«Самообразование педагога в период карантина»


Автор: Щербакова Светлана Николаевна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

«Самообразование педагога в период карантина»

Краткое описание работы: Никогда не поздно заняться самообразованием. Время локдауна для педагогов – это время самосовершенствования, возможность повышения квалификации, изучение передового педагогического опыта, открытие для себя возможностей современных образовательных технологий. Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечивать возможность для своего развития. В данной ситуации лично я, как педагог, обратилась в процессе самообразования к творчеству величайших и потрясающих пианистов нашего времени, чтобы обогатить свои знания не только об этих интереснейших людях, но и расширить познания в английском языке. Я решила найти на англоязычных источниках интервью, которые ранее никогда и никем не были переведены. В качестве героев этих интервью мною были выбраны ныне живущие замечательные концертирующие пианисты, такие как известный израильский пианист и дирижёр Даниэль Баренбойм, британский классический пианист, один из лучших интерпретаторов Бетховена Анраш Шифф и, пожалуй, самая знаменитая женщина в мире классической музыки – аргентинская пианистка Марта Аргерих.

 

 

Актуальность. 2020 год принёс жителям всего мира испытания, которые изменили жизнь каждого. Из-за распространения вирусного заболевания COVID -19 карантин был введён не только практически во всех регионах Российской Федерации, но и во всём мире.

Изучение социально-культурных последствий этой сложной ситуации ещё недостаточно исследовано. В это время, как никогда  нужно определиться с необходимостью гибкого реагирования, принятия стратегически и тактически значимых решений во всех сферах жизнедеятельности общества, включая образование.[1]

Сначала в мире и нашей стране было недостаточно информации о способах организации семейного досуга, форм совместной деятельности детей и взрослых в условиях самоизоляции. Но по прошествии времени стало появляться немало вариантов, чем заняться, как интересно и с пользой провести это непростое время дома. К примеру, никогда не поздно заняться самообразованием. Время локдауна для педагогов – это время самосовершенствования, возможность повышения квалификации, изучение передового педагогического опыта, открытие для себя возможностей современных образовательных технологий. Конечно, это немного непривычно и необычно, но из всего этого можно извлекать пользу.

Становление педагога – сложный, многоплановый процесс вхождения человека в профессию. Показателями профессиональной компетентности педагога являются его желание и способность к самообразованию, которые проявляются в неудовлетворенности, в осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса, а также в его стремлении к росту и развитию.

Самообразование – это потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна также в силу специфики педагогической деятельности, направленной на обучение и воспитание ребёнка. Только путём самообразования и творческих поисков преподаватель придёт к своему мастерству.

Самообразование является самостоятельным приобретением знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями оно тесно связано с самовоспитанием и считается его неотъемлемой частью.

Педагогическая деятельность предполагает не только знание педагогом своего предмета и владение методикой его преподавания, но и способность ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова.

Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечивать возможность для своего развития.

 В данной ситуации лично я, как педагог, обратилась в процессе самообразования к творчеству величайших и потрясающих пианистов нашего времени, чтобы  обогатить свои знания не только об этих интереснейших людях, но и расширить познания в английском языке, который я изучала на момент пандемии уже некоторое время. Я решила найти на англоязычных источниках интервью, которые ранее никогда и никем не были переведены. В качестве героев этих интервью мною были выбраны ныне живущие замечательные концертирующие пианисты, такие как известный израильский пианист и дирижёр Даниэль Баренбойм, британский классический пианист, один из лучших интерпретаторов Бетховена Анраш Шифф и, пожалуй, самая знаменитая женщина в мире классической музыки – аргентинская пианистка Марта Аргерих. Для этого были прочитаны и переведены с английского следующие интервью: Даниэль  Баренбойм (интервью на радио «Classic FM» от 14.11.2017 г.) о своей любви к музыке; Андраш Шифф (отрывок из интервью Тиму Франку BBC World Service от 22.12.2013 г.); Марта Аргерих (интернет-газета от 2.12.2016 г.). Эти интервью мне показались необычными именно тем, что каждый исполнитель открывался в них с уникальных человеческих и личностных сторон своего характера. Ну, и, конечно, в них говорится о любви к музыке и творчеству таких гениальных композиторов как В. А. Моцарт, Ф. Шопен, Л. ван Бетховен, П. И. Чайковский и к великому английскому композитору Э. Элгару. Также представлены их размышления  о том, в каком возрасте надо играть или не играть те или иные музыкальные произведения различных композиторов.

