Методические рекомендации к созданию дополнительной Образовательной(общеразвивающей) Программы»Вокальный ансамбль» детского объединения»Соловушка»


Автор: Андрейченко Людмила Николаевна

Предмет: Вокал

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

Методические рекомендации к созданию дополнительной Образовательной(общеразвивающей) Программы»Вокальный ансамбль» детского объединения»Соловушка»

Краткое описание работы: Методические рекомендации к созданию общеразвивающей программы по вокалу

Программа рассчитана на детей в возрасте от  5-17 лет

 

 

Введение  в программу

 

Человек от природы наделен особым даром – голосом. Это голос помогает  человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек  начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Именно в период детства важно  реализовать творческий потенциал ребенка,  сформировать певческие навыки, приобщить к певческому искусству, которое  способствует развитию творческой фантазии. 

Пение вызывает живой интерес у детей и доставляет им эстетическое удовольствие. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Являясь эффективным средством развития музыкальных способностей, пение несет в себе колоссальный,  воспитательный потенциал. Оно способствует воспитанию чувства единства, сплоченности коллектива, личной ответственности за общий результат. Увлеченность делом помогает преодолевать детям многие трудности в учебном процессе.

Вокальное пение вовлекает воспитанников в творческий процесс, способствует формированию способностей  в области вокального искусства, развитию высокохудожественных эстетических вкусов. В тоже время, занимаясь по  программе «Вокальный ансамбль», воспитанники обязательно начинают понимать, что это не только яркие выступления, но и серьезный труд, требующий упорства и настойчивости. В процессе обучения происходит воспитание у детей высокой нравственности  на примерах тщательно подобранных музыкальных сочинений, что можно проследить, анализируя  их поведение в отношениях с товарищами и взрослыми, в отношении к делу.

Пение является одним из самых доступных и естественных видов творческой деятельности и именно здесь закладываются первые навыки индивидуального труда; умение творчески подходить к постановке и решению задач, воспитываются организованность, ответственность, добросовестность и умение работать как индивидуально (самостоятельно), так и в коллективе, что играет немаловажную роль в процессе социализации и выработке позитивных личностных качеств ребенка

Новизна программы

Особенность программы  в том, что она  разработана   для  обучающихся, которые сами стремятся  научиться красиво и грамотно петь.  При этом   дети  не только разного возраста, но и имеют разные  стартовые способности.

Данная  программа - это механизм, который  определяет содержание обучения вокалу школьников,   методы   работы педагога  по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программы  в первую очередь в том, что в ней представлена  структура  индивидуального педагогического воздействия  на формирование певческих навыков обучающихся  в последовательности, сопровождающих систему практических  занятий.

 Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных  потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и не осознаваемых.

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе работы по программе «Вокальный ансамбль»  дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы сценического воплощения песни. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это дает театрализованная деятельность, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями

К числу наиболее актуальных проблем относится:

  • Создание условий для творческого развития ребенка.
  • Развитие мотивации к познанию и творчеству.
  • Обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
  • Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
  • Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
  • Укрепление психологического и физического здоровья.

Именно для того, чтобы ребенок,  наделенный способностью  и тягой к творчеству, к развитию своих вокальных способностей,  мог  овладеть умениями и навыками  вокального искусства,  самореализоваться в творчестве,   научиться  голосом передавать внутреннее эмоциональное  состояние,    разработана  данная программа, направленная  на духовное  развитие  обучающихся.

 

Педагогическая целесообразность программы

Педагогическая целесообразность программы в том, что  она обеспечивает формирование умений в певческой деятельности и развитие   специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.),  навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Коллективное пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из действующих факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия вокалом должны быть источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. В этом случае пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Цель программы –    через активную  музыкально-творческую деятельность  сформировать у  учащихся  устойчивый интерес  к пению; сформировать навыки выразительного исполнения произведений, умения владеть своим голосовым аппаратом; воспитать потребность к творческому самовыражению.

