Развитие чувства ритма у дошкольников


Автор: Елдырова Мария Владимировна

Предмет: Народные инструменты

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Развитие чувства ритма у дошкольников

Краткое описание работы: В настоящее время ребенок испытывает перегруженность музыкальной средой. Музыкальное воспитание усложняет чрезмерная «загрязненность» бытового музыкального фона. Это обусловлено обилием малохудожественной информации, особенно в сфере массовой культуры. Данный процесс усиливается СМИ и огромным числом низкопробных звукозаписей. Особенно пагубно такое слуховое воздействие влияет на детей младшего школьного возраста как на эмоциональном, так и на физическом уровнях, так как они самостоятельно не в состоянии регулировать окружающий звуковой фон, в результате чего дети испытывают сильный стресс, который в свою очередь негативно сказывается на эмоциональном, психическом, физическом, творческом и интеллектуальном развитии детей.

Развитие чувства ритма у младших школьников в условиях игры в ансамбле ложкарей

 

В настоящее время ребенок испытывает перегруженность музыкальной средой. Музыкальное воспитание усложняет чрезмерная «загрязненность» бытового музыкального фона. Это обусловлено обилием малохудожественной информации, особенно в сфере массовой культуры. Данный процесс усиливается СМИ и огромным числом низкопробных звукозаписей. Особенно пагубно такое слуховое воздействие влияет на детей младшего школьного возраста как на эмоциональном, так и на физическом уровнях, так как они самостоятельно не в состоянии регулировать окружающий звуковой фон, в результате чего дети испытывают сильный стресс, который в свою очередь негативно сказывается на эмоциональном, психическом, физическом, творческом и интеллектуальном развитии детей.

В создании благоприятных условий для гармонизации отношений ребенка с природной и социальной средой огромную роль играет система музыкального образования, обеспечивающая ритмизацию жизненного пространства детей. Такой подход является основой для детского здоровья, эмоционального благополучия, интеллектуального, эстетического и физического развития. В детской психологии и методике развития речи детей хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей и их влияние на становление развернутой (слитной) речи. Слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками, а в дальнейшем и способность к творческой самореализации. Через элементарное музицирование на шумовых народных музыкальных инструментах у детей формируется чувство ритма, речь становится более совершенной, развиваются математические способности и творческие проявления

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая. Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт многих учреждений дополнительного образования, а также исторический опыт свидетельствуют о том, что музыкальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности и формирование основ музыкальнойкультуры нужно начинать в раннем детском возрасте.

В современном мире при общем затухании народных музыкально-исполнительских традиций России возрастает роль возрождения фольклорных ансамблей, где дети через мир искусства постигают богатство человеческого духа, учатся мыслить искать, творить. Именно игра в таких ансамблях является прекрасным средством развития мышления творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Игра в ансамбле ложкарей дисциплинирует произвольное слуховоевнимание, помогает вслушиваться в музыку Эта деятельность сплачивает детский коллектив, учит взаимодействовать с нимповышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение своей партии, учит слышать и анализироватьсобственное исполнение и исполнение других участников ансамбля, помогает детям преодолеть неуверенность, расширяетмузыкальный кругозор, развивает музыкальные способности — чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух. В процессе игры на ложках у детей развивается художественный вкус, они приобщаются к инструментальной музыке и игре на народных музыкальных инструментах.

Стук ложек отлично сочетается с любой мелодией, и маленькие ложкари справляются с любым ритмом и темпом. Доступность таких инструментов, привлекательность и легкость игры на них приносит детям радость, создает предпосылкидля дальнейших занятий музыкой формирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.
Деревянные ложки – это самый простой и распространённый инструмент русского народа, это отражение самобытности нашей русской культуры и народных традиций пришедший к нам из глубины веков и очаровавший всех своим колоритом и неповторимостью Когда мы ударяем ложками друг о друга, они издают удивительно гармоничный и чистый звук. Подобное свойство деревянных ложек сразу оценили музыканты всего мира, и сейчас существуют несколько школ игры на этом самобытном народном музыкальном инструменте. Кто и когда впервые додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно Можно предположить, что как только человек во время приема пищи услышал характерный стук ложки о дно тарелки, он догадался о музыкальных свойствах ложек.

