"Музыкальная энциклопедия - книга"


Автор: Мелентьева Елена Борисовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое пособие

Ссылка на файлообменник: https://cloud.mail.ru/public/as2B/Y5yiF5JN7

"Музыкальная энциклопедия - книга"

Краткое описание работы: Применение музыкально-дидактических пособий и игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно. С их помощью дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих навыков, музыкально – ритмических движений, в области слушания музыки и игры на детских музыкальных инструментах. Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовать свои движения с музыкойНеобходимо как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнений, музыкально – дидактических игр, танцев, хороводов. Представлены и разработаны дидактические игры: на развитие чувство ритма, по слушанию музыки, по развитию движений. .

                               Музыкальная энциклопедия - книга

 для  музыкально-дидактических пособий и игр на музыкальных занятиях

 Применение музыкально-дидактических пособий и игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно. С их помощью дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих навыков, музыкально – ритмических движений, в области слушания музыки и игры на детских музыкальных инструментах.

Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовать свои движения с музыкой.

Необходимо как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнений, музыкально – дидактических игр, танцев, хороводов.

Путем подбора соответствующих музыкальных произведений, музыкально–дидактических игр можно вызывать двигательные реакции, организовывать и влиять на их качество.

Цели музыкально-дидактических игр:

 - помочь детям дошкольного возраста в музыкально-дидактической игре войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощущать и переживать ее эмоционально как радость и удовольствие;

 -способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике.

Задачи: 

 - повышать интерес к музыке, развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования;

 - индивидуальность, способность к спонтанному творческому поведению, создавать предпосылки к формированию творческого мышления, усиливать образное мышление, развивать чувство ритма, музыкальный слух и общую моторику ребенка.

 

Игра "Ритмические загадки"

Цель:

– научить детей воспроизводить ритмический рисунок в хлопках, шлепках, притопах и т.д., на музыкальных инструментах.

Задачи:

 -  Учить детей различать тембр и название музыкальных  инструментов, определять длительность звуков, читать схематично написанный рисунок  и выкладывать  ритмический рисунок на фланелеграфе.

 - Узнавать по ритмическому рисунку небольшие мелодии или попевки, при пропевании попевки необходимо обратить внимание на выразительное, непринужденное пение, на дыхание, на метро-ритмическую организацию, на правильную передачу динамических оттенков и характер.

 - Чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание навыки элементарного музицирования в оркестре.

узыкально-игровой материал:

Ритмическая схема попевки «Андрей-воробей», музыкальные инструменты (лежат под стульчиками) различные на каждого ребенка, «Музыкальная энциклопедия» - книга.

Методика организации игры:

Перед детьми выставляется ритмический рисунок. Дети проговаривают его по слогам ТА -  (долгий звук),  ТИ – (короткий звук), прохлопывают, прошлепывают.

Педагог предлагает детям найти варианты, как можно еще озвучить этот ритмический рисунок?

 – На музыкальных инструментах.

Ребенок открывает карточку с №1  - исполнение ритмического рисунка на инструменте, который нарисован на карточке (ложки – 3-4 ребенка)

Постепенно открываются все карточки с номерами, на них нарисованы инструменты -  кастаньеты, треугольник, металлофон, бубен, колокольчики. Каждый инструмент проигрывает попевку отдельно, затем  педагог предлагает сыграть всем инструментам вместе – оркестр.

Педагог задает вопрос: «А вы узнали эту попевку?».

 - Правильно! Это попевка «Андрей-воробей».

 - Давайте её споем.

Попевка пропевается  на слоги и со словами, в различном темпе, и с динамическими оттенками.

Игра "Послушай - угадай"

Цели:

 - развивать  интерес к классической музыке. Приобщать детей к музыкальной культуре;

 - познакомить детей с композиторами и инструментальной музыкой, различного характера;

-познакомиться со средствами музыкальной  выразительности: высота звуков, ритм, динамика, тембр, темп, расширять словарь музыкальных терминов.

Задачи:

 . воспитывать художественно-эстетический вкус, развитие музыкальной памяти, совершенствуя её в неоднократном прослушивании;

 -  при прослушивании привлекать внимание детей к воплощению художественного замысла композитора, к отдельным средствам музыкальной выразительности;

- учить на основе восприятия музыки выражать своё отношение к ней, переживание чувств.

Музыкальный материал:

 Портреты композиторов, картинки к произведениям, картинки с музыкальными инструментами, смайлики

Методика организации игр:

Данные игры являются знакомством или продолжением предварительных бесед с детьми о композиторах и их произведениях.

 

(1 вариант)

Педагог:

 - Ребята, сегодня мы открывает с вами новую страницу нашей «Музыкальной энциклопедии», но она совсем чистая, надо её заполнить.

Слушается «Болезнь куклы» - беседа о характере, о чувствах, о темпе, о динамике, каким еще музыкальным инструментом можно передать капающие слёзы девочка (треугольник, металлофон).

В кармашки «Музыкальной энциклопедии» выставляются соответствующие картинки: вверху «Болезнь куклы», пониже смайлики о характере произведения, картинка с металлофоном.

 - Мы с вами написали новую страницу нашей «Музыкальной энциклопедии», но она еще не полностью заполнена, кто же написал это произведение?

