Сценарий концерта «В мире музыкальных инструментов»


Автор: Наталья Валентиновна Сызранцева

Предмет: Музыка

Класс: Дети

Тип материала: Сценарий мероприятия

Сценарий концерта «В мире музыкальных инструментов»

Краткое описание работы: Сценарий концерта учащихся и преподавателей ДМШ для учащихся общеобразовательной школы.

 

Добрый день, дорогие гости! Мы приветствуем вас в Детской музыкальной школе №6. Сегодня мы вам расскажем о музыкальных инструментах, игру на которых осваивают наши дети, ученики музыкальной школы. Вы услышите их голоса и познакомитесь с ними.

А теперь небольшая викторина - «Знакомы ли вам эти музыкальные инструменты?» (демонстрация презентации)

Вот и наши ученики, приходя в музыкальную школу и выбирая скрипку, фортепиано или гитару, не всегда знают историю и возможности своего музыкального инструмента. Наши преподаватели в течение нескольких лет помогают ученикам раскрыть все тайны выбранных ими инструментов, а самое главное - узнать и полюбить музыкальное искусство. Давайте и мы познакомимся с некоторыми из них!

Начнём с народных инструментов.

Домра.

С давних времен на Руси простой народ свои душевные переживания, а также происходящие события талантливо отображал в народном творчестве. Помощниками в этом ему были различные народные музыкальные инструменты, искусство исполнения на которых передавалось от поколения к поколению. Одним из таких инструментов являлась домра - любимица скоморохов и простого народа. Под нее пели и плясали, рассказывали сказки и былины, ее звонкий голос и своеобразный тембр привлекал к себе внимание слушателей. Домра часто была в центре событий, порой даже драматических, в результате чего попала под опалу и исчезла из народного творчества на несколько столетий.

Прошло время, домра возродилась и вновь покорила слушателей своим необычным звучанием, похожим на голос звонкого ручья. Ей подвластно отобразить и романтические настроения, и чарующую красоту природы. Недаром в кинематографе, когда необходимо подчеркнуть очарование русской земли, мы часто слышим трепетный голос домры.

Сейчас прозвучит русская народная песня «По улице мостовой» в обработке В. Гнутого. Исполняет (Ф.И.)

Гитара.

Гитара – один из самых распространённых музыкальных инструментов. В отличие от, например, фортепьяно или скрипки, освоить азы гитарной игры может практически любой, для обучения простейшим аккордам достаточно нескольких занятий.

Когда же впервые появился этот инструмент, без которого немыслим мир современной музыки?

Первые упоминания о музыкальных инструментах, прототипах гитары, относятся ко II тысячелетию до н.э.

Но наибольшую популярность инструмент получил в Испании в средние века, именно эта страна заслуженно считается родиной современной гитары. 

О популярности гитары в XIX веке свидетельствует и тот факт, что многие прославленные композиторы создавали свои произведения для гитары, в том числе Никколо Паганини, Гектор Берлиоз, Франц Шуберт и многие другие.

В России гитара появилась только в XVIII веке, когда с лёгкой руки Петра I, прорубившего окно в Европу, многие народные традиции и обычаи стали постепенно заменяться европейскими.

В 30-х годах двадцатого века произошла настоящая революция в музыкальном искусстве – началось использование электричества.  Так появился новый инструмент – электрогитара -  основа современной музыкальной культуры.

Гитара стала основным инструментом рок-музыки, заняв достойное место в известнейших хитах современных музыкантов.

В исполнении ученика 6 класса (Ф.И.) прозвучит знакомая вам с детства  «Песенка Чебурашки» композитора Владимира Шаинского.

Скрипка.

Скрипка  - струнный смычковый музыкальный инструмент с изысканным и утонченным звуком. Не зря ей отдана роль королевы симфонического оркестра.

Так же, как гитара и домра, скрипка имеет народное происхождение. Её прообразами являются народные инструменты из Германии, Испании и арабских стран. Использовались они в большинстве случаев бродячими музыкантами.

Современный вид скрипка приобрела в Италии в XVI веке. А сольным инструментом она стала в XVII веке.

Лучшие скрипичные мастера - Амати, Гварнери, Страдивари - находились в Италии. Технологии изготовления скрипок были секретом, очень часто они передавались только по наследству.

Самым известным и одним из самых талантливых и виртуозных классических скрипачей является Никколо Паганини. Он был новатором и обладал ошеломляющей уникальной техникой. Про Паганини говорили, что он заключил сделку с дьяволом, люди не верили, что человек способен без сверхъестественной помощи настолько искусно овладеть музыкальным инструментом.

Скрипка пользуется большой популярностью до сих пор. Для нее написаны произведения в совершенно разных жанрах, в том числе и современной музыке. Даже в наши дни до сих пор нет качественного оборудования, которое могло бы синтезировать идеальное звучание скрипки. Поэтому ее и сейчас можно смело назвать уникальным музыкальным инструментом.

 Послушайте пьесу в исполнении преподавателя (Ф.И.)

 

 

Виолончель.

Виолончель - струнный смычковый музыкальный инструмент. Внешне виолончель похожа на скрипку, но размер ее значительно больше.

Звук у нее густой, сочный, напоминает низкий человеческий голос. Лучше всего звучат на виолончели широкие напевные мелодии, но и виртуозные произведения подвластны ей.

Свои произведения для виолончели писали многие композиторы: Чайковский, Шостакович, Прокофьев, Хачатурян. В оркестровых произведениях виолончели часто поручают лирические эпизоды.

