КОНСПЕКТ открытого урока по музыке в 5 классе в форме интеллектуально – познавательной музыкальной квест – игры. Тема: «Музыка родного края»


Автор: Гульнара Аликбаровна Маликова

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

КОНСПЕКТ открытого урока по музыке в 5 классе в форме интеллектуально – познавательной музыкальной квест – игры. Тема: «Музыка родного края»

Краткое описание работы: Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке музыки в системе личностно-ориентированного обучения

 

Цель урока:

  • сформировать представление о жизненных истоках  народной и  композиторской музыки
  • закрепить знания учащихся о произведениях композиторского и народного творчества Дагестана
  • воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в музыке

Задачи урока:
Образовательные:
- обобщить знания о народной и композиторской музыке
- продолжить выработку умений анализировать, определять музыкальные инструменты
- учить различать на слух музыку

- учить детей петь в ансамбле 
 Развивающие:

- развитие познавательного интереса к урокам музыки, творческой активности учащихся

- развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал

- развивать музыкальный слух и певческие навыки

- пробудить интерес и любовь к национальной музыке  

- развивать навыки музыкального восприятия
 Воспитательные:
- воспитание интереса учащихся к музыке и пению, к творчеству композиторов

- способствовать воспитанию эстетической культуры учащихся

- воспитание эмоциональной отзывчивости
- воспитывать нравственные качества через народную музыку
- воспитывать чувство взаимопомощи и сотрудничества

- создание ситуации успеха для каждого ученика.
Тип урока: урок введения в тему
Форма урока: интеллектуально – развивающая музыкальная квест – игра
Методы: проблемно-поисковые, сопоставления, практические, наглядные.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная
Технические средства: DVD, ноутбук, экран

Видеоряд:

  • Дагестанские народные музыкальные инструменты
  • Дагестанские певцы, музыканты

Презентации:

  • Портреты композиторов Дагестана
  • Синквейн «Музыка»

Музыкальные произведения:

  1. С.Агабабов  «По горным дорогам»
  2. Песня «Здравствуй, утро!»
  3. Гимн Дагестана
  4. Музыка разных народов Дагестана
  • Аварская
  • Кумыкская
  • Лакская
  • Азербайджанская
  • Лезгинская
  • Даргинская
  1. Молодежная музыка
  2. Песня  «Приезжайте в Дагестан»

Видеофрагмент:

  1. «Мелодии Дагестана»
  2. «Зурна и пандур»

Дидактический материал: нотный стан, 7 нот разного цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), на каждого учащегося по 2 смайлика (веселый и грустный)

Предварительная работа:

  • слушание музыкальных композиций о родном крае
  • виртуальные экскурсии по Республике Дагестан
  • презентация «Праздники нашего края»
  • презентация «Дагестанские композиторы»

 

        Милый край - моя отчизна,

        Наших предков добрый дом,

        Светится  звездой лучистой

        В каждом сердце молодость

                                 (М. Рашидов)

 

                                     Ход квест - игры:

 

Звучит мелодия С.Агабабова «По горным дорогам»

I. Организационный момент

Музыкальное приветствие

Учитель: Прозвенел уже звонок, начинается урок.

                  Давайте улыбнемся и споем!

Распевка: Песня «Здравствуй, утро!»

Учащиеся: Здравствуй, утро! Здравствуй, солнце!

                     Здравствуй, здравствуй, новый день!

                     К нам сегодня не вернётся,

                     Не вернётся грусть и лень!

                     Здравствуй, утро! - это значит:

                     Мы готовы к чудесам!

                     Здравствуй, новая удача!

                     Ветра нашим парусам!

                     Здравствуй, новая удача!

                     Ветра нашим парусам!

Учитель: Вы, конечно, знаете, что дагестанцы приветствуют друг друга словами «Ассаламу аллейкум». В ответ говорят «Ва аллейкум ассалам». Предлагаю мальчикам поприветствовать девочек словами «Ассаламу аллейкум». Девочки ответят мальчикам «Ва аллейкум ассалам».

 

Игра «Приветствие»

II. Основная часть

Актуализация знаний. Формулирование темы урока

Учитель: Тема нашего урока: «Музыка родного края». Чтобы обобщить свои знания о музыке своего народа, предлагаю поиграть в музыкальную квест – игру. Согласны? А что такое квест?

Ответы учащихся

Учитель: Квест – это приключенческая игра. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по родному краю. Согласны? Надеюсь, наше путешествие принесет нам много интересного и полезного. Ну что? Начнём? Вам помогут ваши знания, находчивость и смекалка.

     «Душа поёт» - как часто мы слышим эти слова, а что они, по вашему мнению, означают?

