Интерпретация произведений классического репертуара с использованием электронных музыкальных инструментов


Автор: Кашина Анна Юрьевна

Предмет: Инструментальное исполнительство

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Интерпретация произведений классического репертуара с использованием электронных музыкальных инструментов

Краткое описание работы: Сегодня средства массовой коммуникации и электроника играют в жизни огромную роль, и наша предметная область, а вместе с тем и шанс не упустить педагогическую ситуацию в этой связи – молодежь и музыкальная электроника. Как эта электроника употребляется – во благо или в разрушение? Классическая музыка и электронные формы ее выражения – насколько это совместимо?

А. Ю. Кашина

Интерпретация произведений классического репертуара

с использованием электронных музыкальных инструментов

К концу прошлого столетия в России кардинально изменились механизмы бытования всей художественной культуры, в том числе, классической музыки. На время она заметно сдала свои, прежде неизменно высокие, позиции в иерархии культурных ценностей общества. Стремительное развитие информационных технологий, средств массовой коммуникации, а также глобализация потребительских сделали свое дело. Долгий процесс размежевания искусства на «популярное» и «академическое» вступил в свою терминальную фазу в конце первого десятилетия XXI века.

Знаменитый вопрос Нормана Лебрехта «Кто убил классическую музыку?»[1] прозвучал в 2007 году не просто как вызов, а скорее как выстрел в пустом зале. Резюме его было и вовсе параноидально-неутешительным: с музыкой "расправились" агенты крупных бизнес-корпораций, политика которых направлена исключительно на извлечение прибыли..

Классическая музыка сегодня становится не антагонистом, а стратегической целью массовой культуры.  Сегодня классика преподносится как маркер высокой нравственности, бесспорных и всеми почитаемых ценностей, она может стать рекламой любого товара или акции (81 рекламный ролик только в России).

При этом аудитория может и не подозревать, что в структуре какого-либо произведения массовой культуры содержится классическая музыка, и даже сам характер использования классики может коренным образом противоречить её искомому содержанию. Массовая культура и масс-медиа могут не просто нивелировать исходное содержание музыки, а заменять его смыслами, идущими вразрез с изначальной сущностью классики. Очень подробно эти тенденции рассматривает в своей книге «Искушение прекрасным» Дарья Журкова, кандидат исскуствоведения и старший научный сотрудник государственного института культуры.

Вот как она определяет условия  современного бытования классической музыки.

Во-первых, при ее представлении часто намеренно игнорируется личность композитора. Произведения «отчуждаются» от своих настоящих авторов — аранжируются средствами поп-музыки, сокращаются, фрагментируются и «дописываются» в соответствии с требованиями заказчика. Из произведения свободно изымаются или, наоборот, в него внедряются любые структурные элементы, что ведет к частичному или полному изменению его семантики и архитектоники. На глазах рождается новый жанр – коллажное народное творчество! Весь этот коллектив авторов  получает максимальную свободу интерпретирования и манипулирования оригиналом.

Во-вторых, не смотря на декларируемую академическими музыкантами непричастность к сфере массовой культуры, они во многом попадают под влияние её законов и постулатов. Это влечет за собой ментальные противоречия между желанием современных академических музыкантов быть в центре массмедийного потока и изначально немассовым характером их творчества. Вышеперечисленные причины заставляют академических музыкантов вести двойную игру с публикой, то выпадая из времени, то напротив, пытаясь быть в тренде и играя технологиями из сферы шоу-бизнеса.

В-третьих, институт меценатства почти разрушен, и чтобы иметь средства к существованию, классическая музыка не может сегодня оставаться сугубо элитарным и автономным искусством, она должна быть представленной в потоке массмедиа и массовой культуры. К несчастью, попавшим под воздействие этих законов представителям классической музыкальной культуры очень сложно регулировать степень своей реальной вовлеченности в процессы популяризации.

В-четвертых, массовая культура приучает публику воспринимать классическую музыку в потоке всеобщей развлекательности, рекламы или борьбы за высокий общественный статус. Классика становится элементом шоу, знаком престижа, и преподносится в контекстах, далеко уводящих прочь от изначально заложенных в нее смыслов.

