Работа над двухголосием на уроках хора


Автор: Наиля Наилевна Тазетдинова

Предмет: Иное

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Работа над двухголосием на уроках хора

Краткое описание работы: Работа над голосами на уроках хора,прибаутки и попевки,работа над эмоциональной сферой учащихся, а также подготовка учащихся к конкурсам.

 

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям.

Искусство хорового пения предполагает пение хора на несколько голосов. Это придает необыкновенную выразительность исполнению. Сущность двухголосного пения основывается на совмещении двух явлений в музыкальном искусстве: художественного и технического. Двухголосная фактура представляет собой разнообразное сочетание двух мелодических линий, в которых голоса движутся либо самостоятельно, либо параллельно, что создает различные условия для пения детей в  хоре. Многоголосие включает в себя художественный, психологический, акустический и музыкально-исполнительский компоненты.

Так же, как и пение a`capella, исполнение многоголосных сочинений требует определенного уровня развития слуха и мышления певцов, кропотливой работы по приобретению необходимых навыков. Главное в многоголосном пении – это умение поющих самостоятельно вести свою партию и вдумчиво вплетать её в общее хоровое звучание.

Распределение детей по хоровым партиям осуществляется не по вокальным данным (так как только к десяти годам в голосовом аппарате детей складываются предпосылки для формирования тембра), а музыкальные данные (уровень развития музыкального слуха, способность к чистому интонированию, сила голоса). Главное, чтобы в партиях были равномерно распределены хорошо интонирующие и слабо интонирующие дети, ребята с яркими и тихими голосами. Такое распределение помогает эффективной работе всех певцов.

На мой взгляд, одна из серьезных ошибок хормейстеров, когда в партии альтов находятся дети с хорошо развитым слухом, а в сопрано – слабо интонирующие учащиеся.

В результате гармонический слух детей, поющих верхний голос, совсем не развивается, а двухголосие все равно не получается, т.к. фальшивят сопрано, сбивая этим и альтов.

         Как же научить начинающих учащихся многоголосию? Конечно, в младшем возрасте это лишь начальный этап работы, но он крайне важен. Если мы не привьем вкус и начальные навыки многоголосия в младшем хоре, то впоследствии дети не запоют сами собой на 2-3 голоса. Многоголосием нужно заниматься с самых первых репетиций.

Многоголосием следует заниматься уже с самого начала работы хорового коллектива, сочетая многоголосное пение с унисоном. Можно придумать очень простые задания, лишь бы они были интересны, пробудили у детей интерес и любовь к музыке. Этим мы достигаем того, что они перестают страшиться и охотно занимаются многоголосным пением.

Обучение двухголосному пению детей происходит поэтапно. Подготовка начинается с самых первых музыкальных занятий, когда руководитель шаг за шагом вводит ребят в мир музыки, открывает красоту исполняемых сочинений, объединяет хор в единый звучащий ансамбль, а вместе с этим постоянно развивает слух, вокальное мастерство, музыкальную память, восприимчивость и отзывчивость поющих, также постепенно накапливаются теоретические знания детей, способность анализировать и разбираться в музыке.

Схематично этот длительный и сложный процесс обучения можно разделить на три этапа:

  1. накопление слушательского опыта;
  2. исполнительская подготовительная деятельность;
  3. формирование навыка пения на два голоса.

 

Первый этап – накопление слушательского опыта – очень важен для развития навыка многоголосного пения. С первых занятий необходимо учить элементарному анализу прослушиваемых и исполняемых произведений (причем, не только вокальных, но и инструментальных): строение и направление мелодии, роль партии сопровождения, регистры и тембр инструментов, и т.д. Умение слышать музыкальную ткань будет развиваться и совершенствоваться на всем протяжении обучения детей пению в хоре. Работая над многоголосным произведением, мы постоянно будем обращать внимание поющих на ведущее значение того или иного голоса, на их самостоятельность или, наоборот, полную слитность.

