О проблемах и перспективах приобщения молодежи к исполнительству на русских народных инструментах


Автор: Ушакова Ирина Витальевна

Предмет: Народные инструменты

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

О проблемах и перспективах приобщения молодежи к исполнительству на русских народных инструментах

Краткое описание работы: В данной работе рассматриваются некоторые аспекты современной культуры и важности ознакомления молодого поколения с истоками методом приобщения к творческой деятельности

 

Россия – страна богатейшего исторического наследия, абсолютно уникальная по своей народной культуре. Русский фольклор представляет собой бездонный кладезь вековой мудрости, имузыкальное искусство – одно из величайших богатств нашего народа.

Музыка сопровождала жизнь людей на протяжении тысячелетий. Из поколения в поколение, непрестанно видоизменяясь, совершенствуясь, искусство наших предков являло собой неотъемлемую часть их духовной жизни. Народ создавал музыку, вкладывая в нее все лучшее, воплощающее воззрения, идеалы и стремления людей в их духовной жизни, трудовой деятельности и бытовом укладе. А музыка оказывала влияние на народ, с колыбели формируя мировоззрение человека, помогая на жизненном пути глубиной коллективного опыта, вложенного в ее создание.

Бесценным творением нашего народа, конечно же, являютсяи прекрасные, неповторимые по тембру народные русские инструменты, с помощью которых говорила музыка. Их история насчитывает не одно столетие. Еще не так давно они пользовались широкой популярностью, были близки к народу и любимы им, но в настоящее времяоказались в ситуации малой востребованности, непонимания, и, вследствие чего, остались доступны лишь узкому кругу людей.

Так правильно ли называть народными инструменты, которые уже не являются частью массового музыкального быта? Можно ли называть народными инструменты, которые используются для исполнения современной музыки, не отвечающей представлениям о народной?

     Когда мы говорим «народный» применительно к музыке или музыкальному инструменту, мы не имеем в виду, что они непременно распространены среди всего населения страны (демоса). Распространенность в народе как демосе характеризует скорее популярную музыку. К ней может относиться и французская песня (шансон), и джазовые композиции, и несложные классические пьесы. Для оценки явления как «народного» необходимы другие мерки. Важными критериями этнической части народного являются традиционность в нескольких поколениях и бесписьменность, устность бытования. Если попытаться рассмотреть понятие «народный» применительно к музыкальным инструментам, а народ, как три компонента: этнос, демос исоциум, то наименьшее значение будет иметь распространение их среди всего населения (демоса). Ведь это лишь признак популярности, а популярность и народность не одно и тоже. Эти понятия в русском языке даже не являются синонимами.

С самого детства должно происходить знакомство с народной культурой, которая аккумулирует весь многовековой опыт жизни и деятельности народа. В наше время подмены истинных моральных ценностей, когда весь мир пытается навязать России свое мнение, свои, зачастую, ложные идеалы,только наша многовековая культура сможет воспитать в нас объективный взгляд на мир, способность отличить духовное, ценное, истинное от фальшивого и ложного, привить хороший  вкус. По определению В.Н. Шацкой  художественный вкус - «… это способность отличать, ценить и любить то, что является подлинным, то, что, отражая действительность, волнует глубоким содержанием, благородными мыслями и чувствами». Поэтому воспитание хорошего вкуса настолько важно. Ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно, что-то должно быть в жизни важным и особенным. Этим для нас может являться русская народная культура.

В настоящее время в нашей страненародная культура не имеет столь значимого положения.Многие из нас поверхностно знают наше прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, традиции. Очень часто молодое поколение воспринимает это как что-то скучное и малоинтересное. Все больше забываются традиции русской деревни, народные промыслы.

Действительно, состояние культурной среды в современной постсоветской России крайне противоречиво. С одной стороны, несомненны проявления культурного кризиса, в особенности свойственного молодежи. С другой стороны, весь опыт исторического развития России свидетельствует о богатстве и жизнестойкости отечественного культурного наследия, о способности русской культуры к развитию даже в критических условиях, о ее непреходящем глубинном влиянии на массы населения страны, в том числе и на молодежь. Именно на молодых лежит сегодня историческая ответственность за сохранение и развитие национальных культурных традиций и ценностей. В то же время именно молодёжь сегодня является наиболее обделённой в культурном отношении частью российского общества, понёсшей наибольшие культурные утраты.

