Ансамблевое музицирование на начальном этапе обучения пианиста


Автор: Семенюк Наталья Александровна

Предмет: Фортепиано

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

Ансамблевое музицирование на начальном этапе обучения пианиста

Краткое описание работы: Открытый урок по фортепиано, описывающий ансамблевое музицирование на начальном этапе обучения

 Тема урока: «Ансамблевое музицирование на начальном этапе обучения пианиста»

Тип урока: Комбинированный

Цель урока: Развитие и совершенствование навыков игры в процессе ансамблевого музицирования

Задачи урока:

Образовательные

  • развитие музыкального слуха, метроритма, музыкальной памяти средствами ансамблевого музыцирования;
  • развитие навыков ансамблевого исполнительства;
  • передача содержания музыки, поиск нужного соотношения партий и их звучания, осознание кульминации, устойчивость темпа.

Воспитательные

  • формирование интереса к данному виду работы;
  • развитие эстетического вкуса;
  • умение слушать и контролировать себя во время занятий;
  • развитие коммуникативной культуры.

Развивающие

  • формирование и развитие исполнительских навыков при игре в ансамбле;
  • понимание исполнительских задач и способов их решения;
  • развитие интеллекта – памяти, внимания, мышления, воображения;
  • развитие мотивации и интереса к получению новых знаний,            

 

      

Здоровьесберегающие задачи:

  • снятие мышечных зажимов;
  • правильная организация пианистического аппарата.

 

Методы обучения: 

  • Метод показа
  • Метод сравнения и сопоставления фрагментов произведения.
  • План урока

Вводная часть

1.Организационный этап: проверка готовности к уроку – ноты, дневник, посадка;

Основная часть

2.Сведения об ансамблевом музицировании как таковом, различные виды ансамблей.

3. Работа над произведениями Вальс собачек А. Артоболевской, р.н.п. Петушок, Колыбельная, Цыплята, Гамма-вальс

4. Физкультминутка

5. Работа над Этюдами, разбор р.н.п. Тень-тень, исполнение Регтайма И. Бриля

Заключительная часть

6.Подведение итогов урока.

7.Домашнее задание

8.Подведение преподавателем итогов своей работы.

Ход урока:

1.Организационный этап: проверка готовности к уроку – ноты, дневник, посадка.

Открытый урок проводится с ученицей 1 класса общеразвивающей программы Гавриловой Валерией.

2.Сведения об ансамблевом музицировании как таковом, различные виды ансамблей.

Музыкальное ансамблевое музицирование – это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Приступая к рассмотрению проблемы ансамблевой игры на уроках фортепиано,  проанализируем сам термин «ансамблевое музицирование». Он содержит два понятия: музицирование и ансамбль. Само слово «анс» в переводе с французского означает «единство». Ансамбль (фр. ensemble) –согласованность. 

Актуальность данной темы определяется в том, что ребенок  становится активным участником ансамбля, независимо от уровня способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в классе. Трудно переоценить роль ансамблевой игры  в развитии творческих способностей детей. Приобретённые за годы учёбы навыки и умения игры в различного рода ансамблях,  совершенствуют слуховые, ритмические и образные представления учащихся; а также  формируют их музыкально–эстетический вкус на высокохудожественных образцах мировой музыкальной классики;  воспитывают чувство партнёра,  обогащают кругозор,  учат воспринимать музыку осознанно. Игра в ансамбле вызывает живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую

Ансамблем нужно заниматься на всех стадиях обучения, начиная с самой ранней. Игра в 4 руки как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, учит считать, слушать паузы, «пустые» такты, вступать вовремя; совершенствует навык чтения с листа. То есть, игра в ансамбле незаменима с точки зрения выработки технических навыков. 

Технически грамотное ансамблевое исполнение подразумевает в первую очередь: 

  • синхронность при взятии и снятии звука; 
  • равновесие звучания в удвоениях и аккордах, разделенных между партнерами; 
  • согласование приемов звукоизвлечения; 
  • передача голоса от партнера к партнеру; 
  • соразмерность в сочетании нескольких голосов,
  • исполняемых разными партнерами; 
  • соблюдение общности ритмического пульса; 
  • единство динамики, фразировки. 

Жанр музыкального ансамбля имеет свою многолетнюю историю. Фортепианный дуэт начал интенсивно развиваться во второй половине 18 века с появлением молоточкового фортепиано и его новыми возможностями: расширенный диапазон, способность постепенного увеличения и уменьшения звучности, добавочный резонатор педали. Этот инструмент таил в себе особые возможности при игре двух пианистов. Значительно возрастала полнота и сила его звучания, открывались неведомые регистровые краски – а новый гомофонный стиль музыки в этом очень нуждался. К началу 19 века фортепианный ансамбль утвердился как полноправная самостоятельная форма музицирования. Возникла богатая и разнообразная литература. Для фортепиано в четыре руки писали почти все композиторы 19 и 20 столетия.