Наконец, на характер взаимодействия массовой культуры и классической музыки огромное влияние оказывает визуальная составляющая. Поэтому в современной массовой культуре столь актуальны попытки создания ассоциативной визуальной образности на мотивы классической музыки. Ведущей современной формой презентации музыки в массмедиа становится видеоклип, а в отношении ментальности подрастающего поколения сформировалось устойчивое понятие «клиповое мышление».

Т.о., массовая культура существует уже не просто в режиме коллаборации с классикой, но заявляет свои права на режимы трансляции последней. Аудитория освобождается от духовных обязанностей по отношению к классической музыке и привыкает видеть в  ней лишь высокий социально-экономический потенциал.

 

Сегодня средства массовой коммуникации и электроника играют в жизни огромную роль, и наша предметная область, а вместе с тем и шанс не упустить педагогическую ситуацию в этой связи – молодежь и музыкальная электроника. Как эта электроника употребляется – во благо или в разрушение? Классическая музыка и электронные формы ее выражения – насколько это совместимо? Не предпочтительнее лив  процессе обучения примеры аутентичной оркестровки акустической классики?

Безусловно, оригиналы, как правило, звучат намного лучше. Но как быть, если в школе отсутствуют многие традиционные инструменты? или нет возможности исполнять школьным оркестром яркие симфонические полотна, например,  части симфоний Моцарта или балетов Чайковского? Современные клавиши позволяют элегантно обходить эти и многие другие сложности. Кроме того, в нашей музыкальной школе с 2013 года приумножается опыт применения ЭМИ в составе оркестра деревянных духовых инструментов  «Менестрели».

Поэтому ошибочной представляется позиция педагогов, которые видят целесообразным исполнение на ЭМИ лишь эстрадной, легкой развлекательной музыки. Вызывают недоумение односторонние представления подчас даже коллег об электронных инструментах как о чем-то связанном исключительно с молодежной развлекательной музыкой,  и якобы невозможностью сделать эти инструменты средством формирования хорошего музыкально-художественного вкуса.

Клавишные ЭМИ сегодня настолько усовершенствованы, что им под силу многие жанры серьезного искусства. По сравнению со своими предшественниками – аналоговыми электронными инструментами – цифровые ЭМИ имеют адекватное качество звучания и более широкие функциональные возможности, при этом просты в управлении, более компактны и доступны по цене. И, несомненно, при обучении игре и аранжировке на ЭМИ вполне реально постижение основ классической музыки, приобщения к ее богатому наследию и не пользоваться сегодня этим инструментарием означало бы для нас бег назад.

Особенно много споров существует вокруг правомерности интерпретаций классики под названием кавер.

К середине 1990-х гг.  ранее немногочисленные исполнители современных обработок классических произведений образовали самостоятельное музыкальное направление классического кроссовера.

Термин «кроссовер»  - от англ. «пересечение» буквально означает сочетание в одном произведении разных стилей. Определение же «классический» указывает на то, что в данном жанре обязательна какая-либо академическая составляющая. К ней может быть добавлен любой из массовых жанров ХХ и XXI веков: джаз, рок-н-ролл, рок, электро, диско, поп-музыка и хип-хоп. Направление «классический кроссовер» условно их можно разделить на три ветви:

- современные интерпретации классических произведений, переложенные на бит (Ванесса Мэй, Эдвин Мартон), переигранные на электронных инструментах ремиксы, а также музыка, использующая в современном жанре классические произведения (Emerson, Lake & Palmer «Pictures at an Exhibition»);

- произведения новых жанров, созданные с использованием академического инструментария (Metallica или Эминем с классическим симфоническим оркестром, рок-оперы, совмещающие в себе разные стили);

- академические «каверы» — произведения новых жанров, созданные в ХХ и XXI веках и переигранные в академической манере, будь то в исполнении симфонического оркестра или оперным вокалом (Eileen Farrell «I Gotta Right to Sing the Blues», Хор Турецкого, Андреа Бочелли).

Подобных исполнителей сегодня множество, с 2007 года номинация «Лучший альбом в стиле классический кроссовер» есть в премии «Грэмми».