Существует множество способов и приемов игры на деревянных ложках. Обычно в игре одного исполнителя используют две, три или четыре ложки среднего размера Иногда вдоль рукоятки исполнители навешивают на ложки бубенцыукрашающие цокающий перестук дополнительным звоном. Этот уникальный музыкальный инструмент выдержал испытание временем Ловкий ложечник напоминает фокусника или жонглера, только жонглирует он не предметами, а ритмом и звуком. Освоение игры на ложках требует большого труда и терпения. Разучивать тот или иной, особенно сложный, ритмический рисунок следует медленно, добиваясь автоматизма в движениях.

Цель, которая ставится перед ансамблем, не столько научить играть на инструменте, вырастить будущую знаменитость, сколько создать такую среду, где бы ребенок развивался как личность, развивались его ритмические, музыкальные способности и дарования.

Простота инструментов используемых в ансамбле ложкарей допускает устную передачу «секретов игры на них», но нужнопомнить, что для творческого развития детей нужны и теоретические знания. В фольклорно-инструментальном ансамбле теоретические знания включают определённые сведения о народной музыке: её истоках, особенностях художественной ценности, понятия о такте ритме, темпе, длительностях нот так как все это будет способствовать более осознанномуотношению детей к освоению различных видов деятельности, используемых в фольклорном коллективе. Раскрытие идейно-образного содержания произведений требуют от учащихся соответствующего комплекса знаний: знания ритмическойорганизованности, закономерности фразировки, динамического развития, владения исполнительскими приемами и штрихами.

Игра на детских музыкальных инструментах обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми Основу методики музицирования с детьми младшего школьного возраста составляет формирование метроритмического чувства (чувство темпа, метра, ритма). Все внимание педагога (особенно на начальном этапе обучения) должно быть направлено на развитие способности ребёнка ощущать равномерную метрическую пульсацию музыки и при этом создавать эмоциональный настрой у детей во время занятий. Отсюда следуют требования к педагогу: грамотно подобранныйрепертуар и выразительное исполнение музыки; умение чувствовать общее эмоциональное содержание музыки и передавать его в движении; стремление к активному творческому поиску в передаче музыкальных образов.

В ансамбле ложкарей имеются все возможности для формирования творческой индивидуальности детей: совместно с педагогом учащиеся создают ритмические и инструментальные импровизации танцевальные композиции, не сложныеигровые миниатюры, инсценировки. При этом ребенок не просто является исполнителем, он является со творцом, вкладывает свои чувства, свое понимание, свои переживания в исполняемую музыку а не просто механически ее воспроизводит.

Весь творческий процесс в ансамбле ложкарей, начиная с создания музыкальной пьесы, репетиционной работы над ней вплоть до ее концертного исполнения представляет для детей увлекательное, захватывающее действо, тем более что пьесы, исполняемые ансамблем, насыщены ритмикой, быстрыми темпами, замысловатыми игровыми пируэтами. Это во многом напоминает увлекательную детскую игру. Поэтому данный вид самодеятельного творчества в силу его игрового начала психологически близок детям.

Игра активирует внимание, память, воображение. Дети через игровые формы легко усваивают даже сложный материал. Это еще раз подчеркивает то, что игровые формы обучения, которые применимы в ансамбле, играют очень важную роль в развитии разносторонних способностей детей.

Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает музыкально-ритмические способности, художественно-образное мышление, фантазию ребенка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления.

Я считаю, что внимание к народному фольклору в системе детского музыкального образования приведет нашу педагогику к более значительным успехам в деле эстетического и художественного воспитания детей.