Освоение и применение приемов игры на гитаре в младших классах


Автор: Семенюк Максим Валериевич

Предмет: Народные инструменты

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

Освоение и применение приемов игры на гитаре в младших классах

Краткое описание работы: Открытый урок по гитаре, описывающий различные приемы игры при обучении

ТЕМА:

Освоение и применение приемов игры на гитаре в младших классах

ЦЕЛЬ УРОКА:

Освоение и применение приёмов и навыков игры на гитаре в музыкальных произведениях репертуара ДШИ.

ЗАДАЧИ:

ОБУЧАЮЩАЯ:

Научить слушать и исполнять музыкальное произведение, применяя различные приёмы игры на инструменте.

РАЗВИВАЮЩАЯ:

Развитие внимания и аккуратности в исполнении приёмов игры на гитаре.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

Воспитать творческое сотрудничество ученика и педагога.

Воспитать совместные навыки игры в ансамбле.

 

Ход урока:

Организационный момент ( приветствие, объявление темы и задач урока )

 

Чудес не бывает, и для достижения высот исполнительского мастерства гитаристу необходимо в своём музыкальном развитии пройти все стадии обучения игре на гитаре: это правильная посадка и постановка рук, освоение нотной грамоты и многое другое. Очень важным в развитии учащегося-гитариста является освоение и приёмов игры на инструменте и умение применить их.

Приёмы игры на гитаре очень разнообразны. В этом и заключается сложность освоения инструмента. Это трудное и хлопотное дело, но гитара, поверьте, стоит того.

Безусловно, чем большим количеством приёмов будет владеть гитарист, тем больше его игра будет содержательной и оригинальной.

 

1.

Начальный этап обучения на гитаре начинается с освоения различных видов АРПЕДЖИО.

- Виталий, ответь, пожалуйста, на вопрос: что такое арпеджио?

Арпеджио - поочерёдное исполнение звуков, входящих в аккорд. Буквальный перевод этого слова означает "как на арфе". Комбинации арпеджио на гитаре очень многочисленны и разнообразны:

1) прямое движение: П-И-М-А

2) обратное движение: П-А-М-И

3) полное прямое: П-И-М-А-М-И

4) полное обратное: П-А-М-И-М-А

Нужно помнить, что пальцы не расставляются на струнах заранее, а опускаются поочерёдно.

Освоение этого приёма идёт сначала по открытым струнам –

Я ИГРАЮ.

Затем отрабатывать этот приём в этюдах, прелюдиях классических композиторов-гитаристов Каркасси, Джулиани. Так же много пьес у Калинина в сборнике.

Для того, чтобы добиться свободной и лёгкой работы правой руки, нужно играть упражнения и этюды на все виды арпеджио.

2.

А теперь поговорим об одном способе прижимать струны, нарушающем общий принцип работы левой руки – это приём БАРРЭ.

Нарушается общий принцип тем, что первый палец левой руки не ставится на струны, а кладётся, прижимая все струны на одном ладу.

Основными считаются 2 вида баррэ:

1) большое (прижимается 5 или 6 струн)

2) малое (прижимается от 2-х до 4-х струн)

Этот приём с одной стороны упрощает жизнь гитаристов, потому что нажатием одного пальца мы получаем несколько звуков, с другой стороны – это технически трудный приём, получается не у всех учеников, в связи со слабым, не сформировавшимся игровым аппаратом.

Трудность приёма баррэ не в том, чтобы сильно прижать палец к грифу, а в том, чтобы оптимально распределить давление по пальцу. Я покажу упражнения, которые способствуют более быстрому освоению этого приёма:

Я ИГРАЮ УПРАЖНЕНИЯ.

Первое время, выполняя упражнения на баррэ, можно почувствовать, что левая рука быстро устаёт. Ученик не должен переутомляться, давайте руке отдых, играйте упражнения по частям.

- Виталий, сыграй, пожалуйста, упражнения на освоение приёма баррэ.

3.

Так как гитара является инструментом, у которого звук быстро затихает, то естественно, музыкальные произведения, включающие кантилену (певучесть звука), исполнять на гитаре довольно трудно.

