Александр Невский в музыке


Автор: Семенюк Наталья Александровна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Разработка классного часа

Александр Невский в музыке

Краткое описание работы: Описание изображения образа Александра Невского в музыке

В русском искусстве одной из главных тем являются дух патриотизма. Великие русские композиторы посвящали свои музыкальные произведения подвигам защитников Отечества. Герои прошлых лет продолжают жить в звуках композиций Д.Д. Шостаковича, М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева, А.П. Бородина и Н.А. Римский-Корсакова. Ярким примером мужества и героического поступка следует отметить образ Александра Невского.

Александр Невский – князь и великий полководец средневековой Руси. В 1380 году был канонизирован и причислен к лику святых за мужество и отвагу, за подвиги, совершенные им во имя защиты родной земли, за верность Богу и Отечеству. История славных побед святого князя началась с битвы со шведами на Неве в 1240 году. На этом месте в 1713 был воздвигнут храм «Александро-Невская лавра».

Это было неспокойное время. И уже через два года снова потребовался талант полководца. В 1242 состоялось Ледовое побоище, в котором было разгромлено немецко-литовское войско. В память о тех сраженьях и в честь Александра Невского Петром I был задуман Орден Святого Александра Невского для награждения за военные заслуги. Учрежден он был уже Екатериной I в 1725 году.

В 1938 году на экраны страны вышел фильм «Александр Невский», снятый советским режиссёром Сергеем Михайловичем Эйзенштейном.

Этот фильм прославлял подвиг русского народа в битве против вторгшихся на территорию Руси войск тевтонского ордена и рыцарей-крестоносцев. Разгром немецких рыцарей на Чудском озере дружиной князя Александра Невского стал символом непобедимости русского народа.

 В те годы мир жил ожиданием войны и фильм был воспринят как предупреждение неизбежности новой агрессии против страны. Роль Александра Невского в фильме исполнил уже знаменитый тогда актёр Николай Константинович Черкасов.

 

 Следует отметить, что он прекрасно вжился в роль и стал прообразом памятнику Александру Невскому, который стоит на Красной Площади города Переславль -Залесский, на родине святого.

Этот фильм стал одним из многих источников для воспитания патриотизма и проявления мужества советскими людьми в годы Великой Отечественной войны.

 

История появления кантаты. Сотрудничество.

С.С. Прокофьев получил предложение от Эйзенштейна написать музыку для фильма «Александр Невский». Композитор с радостью и увлеченно взялся за работу. Для более глубокого изучения звуковой и музыкальной техники Прокофьев выехал за границу, в столицу киноиндустрии Голливуд.

Сергея Сергеевича Прокофьева знали в мире как блистательного пианиста и оригинального композитора. На тот момент композитор уже был автором многих музыкальных произведений.

Сергей Сергеевич каждый раз советовался с режиссёром. Обычно работа шла в таком порядке: композитору демонстрировался смонтированный фрагмент, а тот сочинял для него музыку. Но бывало, что Эйзенштейну приходилось самому выстраивать действие на экране согласно музыке, написанной Прокофьевым.

Работа над фильмом завершилась премьерой 1 декабря 1938 года. Фильм получил заслуженное всенародное признание и композитор, вдохновившись успехом, принял решение написать кантату, взяв за её основу музыкальную часть фильма. Работа заняла несколько месяцев и премьера состоялась в Большом зале Московской консерватории под управлением автора.

Немного хочется рассказать о жанре кантата.

Кантата – это жанр вокально-инструментальной музыки. Кантата состоит из нескольких связанных частей, написанных для солистов, хора и симфонического оркестра. С итальянского «кантаре» переводиться как «петь».

Кантата написана в семичастной форме. Образ Руси пронизан интонациями русской народной песни. Образ Крестоносцев более однообразен – в основном зловещий, агрессивный.

Четвертая часть кантаты, «Вставайте, люди русские!» — это главная часть всего произведения и является его кульминацией. В основу взят жанр дружинной песни героического содержания. Это призыв к бою за родную землю, за Русь-матушку. Недаром эту часть кантаты озвучивали по радио во время Великой Отечественной войны.

Тема «Вставайте, люди русские» ассоциируется с колокольным набатом. Это призыв встать всех русских людей на защиту своего Отечества.

Пятая часть кантаты - «Ледовое побоище». Суровый зимний пейзаж, застывшее озеро в морозной мгле, пустой зимний рассвет. Это всё звучит перед началом побоища. Оркестр издалека передаёт звук тевтонского рога. Композитор очень долго искал тембр, чтобы передать этот сигнал. Он искал такой звук, который должен был быть, по его словам, “неприятным для русского уха”. В результате поиска в фильме этот сигнал исполняет валторна, которая была записана со специальным искажением звука.

Итак, начинается знаменитый музыкальный эпизод скачки крестоносцев, который принято называть «Скок свиньи». На фоне ритма скачки звучит тема рыцарей на латинском языке, они поют хорал. Как только в бой вступает дружина Александра Невского труба исполняет тему «Вставайте, люди русские!» - это тема русской атаки.

Эти две темы, как противники в бою, сталкиваются друг с другом. Потом вражеская тема постепенно ослабевает и искажается.

Седьмая часть - «Въезд Александра во Псков». Торжественный финальный хор. Псков и весь его народ встречает победителей гимном. Песня выражает счастье и радость. Перезвон праздничных колоколов сливается с главной мелодией.

Слушая эту часть кантаты хочется вспомнить слова, сказанные в фильме «Кто с мечом к нам войдет - от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля!».

Русские композиторы — это настоящие патриоты своей Родины. В своих произведениях они повествуют нам о героическом прошлом родной земли, учат нас любить и защищать свою Родину, знать и хранить свою историю, помнить своих героев. Есть такое выражение: «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат!». Недаром в народе говорят, у каждой эпохи свой герой. Но важно то, что совсем без героев ни одна эпоха существовать не может!

 

Список литературы

1. Арсенина Е.Н. Музыка. 1-7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека. Волгоград: Учитель, 2009.-205 с.

2. Вендрова Т.Е. Пусть музыка звучит. Книга для учителя: Из опыта работы. - М: Просвещение, 1990.-130 с.

3. Музыка: 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.: ил.

4. Музыкальная литература. Русская музыка XX века: четвёртый год обучения: учеб. пособие/М.И.Шорникова.-Изд.12.-Ростов н/Д:Феникс,2011.-250 с.: ил.+CD-диск(Учебные пособия для ДМШ)

5. Отечественная музыкальная литература.XX-начало XXI века: Учебное пособие для ДМШ/О.И. Аверьянова.-Новое дополненное и переработанное издание.-М.:Музыка,2016.-352 с.: нот.,ил.

6. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры. Книга для учителя: Из опыта работы. - М: Просвещение, 1991.-164 с.