Выставляется портрет композитора П. И. Чайковского.

Педагог знакомит детей с его творчеством.

На следующем занятии пишутся страницы о произведениях  из цикла «Детский альбом» И. П. Чайковского

 

(2 вариант)

- Мы будем слушать знакомые произведения, узнавать их и заполнять нашу страницу.

Звучать произведения из прослушанного ранее репертуара:

П. И. Чайковский – «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Полька» «Вальс», «Марш деревянных солдатиков».

Проводится опрос – беседа о композиторе и его произведениях.

На следующем занятии пишутся страницы о произведениях  из цикла «Детский альбом» И. П. Чайковского

 

(3 вариант)

Беседа о композиторе Д. Б. Кабалевском  и его произведениях:

«Клоуны», «Три подружки».

 

(4-вариант – проводится как развлечение)

 

Музыкальный материал:

 Портреты композиторов, картинки к произведениям, куклы шапочки клоунов.

Методика организации игры:

Узнать и сравнить произведения различных композиторов – П. И. Чайковского и Д. Б. Кабалеского.

В книге «Музыкальная энциклопедия» выставлены только портреты композиторов: П. И. Чайковского и Д. Б. Кабалевского.

      На столе выложены картинки  к произведениям, прослушав произведение, дети должны вставить в книгу картинку радом с тем композитором, произведение которого прозвучало.

     Можно разделить детей на команды: (мальчики отвечают на вопросы о композиторе Д. Б. Кабалевском, а  девочки на вопросы о композиторе П. И. Чайковском), и дать задание – чья команда даст больше правильных ответов, о характере произведения, его передаче чувств – можно отметить смайликами.

      В конце игры – мальчики показывают в движениях клоунов (грустного и веселого), а девочки – восторг от новой куклы.

Игра "Угадай, выполни, изобрази"

Цели:

-формирование целостного представления о трёх жанрах музыкального искусства: песня, танец, марш. Вызвать эмоциональный отклик на музыку разных жанров.

     - развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовать свои движения с музыкой;

- прививать музыкальную культуру, развивать танцевальное и  песенное творчество, воспитывать выдержку, волю.

Задачи:

   - Сформировать знания о музыкальных жанрах: песня, танец, марш.

  - Развивать внимание, слуховую память, воображение, способствовать расширению кругозора;

 - развивать детский голос.

  - воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей, формировать музыкальный вкус, пробуждать интерес к музыке.

- развивать умение свободно ориентироваться в пространстве, выполнять  перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.

Музыкальный материал:

 «Музыкальная энциклопедия» - книга, флажки, картинки.

 

Методика организации игры:

(1 вариант)

     Педагог исполняет музыкальные произведения разного жанра: колыбельную, песню, польку, марш.

    Обращает внимание детей на их особенности, предлагает найти отличительные черты произведений.

Одному ребенку на слух предлагается определить жанровую принадлежность заданной мелодии и выбрать соответствующую картинку,  вставить её в «Музыкальную энциклопедия», остальные дети подтверждают ответ поднятием красного флажка.

(2 вариант)

    В «Музыкальной энциклопедии» выставляются в кармашки карточки с изображение различных жанров (с номерами).

     Дети должны постепенно открыть карточки узнать жанр произведения, которое сейчас прозвучит и выполнить задание:

1 – вальс  (кружение с лентами)

2 – марш (бодрый шаг по квадрату)

3 – полька (поскоки в парах, руки сплетены корзиночкой, кружение – лодочкой)

4 – колыбельная (выразительно передать образ укачивание куклы спать)

5 – хоровод   (выполнение мягкого хороводного шага в правильном кругу,

движение змейкой)

Игра "Колокольцы - бубенцы"

Цель:

 - развивать волевую сферу в игре с правилами, быстроту реакции на звуковой раздражитель;

 -развитие вокального тембрового слуха, развивать функции голосообразования, дикции, дыхания.

Задача:

Развитие музыкальных способностей осуществлять в процессе совершенствования слуха и умения согласовать свои движения с музыкой.

Музыкальный материал:

Песенка «Колокольцы-бубенцы», колокольчик.

Методика организации игры:

Дети, взявшись за руки, водят хоровод по кругу, исполняя песенку «Колокольцы-бубенцы» (на рус.нар. мелодию «Ах вы, сени»):

 Колокольцы-бубенцы

Раззвонились удальцы

Дили-дили, дили-дон-

Угадай, откуда звон.

 

           В центре круга стоит ребенок с завязанными глазами, четвертую фразу песенки исполняет ребенок, которому педагог вручает колокольчик. Ребенок, стоящий в центре круга, должен узнать поющего по голосу. Если узнавание происходит, поющий ребенок, звеня колокольчиком, перемещается внутри круга, а водящий с завязанными глазами пытается его поймать, идя на звон колокольчика.  В конце этого этапа игры поющий ребенок становится водящим. Если узнавание не происходит, игра повторяется с новым солистом.

 

Использование музыкально-дидактических  игр в работе с детьми позволит получить следующие результаты:

 - Развить у детей музыкальные и творческие способности.

 - Закрепить знания о музыкальных инструментах, и навыки игры на них.

 - Сформировать качества, способствующие самоутверждению (самостоятельности и свободы мышления, индивидуальности мышления)