Ансамблевое исполнительство в классе скрипки как фактор активизации творческого процесса в современном музыкальном  образовании


Автор: Царенко Виктория Валентиновна

Предмет: Инструментальное музицирование

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

  Ансамблевое исполнительство в классе скрипки как фактор активизации творческого процесса в современном музыкальном  образовании

Краткое описание работы:      В системе музыкально-эстетического воспитания детей особое место занимает инструментальное исполнительство и обучение в классах по специальности в детских музыкальных школах и школах искусств.

                                                          

                                                            

        Реформы, происходящие в образовании, касаются и дополнительного музыкального образования, к  учебным заведениям которой относятся детские музыкальные школы и школы искусств. Рассматривая направления развития современного  музыкального образования в контексте гуманизации учебного процесса, обращается внимание на проблемы, которые беспокоят преподавателей. Это касается учебного предмета  "Ансамбль (оркестр) », проводимой при отделе струнно-смычковых инструментов по специальности« скрипка». С целью активизации творческого и музыкально-технического развития скрипача и создание мотивационных факторов успешного обучения игре на инструменте, представляется необходимым оказывать должное значение предмета «Ансамбль» (как исполнение музыкальных произведений на инструменте) для учащихся, обучающихся по программе «Скрипка».

    Проблема касается: 1) нахождения дополнительных резервов для создания ансамблей различных форм и составов на различных этапах обучения в школе (от предоставления учебных часов к обеспечению необходимыми для групповых занятий аудиториями)

2) определение года обучения скрипача в школе, на базе которого ученик может начинать играть в ансамбле;

3) внедрение индивидуального подхода при выборе формы работы по предмету  "Ансамбль" (хор) в начальных классах;

4) предоставление методических рекомендаций по подбору репертуара ансамблей скрипачей разного уровня подготовки учащихся, различных форм и составов. Для решения этой проблемы:

 1) дается определение дефиниций «Коллективное музицирование», «Ансамбль»; рассматривается влияние ансамблевого музицирования на формирование эстетических вкусов и развитие творческих способностей личности;

3) ставится вопрос о необходимости привлечения к коллективному ансамблевому музицированию в классе скрипки на начальном этапе обучения в школе;

4) используется  отечественный и международный опыт музыкальной педагогики,  эффективность метода раннего ансамблевого исполнительства в классе скрипки для активизации развития творческих способностей учащихся;

5) предлагается ориентировочный список нотной литературы для ученических скрипичных ансамблей.

   «Без музыки воспитание не может быть полноценным» - это выражение принадлежит выдающемуся  педагогу В. А. Сухомлинскому. «Держа в руках скрипку, человек не зло», - гласит народная мудрость. Одна из важных задач преподавателя заключается в том, чтобы, образно говоря, дать в руки каждому ребенку скрипку, чтобы каждый почувствовал, как рождается музыка». В музыкальных школах и в школах искусств молодежь имеет уникальную возможность научиться игре на любом музыкальном инструменте и приобщиться к миру так называемого «элитарного искусства». В условиях тотального засилья массовой культуры большое значение для формирования мировоззрения подрастающего поколения имеет воспитание в духе традиций мировой музыкальной классики, на примере произведений, являющихся образцами национальной, мировой культуры и народного искусства. Личности, которые вырастут на такой почве, будут подготовлены к современной жизни, а их эстетические вкусы - хорошо сформированными.

      В современном обществе существует спрос на специалистов, которые умеют творчески мыслить и решать различные задачи, используя инновационные подходы. Музыка - наиболее абстрактный вид искусства. Благодаря своим возможностям она является мощным средством формирования и развития творческих способностей личности как первоосновы воспитания креативной молодежи. Развитие талантов - дело не только узко цеховая. Она актуальна не только для музыкального искусства и исполнительства. Как отмечает социолог Р. Флорида, «личности, начинают формировать целый креативный класс, не только меняют наше настоящее, но и проектируют будущее». Итак, наше завтра, его ценности и нормы зависят и от музыкального образования.