 

Цель  данной работы – хотя бы немного, через призму переведённых интервью, рассмотреть жизнь и творчество  величайших пианистов современности,  таких как Даниэль Баренбойм, Андраш Шифф и Марта Аргерих, а ещё познакомиться с наиболее интересными личностными качествами каждого.

Задачи данной работы:

-                   раскрыть важность для педагога самообразования вообще и в период карантина в частности, а также музыкального воспитания не только учащихся, но и педагогического состава;

-                    обогатить свои знания о мировых исполнителях-пианистах, об их истинной любви к музыке и о том, как они умеют поддерживать к ней интерес слушателей.

-                   Показать, как интересное хобби может быть полезно и расширить наши познания в определённых аспектах любимой работы.

 

Даниэль  Баренбойм

(интервью на радио)

Даниэль Баренбойм – выдающийся пианист, дирижер. Родился 15 ноября 1942 года в г.Буэнос-Айрес. В 1952-м вместе с семьей переехал в Израиль, является почётным гражданином Палестины и Испании. Сейчас живёт в Берлине.

Даниэль Баренбойм дает эксклюзивное интервью «Classic FM» о своей любви к музыке Элгара, почему он бы хотел провести 24 часа с Моцартом и почему в его представлении фортепиано  – белый лист.

Даниэль Баренбойм – один из самых известных мировых музыкантов и 15.11.2017 г. он отметил 75-летний юбилей. Накануне этого события он давал эксклюзивное интервью Шарлотте Грин.  Вот, что он говорил в начале своего интервью об Эдварде Элгаре: «Элгар не только великий английский композитор (пианист, скрипач, органист)». (Сэр Эдвард Уильям Элгар – британский композитор романтического направлении, крупнейший композитор Англии после Перселла).

Баренбойм: Меня очень раздражает, когда люди говорят «Затем он дирижировал II симфонию английского композитора Э. Элгара». Вы же не говорите: итальянский композитор Джакомо Пуччини. В этом есть что-то принижающее – другими словами, он вроде как хорош только как английский композитор. Элгар  то, что он  есть и он великий композитор и  великий оркестратор, и за это его следует уважать и любить или нет – за качество его работ, а не  за его национальность.

Фортепиано становится интересным тогда, когда вы дарите ему краски.

 Мой отец (Энрике Баренбойм, пианист, выходец из России), очень рано заставил меня понять, что фортепиано – это  нейтральный инструмент. Любой груз, который ты кладешь на клавиши,  создает звук. Попробуйте сделать это со скрипкой или гобоем и у вас ничего не получится. Таким образом, фортепиано становится интересным, когда вы дарите ему краски, становится частью оркестра. Фортепиано похоже на белую стену,  тогда как все другие инструменты имеют разные цвета – красный, желтый.

Я воинственно настроен против дирижирующих инструменталистов.

Дирижирование – это профессия. Тот факт, что ты великий пианист, скрипач или виолончелист, в действительности не даёт тебе права быть дирижером». Если вы играете и дирижируете, но при этом не являетесь дирижером, оркестр остается сам по себе и вряд и вы уже можете сказать такие банальные вещи, как «Послушай, как я это играю и можешь ли ты сделать так?» Но это не дирижирование, это показывает недостаток уважения к профессии дирижера. Я очень воинственно настроен  в этом плане.

 Я думаю, было бы забавно провести 24 часа с Моцартом.

Я думаю, Моцарт – это единственный композитор, который прекрасно сочетал серьезность, талант, гениальность, легкий нрав и гибкость ума. И мне кажется, было бы очень здорово провести 24 часа с Моцартом, просто наблюдая за тем, как он работает. Мне также нравится музыка Брамса, но я не чувствую потребности проводить с ним 24 часа, может быть просто выкурить вместе хорошую сигару.