В исполнительскую подготовительную деятельность включается, прежде всего, выработка интонационно устойчивого унисона всего хора при самых разнообразных условиях и, особенно при пении без сопровождения. .

Непосредственное формирование навыка пения на два голоса начинается с подготовительных упражнений.

 

Упражнение 1. К подобной работе можно приступить после того, как дети научились петь на одном звуке какую-либо прибаутку и ознакомились с понятием музыкальной высотности. Работа начинается со слухового анализа аккорда на ступенях тонического трезвучия. Вначале аккорд воспринимается как один звук в своеобразной тембровой окраске. Но, внимательно вслушиваясь в аккорд при повторном проигрывании, дети начинают выделять из него отдельные звуки. При сопоставлении этих звуков они различают их по высоте. Далее эти слуховые представления закрепляются в пении всех ступеней трезвучия поочередно.

А через некоторое время возможно начать пропевание какой-либо прибаутки уже в одновременном звучании всех ступеней трезвучия.

(Исполнение прибаутки «Андрей-воробей», или любой другой попевки на одном звуке. Исполнять её на разных устойчивых ступенях)

 

Упражнение 2 (распевание хора):

  • пение гаммы (хор поет гамму, а педагог держит 1 ступень, и наоборот);
  • пение гаммы каноном;
  • «обнимаем» устойчивые ступени; (разрешение)
  • «Дили-дон» (альты держат остинато I ступень, а сопрано поют мелодическую линию, и наоборот);
  • «Ми-я» (одноголосный и двухголосный варианты).

 

Отдельные виды голосоведения в «чистом виде» в произведениях встречаются не часто, обычно они чередуются, образуя самые разнообразные сочетания, поэтому целесообразно в обучении использовать разные их виды.

Поэтому в третьем этапе обучения можно пойти совершенно разными путями. Разберем каждый из них.

Богатый опыт народных мастеров в многоголосном пении позволяет сделать важнейшие практические выводы, относящиеся к поискам верной методики воспитания этих навыков. Использование фольклора в начальном периоде музыкального воспитания открывает в будущем широкие перспективы в освоении классического наследия и современного творчества.

В русской народной песне используются различные типы многоголосия (соединения голосов):

  • гетерофонный тип, наиболее древний, в нем голоса не подразделяются на ведущий и подчиненные, их мелодии являются близкими вариантами;
  • подголосочно-полифонический, менее древний, в нем мелодии голосов достаточно индивидуализированы; здесь уже можно говорить о появлении ведущего голоса и подголосков;
  • втора, сравнительно молодой по времени происхождения, в нем основной ведущий голос поддерживается параллельными движениями остальных мелодических линий чаще всего в консонирующий интервал, голоса соотносятся здесь как варианты;
  • аккордово-гармонический, самый молодой по времени образования; голоса в нем движутся синхронно; созвучия, образуемые в каждый данный момент, приобретают совершенно определенную значимость.

Все эти типы многоголосия представляют собой лишь разновидность единого подголосочно-полифонического склада народной музыки. С каких же песен лучше начинать обучение многоголосию?

 

Наиболее простым видом будет «педальное» двухголосие, в котором второй голос появляется эпизодически и связан с включением лишь одного выдержанного звука, исполняемого небольшой группой хора.

Хормейстеру совсем не обязательно разыскивать песни с «педалью» в специальных сборниках. Вполне допустимо в некоторых случаях и самому сочинять подголоски. Особенно удобны в этом плане народные песни с часто повторяющимися основными или квинтовыми тонами. Например, «Скок, скок поскок», «Молодой дроздок», «Кошкин дом», «Долгоногий журавель», «У кота-воркота», «Едет, едет паровоз».

Упражнение 3.  (Исполнение песен «Скок,скок», «Едет паровоз»)

 

Теперь перейдем к песне с бурдоном в нижнем голосе. Замечательными песнями с бурдоном являются так называемые «гуканки». В них партию нижнего голоса исполняет хор, а основную мелодию – солист. Интересны для развития навыка двухголосного пения и такие песни, в которых одна из партий хора построена на постоянно повторяющейся попевке, основанной на двух-трех звуках (варьированный бурдон), как, например,  «Как под горкой под горой», «Во поле береза», Ц.Кюи «Загорелась зорька».