     В системе музыкально-эстетического воспитания детей особое место занимает инструментальное исполнительство и обучение в классах по специальности в детских музыкальных школах и школах искусств. Необходимо учитывать, что специализированная начальная образование  имеет две цели: во-первых, выявить профессионально одаренных детей, направить и подготовить их к поступлению в высшие художественные учебные заведения; во-вторых, творчески развить способности учащихся, научить их владеть музыкальными инструментами, привлечь к духовной культуре человечества, воспитать потребность в самовыражении средствами музыкального искусства для дальнейшей творческой деятельности. Ретроспективный взгляд на историю становления и принципы функционирования системы ДМШ позволяет проследить постепенный отказ от общей профессионализации музыкального образования. На современном этапе реформирования образования особую актуальность приобретает проблема развития учащихся средствами музыки как видом искусства. Принципиально важное значение это направление приобретает для общей большинства учащихся детской музыкальной школы, которые не ориентируются на дальнейшее профессиональное обучение. Музыкальная школа на современном этапе имеет, сохраняя традиции специального музыкального образования, решать задачи расширения своего влияния и обучение почти всех желающих. Надо развивать познавательную любознательность у ребенка, поддерживать «стремление усвоить и сохранить в своей памяти все то существенно важное, что нужно для дальнейшей жизни и труда» (Иван Огиенко о гуманизации учебно-воспитательного процесса). Ученики должны чувствовать радость от учебного процесса.

    Итак, процесс образования должен быть человечным, а это предполагает высокий уровень мастерства учителя, требует от него постоянного самообразования, творчества, создания соответствующей атмосферы на уроке.

    Раскроем сущность ансамблевого музицирования в классе скрипки как творческого процесса. Для создания соответствующей творческой атмосферы в художественных учебных заведениях надо организовать ансамбли и оркестры различных форм в соответствии с набором инструментария в любом учебном заведении. Это даст возможность каждому ученику раскрыть и развить свои способности. Ученики всегда с удовольствием играют в ансамбле. Процесс коллективного творчества дает им ощущение своей значимости, приносит радость от общения с музыкой и слушателями. Кроме того, концертное выступление, что является логическим завершением работы над произведением, активизирует сплоченность коллектива, способствует повышению его эмоционального состояния, обостряет чувство взаимозависимости, активизирует внимание. Немаловажным является то, что коллективные выступления позволяют играть на сцене детям с различными музыкальными способностями, делают их более уверенными в своих силах и активизируют их дальнейшее творческое развитие. Игра в ансамбле значительно расширяет кругозор учащихся, развивает качества, необходимые музыканту, такие, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, обостряет ощущения звукового колорита, повышает ответственность за знание своей партии, воспитывает чувство партнерства. Кроме того, изучение значительного количества музыкальных произведений значительно быстрее развивает художественно-эстетический вкус учащихся и их эстетическое отношение к музыкальному искусству.      Занятия в классе ансамбля должно быть одной из важнейших составляющих в начальной музыкальном образовании, как мощное средство раскрытия творческого потенциала личности, оно должно играть особую роль в воспитании будущих музыкантов, ведь, по словам А. Бородина, является «одним из мощнейших средств развития музыкального вкуса и мышления».

     Как отмечал великий скрипач и педагог Леопольд Ауэр в своей работе «Моя школа игры на скрипке», раскрытие индивидуальности учащихся и содействие их самодеятельности является основой всей музыкально-педагогической работы. Преподаватель, давший миру большую плеяду выдающихся скрипачей (Я. Хейфиц, М. Ельман, Е. Цимбалист, М. Полякин и др.), Он говорил: «Если исполнитель способен претворить в своем темпераменте оригинальную мысль автора, если сам в состоянии реагировать на красоту произведения, тогда он может сыграть пьесу так, что она произведет впечатление на других». Ощущение эмоциональной свободы и снятия психологического напряжения в процессе ансамблевого музицирования создают необходимые условия для яркого проявления творческого потенциала исполнителей. В аналогичных ситуациях ощущение повторяются и процесс творчества происходит на высшем уровне, производится потребность в музицировании, что является одним из главных факторов успехов.

