прометей», замысел которого осуществляется силами симфонического оркестра, фортепиано, органа, хора и цветосветовой клавиатуры, сопровождающей музыку сменой цветовых волн. Мощное художественное воздействие, оказываемое данным произведением, его новаторство позволило исследователям искусствоведам назвать его символом музыкального мышления эпохи Серебряного века.

Многочисленные произведения смешанного типа, созданные И.Ф. Стравинским, также не укладываются в традиционные рамки оперы или балета, что позволяет исследователям определить их жанровый характер как балетный театр («Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная») либо балетные произведения с пением («Байка», «Пульчинелла», «Свадебка»).

Симфонический жанр получает дальнейшее развитие и модифицируется в музыкально-поэтических и вокально-симфонических сочинениях (симфонии и поэмы А.Н. Скрябина, картины А.К. Лядова «Волшебное озеро», «Баба Яга», «Кикимора», вокально-симфонические сочинения «Весна», «Колокола» и фортепианные концерты С.В. Рахманинова, симфонии Н.Я. Мясковского).

Завершая анализ синтетичности музыкальной культуры Серебряного века, подведем основные итоги. Неоднозначность понятия «синтез искусств» применительно к рассматриваемой культуре связана с многоуровневостью и разнонаправленностью тенденций к слиянию видов и жанров творчества. Интеграция художественных ценностей происходила как на меж-, так и на внутрикультурном уровнях. Являясь результатом неоднородности философских и идейно-эстетических воззрений композиторов этой эпохи, их интенсивного творческого поиска, синтез осуществлялся в целом ряде областей. Его кульминацией становится интеграция различных искусств.

 

Словесное искусство и музыка прошли сложный путь от древнего синкретизма до самостоятельных видов искусств. В их формировании переходным этапом явился XVIII век, когда России зародились самостоятельные музыкальные жанры. Активное участие в этом процессе принимали деятели литературы. В XIX веке произошло четкое разграничение функций музыки и литературы. Музыкальное искусство поднялось на более высокую ступень, композиторы и музыканты стали в один ряд с писателями и художниками. Новый характер приобрело влияние литературы на музыку, на сюжеты литературных творений писателей XIX века были созданы многие выдающиеся музыкальные произведения. Музыкальное искусство вдохновило русских писателей на создание ярких поэтических образов, а также стало одним из важнейших средств художественной выразительности. 

XX век – переломный этап в жизни России, и, следовательно, и во взаимоотношениях между литературой и музыкой. В XX веке произошло видоизменение функций жанров литературы и музыки. Синтез двух искусств вызвал к жизни новые формы, технику исполнения, новый интонационный строй.