 

Андраш Шифф

Андраш Шифф – известный классический пианист, один из лучших исполнителей Бетховена. Родился 21 декабря 1953 в Будапеште, Венгрия. В 1987 году получил австрийское гражданство, а в 2001 – британское. Живёт в Лондоне.

Почему я не буду выступать в Венгрии.

(Отрывок из интервью Тиму Франку BBC World Service от 22 декабря 2013 г. после концерта в Лондоне в честь своего 60-летия)

Тим Франк: Андраш Шифф, один из величайших пианистов Англии, давал концерт в субботу в честь своего 60-летия в Лондоне 21.05.2014 г. Шифф выступал в концертном зале им. П.И. Чайковского в Москве.  В программе прозвучали «Гольдберг-Вариации» И. С. Баха, а также 33 вариации на тему А. Диабелли Л. ван Бетховена (op.120).

Ранее он говорил Тиму Франку (BBC), почему он дает концерты в Лондоне, а не у себя на родине в Венгрии (из-за нестабильной политической ситуации, а также ксенофобии и антисемитизма).

Несколько лет назад Шифф выступил с серией лекций по 32-м фортепианным сонатам Л. ван Бетховена, которые остались основой популяризации музыки в обществе с помощью медиаресурсов. Сейчас, на пороге своего 60-летия, он переосмысливает выводы относительно своих работ, понимая, что изменился мир, и изменился он сам. Шифф говорил: «Это факт. Ты переживаешь разные вещи. Иногда ты стоишь перед лицом трагедии. Ты становишься ближе к смерти. Она за углом». Шифф говорил, что он ждал, когда ему будет 50 лет, чтобы исполнить все 32 сонаты Бетховена. После того, как он целиком исполнил  первые 20 сонат и вариации на тему А.Диабелли, он перешел к поздним Бетховенским сонатам. «Это самые замечательные, самые яркие произведения из когда-либо написанных Бетховеным. Некоторые части очень драматичны, другие – мягкие и лиричные, а третьи полны задорного юмора. Также есть части очень глубоко философские и метафизические. Я не могу понять пианистов, которые уже в 20 лет начинают исполнять поздние сонаты. Это не может быть серьезным». В  какой-то степени это должен быть компромисс, потому как внутренний мир пианиста обогащается, приобретается жизненный опыт, но физические способности уже не те».

В качестве примера А. Шифф упоминает сонату №29 «Hammerklavier»,  которую он выучил в 30-летнем возрасте. «Я прожил  с ней 30 лет и только сейчас начинаю понимать о чем она, хоть и не  в полной мере. Но когда я по-настоящему пойму её, возможно, лет через десять, скорее всего,  уже физически не смогу её исполнить. Пианист говорит это без печали, с надеждой. Да, возможно, ему придется выбирать репертуар более тщательно, но он вспоминает знаменитый афоризм австрийского пианиста Артура Шнабеля о том, что сонаты Моцарта слишком легкие для детей и слишком сложные для взрослых. Когда тебе за 80,  ты снова можешь прекрасно играть Моцарта, потому что ты возвращаешься в детство с мудростью взрослого человека».

 

Марта  Аргерих – легенда в классической музыке, но она таковой себя не считает

Вот, что о ней пишет Анна Мидчетт в интернет-газете от 2.12.2016 г.

Марта Аргерих (5 июня 1941, Буэнос-Айрес) – великолепная аргентинская пианистка.

 

Есть несколько вещей, которые знает каждый в музыкальном мире, или думает что знает о Марте  Аргерих – пианистке аргентинского происхождения, которая получит награду Кеннеди-центра в воскресенье. Она сдержанная, непредсказуемая и человек настроения. Она дико  красивая:  с длинными густыми волосами, когда-то темными, а сейчас седыми, с лучезарной, мимолетной улыбкой, и в свои 75 она до сих пор носит крестьянские блузки и хлопковые брюки тинэйджера в стиле 1968 г. Она блестяще играет на фортепиано,   страстно и, наверное, лучше чем кто-либо ещё на планете. По почте пригласить ее на интервью кажется невозможным. Говорят, что она дает интервью редко и неохотно. Чтобы поговорить с ней в 2008 г. журнал «Граммофон» обратился к помощи пианиста Стивена Ковачевича, одного из 3-х отцов ее дочерей, которого называют большой любовью её жизни, хотя они окончательно расстались в 70-х. Даже с Ковачевичем ей стало не по себе, когда пошла запись интервью. И, когда  время интервью было назначено и набран номер, она по телефону из дома своей старшей дочери  в Швейцарии говорила мелодичным, девичьим голосом, который звучал мягко и естественно и был совершенно не похож на голос грозного  гения-затворника.