 

Задачи

Образовательные:

  1. Формирование у детей вокальных навыков (правильное и естественное звукоизвлечение, певческое дыхание, верная артикуляция, четкая дикция, мягкая атака звука, чистая интонация и т.д.).
  2.  Формирование навыка адекватного и выразительного исполнения  современной отечественной, эстрадной  вокальной музыки.
  3. Обучение детей приемам сценического движения, актерского мастерства.
  4.  Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества, в отчетных концертах, во всех тематических концертах).
  5.  Приобретение и расширение знаний (основы музыкальной и вокальной грамотности, основы физиологии голосового аппарата).
  6.  Приобретение и расширение знаний (основы законов сцены, основы физиологии речевого, опорно-двигательного и дыхательного аппарата)

Развивающие:

  1. Обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, само- и взаимоконтроля.
  2.  Организация творческой деятельности, самообразования.
  3. Развитие чувства ритма и координации движений.
  4. Развитие интереса ребенка к самому себе как субъекту культуры.
  5. Развитие общих, творческих и специальных способностей.

Воспитательные:

  1. Создание базы для творческого мышления детей.
  2. Развитие их активности и самостоятельности обучения.
  3. Формирование общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе.
  4.   Развитие личностных коммуникативных качеств.

 

Использование здоровьесберегающих  (здоровьеразвивающих)технологий:

  1. Построение учебного процесса, способствующего не только сохранению, но и укреплению, а также совершенствованию здоровья детей.
  2. Укрепление голосового аппарата, увеличение объема дыхания.
  3. Развитие и совершенствование  артикуляционной моторики.
  4.  Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
  5. Владение способами саморегуляции поддержки здорового образа жизни.

Отличительные особенности программы

Образовательная программа «Вокальный ансамбль» разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:

  • В принципах обучения (принцип природоспособности, единство эмоционального и сознательного, комплексное воспитание и развитие обучающихся, доступность, результативность).
  •  В формах и методах обучения (интегрированное обучение, занятия, конкурсы, экскурсии).
  • В методах контроля и управления образовательным процессом (диагностика развития вокально-хоровых навыков, анализ результатов конкурсов).
  • В средствах обучения (дидактические пособия, нотные пособия, аудиоаппаратура, музыкальная фонотека, музыкальные инструменты).

Основным видом деятельности кружка «Вокальный ансамбль» является учебная деятельность. Особенность методики состоит в том, что специально организуется разнообразная деятельность, в которой создаются благоприятные ситуации для развития творческих способностей детей. Наиболее эффективными педагогическими средствами, побуждающими детей к творчеству, являются:

-         неформальная обстановка;

-         игровые и соревновательные элементы.

Для решения воспитательных, образовательных и развивающихся задач предполагается разнообразная внеурочная деятельность:

-   подготовка и участие в мероприятиях ЦДТ;

-   проведение традиционных мероприятий на каникулах;

-   концертная деятельность;

-   контактирование с родителями, проведение родительских собраний;

-   взаимодействие со школой;

-   поощрение за успехи (грамоты, благодарственные письма).

Важнейшими дидактическими принципами являются:

  1. принцип воспитывающего обучения, который выражается в осуществлении воспитания через содержание, методы и организацию обучения, формирование и развитие воли, настойчивости, восприятия, внимания, памяти, мышления и речи;
  2. принцип сознательности и активности, который проявляется в осмыслении целей и задач обучения, глубоком понимании репертуара. Основой сознательности в обучении является умственная и речевая активность обучающихся;
  3. принцип наглядности – это один из важнейших принципов обучения. На наглядной основе легче осуществляется переход к абстрактному мышлению;
  4. принцип систематичности и последовательности выражается в следующем:

-         преемственность занятий (учебный материал по годам обучения распределяется так, что каждый новый опирается на усвоенный);

-         комплектность в усвоении знаний (связь между предметами, изучаемыми в школе: музыка, мировая художественная культура, изобразительная деятельность).

