Конспект урока музыки 4 класс Тема урока: «Ярмарочное гулянье»


Автор: Игумнова Жанна Алексеевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Учебный материал

Конспект урока музыки 4 класс Тема урока: «Ярмарочное гулянье»

Краткое описание работы: Конспект урока музыки 4 класс Тема урока: «Ярмарочное гулянье»

Конспект урока музыки

4 класс

Тема урока: «Ярмарочное гулянье»

 

Тип урока: первичное усвоение новых знаний, путешествие.

Дидактическое обеспечение:  мультимедийная презентация.

Техническое обеспечение: ПК, проектор.

Виды деятельности учащихся: слушание музыки, пение, инструментальное музицировали, музыкально – пластическое движение.

Педагогическая цель – создать условия для  формирования музыкального образа ярмарки на примере русского фольклора и творчества П.И.Чайковского.  

Проблема урока: почему народ любил ярмарочные гуляния?

Музыкальный материал: «Приходите в гости» В.Дашкевича и Ю.Кима. «Камаринская»П.Чайковского из «Детского альбома». Народная плясовая «Камаринская». Русская народная шуточная «Уж как по мосту, мосточку». Хор «Уж как по мосту, мосточку» из оперы «Евгений Онегин»П.Чайковского. Частушки на мотив русской народной плясовой «Ах, вы сени».

Задачи:

Образовательные:

 Знакомство с образом ярмарки на примерах жанров народной музыки: плясовой и  шуточной песни, частушек, произведений П.И.Чайковского.

Повторение средств музыкальной выразительности.

Развивающие

Развитие музыкальной отзывчивости.

Развитие музыкальных способностей (мелодического, гармонического слуха, чувства ритма)

Развитие практических навыков игры на детских  музыкальных(шумовых) инструментах.

 Развитие творческого отношения к музыке.

Активизация познавательной деятельности.

Воспитательные

Воспитание умения работать в коллективе.

Воспитание уважения друг к другу.

Воспитания любви и интереса к музыке.

ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ:

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России.

Погружение детей в атмосферу праздничных гуляний с помощью различных видов искусства.

Умение анализировать  произведения разных видов искусства.

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пение, слове, пластике (импровизация), игре на детских музыкальных инструментах).

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России.

Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера.

Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных  произведений.

Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семья и народа.

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач.

Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа.

Ход урока

  1. Организационный этап. Слайд №2.

Работу проводят двое дежурных детей:

-«Колокольчик» с  дирижированием.

- Артикуляционная гимнастика.

- Мозаика эмоций.  С  помощью мимики  и жестов  беззвучно  изобразить грусть,  радость, страх.

На слог  «Ух»:   испугаться, обрадоваться, разочароваться, восхититься.

 

  1. У: Ребята, давайте начнем урок с песни. …

Индивидуально какому-то ребенку показываю карточку  с фрагментом текста из песни  «Приходите в гости», тот напевает на любой слог. Класс определяет песню. Слайд №3.

У: Настроимся на исполнение песни: рассказать о  характере, темпе, вокальных  трудностях, о  смене  динамики в припеве.

Исполнение песни «Приходите в гости к нам».

Анализируем свое исполнение.

У: В этой песне много сказочных персонажей, среди них - герои  из произведений любимого русского писателя А.С.Пушкина.

Слайд №4.  С Александром Сергеевичем мы и совершаем  путешествия  в мир музыки. Садятся на место.

III.   Актуализация знаний.

У. – Для нового путешествия отправимся вновь в Псковскую  область, село Михайлосвкое. Александр Сергеевич  хорошо знал окрестности села, ездил в гости, встречался с хорошими друзьями, заводил новые знакомства. Догадайтесь, где мы,  следуя  за Пушкиным,  сейчас окажемся?

(Звучат колокольные звоны).

Ответы детей.

Слайд №5. У.:  Святогорский монастырь…  В этом монастыре была старинная звонница. Не раз слышал А.Пушкин  звоны колоколов … На территории монастыря в теплое летнее время собиралось много народа. Зачем? Музыка подскажет … Прислушайтесь, что происходит на территории монастыря?

(Звучит фрагмент песни «Ярмарка»).

Ответы детей.

У:  Итак, сегодня мы отправляемся на ярмарку. Слайд №6.

  1. IV.            Первичное усвоение новых знаний

У: - Скажите, пожалуйста, что такое ярмарка? Как вы представляете себе ярмарку?

