Музыкальное занятие в подготовительной группе «ЭКСКУРСИЯ НА ВЕРНИСАЖ»


Автор: Заборская Елена Александровна

Руководитель: Батюк Светлана Петровна

Должность руководителя: Заместитель заведующего по ВМР

Место работы руководителя: МАДОУ ЦРР - "Детский сад № 34 "Золотой ключик""

Предмет: Музыка

Класс: Дети

Тип материала: Учебный материал

Музыкальное занятие в подготовительной группе «ЭКСКУРСИЯ НА ВЕРНИСАЖ»

Краткое описание работы: Тема музыкального занятия - «Активизация творческой активности  детей путем создания танца-импровизации". Основные задачи занятия: Развивать творческое воображение детей, способность к импровизации, тренировать переключаемость внимания. Развивать лабильность нервных процессов, внимание, волю, память. Развивать умение импровизировать в драматизации, создавать пластический образ, развивать воображение, фантазию. Умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки.

 

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Развитие способности к выразительному, одухотворённому исполнению движений, умение импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети входят в зал под музыку «Весёлые путешественники» Старокадомского, встают врассыпную.

М.Р. Смотрите, ребята, сколько гостей пришло к нам в зал, давайте поприветствуем их.

Дети выполняют реверанс.

М.Р.   Сегодня открывается вернисаж известного художника. К сожалению, у художника злые гномы украли хорошее настроение. Поэтому картины получились не очень весёлые. Волшебная сила музыки, вы, а также ваша фантазия могут оживить картины и вернуть им хорошее настроение. Вы согласны помочь художнику? (Да)

Тогда ответьте, пожалуйста, с помощью какого языка разговаривают с нами герои картин?

-          Мимика

-          Жесты

М.р.  Прежде чем отправиться на экскурсию, проведём небольшую разминку для мышц лица. Представьте, что вы съели:

-          кислый лимон;

-          вкусную конфету.

А теперь покажите жестом:

-          мама зовёт малыша;

-          мы ссоримся со старшим братом.

Анализ.

М.р. По дороге на вернисаж нас ждёт испытание. Кто его пройдёт – тот на выставку попадёт. Сейчас будет звучать музыка. Время от времени будут появляться паузы. Ваша задача – во время паузы создать неповторимый образ животного, который я покажу на карточке.

  1. «СОЗДАЙ ОБРАЗ».

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Развивать способности, передавать в пластике разнообразные характеры определённого персонажа, передавать ощущение тяжести и лёгкости.

Дети выполняют задание. Анализ.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

           Звучит музыка.

М.р.  Эта волшебная музыка говорит нам, что вы блестяще справились с заданием и двери вернисажа открыты для вас.

Дети подходят к картине и садятся.

М.р.  Перед нами первая картина (открывается картина, там «застывший образ» девочки и кошки). Поза «Я сержусь».

М.р.

-    Кто изображён на картине?

-          Какое настроение передал художник?

-          В каких тонах она нарисована?

-          Как сделать её светлой и радостной?

Дети: Картина грустная потому, что девочка и кошка поссорились, нужно их помирить.

М.р.  Вы должны постараться передать в движениях различный характер кошки.

  1. ЭТЮД «КОШКА И ДЕВОЧКА» (А.И. Буренина).

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Развивать творческое воображение детей, способность к импровизации, тренировать переключаемость внимания и развития произвольности движений.

Дети выполняют этюд, в конце кошка и девочка возвращаются в картину, обнимаются, улыбаются.

М.р.  Посмотрите, мы изменили настроение картины, её фон. По вашей импровизации не только я, но и наши гости догадались, какой характер был у каждой кошечки.

  1. «ПЕШКОМ ШАГАЛИ МЫШКИ»,  Турляндский, Приходько.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Развивать лабильность нервных процессов, внимание, волю, память. Учить передавать в исполнении характер песни.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

М.р.    Переходим в следующий зал (открывается 2 картина).

В картине – 2 мышки. Поза «Я грущу».

М.р.

–        Кто изображён на картине?

–        Какое настроение у мышек?

–        Почему? Кто им может помочь?

Сейчас мы мышкам найдём кошку и поможем им добраться до норки. Чтобы песенка получилась, надо распеть голоса.

  1. РАСПЕВКА «СЛОВ НА ЛАДОШКЕ» Л. ПОНОМАРЕВОЙ

М.р.  А теперь будьте внимательны – время от времени музыкальное сопровождение будет исчезать. Постарайтесь не потерять песню. Для этого вы должны чувствовать ритм и темп внутри себя.

Дети исполняют песню.

М.р.     Мышки, забирайте кошку, отправляйтесь обратно в свою картину.

Мышки с кошкой занимают место в картине. Поза «Подружились».

М.р.      Как вы думаете, удалось нам сделать картину веселей? (ответ).

Да, потому что вы очень эмоционально исполнили песню и не потеряли её. Точно передали характер, и этот характер мы перенесли в картину.

  1. «ПРОЩАЛЬНАЯ» ДЕВОЧКИНА

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Развивать эмоциональность в исполнении песни.

М.р.    Приглашаю вас в следующий зал.

В следующей картине дети с букварями, колокольчиком. Поза «Я плачу».

М.р.

-          Что вы можете сказать об этой картине? (дети прощаются с детским садом и уходят в школу).

-          А вам будет грустно расставаться с детским садом?

-          В школу хочется идти?