  1. принцип доступности обучения предполагает так же соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным способностям, уровню подготовленности детей, а так же учебному времени;
  2. 6.     принцип прочности означает необходимость такой постановки обучения, при котором ребёнок всегда в состоянии воспроизвести изучаемый материал в памяти.

Программа «Вокальный ансамбль» предусматривает сочетание практической методики вокального воспитания детей  на  групповых и  индивидуальных занятиях.

Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют  произведения   в деятельности Центра детского творчества, на городских праздниках, посвященных разным памятным датам. Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения: эстрадные песни, знакомые детские песни. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

Образовательная программа «Вокальный ансамбль» реализовывается в кружке  вокального пения МУДОД ЦДТ и рассчитана на детей 5-17 летнего возраста, имеющих хотя бы малые вокальные данные и проявляющие интерес к вокальному искусству.

Форма организации учебного процесса обусловлена возрастными особенностями обучающихся.

Срок реализации программы – 4 года. Учебный материал делится на два периода: подготовительный период – первый год обучения. Последующие  года являются основными. Занятия проводятся 2 раза в неделю: коллективные и индивидуальные. Количество обучающихся в группах 8- 15 человек.

Формы проведения занятий варьируются, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:

- дыхательная гимнастика;

-артикуляционные упражнения;

- вокально-хоровая работа;

- занятия по музыкальной грамоте;

- восприятие (слушание) музыки;

Используются следующие формы занятий:

  1. По количеству детей: коллективные и индивидуальные.
  2. По дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практические занятия, занятие по контролю знаний, умений и навыков.
  3. По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: экскурсии, конкурс, отчетный концерт.

Занятия по программе «Вокальный ансамбль» состоят из теоретической и практической частей. Большее количество времени занимает практическая часть.

Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работу с текстом, изучение творчества  композиторов.

Практическая часть включает в себя  работу над вокально-хоровыми навыками и передачей образа в песне.

Музыкальную основу программы составляют лучшие образцы композиторов-классиков, современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от календарных дат, особых праздников и мероприятий).

 

 

 

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности.

Программа «Вокальный ансамбль» предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методом контроля и управления обучающего процесса является тестирование детей, анализ результатов конкурсов, выполнение творческих заданий, участие в конкурсах, концертах,  а также наблюдение педагога в ходе занятий, подготовки, участие в городских мероприятиях.

Задачи  контроля:

- определение фактического состояния обучающегося в данный момент времени;

- определение причин выявленных отклонений от заданных предметов;

- обеспечение устойчивого состояния общающегося.

Виды  контроля:

-   знания понятий, теории;

-   вокальные данные;

-   соответствие знаний, умений и навыков программе обучения;

-   уровень и качество исполнения произведений;

-   степень самостоятельности в приобретении знаний;

-   развитие творческих способностей.

Критериями  оценки знаний, умений и навыков учащихся является:

-   уровень предусмотренных программой теоретических знаний;

-   уровень вокально-хоровых навыков;

-   степень самостоятельности в работе;

В начале и конце учебного года, с целью проследить динамику развития, проводится диагностика музыкальных способностей детей по следующим параметрам:

-  эмоциональная отзывчивость

- память

- певческий диапазон

- чувство ритма

- музыкальный слух

- качество звука (свободный, чистый, звонкий и.т.д.)

- музыкальная эмоциональность.

Результат и качество  обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на конкурсах. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы и грамоты.

Итогом работы, являются  ансамблевые выступления в тематических концертах, посвященных Дню Матери, Дню Защитников Отечества, Международному женскому дню, итоговом отчетном концерте Дома детского творчества и пр.  

Условия для реализации программы:

- выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал;

-  учтены возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;

-  использован разнообразный методический материал по программе учебного курса;

- создана библиотека специализированной вокально-хоровой литературы;

-  разработаны в кабинете технические средства, отвечающие условиям учебного процесса.

Данная программа является экспериментальной,поэтому методические рекомендации к ней возможно варьировать и изменять в процессе практических занятий