Ответы учащихся

Учитель: Всё, что красиво и прекрасно в мире мы очень часто сравниваем с музыкой, а любая мелодия состоит из 7 нот. С помощью этих нот, мы попробуем создать свою мелодию – мелодию родного края, Итак, обратите внимание на наш нотный стан. Но на нем нет самого основного. Чего?

Ответы учащихся

Учитель: На нотном стане нет нот. Нам надо будет разыскать их в нашем классе и выполнить те задания, которые указаны на этих нотках. Давайте вспомним количество нот и названия каждой из них.

Ответы учащихся

Учитель: В нашей игре каждая нотка имеет не только свое название, но и  свой цвет, в такой же последовательности, как в радуге. Назовите  последовательность цветов радуги, используя мнемоническую фразу:

Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.

Ответы учащихся

Учитель: Первая нота ДО, она красного цвета. Найдите ее, пожалуйста, в классе. Кто первый ее найдет, прочитает задание на ней.

Первая нота «Главная песня»

Учащийся, найдя ноту, читает первое  задание

Учитель: Как называется главная торжественная песня страны?

Учащиеся: Гимн

Учитель: Как исполняют гимн?

Учащиеся: Торжественно, празднично

Учитель: Так и звучит гимн РФ.  Его слушают и исполняют стоя, показывая этим свое уважение и любовь. А вы знаете, что существует не только гимн страны, но и гимн малой родины. Давайте послушаем отрывок из главной песни Дагестана.

Слушание: Гимн Дагестана

Учащиеся слушают песню стоя

Вторая нота «Народные инструменты»

Учитель: С первым заданием вы справились. Переходим ко второй ноте РЕ. Она у нас оранжевого цвета. Давайте искать ее.

Учащийся (найдя вторую нотку, читает задание): Назовите дагестанские музыкальные инструменты

Учитель: У каждого народа в Дагестане есть свои музыкальные инструменты. Перечислите их.

Учащиеся: Пандур, кумуз, зурна, кеманча, саз, тар, дудук, барабан, гармошка

Учитель: Предлагаю вам игру, которая называется «Назови музыкальный инструмент». Внимание на экран.

Игра «Назови музыкальный инструмент»

На экране слайды с изображением  музыкальных инструментов народов Дагестана. Учащимся необходимо правильно назвать их.

Третья нота «Народная музыка»

Учитель: И со вторым заданием вы справились. Переходим к третьей ноте МИ. Какого цвета будет эта нота? Правильно, нота Ми – желтого цвета. Давайте найдем ее.

Учащийся (найдя третью нотку, читает задание): Народная музыка.

Учитель: Дагестан - это не просто страна гор. Это многонациональная республика. Назовите народности, проживающие в Дагестане.

Учащиеся называют народности, проживающие в Дагестане

Учитель: Третья нота  называется «Народная музыка». Здесь задание такое: прослушать запись музыки разных народов Дагестана. Одна из этих мелодий не относится к дагестанской народной музыке. Вам нужно назвать «другую» и объяснить свой выбор. 

Игра «Другая» музыка»

Слушание: Мелодии народов Дагестана

Учитель: Молодцы, ребята. Вы умеете различать дагестанскую и зарубежную  музыку. Третье задание тоже выполнили. Пришло время немного размяться.

Физминутка «Ноты»

Выполнять движения в соответствии с текстом

 

Ноты музыку играли

И немножечко устали.

Надоело гаммы петь,

На линеечках сидеть…

Нотки встали – скучно в гамме!

До-ре-ми-фа-соль-ля-си

И затопали ногами:

До-ре-ми-фа-соль-ля-си

И захлопали все вместе:

До-ре-ми-фа-соль-ля-си

И запрыгали на месте:

До-ре-ми-фа-соль-ля-си

За руки друг друга взяли:

До-ре-ми-фа-соль-ля-си

И по кругу побежали:

До-ре-ми-фа-соль-ля-си

Потом в сторону другую:

Си-ля-соль-фа-ми-ре-до

Кто не понял там в какую?

Си-ля-соль-фа-ми-ре-до.

Потом нотки снова встали:

До-ре-ми-фа-соль-ля-си

И руками помахали:

До-ре-ми-фа-соль-ля-си

Отдышались, подтянулись

До-ре-ми-фа-соль-ля-си

На места свои вернулись:

До-ре-ми-фа-соль-ля-си

 

Четвертая нота «Народные таланты»

Учитель: Продолжаем наш музыкальный квест. Следующая нота ФА. В соответствии с цветом радуги эта нота зеленого цвета. Найдите ноту такого цвета.

Учащийся (найдя четвертую нотку, читает задание): Народные таланты.

Учитель: У каждого народа есть свои прославленные музыканты, певцы.  Давайте познакомимся и мы с ними. Внимание на экран.

Видеоролик о дагестанских исполнителях (певцы, музыканты)

Учитель: Ребята, предлагаю вам исполнить любую песню своего народа.

