Использование дидактических игр и пособий для детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием на музыкальных занятиях.


Автор: Бурчевская Ольга Владимировна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические указания

Использование дидактических игр и пособий для детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием на музыкальных занятиях.

Краткое описание работы: Материал предназначен для музыкальных руководителей и воспитателей, работающих с дошкольниками, имеющими нарушения зрения

Использование дидактических  игр  и пособий для детей  дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием  на музыкальных занятиях.

Бурчевская Ольга Владимировна

Музыкальный руководитель

Музыкальное воспитание детей с нарушением зрения занимает одно из важных мест.

Музыкальное занятие дает ребенку радость, вызывает у него интерес, отвлекает от зрительного недуга, а также при применении специальных коррекционных упражнений позволяет развивать зрительный анализатор.

Музыкальные занятия строятся на основе образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Музыка» основной общеобразовательной программы ДОУ. При этом учитываются особенности  развития и воспитания детей с амблиопией и косоглазием. Главное здесь –  введение в занятия коррекционных упражнений. Причем, прежде чем вводить в эти уп­ражнения, необходимо  изучить особенности зрения каждого ребенка, общее состояние здоровья и его двигательные возможности.

Работа строится на полисенсорной основе: речевой, слуховой и музыкально-двигательной, в тесном контакте с воспитателями, тифлопедагогом. С ними согласовывается применение различных коррекционных игр и упражнений. Подбор игр и упражнений, их последовательность и методика проведения зависят от поставленной цели.

В процессе работы решаем следующие коррекционные задачи:

-       формирование у детей бинокулярного зрения,

-       укрепление мышц глаз и развитие прослеживающих функций,

-       развитие глубинного зрения, подражательных функций,

-       совмещение зрительного и слухового образов,

-       употребление цветов, тренирующих сетчатку глаза,

-       развитие слуховой и пространственной ориентировки, глазомерной оценки протяженности.

Учитывая недостатки детей в развитии пространственной ориентировки и координации движений, эти же задачи берём в основу занятий с детьми музыкально-ритмическим движениям, и через них решаем некоторые задачи по коррекции зрения.

Хотим подчеркнуть, что ведущая роль на музыкальном занятии у нас принадлежит музыкальному руководителю, вместе с тем активность вос­питателя также является непременным условием качественного проведения занятия с коррекционными задачами. Воспитатели – первые помощники музыкального руководителя.

Полученные на музыкальных занятиях знания и умения регулярно закрепляются в повседневной жизни. Первым делом мы составили коррекционные упражнения. Для этого просмотрели и проанализировали многие сборники по музыкально-ритмическим движениям, тщательно отобрали игры и упражнения, наиболее подходящие для решения коррекционных задач. Все эти упражнения и игры были разделены на три типа: первые- которые сами по себе содержат элементы коррекции и не нуждаются в дополнениях, вторые — дополненные коррекционными задачами, третьи — специально разработанные для целей коррекции.

Приведем пример. К первому типу упражнений отнесли упражнение «Бегите ко мне», автор Е. Дубянская, музыка Е. Тиличеевой. Оно способствует развитию прослеживающих функций и ориентировки в пространстве.

Упражнение «Качание рук» и «Мельница», «Кошка и котята» (автор Е. Дубянская и С. Руднева) развивает глазодвигательные функции.

Игра «Зеркало» (автор Р. Френкель), «Повтори за мной»  способствуют развитию подражательных функций.

Игра «Ловим бабочек», автор Л. Генералова (Движение и музыка, сб.) помогает развитию пространственной локализации и прослеживающих функций.

Ко второму типу упражнений и игр, которые были дополнены коррекционными задачами, отнесли, например, игру «Дождик», автор С. Меерсон.

Для того, чтобы в этой игре успешно решать такие коррекционные задачи, как развитие ориентировки по цвету, совмещению зрительного и слухового образов, мы ввели в игру платочки красного и желтого цветов и два домика в виде шалашей тех же цветов, сделанных из листов большого картона. Дети бегают по залу, фиксируя свой взгляд на платочке, который они держат перед собой в слегка приподнятой руке. На музыку «Дождь» дети с красными платочками должны спрятаться в красный домик, с желтыми — в желтый. При повторении игры шалаши переставляем, количество домиков ( соответственно цветов) можно увеличить.

К этому же типу относится игра «Мячики прыгают, мячики покатились», автор Ф. Теплицкая, «Собери букет» под песню – танец «С цветами».