Но после этого поездка в Штаты ради премии Кеннеди-центра не вяжется с её имиджем человека, который не думает, что награды слишком полезны. Она говорит: «Это моя дочь сильно настаивала. И тогда, (скрипач) Исхак Перельман позвонил и сказал мне: «Знаешь, это очень весело». И затем я посмотрела на некоторых людей, которые получили эту награду и потом, конечно, почувствовала, что это очень почётно. Но я не понимаю, потому что я думаю, что не делала многого в Америке.

 Анна Мидчетт: Немного, если не считать появления с ведущими оркестрами страны: Бостонским симфоническим оркестром,  с оркестром Филадельфии  и с Нью-Йоркским оркестром филармонии.

Другие выступления с американскими оркестрами включают в себя концерт, записанный  с Мстиславом Ростроповичем и Национальным симфоническим оркестром. Немного, если не считать серию концертов, один из которых прославился аншлагом в Карнеги-Холл в 2000 г., что ознаменовало её первое сольное выступление в Штатах почти за 20 лет, после того, как она решила в начале 90-х прекратить сольные выступления и играть только с оркестром и только камерную музыку. Это выступление проводилось для того, чтобы собрать средства для института Джона Уэйна по борьбе с онкологическими заболеваниями в Санта-Монике, Калифорния, которому она благодарна за спасение своей жизни, когда у неё возник рецидив меланомы в 1997 г. Она вспоминает: «Я с осторожностью готовилась к концертам за две недели до анализов, потому что я сдала анализы и если бы они не были хорошими,  как бы я играла?». (Анализы к счастью оказались хорошими). И сейчас награда в Кеннеди-Центре перед нами и величайшая пианистка мира, пианистка, перед которой преклоняются другие пианисты практически во всем мире за её  устрашающую  технику и врожденную музыкальность, недоумевает, почему она получает эту награду и, что ещё хуже, не знает, что надеть. Она говорит: «Я реально в замешательстве. У меня есть концертные наряды,  и все равно нет идей». Но есть скрытый смех в ее голосе, как будто она сознает комичность ситуации, но она определённо не шутит: «Я очень беспокоюсь обо всём в целом».

Марта Аргерих – живая легенда в мире классической музыки, но она никогда особенно не старалась культивировать этот имидж или, по крайней мере, не в традиционном представлении.

Чутье к октавам (1972, TV интервью)

История М. Аргерих – это история о прирождённом гении. Аргерих не может не говорить о музыке – делая партитуру интернациональной и представляя её с такой глубиной, разнообразием, эмоциями и раскованностью, что даже неискушённые слушатели не могут остаться равнодушными. У неё фотографическая память, способная точно воспроизводить музыку после однократного прослушивания. Технические вызовы не создают проблем  – «У меня чутье к октавам», – говорит она со смехом в 1972 г. в TV интервью о таких пассажах, как громоподобное завершение 1-го фортепианного концерта П.И. Чайковского, которое большинство пианистов считают страшным сном. Токката Шумана – одно  из самых сложных произведений в репертуаре Аргерих, которая определённо обожает Шумана, и она годами использует её, просто разыгрываясь. «Больше ничего не надо», – говорит она и смеется. «Сейчас я просто начинаю».

То, что лежит далеко за гранью простой техники – это её артистизм, присущий каждому выступлению, заставляющий вас почувствовать, что вы слышите её широко известный и тщательно подобранный репертуар – Баха и Шопена, Прокофьева и Равеля в первый раз.