Упражнение 4.  (Исполнение песенки «Как под горкой под горой»)

 

При разучивании таких песен необходимо, чтобы дети, сольфеджируя, сознательно интонировали образующиеся по горизонтали интервалы. Полезно также давать предпочтение в динамическом звучании нижним голосам, а также исполнять их партию со словами, а верхнюю – с закрытым ртом или на какой-либо слог.

Что же касается песен с подголосочно-полифоническим развитием, то методика разучивания подсказывается их строением. Отчетливо выраженная самостоятельность голосов определяет необходимость освоения всем хором обеих мелодических линий.

Развитие полифонического слуха и мышления певцов – важная задача в работе хора. Именно в пении полифонических произведений проявляется уровень мастерства хорового коллектива, степень технической оснащенности хора и его художественные возможности. Начинающему хору еще пока не доступны сложные полифонические формы. Но в репертуаре должны быть произведения с элементами имитаций и, конечно, каноны.

Канону хотелось бы уделить особое внимание. О каноне можно говорить много и интересно, но тогда необходимо посвятить этому отдельную тему разговора.

Канон (от греч. kanon  - правило, образец) – один из приемов полифонического письма, основанный на имитации. Это один самых распространенных жанров вокального многоголосия эпохи Средневековья. Канон – строго выдержанная имитация, при которой каждый из голосов, исполняющих одну и ту же мелодию, вступает с некоторым опозданием по отношению к предыдущему.

         Пение канонов с одной стороны довольно легкая задача, т.к. кажется, что достаточно хорошо выучить всем хором одну единственную мелодию и можно распевать её на несколько голосов. Неслучайно некоторые считают, что обучение многоголосию лучше начинать именно с канонов. Но качественно и по-настоящему грамотно исполнить канон на самом деле оказывается очень непростым заданием. Неразвитый слух певцов не позволяет им слушать другие партии и вплетать свою мелодию в мелодии других голосов. Остерегайтесь главной ошибки – формально соединять партии в исполнении канона, когда дети поют по принципу «ничего не вижу, ничего не слышу», иначе это будет пустая трата времени.

         Начинать работу над канонами лучше всего тогда, когда у маленьких певцов уже достаточно развит мелодический слух, когда они уже начали петь a`capella, когда достаточно развит гармонический слух. Но для того, чтобы заинтересовать детей, внести элемент игры в занятие, приучить детей к самостоятельности ведения своей партии, я начинаю включать каноны в самом начале обучения.

         Прежде чем разучивать какой-либо канон, необходимо объяснить что это. Есть очень доступное для детей объяснение, которое придумала одна маленькая девочка.

«Канон – это когда на столе много вкусных вещей и все по очереди едят их. Сначала я пробую апельсин. Потом я приступаю к мороженому, а мама пробует апельсин. Я пью чай с пирожным, мама приступает к мороженому, а папа пробует апельсин. Затем я съедаю шоколад, мама пьет чай с пирожным, а папа приступает к мороженому. Когда мама ест шоколад, папа пьет чай с пирожным. И, наконец, папа доедает шоколад». Такой вот вкусный канон.

 

          Упражнение 5. Мимический канон. В таком каноне темой становится последовательность определенных движений мышц лица. К мимике можно добавить звуки-возгласы, покачивания головой, минимум жестов.

 

         Упражнение 6. Речевой канон. Темой канона становится поэтический текст, исполняемый в определенно организованном ритме. Дети очень любят стихи, особенно шуточные «с изюминкой». Очень полезное занятие для развития чувства ритма.

 

         Упражнение 7. Мелодический канон. Сначала выучивается мелодия и текст, и исполняется как одноголосная песенка. У нас уже накоплен довольно большой репертуар канонов.