    Игра в ансамбле - отличный стимул для развития слуховых и технических навыков на всех этапах формирования исполнителя. Она не только развивает музыкальный слух, но и способствует развитию полифонического мышления (что важно для скрипача, которому присущ более развит мелодичный слух). Игра в ансамбле дает возможность свободного содержательного общения на профессиональном языке, побуждает к сплоченной работе, красивой игре, выступает стимулом состязательности и личностной оценки умений молодых исполнителей. Игра в ансамбле формирует коммуникативные качества личности, является важным, ведь большинство профессиональных музыкантов-скрипачей играют в разных коллективах (оркестрах, ансамблях различных составов).

    В процессе преподавания дисциплины «Музыкальный инструмент - скрипка» преподаватели планомерно и системно работают над каждым этапом музыкально-технического развития ученика. Современная музыкальная педагогика вместе с индивидуальными занятиями рекомендует использовать различные формы коллективного музицирования (от дуэтов до оркестров) на занятиях по специальности. Эти формы содержат дополнительные резервы для эстетического воспитания креативной молодежи. Организация ансамблей скрипачей на базе детских музыкальных школ свидетельствует о положительном отношении учащихся и преподавателей к игре в них.

Ансамбль (франц. Ensemble - вместе) - согласованность, стройное целое. В терминологическом словаре даются следующие определения термина «ансамбль»:

1) совместное участие нескольких лиц в исполнении музыкального произведения;

2) музыкальное произведение для нескольких исполнителей;

3) художественный коллектив, занимается концертной деятельностью.

      Словарь А. Н. Должанского дает уточнение, что «по количественному составу участников ансамбли делятся на дуэты, трио, квартеты, квинтеты, секстета, септета, октета, нонет, к ансамблей относятся также хоры и оркестры». Автор отмечает, что «выражение« хороший ансамбль »означает слаженное звучание…».

     Процесс ансамблевого исполнительства требует постоянного взаимодействия между всеми участниками ансамбля. По мнению Н. Лузума, настоящий ансамбль - это близость во всем: близость особенностей, эстетических установок, интеллектуальных уровней; это духовное единение, эмоциональное родство, близость методов, форм, направлений в совместной работе.

     Согласно учебному плану ДМШ, ДШИ  предмет «Коллективное музицирование» предусматривает предоставление ученикам уроков хорового пения, или ансамбля или оркестра по 2 - 3:00 в неделю групповых занятий (в зависимости от года обучения). Обычно, учеников-скрипачей 0 - 3 года обучения ориентируют на занятия по хора. Однако, по нашему мнению, скрипачу начинающему, который усвоил первые навыки игры на инструменте, необходимо предоставлять возможность игры в ансамбле для успешного развития его профессиональных способностей. Формирование у учащихся навыков ансамблевого исполнительства, которое является отличным от сольного, надо начинать на ранних этапах обучения в музыкальной школе.

     Методика раннего ансамблевого музицирования именно на инструменте (скрипке) способствует техническому и художественно-эмоциональному  развитию исполнителя в дальнейшем. И это на практике доказывают преподаватели. Ранние попытки игры в ансамбле является фактором интереса начинающих и их будущего творческого роста. Они стимулируют развитие творческого потенциала и работоспособности, мотивируют достижения положительных результатов в процессе музыкального творчества. Поэтому считается целесообразным использование ансамблевой формы музицирования уже на начальном этапе обучения игры на скрипке. То есть рекомендуется использовать ансамбли, разнообразные по количественному составу (начиная от дуэтов), а также привлекать к участию в них учащихся с разной степенью музыкально-технических навыков. Это может быть как унисон скрипачей начинающих, так и ансамбль с участием начинающих и учеников средних и старших классов. Все зависит от контингента школы, от количества учеников и качества их умений и творческой фантазии руководителя ансамбля. Особенно это следует учитывать при организации ансамблей, к которым привлекаются учащиеся других отделов - фортепианного, духовых или народных инструментов.

