Творчество русских композиторов 19 века


Автор: Плеханова Марина Витальевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Творчество русских композиторов 19 века

Краткое описание работы: В конспекте раскрываются особенности творчества композитора А.К.Лядова

Конспект урока «Творчество русских композиторов 19 века»

Слайд № 1

Учитель.

 Ребята, урок мы начнем с музыкальной загадки.

Звучит фрагмент «Музыкальной шкатулки» (слайд № 2)

Дети говорят название произведения, композитора ( портрет)

Проверка Д/З

Учитель. Как называется жанр в котором написана «Музыкальная  шкатулка»  

( симфоническая миниатюра)

Какие еще симфонические миниатюры написал А.К. Лядов?

-«Волшебное озеро» и «Баба Яга»

(слайд № 3)

Учитель. В начале 80-х годов  ХIХ века Лядов задумал написать несколько программных симфонических картин, использующих образы русских сказок. Воплощение этого замысла, как почти всегда у композитора, растянулось на долгие годы. Лишь в начале XX века появляется первая из задуманных пьес - "Баба-Яга", через несколько лет возникает "Волшебное озеро", и в 1909 году - "Кикимора", помеченная опусом 63. Её первое исполнение состоялось 12 декабря 1909 года под управлением А. Зилоти.

Учитель.

Для какого оркестра написаны симфонические миниатюры А.К.Лядова?

( симфонического)

- Какие виды оркестров вы знаете? (ответы детей) ( слайд № 4)

- Инструменты для этих оркестров одинаковые или есть различия?(ответы детей)

-Предлагаю  игру «Разгадай шифр». Вам нужно  поставить в правильном порядке перепутанные буквы и соединить стрелочками названия инструментов с оркестром.

На партах лежат задания. Учащиеся, из предложенных букв, составляют названия инструментов и разделяют их на две группы. В одной должны оказаться инструменты симфонического оркестра, в другой - народного.

Проверка задания.

Учитель. Сегодня мы с вами познакомимся с симфонической картинкой А.К. Лядова “Кикимора”. Для того, чтобы понять это произведение нам нужно познакомимся  с важным термином - “лейтмотив”. Большую роль в создании картинки играют музыкальные реплики. Что это такое? Вспомним сказку “Теремок”. (Дети называют героев сказки). Каждый новый герой сказки начинает свою речь с особых, только ему присущих слов. Какие это слова?

( ответы детей) (слайд № 5)

 

Учитель. Эта реплика сохраняется у героя на протяжении всей сказки. В музыке такая реплика называется “лейтмотив”, что в переводе с немецкого означает “ведущий мотив”. Это яркая мелодия или целая тема, применяемая для характеристики героя, явления или идеи. И также как в сказке, лейтмотивы повторяются много раз по ходу развития сюжета. А сейчас проведем игру “Теремок на новый лад”  и проверим, как вы поняли определение “лейтмотив”. Добавляем кошку, собаку.  А как  «говорят» кошка, собака? ( ответы детей)

Игра «Теремок на новый лад»

Учитель. Так что же такое лейтмотив и музыкальная реплика? (слайд № 6)

Ответы детей.

Учитель.

 Кто такая кикимора? ( слайд № 7)

Дети.

- Это сказочный персонаж.

- Живет в болоте.

- Зеленого цвета и очень вредная.

Учитель.

Послушайте, как описывают кикимору в Большой Советской Энциклопедии – “кикимора, шишимора, мара - злой дух, малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой, занимающаяся прядением и тканием”.

Учитель.

В своей симфонической картинке А.К. Лядов изобразил не только портрет кикиморы, но и ее зловредный характер.

Дети читают по частям программу к произведению. (слайд № 8)

 

«Живет, живет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот - баюн – говорит сказки заморские, со вечера до белого свете качают кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно в семь лет вырастает кикимора, тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова то у нее малым – малешенька, со наперсточек, а  туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора  с утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной»

 

Учитель. Я предлагаю устроить конкурс на лучшую кикимору.

 Игра “Лучшая кикимора”.

  Учитель выбирает несколько человек, которые разыгрывают выход кикиморы под музыку симфонической картины. С помощью зрительских симпатий определяется победитель.

 

Физкультминутка «Танцуй вместе с нами»

Слушание симфонической картинки “Кикимора”.

Учитель.

Давайте внимательно прослушаем начало произведения (вступление). Можно ли его разделить на несколько частей?

Дети. Можно. Самое начало медленное, зловещее.

Учитель. (слайд № 9)

Его исполняют низкие кларнеты и фаготы (показ инструментов). Они создают сказочную обстановку – “у кудесника в каменных горах”. Это будет первый лейтмотив. Потом мы слышим мягкую, напевную мелодию. На что похожа эта мелодия?

Дети.  На “колыбельную”

Учитель. Это второй лейтмотив. Мелодию исполняет английский рожок.

( показ инструмента) (слайд № 10)

Семейство рожка, отличие от гобоя ( показ раструба)

А дальше мы слышим голос очень редкого инструмента. Мы с вами с ним  уже знакомились. Кто помнит - какой это инструмент? И  в каком произведении этот инструмент звучит?

Ответы детей ( челеста, балет П.И.Чайковского «Щелкунчик».)

- Какое у нее звучание?

Дети. Музыка как – будто звенит.

Учитель.( слайд № 11)

Её холодное, звенящее звучание рисует нам   “хрустальчатую колыбельку” – это третий лейтмотив. Для того, чтобы узнать интересную историю появления челесты в симфоническом оркестре предлагаю посмотреть видеофрагмент передачи «Абсолютный слух»»

Видеофрагмент

-После вступления начинается быстрая часть. Это тема Кикиморы. Она яркая, запоминающаяся. Вслушайтесь в музыку – разбушевалась кикимора, заскакала, завыла, все быстрее несется музыка.

               Cлушание быстрой части, которая характеризует Кикимору.(слайд № 12)

Учитель.

-И чем заканчивается наша музыкальная сказка? Жалобным писком флейты. Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная. А пока она… спит.

     (слайд № 13)

      А.К.Лядов любил русское народное творчество, сказки и посвятил этому свои музыкальные картинки.  Язык сказки, погруженный в мир фантазии и волшебства  и в настоящее время дорог и детям и взрослым. Композиторы, музыканты не обходят стороной тему сказки. Мы с вами знаем немало современных произведений на сказочную тему.

Какие музыкальные произведения на сказочную тему мы знаем?

Ответы детей.

Пение « Сказки гуляют по свету»( слайд №14)

Учитель проводит этапы вокально-хоровой работы:

а) работа над певческой постановкой корпуса;
б) распевка;
в) повторение текста всей песни;
г) хоровое исполнение песни.

Учитель.

 Предлагаю решить тесты. Они лежат у вас на партах (слайд № 15)

 

Выполнение самостоятельной  работы.

Подведение итогов теста и выставление оценок.

9. Комментирование домашнего задания:

Выполните рисунок понравившегося фрагмента симфонической картинки “Кикимора”.

10. Подведение итогов.

Совместные выводы учителя и учащихся;

Выставление оценок тем, у кого медали за работу на уроке.

(слайд № 16)