Одним из лучших исполнителей на виолончели является известный музыкант Мстислав Ростропович. Для него специально писали такие композиторы XX века, как Прокофьев, Бриттен, Шостакович и др.

А. Гречанинов «Весельчак». Исполняет (Ф.И.), концертмейстер (Ф.И.)

 

А теперь, ребята, мы отправимся в сказку:

Сказка.

Жила  в оркестровой яме оперного театра большая семья музыкальных инструментов. Были тут и большие контрабасы - «дедушки», и озорные флейты, и шумные барабаны, и еще очень-очень много других инструментов.

И вот однажды поспорили они, кто из них главнее.

— Я самая главная, — сказала скрипка, — меня называют «царицей музыки»!

— Ну и что, — говорят барабаны, — зато мы самые громкие!

— Ну уж нет, громче нас никого нет! – вступили трубы.

И каждый инструмент начал говорить, что он самый главный и приводить свои доводы.

И только скромная виолончель тихо стояла в сторонке и молчала. Она понимала, что нечем ей похвалиться.

И тут пришел человек. Взял он скрипку, начал играть на ней, но от гордости у скрипки порвались струны и красивая мелодия прервалась.

Шумные барабаны и трубы не привлекали человека. И подошел он к скромной виолончели, взял смычок и полился бархатный умиротворяющий звук, который успокоил всех хвастунишек.

И поняли тогда музыкальные инструменты, что нет среди них лучших и худших, каждый хорош по-своему и только в согласии друг с другом они могут создать красивую музыку.

Вокал.

Человеческий голос - самый совершенный музыкальный инструмент.

На протяжении всей истории человечества, люди создали множество музыкальных инструментов.

На звание старейшего из них претендуют и барабан, и пастуший рожок, но самым главным, самым первым и самым совершенным музыкальным инструментом, чья история начинается ещё во времена питекантропов и кроманьонцев, является голос.

По своему страстному накалу, по силе эмоционального воздействия на слушателей с голосом не может сравниться ни один инструмент. Вот почему поклонников и фанатов у вокалистов всегда несколько больше, чем у самых лучших инструменталистов. На концертах известных певцов зрители впадают в экстатическое состояние и в буквальном смысле сходят с ума. Причём было это происходит всегда, независимо от времени и жанра. На выступлениях Шаляпина и Карузо поклонники точно так же теряли сознание, как и на концертах “Битлз” или Майкла Джексона. Одним словом, голос - это великая сила.

В исполнении преподавателя по вокалу (Ф.И.) прозвучит песня Рифа Гатауллина на стихи Хасана Туфана «Кая шулай ашкынасын, йорэк».

Фортепиано.

Конечно, этот инструмент знаком вам ещё со времён пребывания в детском саду: все музыкальные занятия, утренники, праздники проходили под сопровождение фортепиано. Возможно, у кого-то из вас или ваших друзей такой инструмент есть дома, и кто-либо из ваших родственников умеет музицировать. Думаю, что вы со мной согласитесь в том, что с фортепиано приходится встречаться гораздо чаще, чем с другими музыкальными инструментами, например, флейтой, саксофоном, арфой.

Рояль можно увидеть в концертном зале, во дворце культуры, в музыкальной школе, на экране телевизора. Он большой и важный, стоит на почётном месте – на сцене. В торжественных случаях у него поднимают верхнюю крышку и, тогда рояль принимает королевский вид.

Пианино гораздо скромнее своего «знатного» родственника. Оно занимает меньше места, да и звук у него слабее, чем у рояля. Но и на рояле, и на пианино играют совершенно одинаково.

 

Очень – очень давно в Древней Греции жил учёный Пифагор. С тех пор прошло много столетий, а теорему Пифагора до сих пор изучают в школе на уроках математики. Известно, что Пифагор был не только великим математиком, но и блестящим музыкантом. Проводя опыты со струной, Пифагор заметил, что если её сильно натянуть, то струна начинает звучать.

Для своих исследований Пифагор построил полуинструмент – полуприбор – монохорд. 

Шло время… Другие музыканты пробовали добавлять к одной струне дополнительные струны—сначала две, затем три, четыре…

Так появились в разных странах клавесин, чембало, вёрджинал, клавикорд. Все они были предшественниками современного фортепиано.

Само время подсказывало: необходим такой инструмент, на котором можно исполнять музыку, от тихой и трепетной до громкой и торжественной. И такой инструмент был сконструирован итальянцем Бартоломео Кристофори. Для нас кажется привычным то, что на одном инструменте одновременно можно исполнять громкую и тихую музыку, а в то время это было новшеством. Такие инструменты называли фортепиано (по-итальянски форте — громко, пиано — тихо). Казалось, что все музыканты сразу начнут осваивать новый инструмент. Однако первые конструкции не понравились исполнителям: звучание было грубым, неуклюжим, звуки, хоть и разной громкости, плохо складывались в мелодию. Музыкальным мастерам на протяжении следующих ста лет пришлось дорабатывать механику фортепиано, пока оно не превратилось в такой инструмент, какой мы имеем сейчас.

Такова история фортепиано. Послушайте несколько пьес написанных для этого замечательного инструмента.

В. Ребиков. «Вальс». Исполняет  (Ф.И.) Класс преподавателя (Ф.И.)

Ф. Амиров Э. Назиров «Сюита на албанские народные темы для двух фортепиано. Исполняют преподаватели (Ф.И.)

О музыке и музыкальных инструментах можно ещё долго говорить. Но лучше всего выбрать понравившийся музыкальный инструмент и научиться играть на нём. А добрые у мудрые учителя помогут вам в этом нелёгком, но увлекательном деле.