Для успешного решения в этом упражнении таких коррекционных задач, как развитие глубинного зрения и глазомерной оценки протяженности, мы изготовили из картона большие плоскостные корзиночки, раскрасили их в желтые, красные, зеленые, оранжевые цвета и прикрепили к задней спинке стула. Стулья расставили на некотором расстоянии друг от друга по кругу. На 1—8-й такты дети (мячики) легко прыгают внутри круга, 9—12-й такты — разбегаются (катятся) в корзиночки.

Эту игру со временем усложняем, увеличивая зрительную нагрузку. На разных занятиях меняем задания;  например: сначала предлагаем детям (мячикам) катиться в самые близкие к ним корзиночки, затем - в дальние. Корзиночки подбираем по цвету: красные, желтые, оранжевые. Девочкам и мальчикам давали задания бежать (катиться) к разным по цвету корзиночкам. Иногда расставляли стулья с корзиночками тремя рядами у центральной стены. Каждый ряд корзиночек был определенного цвета (красного, желтого, оранжевого). Согласно заданию мячики (дети) катились в корзиночки первого, второго и третьего ряда. Это упражнение развивает не только глубинное зрение, но и визуальное восприятие цвета. Упражнение проходит живо, весело.  Танец  - игра с цветами «Собери букет» так же способствует зрительному восприятию. У каждого ребёнка в руке  один цветок (тюльпан, розочка, и другой) красного, желтого или фиолетового цвета. Под музыку дети танцуют, выполняют движения по тексту. На слова «Раз, два, три букетик собери» дети собираются в  в разные круги в соответствии с цветом цветочка.

Нравится детям так же упражнение с флажками, автор О. Каменецкая, музыка Ф. Шуберта. Для этого упражнения мы изготовили из дерева квадратные подставки диаметром 20X20 см с ячейками. В конце упражнения ребенок должен вставить в ячейку флажок. Попасть палочкой флажка в ячейку нужно быстро и точно одновременно с окончанием музыки. Можно использовать  вазы, ведёрки и другие устойчивые небьющиеся ёмкости.

Помимо задач музыкального воспитания, которые решаются в этом упражнении, мы ставим перед детьми и коррекционные задачи, способст­вующие развитию глазодвигательных функций, фиксации и локализации.

К третьему типу упражнений и игр относятся упражнения с крупными иллюстрациями, с мячами, с обручами, которые также развивают зрительный анализатор, помогают развитию микроориентировки, совмещению зрительного и слухового образов.

Например, полезно для детей упражнение «С обручем и лентой» на музыку английской народной мелодии.

Дети стоят перед лежащим на полу обручем. В руках у них лента на палочке.

1—8-й такты. Приподняв руку перед собой над обручем, делают мелкие движения кистью. Лента, чуть касаясь пола, играет внутри обруча. По коррекционному заданию ребенок следит за тем, чтобы играющая лента не ушла за пределы обруча.

9—16-й такты. Рука ребенка с лентой описывает круговые движения лентой вокруг обруча, как бы обрисовывая его, вправо, а при повторении музыкальной фразы - влево. Все повторяется другой рукой.

Упражнение, помимо музыкальной задачи, имеет своей целью тренировку мелких мышц рук, развивает функции глаза и способствует цент­ральной фиксации.

Игра «Дети идут в гости» (музыка «Медведь» В. Ребикова, «Заинька», русская народная музыка, «Петушок» в обработке М. Красева) способствует совмещению у ребенка зрительного и слухового образов, развивает подражательные умения, зрительную память. Решаются эти коррекционные задачи таким образом: по залу разложены четыре больших плоскостных обруча.

Около каждого обруча стоит лист картона с изображением медведя, зайца, петушка, собачки. Рисунки крупные, красочные. Животные изобра­жены на них в наиболее характерных позах.  ( можно использовать игрушки). Под музыку «Прогулка» Н. Преображенского дети с воспитателем идут в гости к мишке. Подходят к изображенному на рисунке медведю и лежащему около него обручу. Звучит музыка «Медведь». Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть изображение медведя и принять ту же позу.

Дети, у которых поза медведя получилась лучше, переступают через обруч (идут жить в дом медведя).

Далее воспитатель ведет детей к зайке, петушку, собачке. Все повторяется, пока дети не обойдут всех персонажей и не найдут себе домиков.

