«Особенности работы над произведениями полифонического и гомофонно-гармонического склада на примере изучаемых пьес»


Автор: Кущева Елена Ивановна

Предмет: Фортепиано

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

«Особенности работы над произведениями полифонического и гомофонно-гармонического склада на примере изучаемых пьес»

Краткое описание работы: Конспект открытого урока по классу фортепиано

Вид урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: формирование основных представлений ученицы с особенностями исполнения произведений полифонического и гомофонно-гармонического склада на примере изучаемых пьес.

Задачи урока:

Образовательные:

  • сравнение музыки полифонического и гомофонного плана;
  • научить ученицу основам полифонического мышления на примере Фугетты  а-moll Дж.Кариссими;
  • формировать умение играть два голоса в различной артикуляции, динамике, инструментовке;
  • овладеть средствами музыкально-исполнительской выразительности: выразительное интонирование мелодии, фразировка.

Развивающие:

  • развивать полифоническое мышление; умение слушать и контролировать звучание.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к чувству стиля и формы музыкального произведения, инициативу и самостоятельность ученицы.

Оборудование: фортепиано, компьютер.

Методы обучения:

  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация приемов звукоизвлечения);
  • эмоционально-волевой (подбор образных сравнений, художественных впечатлений);
  • интеллектуальный (анализ, обобщение).

 

План урока

  1. 1.     Организационный момент. Введение в тему.

2. Основная часть.

    -  Термины – полифония, гомофония, фуга, имитация.

    -  Краткие биографические сведения о композиторе  Дж.Кариссими

    -  Работа над Фугеттой  а-moll Дж.Кариссими;

  • музыкально-теоретический анализ произведения;
  • работа по техническому освоению пьесы: выявление мотивного строения темы, тембрального различия голосов в имитации.

 - Краткие биографические сведения о композиторе  М. Шмитце

 - Работа над пьесой гомофонно-гармонического склада «Рэг «Воспоминание» М.Шмитц:

  • интонированием мелодии, фразировкой, работа над преодолением технических сложностей в исполнении.
  • Прослушивание произведений композитора м.Шмитца «Микки –Маус», «Зимний вечер».

- Чтение с листа. Ансамбль А.Фут «Мечтательность»

3. Заключительная часть.

Подведение итогов. Организация домашнего задания.

 

Ход урока

Проверить готовность к уроку.

- Тема нашего урока «Полифонический и гомофоный склад в музыке».

- Прочитай определение: полифония, гомофония.

Полифония - это многоголосье, одновременное звучание нескольких самостоятельных мелодических голосов.

Гомофония - склад музыки, в котором один голос главный, а другие его сопровождают. Музыка, в которой мы ясно слышим главную мелодию в одном голосе, а аккомпанемент в других голосах, называется музыкой гомофонного типа или гомофонией.

- К какому складу музыки относятся «Фугетта» и Рэг «Воспоминание»? («Фугетта» к полифоническому складу, Рэг «Воспоминание» к гомофонному складу музыки).

- Полифония – это вид многоголосия, получившее  распространение в XVI-XVII веках. Итальянский композитор Джа́комо Кари́ссими сочинивший  «Фугетту» один из самых знаменитых мастеров раннего Барокко. Джа́комо Кари́ссими  сначала был певцом, а впоследствии и органистом.  Затем служил капельмейстером (руководителем хоровой капеллы)  в церкви. Принял священнический сан. Писал как церковную, так и светскую музыку.

Прослушивание «Фугетты» (видео).

- Одним из жанров полифонической музыки является Фуга. Фуга «бег», «движение» - это произведение, основанное на поочерёдном вступлении голосов с одной и той же мелодией. Фугетта – это небольшая, несложная фуга.

- Сколько голосов в «Фугетте» ? ( 3 голоса)

Ученица проигрывает тему в разных голосах.

- При работе над «Фугеттой» очень пригодился бы совет И.С. Баха: смотреть на голоса как на людей, а на многоголосие как на беседу между этими людьми. Отдельные голоса - это «актеры», воплощающие на сцене определенные образы; то они выходят на первый план, то отступают на второй и даже на третий, совсем «в глубь сцены». Но никогда они не теряют образного характера, своего индивидуального лица, не выпадают из общего «драматургического действия».

Ученица проигрывает каждый голос отдельно, внимательно слушая развитие голоса после проведения темы.

Работа над   музыкальным произведением Рэг «Воспоминание» Манфреда Шмитца.

- Следующее произведение  Рэг «Воспоминание» композитора Манфреда Шмитца.  Это немецкий композитор, пианист, аранжировщик и музыкальный педагог. Как ты сказала раннее произведение Рэг «Воспоминание» относится к гомофоному складу музыки.

Ученица исполняет Рэг «Воспоминание».

- В этой пьесе явно слышна мелодия и аккомпанемент.

Отработать различное окончание фраз в 1 части. (Показ преподавателя).

Задание: выбрать из списка слова определяющие характер данного произведения и исполнить в данном настроении.

Ученица ещё раз исполняет произведение.

Прослушивание произведений М. Шмитца.

1. «Микки – Маус»

2. Зимний вечер»

Чтение с листа. Ансамбль «Мечтательность» А.Фут.

 Анализ пьесы по плану. Игра со счётом вслух. Игра в ансамбле с преподавателем.

Рефлексия.

Подведение итога урока, выставление оценки.

- Что такое полифония?

- Что такое гомофонный склад музыки?

- Как переводится  слово фуга?

Домашнее задание: «Фугетта» проигрывание каждого голоса отдельно.