Средствами, на основе которых можно добиться качественной, хорошей кантилены являются ЛЕГАТО, ВИБРАТО, ГЛИССАНДО и ТРЕМОЛО.

Рассмотрим каждый приём подробно.

Приём ЛЕГАТО.

Легато – это связное исполнение звуков. Ноты, которые необходимо исполнить связно, соединяются дугообразной чертой – лигой.

Легато может быть восходящим, нисходящим.

1. восходящее легато – этот приём требует больших усилий, дети овладевают им не сразу. Но, как заметил Ф. Таррега, именно на этом приёме отрабатывается вся техника игры пальцами левой руки.

Первая нота извлекается пальцами правой руки, а вторая – сильным ударом пальцем левой руки. (палец опускается у ладового порожка, словно «заколачивает гвозди»)

2. нисходящее легато требует, чтобы пальцы левой руки были заранее расположены на нужных ладах. После извлечения высокого звука правой рукой, палец левой должен с силой оттянуть её к себе, заставляя тем самым звучать следующий звук.

Приём легато имеет первостепенное значение в гитарной технике, он сложен, и для отработки его следует приложить немало усилий.

Для отработки всех видов легато есть много упражнений и этюдов.

Виталий сыграет «Храбрый оловянный солдат» Варрет-Дру.

4.

ГЛИССАНДО — приём, при котором один или несколько пальцев левой руки, прижимая струны, скользят по ладам грифа, как бы продолжая звучание инструмента без участия правой руки.

В нотах глиссандо обозначается прямой чертой. Исполняется за счет длительности той ноты, от которой начинается скольжение пальца.

Применяется для большей связности звуков, расположенных на разных струнах и в разных позициях. Используется в пьесах как подвижного так и спокойного характера.

В классических произведениях глиссандо следует исполнять мягко и сдержанно. Первая и последняя ноты должны прозвучать очень отчётливо.

СЕЙЧАС Я СЫГРАЮ УПРАЖНЕНИЕ НА ГЛИССАНДО.

Примером использования этого приёма является пьеса Н.Паганини «Испанский Вальс», которую исполнит Виталий.

5.

Так же, для того, чтобы добиться певучести звука на гитаре, необходимо овладеть приёмом ВИБРАТО.

Получается в результате покачивания пальца и кисти левой руки.

Этот приём увеличивает длительность звучания и придаёт ему мягкость и певучесть, напоминающие человеческий голос.

Можно также сделать небольшую фермату на кульминационном звуке фразы, вибрируя его; затем, чтобы усилить впечатление.

На начальной стадии отрабатывать вибрато следует отдельно каждым пальцем левой руки, путём покачивания вправо и влево, без ослабления нажима на струну. Далее подключается кисть.

6. 

Приём ФЛАЖОЛЕТ.

Название приёма связано с тем, что извлекаемый с его помощью чуть глуховатый звук напоминает тембр флейты.

Если пальцем левой руки не прижимать струну, а слегка коснуться её у 12 лада над порожком, а правой рукой ударить по струне, то получится мягкий, воздушный звук.

2 вида флажолетов:

1) натуральный – образуются на не прижатых к грифу струнах, извлекается на 12, 7 и 5 ладах.

- Виталий, сыграй, пожалуйста, натуральный флажолет по этим ладам.

2) искусственный флажолет – октавный – звучит на октаву выше – прижимаем струну, а указательный палец правой руки касается струны на 12 ладов выше от места её прижатия. Палец «а» извлекает звук.

 

Итог урока:

Ученик старается и выполняет при игре на инструменте практически все указания учителя. Арпеджио, Легато, Глиссандо, Флажолеты уже получаются хорошо. Большое Барре и Вибрато требуют регулярных стабильных тренировок. Оценка за занятие – твердая 5.

 

Домашнее задание:

1) Играть упражнения на большое барре и вибрато, арпеджио

2) Варрет-Дру «Храбрый оловянный солдат» - игра в медленном темпе, обращая особое внимание на прием легато

3) Н.Паганини «Испанский Вальс» - обращать внимание на прием глиссандо