Значит, праздник прощания с детским садом одновременно и грустный, и радостный. Давайте попробуем грусть и радость разделить. Грусть мы оставим в песне, а радость внесём в картину. Покажите мимикой, как вам грустно.

Дети исполняют песню.

М.р.   Песня прозвучала очень душевно, у меня даже слёзы выступили. Всю грусть из картины мы забрали. А теперь давайте посмотрим на картину. Посмотрите, какие весёлые дети пошли в школу. Попрощаемся с ними и перейдём в следующий зал.

6. «ГОЛУБАЯ ВОДА» ОРКЕСТР ПОЛЯ МОРИА

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Развивать умение импровизировать в драматизации, создавать пластический образ, развивать воображение, фантазию. Умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки.

М.р.  Что же происходит на этой картине? Наверное, художник так расстроился, что всё перепутал и перемешал. Чего здесь только нет! И барабаны, и шляпы, и веера, и ленты, и цветы. Давайте ему поможем. Надо всё лишнее убрать из картины, а затем самим нарисовать её. Поможет нам эта музыка

звучит фрагмент

М.р.    Какие предметы лишние?

убираем барабан и шляпу

М.р.  Правильно. Остальные предметы созвучны музыке. Но всё равно их слишком много. Выберем один из них. Какое сейчас время года? (Весна). Какой больше подойдёт предмет к весенней картине? (Цветы).

М.р.   Прежде, чем рисовать картину, вспомним. Сколько частей музыки в этом произведении.

-          В какой последовательности они звучат? (чередуются)

-          Из чего состоит каждая часть? (из музыкальных фраз)

-          Какой характер музыки 1-й части?

-          А 2-й части?

Постараемся передать характер каждой части в движении. Обязательно отметьте в движении чередование частей и начало и окончание музыкальных фраз. Давайте подумаем. Как начнём картину (предложения детей, выбор одного варианта). У нас с Людой и Аней есть для вас небольшой сюрприз – будьте готовы к неожиданностям!

Дети исполняют импровизацию. Во время звучания части Б девочки поочерёдно импровизируют танец дождя и ветра.

М.р.   Перенесём эти замечательные цветы вместе с весенним настроением на картину. Получилась очень яркая, весенняя композиция. Как будто к нам в зал солнышко с весной заглянули.

Анализ. Выделить самые удачные импровизации.

  1. ТАНЕЦ «ОТСЛУЖУ, А ПОКА ПРОЩАЙ» В. КАЗАЧЕНКО

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Развивать внимание, волю, память.

М.р.    И вот мы в новом зале.

На картине – солдат и моряк. Поза «ожидание»

А почему же они такие грустные? Кого не хватает на картине? (они уходят в армию, их никто не провожает).

М.р.  Давайте оживим и попробуем дополнить картину. Танец хорошо помните? Но даже если  вы и забыли движения, вам подскажет музыка и текст песни.

Дети исполняют танец.

М.р.  Молодцы, у вас замечательная память. Исполнили танец с огоньком, захватывающе. Мы получили большое удовольствие. Давайте посмотрим на картину. Наши защитники дождались своих подруг. Попрощаемся с ними и переходим к следующей картине.

  1. В ПЕЩЕРЕ ГОРНОГО КОРОЛЯ» Э. ГРИГ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Учить создавать сказочные образы, передавать в движении динамическое развитие музыки.

М.р.  Какие-то чёрные, зловещие тени на этой картине. Что-то мне жутко стало… вы догадались. Кто такой ужасный в ней прячется? (тролли). Так вот кто спрятал улыбки и радость нашего художника! Придётся нам хорошенько постараться, чтобы справиться с ними.

-          Какое настроение у картины (зловещее, колдовское, таинственное…).

-          Когда тролли оживают? (ночью).

-          Где живут? (в пещере, в Норвегии).

-          Какая музыка нам поможет?

-          Кто композитор?

Давайте сначала с помощью рук покажем развитие музыки. А теперь это развитие музыки покажем в танце. Каждый из нас называет характер своего тролля и превращается в него.

Дети исполняют импровизацию.

  1. «УТРО» Э. ГРИГ – УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ

М.р.  Ужасные тролли застыли в страшных позах. Но что это? Зазвучала светлая музыка. Это солнечный луч проник в пещеру. И жуткие тролли выпрямляются. Улыбаются и превращаются в красивых умных детей. Дети выходят из пещеры, вдыхают грудью свежий воздух, тянутся к солнцу.

  1. «ПОСИДЕЛКИ»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Инсценировать песню с выразительным текстом.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

 М.р.  Посмотрите, ребята. Тени на картине исчезли, остался чистый лист бумаги. Вы так ярко изобразили троллей. Что они ожили, а затем мы превратили их в красивых и умных детей. Но чтобы тролли не вернулись на эту картину, надо поскорей нарисовать новую. Только это должна быть очень весёлая, даже смешная картина. Какая музыка для этого подойдёт?

Дети называют несколько вариантов. Среди них - «Посиделки».

М.р.    Какие атрибуты нам нужны? (Дети выбирают атрибуты).

Инсценирование песни.

М.р.  Попросим главных героев занять место в картине. В такую весёлую, смешную картину тролли точно не вернуться.

Вернисаж закрывается.

М.р.  Сегодня мы помогли художнику сделать картины веселее, добрее, светлее, радостнее. Теперь все люди, которые придут на вернисаж, получат хорошее настроение.

Под музыку «Весёлые путешественники» Старокадомского дети уходят из зала.