Распевание: Индивидуальное исполнение учащимися

отрывков из песен своего народа

Учитель: Как славно получилось у вас! Молодцы, ребята!

Пятая нота «Знаменитые люди»

Учитель: Вот мы дошли до пятой ноты. Она называется СОЛЬ. Подскажите, какого она будет цвета?

Учащиеся: Нота Соль голубого цвета.

Учитель:  Да, эта нота голубого цвета. Пойдем ее искать.

Учащийся (найдя пятую нотку, читает задание): Знаменитые люди.

Учитель:  Кто создает музыку? Правильно, это композитор.  Композитор – это человек, который создает музыку. Давайте вспомним композиторов Дагестана, которые внесли очень многое в музыкальный фонд нашей республики.

Учащиеся называют дагестанских композиторов

Ширвани Чалаев

Мурад Кажлаев

Готфрид Гасанов

Наби Дагиров

Сергей Агабабов

Аида Джафарова

Рамазан Фаталиев

Показ презентации «Композиторы Дагестана»

Учитель: Молодцы, ребята! Я была уверена, что вы назовете всех дагестанских композиторов.

Шестая нота «Праздники в Дагестане»

Учитель: Шестая нота – ЛЯ. Она синего цвета.

Учащийся (найдя шестую нотку, читает задание): Праздники в Дагестане.

Учитель: Как и все народы, дагестанцы тоже любят отмечать праздники: с любопытством и любовью вспоминают старинные традиции, добрые, красивые обычаи наших предков. Назовите праздники, которые отмечают народы Дагестана.

Учащиеся: Праздник первой борозды, Навруз – байрам, Ураза – байрам, Курбан – байрам.

Учитель: Давайте исполним песню «Приезжайте в Дагестан», которую, мы разучили на прошлых уроках. Слова и музыку сочинил композитор Касим Касимов.

Но сначала мы сделаем дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика «Шарики»
Надуть щеки, как шар. Резко “выхлопнуть” воздух через губы-трубочку.

Это упражнение активизирует мышцы щек и мышцы губ, и пригодится для развития хорошей артикуляции

Распевание: Песня «Приезжайте в Дагестан»

Седьмая нота «Синквейн о музыке»

Учитель: Осталась последняя нота, которая называется СИ и она, так же как и последний цвет радуги - фиолетовая.

Учащийся (найдя седьмую нотку, читает задание): Составить синквейн на слово «музыка».

Учитель: Завершим наш музыкальный квест  составлением синквейна о музыке. Что же такое синквейн?

Ответы учащихся

Учитель: Синквейн -  слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Например, составим синквейн со словом «песня»:

  • Существительное – песня
  • Прилагательные (два) школьная, торжественная
  • Глаголы (три) звучит, поют, слушают
  • Предложение о песне, афоризм или пословица – Хорошо в пути, если с песней идти 
  • Синоним, или как по-другому можно назвать песню настроение

Учитель: А теперь вы самостоятельно составьте синквейн со словом «музыка»

Учащиеся составляют синквейн о музыке и зачитывают их

Учитель: Думаю, что вам понравилось составлять стихотворение из пяти строк. Получились интересные строки.

III. Итог урока

Учитель: Наш познаввтельный урок - квест подошел  к  концу. Что нового и интересного сегодня вы узнали на уроке?

Ответы учащихся

Учитель: Вы работали активно. Надеюсь, что вы узнали много интересного и полезного в ходе нашей познавательной игры. Запишите домашнее задание.

IV. Домашнее задание: Подготовить краткое сообщение о дагестанских народных танцах.

Учитель: У вас на партах есть смайлики. Если вам понравился сегодняшний урок, поднимите веселый смайлик, ну а если нет – грустный смайлик.

V. Музыкальное прощание

Учитель: «До свидания»

Учащиеся (поют): «До сви-да-ни-я!»

 

 

 

Интернет – ресурсы:

info@infourok.ru                   

Ведущий образовательный портал России «Инфоурок»               

http://shishkinles.ru/shishkinles/umuziki/umuziki/Uroki_muzyki/

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Разработки уроков, статьи и многое другое

http://festival.1september.ru/

Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

http://www.openclass.ru/dig-resource/48618

Тестовая программа для проверки знаний по музыке

http://www.openclass.ru/dig-resource/33838

Интерактивная игра "Угадай мелодию"

 

Использованная литература:

1. Абдуллаева Э. Б., Якубов М. Развитие профессиональной музыкальной культуры // Искусство Дагестана в ХХ столетии. Махачкала: Наука-Дагестан, 2012. 343 Х. М. Баширов

2. Ханжов Ю. Г. История развития музыкального искусства Дагестана Махачкала: б.и., 2008.

3. Якубов М. Атлас музыкальных инструментов народов Дагестана. Махачкала: Дагестанский научный центр РАН, 2003.