      Анализ опыта старинных скрипичных методик преподавания игры на скрипке, таких, как «Школы» Роде-Крейцера Байо, Ж. Мазас, Ш. Берио, А. Баганца, позволяет говорить о том, что в XIX в. преподаватели оказывали значительное внимание воспитанию скрипача как оркестрового музыканта. Нотный материал в этих «Школах» изложен в сопровождении второй скрипки (преподавателя). «Полный систематизированный популярный курс игры на скрипке» князя Г. Дулова (изд. 1905) ставит целью развитие техники рук и развитие музыкально-художественного исполнительства. Автор также использует дуэтную форму исполнения произведений. На современном этапе скрипичной педагогики преподаватели, как правило, используют методические пособия К. К. Родионова, А. Г. Григоряна, В. Якубовский, К. Фортунатова, М. Гарлицького, К. Тахтаджиева, С. М. Шальман. Эти издания заслуживают внимания, их методики достаточно производительные, но в них достаточно умеренно используются или совсем не используются ансамблевые формы исполнения произведений.

       Показательной в этом контексте является методика Е. Пудовочкин (г.. Белгород), в основе которой лежат два принципа:

1) ранние формы ансамблевого музицирования;

2) комплексное развитие музыкальных способностей учащихся в классе скрипки через игру в ансамбле. Преимущество этой методики демонстрируют успешные выступления ансамбля «Светлячок», возглавляемого преподавателем, в России, США и Бельгии. В нем принимают участие ученики разного возраста. Обработка и адаптации музыкальных произведений для выполнения их участниками с различными музыкально-техническими возможностями требует особого умения от руководителя. Сборника пьес «Ступени 1 - 10» рассчитаны на учеников разного уровня подготовки - от начинающих до учеников старших классов. По утверждению Е. Пудовочкин, главная цель работы в классе ансамбля - заинтересовать не только профессионально ориентированных учащихся, но и тех, кто не будут после окончания школы продолжить обучение в музыкальных вузов, сформировать их эстетические вкусы, развить художественно-творческие способности для дальнейшего самосовершенствования и самореализации.

   Преподаватель Г. Маневич (г.. С.-Петербург) при организации ансамбля скрипачей, в котором принимают участие ученики 1 - 8 классов, использует метод адаптации музыкальных произведений с возможностями каждого из его участников. Преподаватель

С. Милтонян (г.. Тверь) в «Педагогике гармоничного развития скрипача» предлагает работу с группами по 4 - 6 учащихся, имеющих одинаковый уровень подготовки, с постепенным изучением материала от простого к сложному.

    Преподаватель Пол Роланд (США) учебный процесс с начинающими организует на базе группы детей разного возраста, которым предлагает играть вместе в унисон или октаву. В основе этого метода - «мягкое соревнования», не «кто лучше», а «у кого сегодня лучше». Игра в унисон продолжается почти два года. Главное - поддержание заинтересованности детей к занятиям. Преподаватель Г. Мищенко (г.. Архангельск) считает, что «групповые занятия с учащимися достаточно эффективны, ведь дети во многом учатся друг у друга. В группе дети раньше начинают испытывать творческую отдачу, понимать, зачем пришли в музыкальную школу».

     Метод японского скрипача Ш. Сузуки хорошо известный, поскольку используется преподавателями и получает хорошие результаты.

Он строится на основных принципах:

1) необходимость постепенного развития навыков, ускоренное выполнение программы порождает отстающих;

 2) музыкальные способности не являются врожденными, поэтому возможность воспитания всех детей как без музыкального слуха (в бытовом смысле), так и с выдающимися музыкальными способностями;

 3) недопустимо воспитывать детей с унижением и запугиванием, поскольку это развивает противостояния и упрямство;

4) работа с учащимися на положительных эмоциях;

5) выступления на публичных концертах возможны после месяца обучения (Пьесы даже на открытых струнах)

6) сотрудничество с родителями и учениками. По нашему мнению, этот метод наиболее ярко проявляется при использовании ансамблевых форм исполнения, когда создается ситуация успеха, что побуждает учащихся к дальнейшему творчеству, а это является целью учебного процесса.