Исполнение канонов: «Василек», «Дождик». Гамма Ре-мажор.

       Пение гамм каноном крайне полезное занятие. Кроме понятия канона, это упражнение поможет наладить чистоту интонирования мажорной и минорной гамм, станет полезной тренировкой в пении параллельных терций, причем с перестановкой голосов.

         Самый сложный вид двухголосия – произведения с косвенным и противоположным движением голосов. Эти виды соединения голосов встречаются в народной музыке часто. Косвенное движение возникает в тех случаях, когда мелодия проходит в нижнем голосе, а в верхнем – фигурационно изложенная педаль. (« У моей России длинные косички»)

 

         Упражнение 9. Эстонская народная песня «У каждого свой музыкальный инструмент».

 

         Наибольшую сложность для маленьких певцов представляют произведения с двухголосием параллельными терциями. Различная краска терцовых созвучий, тембральная и регистровая близость голосов вносит определенные сложности в работу. Здесь поможет поддержка фортепиано, умение вслушиваться в его звучание. Важно научить детей точно попадать на первые звуки каждого начального построения. Главная трудность в терцовой фактуре – ансамблевая слитность голосов в динамике, характере звуковедения, фразировке, в уравновешенном звучании каждой партии. Такие произведения очень полезны для развития чуткости поющих.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

         Подводя итог, я хотела бы ещё раз напомнить основные принципы работы над двухголосием в  хоре:

  1. Очень важна предварительная работа по подготовке слуха хористов к восприятию многоголосия. Больше музыки слушайте и анализируйте. Учитесь слушать музыкальную ткань.
  2. Грамотное и постоянное распределение детей по хоровым партиям: равномерно в количественном и качественном отношении.
  3. Музицирование на доступных разнообразных инструментах, создание из них небольших ансамблей, оркестров – не только заинтересовывает детей, является для них источником радости и удовольствия, но и служит прекрасной базой для развития многоголосного слуха ребят, чувства ансамбля, а так же учит их элементам музыкальной грамотности (ведь вначале играем по слуху, а затем по партитурам).
  4. Включать в репертуар  многоголосные произведения сначала с сопровождением фортепиано. Гармоническая поддержка инструмента, ненавязчивое дублирование голосов помогут на первых этапах освоения двухголосия, добавят ему качества и выразительности.
  5. Вводить в репертуар двухголосные произведения по принципу «от простого к сложному». Сначала эпизодическое двухголосие – произведения, где партии поют попеременно, чередуясь друг с другом, и лишь иногда соединяются в полноценное двухголосие. Позднее вводить устойчивое двухголосие.
  6. Основная трудность в художественном исполнении канонов – это единообразие партий. Выучивая мелодию в один голос необходимо добиваться выразительности, выпуклости фразировки, характера звуковедения, особенностей в преподнесении текста, чтобы потом, при пении на несколько голосов, сохранять всё это и передавать из голоса в голос. Здесь очень полезно петь по принципу «эха» - пение одной и той же фразы, предложения, периода разными партиями по очереди. Задача повторяющих – в точности передать исполнительскую манеру предыдущего исполнения.
  7. Приёмы работы над двухголосным произведением:
  • пение всего хора дуэтом с хормейстером (т.о. подготавливаем слух к новому непривычному звучанию, совершенствуем гармонический слух, умение слышать других, чувство ансамбля);
  • начинать разбор нового произведения с унисонного исполнения всем хором каждой партии отдельно (так дети представляют мелодическое движение обоих голосов);
  • петь с одной партией, например сопрано, закрытым ртом, а другой партией сольфеджио или со словами (доучиваем мелодию голоса, слыша при этом получаемые созвучия);
  • петь произведение поочередно партиями или предложениями.

