Цикл упражнений для развития напевности при исполнении кантилены в младших классах ДМШ. Специальность "Гитара"


Автор: Маслена Светлана Георгиевна

Предмет: Народные инструменты

Класс: Дети

Тип материала: Методическое сообщение

Цикл упражнений для развития напевности при исполнении кантилены в младших классах ДМШ. Специальность "Гитара"

Краткое описание работы: Работа над проблемой отрывистого, несвязного исполнения мелодических фрагментов требует осознанного подхода и применения воображения со стороны ученика, а также регулярных специальных упражнений.

 

Одним из существенных недостатков, замечаемых во время выступления младших учащихся-гитаристов на зачетах, концертах, видеозаписях является отрывистое, несвязное исполнение мелодических фрагментов, как бы специально предназначенных автором для того, чтобы быть «пропетыми» на едином дыхании. Все произведение, изложенное в арпеджированной фактуре или в виде мелодии, звучит как бы на стаккато. Во время исполнения гамм на техническом зачете слышится не единая линия, а как бы россыпь невзаимосвязанных между собой отдельных нот, словно отдельные буквы еще не сложились в слово, а фрагменты рисунка – в единую картину-пазл.

Первая помощь приходит со стороны слуховых представлений. Преподаватель обращается к ученику с призывом наполнить исполнение связностью для создания нужного образа,  и для этого предлагает пропеть партию. Если в сознании ребенка появится «образ», то и стремиться к нему уже составит какую-то цель, это придаст смысл работе на уроке. Ведь часто приходится слышать от ученика «А я уже сыграл!», то есть порядок нот им сыгран и этого (по мнению ребенка) и достаточно. Теперь же разница налицо: поется на одном дыхании и плавно, а играется почему-то по-прежнему отрывисто! И тогда выясняется необходимость Второй помощи – со стороны игрового аппарата. Так как функция всего игрового аппарата гитариста (в который входит кости, связки, мускулатура не только корпуса и плечевого пояса, но и ног, и всё это координируется  нервной, дыхательной система, кровообращением) – наиболее точно реализовать полученные с помощью прослушивания и пропевания слуховые представления о произведении.

Для проработки наиболее эстетичного, однородного по тембру, плотного и округлого звучания необходимы специальные подготовительные упражнения.

Для достижения наибольшей связности, объёмности, гармонической многослойности при работе с арпеджированной фактурой учащемуся достаточно лишь удерживать все звуки аккорда в левой руке. Часто в 1-3 классах  заметна проблема удерживания даже самых простейших в плане постановке аккордов, когда учащийся просто не настроен на получение эффекта гармонического выстраивания нескольких звуков, а бросает звук в левой руке, как только в нотах идет черед следующей ноты. Здесь преподавателю необходимо заинтересовать учащихся, привести в сравнение, например, то, как отличается плоский рисунок и «3D» в мультипликации и кино. Большинство детей привлекает этот образ, и они начинают стараться не отпускать хотя бы 2, а затем 3 звука пальцами левой руки. При исполнении правой рукой звуков этого удержанного в левой руке созвучия способом «тирандо» (в восходящем и нисходящем движении) и «апояндо» (в нисходящем движении) мы слышим желаемое связное многозвучие.

Для исполнения мелодии же применяем цикл упражнения, условно названных «связки». Название это является образной ассоциацией со «связками» альпинистов: если один срывается с тропы, трос, соединяющий всю команду, может удержать от падения в пропасть. Автор этих упражнений – Павел Вещицкий.

  1. «Связки» 01310, 02320, 02420 – упражнения на прижатие в 1-й позиции нот пальцами левой руки на соответствующих ладах. Непременное условие исполнения – удерживание пальца, который первый зажал струну, до того момента, когда потребуется звучание открытой струны в самом конце данной «связки». Можно привести ребенку в пример «гамбургер» или «слоёный торт»: первый слой (булка) – это звучание открытой струны («0»), на него наслаиваем масло, кетчуп, майонез (в зависимости от предпочтений ребенка) – это звучание прижатой ноты на 1-м или 2-м ладу, а поверх всего этого надо еще положить «сыр» - не долгое по времени прижатие верхнего звука на 3-м или 4-м ладу. После чего «конструкция» последовательно разбирается. Это упражнение играется, начиная с 1-й струны, где прижимать маленькими пальчиками легче, и желательно до 6-й. В правой же руке можно играть i-m (указательным-средним) апояндо (упираясь о соседнюю струну) для наиболее плавного звучания.
  2. «Связка» 012343210  - является более сложной для исполнения, так как требует растяжки в кисти левой руки. Но существует и версия с «подъездами» (смещениями все кисти  вдоль грифа), когда учащийся «обозначает» своё намерение удерживать ранее нажатые ноты. Здесь информация, полученная слушателем визуально (пальцы со струны не снимаются) способствует восприятию исполнения как связного и певучего. А спустя какое-то время учащийся замечает, что «подъезды» ему не требуются, потому что пальцы начинают доставать до нужного лада, так как кисть растет, растягивается.
  3. «Курочка клюёт» - более легкое упражнение в плане растяжки, но направленное на активность мускулатуры сгибателя-разгибателя пальцев. Порядок зажатия и отпускания нот на ладах, начиная от открытой 1-й струны таков:  01010101,12121212,23232323,34343434, 23232323, 12121212, 01010101. Как видно, начиная со второй группы нот, требуется удерживать один палец (например, №1) пока соседний (№2) то опускается для зажатия струны, то поднимается вверх, и это повторяется 4 раза, что и тренирует мышечную выносливость.
  4. «Копить и отдавать» - упражнение с постепенным переходом в высокие позиции, начиная с 1-го лада: 1234. Здесь происходит наслоение четырех «этажей» и можно предложить ребёнку для сравнения образ «стопки их 4-х монет» (либо «башенка» из 4-х кубиков): мы можем копить самые крупные монетки (от 1-го лада), а можем и поменьше (со 2-го). Обычно здесь учащийся отвлекается от трудности исполнения упражнения, если начинает вспоминать, какие монетки он видел и знает (10 рублей, 5, 2, 1, 50 копеек, 10, 5, 1). Играем мы, соответственно, до 8-й позиции, и так как расстояние между ладами всё сокращается, то и «наслаивать – копить» 4 звука всё легче. Далее же надо «раздавать – тратить» свои накопления, а значит отжимать пальцы один за другим, начиная с мизинца, пока не останется указательный. Затем кисть сдвигается влево на одну позицию и те же действия повторяются. Главная трудность при обратном порядке движения – поставить все 4 пальца на 4 соседние лада.

При регулярной работе в 1-3 классе над данными упражнениями проблема несвязного исполнения будет решена. Учащиеся сами начинают видеть в нотной записи места «связок», а подписывая аппликатуру в изучаемой мелодии, например 02320, узнают знакомое ранее изученное упражнение и настраиваются на плавные, без лишних движений, действия пальцев левой руки.