 Наше время отличается засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни  человека — в быту, в моде, в музыке, на телевидении. У сегодняшней России нет идеологического ориентира, и соответственно нет осмысленного направления. Сегодня все, что мы знаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаём через массмедиа. Влияние СМИ на культуру и мышление оценивается по-разному, но признается всеми. В поле зрения массмедиа редко попадают новости из мира науки и "высокого искусства", если только они не сенсационны и не поражают воображение обывателя. Отбор информации "показывает" зрителю, что важно и достойно внимания, а что – нет, при этом часто способствуя распространению непроверенных сведений и стереотипов. Один из них – представление народной культуры и народных инструментов как чего-то примитивного и неинтересного. Широким массам неизвестен тот факт, что такие инструменты как домра, балалайка, гусли, баян и гармонь сделали широкий шаг в своем развитии и стали относится не только к народным, но и к академическим. Я скажу больше, многие и не подозревают о существовании этих инструментов.«Что такое домра?» – этот вопрос нередко задают люди, узнав, что я играю на инструменте с таким названием. Другие, услышав «домра», с радостью спешат продемонстрировать свою просвещенность и уточняют: «Знаем, это такая балалайка, круглая только». В редком случае человек, произносящий слово «домра», не перепутает ее с домброй.…И лишь немногие представляют домру действительно как музыкальный инструмент, обладающий собственным, специфическим звучанием и неповторимым тембром. Как же так получается? Ведь домра является русским народным инструментом!С балалайкой дело обстоит немного лучше, многие знают, что это наш народный инструмент и даже представляют себе, как он выглядит. Но далеко не каждый сможет вспомнить, как давно и где он его слышал, да и как, собственно, он звучит. Более того, обязательно найдутся люди, которые балалайку не слышали никогда. Та же ситуация и с гуслями (с баяном – в меньшей степени). Ведь оркестр народных инструментов должен являться предметом гордости русского народа, по своей природе он не имеет аналогов в мире. Но как мы можем любить и гордиться тем, чего не знаем? Даже дети, обучающиеся в школах искусств, зачастую не имеют представления об инструментах, входящих в его состав. Безграмотность в этом вопросе растет с каждым поколением, и в настоящий момент приобрела чудовищный, массовый характер. И СМИ сыграли в этом далеко не последнюю роль. Большой редкостью является показ концертов академической музыки, выступлений хоров и оркестров, тематических передач о жизни и работе великих музыкантов и развитии народной музыкальной культуры в целом. Исключением, пожалуй, является лишь телеканал «Культура», но и там «…довольно редко можно увидеть выступления народного оркестра, тем более сольное исполнение на народных инструментах» Если такая ситуация обстоит даже с этим каналом, то что уж говорить об остальном российском телевидении. Во многих странах мира существуют многочисленные специализированные радиостанции и телевизионные каналы. На них транслируются выступления артистов – представителей народной культуры, в том числе и музыкантов, всевозможные интервью, мастер-классы, концерты и многое другое.… Не секрет, что во всех этих странах народные музыкальные инструменты (банджо, мандолина, кото, ситара, домбра и др.) имеют совершенно другой социальный статус: человек, профессионально или на любительском уровне владеющий таким инструментом, пользуется большим уважением и популярностью среди сограждан. Над его именем парит ореол элитарности; может быть, он и не национальный герой, но патриот с большой буквы – однозначно.В нашей стране – все с точностью, да наоборот. Отношение к русским народным инструментам, и к домре в частности, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Неискушенные слушатели, в большинстве своем, относятся к ней как к чему-то примитивному, а музыканты-академисты, как правило, видят этот инструмент лишь в качестве носителя характерного, народного тембра с соответствующими узкими возможностями его применения. В массовом сознании – человек, играющий на народном инструменте, занимается чем-то несерьезным. Становится безумно обидно за этот сложившийся и прочно укоренившийся стереотип. Какие средства, какие механизмы помогут представить народное исполнительство в выгодном свете? Как доказать, что уникальность русских народных инструментов – ни в коем случае не недостаток, а, напротив, – их достоинство, можно сказать – «изюминка»? К этому в полной мере можно отнести слова профессора Ф. Липса, выдающегося музыканта современности: «Когда-то практически все музыкальные инструменты были народными. С появлением крупных композиторов и выдающихся исполнителей, музыкально-исполнительское искусство заняло свое достойное место в ряду высочайших культурных ценностей человеческой цивилизации. Аналогичный процесс происходит в наши дни с русскими народными инструментами, которые из народных переходят в ранг академических. Наша задача – всячески способствовать этому процессу, бережно сохраняя традиции и любовь народа к своей музыкальной культуре».

В сложившихся условиях вывести молодежь из духовного, культурного кризиса и  возродить интерес к народным инструментамвозможно только объединенными усилиями государства и общества, работников культуры, образования, науки, здравоохранения, эффективно используя как позитивный опыт прошлого, так и новые подходы к культурному строительству и воспитанию, опираясь на огромный позитивный потенциал отечественной многонациональной культуры.

 

Литература:

  1. Андрюшенков, Г.И. Не следует ждать нового Андреева [Текст] Г.И. Андрюшенков // Народник. - 2013. - № 81. – С.30-33. – Библиогр.: с.1
  2. Боякова Е.В. Взгляды В. Н. Шацкой на воспитание музыкальных вкусов детей и подростков [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.art-education.ru/.
  3. Бычков, Ю.А. Достояние народа [Текст]: монография / Ю.А.Бычков; Издательство «Советская Россия». – Москва, 1998. - 208 с. – Библиогр.: с. 205-207. - 20 000 экз. – ISBN.
  4. Волков Д. Народные или популярные?  [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.gusli.ru/.
  5. Калинин Д. Роль и значение оригинального репертуара в современном исполнительстве на русских народных инструментах [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.vsemusic.ru/.
  6. Матецкая А. Воздействие СМИ на культуру общества [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.vse-znaniya.com/.
  7. Махан В. Домра и домровое искусство на рубеже веков [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.aveclassics.net/.
  8. Примеров, Н.А. О проблемах и перспективах приобщения молодежи к исполнительству на гармони  [Текст] Н.А.Примеров // Народник. - 2013. - № 81. – С.47-48. – Библиогр.: с.1
  9. Шахов, Г. Народные инструменты должны служить народу [Текст] Г.Шахов // Народник. - 2009. - № 67. – С.19-24. – Библиогр.: с.1
  10. Щедрин, И. Зачем сегодня нужен русский народный оркестр? [Текст] / И..Щедрин // Народник. - 2010. -№ 72. – С.22-28. – Библиогр.: с.1