«Только величайшие художники способны сохранить  свежесть открытия с глубиной мысли», – сказал Даниэль Баренбойм, дирижёр и пианист, в своём недавнем письме из Европы.  Марта Аргерих – одна из них. С самого начала она не была просто механическим виртуозом, у которого есть только ловкость и скорость. Эти качества она, конечно, тоже развивала, но её фантазия позволила создать абсолютно уникальную звуковую фортепианную палитру. Но Аргерих – это также история о женщине уникального дарования, которая пытается жить обычной жизнью. Многие музыканты живут, как монахи, сфокусировавшись на музыкальной дисциплине. Аргерих, кажется, наоборот пошла другим путем, нарушив этот порядок. Она так склонна к тому, чтобы отменять выступление, иногда  в последний момент, что уже давно не подписывает контракты: представителям, желающим с ней работать  приходится рисковать. Ее личная жизнь была и остаётся бурной. Три дочери от разных мужчин – одна из иллюстраций жизни, полной отношений; более того, она организовала настоящие коммуны молодых музыкантов и людей, далеких от музыки, которые проводят время в её больших, полных хаоса, домах.

В то же время она очень преданная:  двое из тех трех отцов её дочерей: американский пианист Стивен Ковачевич и швейцарский дирижёр Шарль Дютуа остаются близкими друзьями. Так же как и бразильский пианист Нельсон Фрейре, советский и израильский виолончелист Миша Майский  и советский, позже немецкий скрипач и дирижёр Гидон Кремер – её  постоянные партнеры по камерной музыке,  с которыми она гастролировала и записывалась на протяжении десятилетий, и Д. Баренбойм, который знал её с тех пор, когда они были еще двумя одаренными Аргентинскими детьми 70 лет назад.

«Я никого не знаю столько, сколько знаю Марту», – говорил Д. Баренбойм. «Наши отношения,  конечно, основаны на музыке, но также есть  настоящая человеческая любовь, которая нас связывает».

Выбор жизненного стиля Аргерих в какой-то степени обусловлен её темпераментом. Кажется, она действительно любит спать до 2-х часов дня, часами говорить по телефону. Или смотреть телевизор, или окружать себя друзьями и заниматься на фортепиано, если нужно, в предрассветные часы.

В очень показательном документальном фильме «Кровавая дочь» (2012) её младшая дочь Стефани Аргерих (дочь Ковачевича) безжалостно и нежно показывает разные стороны жизни с легендой: дети, засыпающие под звуки фортепиано, танцы перед телевизором, отношение матери, иногда непосредственное,  иногда бесцеремонное, особенно когда дело доходит до поступления детей в школу. Её средняя дочь Анни Дютуа говорит перед камерой, что посещение школы в их семье иногда выглядело как бунт против правил и порядка.

Жизненный выбор Аргерих прошел через многие трудности – её властная немолодая мать Джуанита сыграла в этом большую роль, но этот выбор также в какой-то степени связан с инстинктом самосохранения: конкретные свидетельства вечного бунта против возрастающей регламентации и ограничений в музыке. «Я не знаю, почему оркестрам нужно быть уверенными  в том, что произойдет через 2-3 года», – говорит она. «Иногда люди спрашивают о том, что я буду делать в 2019 г.» На что Жак Тьелен, её менеджер, скажет: «Она даже не знает, что она будет делать в следующем месяце. Это смешно и ненормально».

Талант проявился рано

Немногое было обычным в жизни Аргерих. Когда она была ребенком в Буэнос -Айресе, её талант проявился рано, этому способствовала её мать и обучение отцом на дому, она усиленно занималась со строгим итальянским педагогом Винченцо Скарамуцца, который однажды сказал, что Аргерих  могло быть 6 лет, но в душе ей было 40. Одним из её самых ярких детских воспоминаний было прослушивание у Клаудиа Аррау (чилийский пианист), исполняющий 4-ый фортепианный концерт Л. ван Бетховена, который  электрическим разрядом проходил через неё. «Я до сих пор люблю Бетховена», – говорит она сейчас.    «Это бесконечная любовь. Я люблю его больше всего, даже больше чем С. Прокофьева и М. Равеля, которых она всегда считала своими «лучшими друзьями», или Р. Шумана, «который трогает меня до глубины души. Когда я играю некоторые фрагменты, я по-настоящему плачу, но Бетховен остается в верху списка». Вы бы могли подумать, что это делает её специалистом по Бетховену: но она не исполняла многие из его 32 сонат, хотя они являются важной составляющей фортепианного репертуара. Что касается фортепианного концерта (Чайковского), она так сильно его любит, что (кто бы мог подумать) никогда не исполняла его на публике.