     Итак, навыков игры в ансамбле надо приобретать с первых шагов обучения в классе скрипки. Сначала это может быть дуэтная форма исполнения произведений «ученик - преподаватель». Преподаватель исполняет мелодию, а ученик - второй голос на открытых струнах (например, пьесы из сборника «Юный скрипач» под редакцией К. А. Фортунатова в разделе «Первые уроки»; пьесы из сборника под редакцией Е. В. Пудовочкин «Степень 1»). Исполнение произведения с аккомпанементом (с преподавателем-концертмейстером) также является одним из начальных форм ансамблевого исполнительства, что способствует организации ритмичной и динамической дисциплины. Эти формы можно использовать почти с первых уроков.

        Музыкальные произведения для начинающих должны быть доступными и несложными. Для формирования творческого воображения рекомендуется исполнять произведения с программными, понятными детям названиями (например, А. Филиппенко «Цыплята»; Т. Захарьина «Полька»; М. Магиденко «Петушок»; Я. Кепитис «Вальс кукол»). Важно, чтобы подход к выполнению пьес и упражнений был творческим, методично обоснованным. А это требует от преподавателей фантазии, поиска новых форм исполнения (ученики поют,  прохлопывают ритмический рисунок, при выполнении пьес меняются партиями, выполняют партии по образцу: вопрос - ответ и тихо - громко). Главное - творческая атмосфера урока, взаимопонимания, которое побуждает к раскрытию творческого потенциала учащихся.          Практически доказано, что ученики, которые играют в ансамбле, начиная с первого года обучения игре на скрипке, как правило, успешно выполняют учебные программы по специальности, активно участвуют в школьных, городских и международных мероприятиях как солисты и как участники ансамбля, а это стимулирует их дальнейшее творческий рост.

    Методы работы с ансамблем скрипачей связанные с уровнем подготовки самих исполнителей. В повседневной работе надо помнить о главных принципах:

 первый - принцип постоянного сочетания индивидуальных и коллективных занятий;

 второй - принцип взаимосвязи сольного и ансамблевого исполнительства;

 третий - принцип сохранения и развития индивидуальных особенностей каждого ученика.

       По уровню подготовки учащихся в ансамбле условно можно разделить на следующие группы.

 Первый уровень - (0 - 2 класса) предусматривает в основном индивидуальные занятия, однако и занятия в ансамбле также необходимы, но в игровой форме. Рекомендуется использовать ансамбли, например, из сборника Е. Пудовочкин «Степень 1».

 Второй уровень - (3 - 4 классы) «младший ансамбль». Рекомендуется цикл Ж. Металлиды «Ансамбли скрипачей», сборники Е. Пудовочкин «Ступени 2,3».

Третий уровень - (5 - 6 классы) «концертный ансамбль». Рекомендовано ансамбли из сборников Е. Пудовочкин «Ступени 4 - 5», «Юный скрипач» (выпуск 2).

Четвертый уровень - (7 - 8класы) рекомендуется также и как подготовительный период для учащихся, ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение. Возможно использование сборников под редакцией Е. Пудовочкин «Ступени 6 - 10», Ж. Металлиды, И. Святловский, А. Шувалова, И. Ратнера и др. Для профессионально ориентированных учащихся - это исполнение концертов для двух скрипок Баха, А. Вивальди, дуэтов Гайдна. Безусловно, ученики третьего и четвертого уровней является опорой всего ансамбля прежде всего с технической стороны, а в психологическом смысле - это пример подражания младшими школьниками.