Классический кроссовер является продуктом интереснейшего симбиоза искусств  элитарного и массового. В одном из своих выпусков Интернет-журнал «Дилетант» приводит топ-лист самых цитируемых  произведений классики:

«Времена года» А. Вивальди, «Лунная соната» и Симфония N5  Л. Бетховена, Токката и фуга ре-минор И.-С. Баха, «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова, «В пещере горного короля» Э. Грига, Танец с саблями А. Хачатуряна, Канон ре-мажор А. Пахельбеля, Маленькая ночная серенада В.А. Моцарта, «Так говорил Заратустра» Р. Штрауса, «Танец рыцарей» С. Прокофьева, «Болеро» М. Равеля.

Список произведений, аранжированных нами на занятиях по классу клавишного синтезатора, намного длиннее, в него не вошли, пожалуй, только «Полет шмеля» Римского-Корсакова и «Канон» Пахельбеля. По способу отношения к оригинальному нотному тексту можно выделить пять основных форм работы:

Ø  приближенная к аутентичной инструментовка классики;

Ø  переинструментовка классических произведений с минимальным добавлением синтетических инструментов;

Ø современные интерпретации классических произведений, переложенные на бит;

Ø  аранжировка с использованием синтетических тембров и звуковых эффектов с максимально возможным схранением оригинального стиля;

Ø  оригинальная аранжировка с использованием синтетических тембров и звуковых эффектов с перестилизацией.

В любом из вышеперечисленных случаев, при работе над произведениями классических авторов, необходимо придерживаться следующих установок:

1)     перед началом работы прослушать оригиналы в различных исполнениях, обсудить общие места и наиболее удачные моменты каждого из них;

2)     по возможности понять изначальный замысел автора;

3)     свободно трактуя форму сочинений, фрагментировать их сообразно ситуации,  делая это осознанно и по необходимости;

4)     выбирая стиль из банка, стремиться использовать его предельно корректно, сохраняя стилистику, «орфографию и пунктуацию»;

5)     знать имена композиторов, чьи произведения аранжируются, обсуждать, откуда взят конкретный фрагмент, оговаривать исторический и географический контекст целого произведения и прочие стилистические условности;

6)     при переинструментовке учитывать тесситурные возможности акустических инструментов, штрихи и динамику;

7)     учитывая «клиповое мышление» молодежи, для некоторых концертных мероприятий целесообразно  использование видеоряда;

8)     создавая новое, с пиететом впитывать все лучше, что было создано прежде.

В заключение хотелось бы вернуться к мысли  Нормана Лебрехта, который  считает, что классическая музыка «не убита окончательно и бесповоротно, она может возродиться при условии разрушения системы звезд и восстановления здоровой экономики». Интерпретируя классику средствами современных ЭМИ, думается, мы уверенно приближаем этот момент.

Многогранность и универсальные возможности ЭМИ предоставляют новые возможности для самореализации, стимулируют развитие интеллекта учащихся, поднимая обучения на новый уровень. Совместимость электронного музыкального творчества  с традиционными формами и жанрами создает условия для преемственности музыкальных эпох и стилей, их взаимопроникновения и синтеза, укрепляя интерес к музыкальной культуре в целом.

Список литературы:

1) Журкова Д. Искушение прекрасным. Классическая музыка в

современной массовой культуре. М.,  «НЛО», 2016, 179 с.

 2) Лебрехт Н. Кто убил классическую музыку? М., «Классика-XXI», 2007, 558 с.

3) Захаров А. В. Возможен ли симбиоз традиционной и массовой культуры? // Массовая культура на рубеже веков: Сборник статей. М.; СПб., 2005. С. 12.

4) Сыров В. Шлягер и шедевр (к вопросу об аннигиляции понятий) // Искусство XX века: элита и массы: Сборник статей. Нижний Новгород, 2004. Публикация доступна на портале электронного периодического издания «Открытый текст». URL:http://www.opentextnn.ru/.

4) Горбунова И. О музыкально-компьютерных технологиях в образовании// Музыка и электроника. 2012. №2

5) Орлова Е. Приоритет традиций высокого искусства// Музыка и электроника. 2012. № 4

6) Стефанова А. Классический кроссовер [Электронный ресурс]// «Дилетант»: исторический журнал для всех. 16.01.2017

 

[1] Лебрехт Н. Кто убил классическую музыку? М., «Классика-XXI», 2007, 558 с.