 

Список литературы:

  1. Кузнецов Ю.М. «Практическое хороведение». Учебный курс хороведения. — М.: «Музыка», 2009.
  2. Назаренко И. «Искусство пения». Хрестоматия. – М.: «Музыка», 1968.
  3. Роганова И. «Современный хормейстер». Сборник статей. «Развитие традиций. Новые тенденции. Опыт работы». – М.: «Композитор», 2013.
  4. Семенюк В. «Хоровая фактура. Проблемы исполнительства». – М.: «Композитор»,  2008. 
  5. Чесноков П. «Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижеров». - М.: «Музыка», 1961.

 

Список интернет - ресурсов:

  1. Волкова Т.С. «Начало двухголосного пения в начальной школе». Статья на сайте «Фестиваль педагогических идей»: http://festival.1september.ru/articles/412603/
  2. Калинина О. «Этапы обучения многоголосному пению». Статья на сайте Фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна»:

http://festival.nic-snail.ru/index.php?option=com_zoo&task=item&item_id=331

  1. Токарь Т.А. «Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре». Конспект открытого урока по хору на сайте:

http://knu.znate.ru/docs/index-566419.html

 

 

Вокальные ансамбли «Шатлык нуры» и «Подснежник» - это творческие коллективы Детской школы искусств города Буинска Республики Татарстан, которая находится по адресу: РТ, г.Буинск, ул. Ленина, 64.

В городе Буинске эти вокальные коллективы на сегодняшний день единственные.

Вокальный ансамбль «Шатлык нуры» начал свое существование в 2005 году, а вокальный ансамбль «Подснежник» в 2013 году.

Руководитель и преподаватель Тазетдинова Н.Н., концертмейстеры Халитова Р.Х. и Хайрутдинов Г.Т.В коллективах занимаются 40 детей от 6 до 18 лет.

В старшей и младшей группах по 20 человек.

Для детей всех возрастов занятия в вокальном ансамбле «Шатлык нуры» и «Подснежник»ДШИ - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полётностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Работа с творческим коллективом, вокальным ансамблем строится на основе достижений многих наук: музыкознания и эстетики, психологии и педагогики.

В основе работы творческого коллектива лежат увлеченность и духовная общность, определяющие деятельность творческого коллектива. Через исполнительскую деятельность раскрываются любовь к музыке, ансамблевому пению.

Творческий коллектив (в дальнейшем именуемый также «вокальным ансамблем») - это организованный коллектив певцов, чья исполнительская деятельность подчинена единым целям и задачам.

Вокальный ансамбль возглавляет руководитель (лидер). Индивидуальная работа руководителя с участниками ансамбля носит многоплановый характер. Во время репетиций, концертов, студийных записей, на радио, телевидении и в процессе подготовки к ним участники ансамбля должны выполнять все указания руководителя, точно следуя установленному режиму работы. В межличностном общении приобретается опыт эмоционально-творческих контактов на основе взаимного интереса и доброжелательного отношения друг к другу.

В результате продуманной учебно-воспитательной работы развивается творческая инициатива каждого участника ансамбля и открывается перспектива для развития всего коллектива.

Для успешного существования вокального ансамбля большое значение имеет правильно подобранный репертуар. Репертуар должен отвечать задачам музыкально-художественного воспитания ансамбля и, в то же время, должен быть доступен по вокально-техническому и исполнительскому уровню. В репертуар необходимо включать произведения разнообразные по форме, жанру, содержанию. При выборе произведения необходимо учитывать следующие параметры: количество голосов; их тесситурные возможности; интонационные, ритмические, динамические трудности; наличие аккомпанемента («живой инструментальный ансамбль» или «фонограмма»).

С первых же дней занятий вокальным ансамблем между всеми участниками распределяются обязанности, назначается староста, его помощники, ответственные за аппаратуру, за организацию материальной части объединения. На первом занятии участникам следует рассказать, какую пользу окажут занятия им самим, школе, другим окружающим людям, каковы перспективы работы объединения; обсудить те мероприятия, которые нужно осуществить. Таким образом, развивается самостоятельность воспитанников.