Существует два вида фортепианного дуэта – на одном или на двух роялях. Фортепианный дуэт на двух роялях получил наибольшее распространение в профессиональной концертной практике. В нём преимущества ансамбля сочетаются с полной свободой партнёров, каждый из которых имеет в своём распоряжении свой инструмент. Богатейшие возможности фортепиано, благодаря наличию двух исполнителей, двух инструментов ещё более расширяются. Игра в четыре руки на одном фортепиано практикуется главным образом в сфере домашнего музицирования, музыкального самообразования и учебных занятий.  

       Посадка при четырёхручной игре за одним инструментом отличается тем, что каждый имеет в своём распоряжении только половину клавиатуры.  Партнёры должны так её «поделить» чтобы не мешать друг другу. Партнеры должны уметь «поделить» клавиатуру и так держать локти, чтобы не мешать друг другу, особенно при сближающемся, или перекрещивающемся голосоведении (один локоть под другим).

3. Работа над произведениями Вальс собачек А. Артоболевской, р.н.п. Петушок, Колыбельная, Цыплята, Гамма-вальс

Мы с Лерой начиная с первых уроков играем в четыре руки. На самом первом занятии мы разучили Вальс собачек из сборника Артобалевской. Когда Лера исполняла его сама, то терялась вальсовая ритмичность, все доли могли быть слишком тяжелыми. Когда же мы исполняли это произведение в четыре руки, то улучшалось звучание произведения, появлялась вальсовая легкость.

Играем Вальс собачек А. Артобалевской (сначала Лера исполняет сама, затем играем в четыре руки, добиться вальсовой легкости)

Также мы сегодня исполним вам другие ансамбли которые успели выучить на уроках.

Р.н.п. Петушок (во время игры обращаем внимание на характер произведения, темп)

Е. Тиличеева Колыбельная (характер, непрерывность звучания, не должно быть остановок между партиями левой и правой рук).

Польск. нар.пес. Два кота (ритм, повторить длительности)

А. Филиппенко Цыплята (добиться легкости звучания, стаккато)

Т. Корганов Гамма-вальс (Лера исполняет сама и считает, исполняем вдвоем без счета)

4. Физкультминутка

1. На словах первых двух строчек – поочередное разгибание пальцев из кулачков, начиная с большого пальца. На слова следующих двух строчек – поочередное сгибание пальцев в кулачки, начиная с мизинца.

Раз, два, три, четыре, пять -
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять -
В домик спрятались опять.

2. Движение под музыку Ф. Гендель Пассакалья: четвертные – шаги, восьмые – хлопки.

 

Немного отдохнули, можем теперь еще поиграть. Как раз разминку для пальчиков выполнили, теперь мы будем играть уже всеми пальчиками.

5. Работа над Этюдами, разбор р.н.п. Тень-тень, исполнение Регтайма И. Бриля

Осень разучиваем (характер, повторить минор и мажор)

И в конце урока Лера исполнит нам Регтайм И. Бриля (обратить внимание на динамику, мажор и минор, легато)

 

      6. Заключение

Ансамблевое исполнительство в классе специального фортепиано, продолжает быть одной из важнейших форм обучения пианистов и является неотъемлемой частью учебного процесса в детской музыкальной школе, делает его более интересным и увлекательным, помогая учащимся приобрести важные, разнообразные и полезные умения и навыки. Этот предмет необходимо включать в комплекс предметов как для обучающихся по Дополнительным предпрофессиональным программам, так и обучающимся по общеразвивающим программам.  На определённом этапе музыкальных занятий и при определённых условиях развития учащегося, именно ансамблевая игра может стать основой его концертных выступлений, дополнить и украсить его выступления в ходе различных аттестационных мероприятий, усилить мотивацию к дальнейшему музыкальному образованию.

Ценным в работе над фортепианным ансамблем является то, что учащиеся получают удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, чувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки, начинают понимать своеобразие совместного исполнительства.

 

Литература

Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978.

Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л., 1969.

Вопросы фортепианной педагогики – сборник статей под ред. В. Натансона. М.: Музыка, 1971.
Статьи: Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля.
Либерман М. О некоторых задачах обучения будущего пианиста.

Коган Г. Работа пианиста. М., 1979.

Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.

Перельман Н. В классе рояля. М., 2002.

Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.: Музыка, 1988.

Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.