     В практике музыкального исполнительства инструментальные ансамбли могут быть различными как по количеству участников, так и по инструментальным составом. По составу ансамбли делятся на однородные и смешанные. Обычно, в однородных скрипичных ансамблях, где ярко проявляются черты, присущие именно для ансамблевой игры, участвуют ученики младших классов. Это, кроме общего строя и темпа, - близкий тембр, однородность исполнительских приемов, одинакова аппликатура и штрихи, одинаковые части смычка, выполнения одной партии несколькими учениками. Достаточно интересной формой коллективного музицирования являются смешанные ансамбли, которые могут быть разными по инструментальными и жанровыми составами. Современная музыкальная педагогика несколько изменила традиционные представления о жанровой дифференциации ансамблей. В струнных составах, например, используется электрогитара, или скрипачи играют в сопровождении классических гитар, или вокалист поет в сопровождении ансамбля скрипачей, или в струнную группу для воспроизведения определенного колорита добавляется флейта или кларнет и др. Ансамблевые составы могут иметь множество вариантов, которые определяются и контингентом учащихся, и стилем руководства преподавателя и характером выбранного произведения. Главное, чтобы участие различных инструментов была оправдана с художественно-музыкальной точки зрения, тогда успех будет обеспечен.

        Большое значение для плодотворной работы любого коллектива и его удачных концертных выступлений имеет взвешенный подбор репертуара. Безусловно, в репертуаре ансамбля должны быть произведения различной сложности, которые соответствуют исполнительным возможностям коллектива. Это активизирует проведения репетиций, помогает ученикам сознательно усваивать материал, создает живую творческую атмосферу на уроке, снимает эмоциональное напряжение и помогает проявить свою индивидуальность.

      Подбор репертуара - это особая сложность. Методический материал, который  публикуется, не может удовлетворить потребности преподавателей музыкальных школ. Во-первых, его недостаточно, во-вторых, подбирая репертуар, надо учитывать возможности каждого отдельного ансамбля. Степень сложности произведений необходимо дифференцировать в соответствии с подготовленности учащихся, а инструментальный состав смешанного ансамбля адаптировать к имеющемуся в школе инструментария. Здесь большую роль играет умение преподавателя перекладывать  сольные музыкальные произведения для конкретного состава.

       Итак, совершенствование учебного процесса, поиск и внедрение новых форм и методов обучения, стимулирующих творческую активность учащихся - одно из самых актуальных задач на современном этапе при занятиях в специальном классе в системе музыкального образования. Творческий процесс при усвоении учебного материала приводит к повышению мотивации обучения и помогает в наибольшей степени реализовать музыкально-творческие способности учащихся, их возможности и потребности.

   Ансамбль или ансамблевое музицирование - это предмет, который активизирует творческую деятельность как преподавателей, так и учеников. И чем раньше воспитанник музыкальной школы  или школы искусств будет участвовать в ансамблях различных форм и составов, тем более результативным и перспективным будет обучение для него. Ансамбли различных форм является лицом школ, их гордостью. Коллективы, создаваемых на базе ДМШ и ДШИ, помогают получить качественное музыкальное образование молодежи, делают музыку необходимой жизненной потребностью для человека и после окончания художественного учебного заведения. Формирование эстетически развитой, духовно обогащенной, творческой личности с помощью музыкального искусства является основной задачей учреждений начального дополнительного  образования, а поэтому предмет «Ансамбль (оркестр) »занимает в учебном плане музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств подобающее ему место.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке / л Ауэр. - СПб. Композитор, 2004. -120 с.

Бородин А. Письма / А. Бородин. - М., 1936.

Должанский А. Н. Краткий музыкальный словарь / А. Н. Должанский. - СПб, 2000.

Лузум Н. В ансамбле с солистом / В. Лузум. - Нижний Новгород, 2005.

ДПОП в области музыкального искусства  «Скрипка» Программа составлена с учётом ФГТ М., 2014

Пудовочкин Э. Скрипка раньше букваря / Э. Пудовочкин. - СПб. Композитор, 2005.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям: Избранные произведения в 5-ти (т.3). - М.: Просвещение, 1997. - 670 с.

Флорида Р. Креативный класс: люди, Которые меняют будущее / Р. Флорида.