Навыки по вокальному исполнительству учащиеся получают на практических занятиях и репетициях. Кроме того, практические занятия должны включать в себя обучение поведению на сцене, контакту со зрителем, умению вести с ним диалог во время выступлений. Эти занятия также должны включать в себя обучение танцевальному искусству, т.к. исполнение какой-либо песни производит более эмоциональное впечатление на зрителя с использованием танцевальных фрагментов.

Таков точный ориентир на развитие музыкального вкуса обучающихся, их музыкальной культуры и воспитание любви к хорошей музыке.

Работе с родителями в вокальных ансамблях «Шатлык нуры» и «Подснежник» отводится важная роль. Родители заинтересованы и принимают самое активное участие в разработке дизайна и в пошиве сценических костюмов. Вместе с участниками вокальных ансамблей родители проходят все мероприятия, концертные выступления, дни открытых дверей, смотры-конкурсы. Родители - первые помощники и активные участники педагогического процесса.

Выступление вокального ансамбля это - венец кропотливой работы всего коллектива. Для постоянного движения вперёд нужны остановки, на которых подводится итог сделанному, отмечаются удачи и неудачи, намечаются планы на будущее. Такими остановками для исполнителей служат выступления перед аудиторией. Для детского коллектива они особенно важны, так как являют собой реально ощутимую связь вокального и хорового искусства с жизнью, с людьми. В публичном выступлении проявляется момент сотворчества исполнителей с авторами, а этот момент рождает душевный подъем, вдохновение и огромную радость.

Творческий потенциал музыкально одаренных детей реализуется путем вовлечения их в активную конкурсно-концертную деятельность. Участники вокальных ансамблей «Шатлык нуры» и «Подснежник» часто выступают в концертах районного, городского и республиканского уровня. Это: «День Учителя», «8 Марта», «День Победы», Сабантуй (г. Буинск, Казань, Ульяновск), благотворительные концерты. Вокальные ансамбли принимали участие в съемке телевизионной музыкальной передаче «Жырлыйк, эле» (г. Казань), посвященных Дню Учителя, Новому Году, 8 марта. Являлись участниками концертной программы в Универсиаде-2013 (г. Казань).

Коллективы являются дипломантами и лауреатами республиканских, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Это:

-Международный конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества «Весенние выкрутасы» 2006-2016г.г. – бронзовые, серебряные, золотые Лауреаты;

-Открытый республиканский телевизионный молодежный фестиваль эстрадного искусства «Созвездие-Йолдызлык» (фестиваль проходит под патронажем президента РТ Р.Н.Минниханова -2006-2016г.г. – призеры и дипломанты;

-Всероссийский конкурс «Планета детства» г. С-Петербург-2008г.-Лауреаты 3 степени;

-Всероссийский конкурс г. Анапа-2007г.-Серебряные лауреаты, 2011г.-Дипломанты 1 степени;

-Всероссийский конкурс г. Туапсе-2010г.-Лауреаты 1, 2 степеней;

- Международный конкурс» Берега Надежды» «Колорит Казани» -2011г. –Лауреаты 3 степени.

Каждое выступление вокальных ансамблей необходимо анализировать. Надо, чтобы участники сами могли проанализировать и критически оценить свое выступление. Руководитель, обобщая обсуждение, обязательно отмечает положительные и отрицательные моменты концерта, делает рекомендации на будущее, чтобы коллектив от концерта к концерту рос.

Процесс участия в конкурсе дарит обучающимся новый спектр ощущений, новых друзей, новый неоценимый опыт, позитивные эмоции. С каждым новым конкурсом участники чувствуют себя более уверенно, проявляют инициативу, умело находят адекватные способы разрешения неожиданных проблем, уважительно относятся к победам своих конкурентов, учатся понимать и соблюдать предложенные правила. Снижается уровень стресса во время публичных выступлений. Все это, безусловно, помогает успешной социализации обучающихся и способствует формированию личностных качеств.

Список источников:

  1. Концепция развития дополнительного образования. 04.09.2014г.

№ 1726-р.