Остановлюсь на особенностях методики проведения коррекционных игр и упражнений, которую мы используем.

Большинство таких упражнений мы проводим с предметами: мячами, шарами, лентами, флажками, обручами, кольцами, платочками, погремушками. Используем плоскостные корзиночки, доски, шалашики разных цветов. В цветной гамме придерживаемся рекомендаций врача-офтальмолога.

 Предмет, с которым ребенку приходится исполнять какие-либо движения, должен быть детально изучен им при помощи зрения и осязания, поэтому мы предварительно даем его в руки ребенку. Иногда делаем это в игровом порядке, используя дидактическую игру «Волшебный мешочек».

Упражнения показываем с близкого расстояния, часто подходя к каждому ребенку отдельно; делаем это вдвоем с воспитателем группы, пов­торяем показ по нескольку раз, стараясь развивать у ребенка подражательные функции.Детям с низкой остротой зрения помогаем, двигаясь с ними вместе за руку.

На занятиях закрепляем понятия о величине, цвете, форме предмета, с которым ребенок двигается. При объяснении часто используем наглядно-игровые методические приемы в процессе занятий с подгруппами детей, что помогает результативнее реализовать программные задачи на фронтальных занятиях.

Например, прежде чем показать всем детям, как свободно, не задевая друг друга, расположиться в зале, объясняем и показываю аналогичное расположение с помощью  предметов  на столе.

При обучении детей построению в круг, раскладывали на полу круглый цветной шнур с прикрепленными к нему на одинаковом расстоянии погремушками. Ребятам было предложено  стать вокруг обруча у каждой погремушки (под первую музыкальную фразу) и ритмично греметь ею (под вторую фразу). После этого погремушки и шнур убирали, а внимание детей обращали на то, что круг-то остался, да еще с окошечками. Повторяли это упражнение на нескольких занятиях. Учитывая недостаточное развитие у детей пространственной ориентировки и координации движений, мы на каждом занятии уделяем две-три минуты для соответствующих упражнений. Учим строиться в круг, в колонны, в пары, свободно располагаться по залу, бегать, не задевая друг друга, и делать другие перестроения.

Усложняем или упрощаем эти перестроения в соответствии с возрастом и возможностями детей.

Каждое новое музыкально-ритмическое упражнение разучиваем на трех-четырех занятиях. Однако, прежде чем дать дошкольникам задания, связанные со зрительной нагрузкой, мы решаем музыкально-ритмические задачи, необходимые для этого упражнения или игры, в соответствии с возрастом детей и требованиями программы. Упражнения и игры планируем, придерживаясь принципа постепенного усложнения. Например, в упражнении «Передача платочка» (музыка Т.Ломовой), которое способствует развитию глазодвигательных функций, водящий по мере передачи платочка от одного ребенка к другому должен следить за ним глазами. Сначала используется один платочек, а по мере усложнения добавляется второй и третий. Анализируя сейчас наши ошибки и некоторые удачи, мы пришли к выводу, что в учреждениях нашего профиля добиться хороших результатов невозможно, если всю работу строить фронтально: это снижает активность ребенка. В детских садах для детей с нарушением зрения необходимо должное внимание уделять работе с подгруппами ребят и индивидуальной работе.

Регулярное использование на музыкальных занятиях коррекционных упражнений дало следующие результаты:

– К концу года дети, ранее неуверенно передвигающиеся, плохо ориентирующиеся, страдающие нарушением координации движений, свободно перестраивались, делая довольно сложные перестроения по одному объяснению.

– Легко справлялись с задачами, связанными с развитием прослеживающих функций.

– Безошибочно определяли, что расположено ближе, что дальше, в каком направлении нужно двигаться, чтобы скорей достигнуть цели.

– Быстро находили центр бубна с наклеенным на нем «глазком», середину палочки «карусельки» в игре «Карусель» и т. п.

– Легко совмещали зрительный и слуховой образ. Развились у детей и подражательные функции.

– У всех детей повысилась активность на занятиях, желание принять участие во всех играх и плясках.

– Девяносто процентов детей, ушедших в массовую школу, справляются  с программным материалом и мало отличались от обычных здоровых детей, перестали стесняться своего заклеенного глаза, а порой совсем о нем забывали.

Следует отметить, что такие результаты обусловлены не только регулярными целенаправленными музыкальными занятиями. Они явились итогом всего комплекса лечебных и воспитательных мероприятий, проводимых в нашем дошкольном учреждении.