Ответы детей.

- Ярмарка – сезонная распродажа товаров, рынок. На ярмарке можно было купить все: бублики, валенки, бочки для засолки, мед и т.д. Интересно, зачем Александр Сергеевич  ходил  на ярмарки? Ваши версии?

Д:…

У: Пушкин охотно, с большим интересом посещал монастырские ярмарки. Одетый в русскую рубашку, в соломенной шляпе на голове, с железной тростью в руках, Пушкин бродил среди шумящей толпы, вслушивался в народную речь, запоминал все наиболее интересное, характерное, многое записывал. Здесь он общался с народом.

Зачитать фрагменты: «А. С. Пушкин любил ходить,  где более было собравшихся нищих. Он, бывало, вмешается в их толпу и поет с ними разные припевки, шутит с ними и записывает, что они поют, а иногда даже переодевался... и ходил с нищими по ярмарке".

У: Давайте мы поставим  для себя цель:  узнать,  какая музыка могла звучать  на ярмарках?

Слайд №7.  Бывал на ярмарках и русский композитор П.И.Чайковский. Свои наблюдения, впечатления от ярмарочного гуляния  записал в «Детском альбоме».

У:  Что Чайковский увидел и услышал на ярмарке?

Звучит  пьеса «Камаринская» из  «Детского альбома»П.И.Чайковского.

Ответы детей.

Слайд №8. У: Эта пьеса называется «Камаринская». Русский народ  знал и любил плясовую «Камаринскую». На каких народных инструментах  могли исполнить эту «Камаринскую»? Послушайте подсказки(волынка, гармошка).

Вот как звучит народная «Камаринская».

Слайд №9. Звучит «Камаринская» в исполнении оркестра русских народных  инструментов,  если появится желание, можно поучаствовать в исполнении, подражая игре на народных инструментах…

Дети называют инструменты, которые услышали: гармонь, ложки, балалайки, домры…Анализируем музыку: характер, темп, динамику, лад, вариационную форму.

  1. V.               Трудно представить ярмарку без песен. Наш народ очень любил петь, подыгрывая на простых музыкальных инструментах. Например, на ложках.

  Кто-то из учеников  исполняет ритм  народной плясовой песни «Уж как по мосту, мосточку».

Слайд №10. Вспомнить песню.  Репетиции по группам с дирижером, показ. После  исполнения песни: «Есть,  над,  чем поработать?»

У: Задорная плясовая песня нравится не только нам.  П.И.Чайковкий тоже  обратил на нее внимание. Работал композитор над созданием музыкального  спектакля, оперой, по  роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В опере есть сцена, когда барыня просит крестьян спеть песню повеселее. Задача для композитора… И решил Чайковский, что должна здесь звучать  настоящая русская народная песня. Вот как она звучит в опере.

Слушаем песню из оперы  «Уж как по мосту, мосточку».

Д: Темп очень быстрый. Поет мужской и женский хор.

Можно попробовать напеть классу вместе с записью песни.

  1. VI.           Слайд № 11. У: Вас ждет музыкальный подарок. Сейчас прозвучит песня. В народе такие песни называли по-разному:  коротушками, тараторками, припевками…

Д: Это частушки.

Исполнение частушек на мотив русской народной песни «Ах, вы сени, мои сени»

1.Сарафаны, сарафаны, сарафаны кубовы,

 А вот этих бы ребят в огород на пугалы.

2. Ой, солому, всю солому ветром в поле разнесет,

Это чья,  така курноса, не здороватся идет?

  3.Сидит милый на крыльце с выраженьем на лице,

 А у милого лицо занимает все крыльцо.

  4.Елочки-сосеночки, зелененькие шишечки,

 Мы пошли, пошли плясать,

 Плясать без передышечки.

 

 

VIII. Слайд №12. Подведем итог: Мы с вами побывали на ярмарке.

1.С какой целью русский народ ходил на ярмарки? Какая музыка звучала?

2. Какую плясовую любили в народе?

3.Какую народную песню использовал П.И.Чайковский в опере «Евгений Онегин»?

4.Одни говорили песни- тараторки, припевки, коротушки, другие - …?

5.Какая музыка звучала  в доме хороших знакомых Пушкина в Тригорском?

Хотите узнать, приходите на следующий урок!

 

Рефлексия:  с помощью возгласа «Ух», передайте свое настроение от урока.