Или в этом причина? «Это то, что я рассказываю», – говорит она. «Я рассказывала это много лет и продолжаю повторять. Сейчас это обоснованно». И она весело смеется.

Ее мать Хуанита позаботилась о том, чтобы её дочь была представлена каждому музыканту, которые приезжали в город: скрипачу Йожефу Сигети (венгерский и американский скрипач), пианисту Вальтеру Гизекингу (немецкий пианист) и др.  Но именно  Фридрих Гульда (австрийский пианист, композитор, музыкальный педагог), экстравагантный и блестящий, который был всего на 11 лет старше её, заинтересовал Аргерих больше других. Чтобы была возможность заниматься с ним, Хуан Перон (в будущем президент Аргентины) предложил её родителям работу в посольстве страны в Вене, и её семья, включая младшего брата Аргерих, Хуана Мануэля, переехала, когда Марте было 13. Гульда, чей собственный жизненный принцип заключался в том, чтобы избежать карьеры классического музыканта, погрузился в джаз так что их отношения скорее похожи на встречу блестящих музыкальных умов, чем на отношения педагога и ученицы. Его не впечатлила её последующая слава  и личный хаос, который царил вокруг неё. Когда он встретился с ней  спустя годы, согласно биографии Аргерих в 2010г., написанной французским  журналистом Оливером Белами он воскликнул: «Что ты сделала со своей жизнью?»  Хотя Аргерих всегда цитировала Гульда  как человека оказавшего на неё огромное влияние, хотя она занималась у него всего 18 месяцев.

  Её карьера началась внезапно в 1957 г. в 16 лет, когда она выиграла 2 основных фортепианных конкурса: Конкурс имени Ферруччо Бузони в Италии и  Международный конкурс в Женеве,  интервал между которыми был всего лишь несколько недель. Затем последовала стабильная череда концертов,  похвала критиков в гастрольной жизни, для которой она, молодая и застенчивая, была плохо готова. Она не хотела записывать свой первый альбом для Дойч Граммофон некоторое время, хотя лейбл пошёл на беспрецедентный шаг, предложив ей месячную стипендию против будущих заработков; в конце концов она записала его в 1960 г. Эта запись стала классикой. Легкое и воздушное исполнение «Игры воды» М. Равеля и захватывающая интерпретация 6-ой Венгерской рапсодии Ф. Листа, которая выявляет сильные стороны этого виртуозного композитора, как и 2-я рапсодия И Брамса, которая не входила в её личный пантеон.

И затем Аргерих прервала карьеру. После неудачной попытки занятий с легендарным пианистом Артуро Бенедетти Микеланджели, который дал ей только 4 урока за 1,5 года, она переехала в Нью-Йорк,  надеясь, но так и не  встретившись со своим кумиром, Владимиром Горовицем  и, в конце концов, впала в депрессию, думая о завершении своей музыкальной карьеры.

Она забеременела от своего друга Роберта Чена (американский скрипач, композитор и дирижёр), вышла за него замуж, затем вернулась к своей матери в Женеву, где и родила свою старшую дочь Лиду в 1964 г. С помощью пианиста и преподавателя Стефана Аскеназе, она снова занялась музыкой и произвела фурор на конкурсе пианистов имени Шопена в 1965 г. Показав врожденное понимание нюансов и силу этого мастера, она уверенно  вернулась в профессию.

Ее личная жизнь оставалась нестабильной, она утратила опеку над Лидой в пользу Чена, в настоящий момент своего бывшего мужа, через несколько месяцев, и виделась с ней только 1 или 2 раза до подросткового возраста. Невероятно, но Лида сейчас близка со своей матерью и сёстрами, и сама является матерью 2-х из 6 внуков Аргерих, один из которых выступал с бабушкой на её фестивале в Лугано прошлым летом. «Он действительно очень хорошо играет на фортепиано», – говорит Аргерих. «В этом году мы опять играли в 4 руки».  И в ответ на вопрос: «Сколько тебе лет?» детский голос отвечает по телефону: «Восемь с половиной».

Аргерих сейчас всегда играет с другими исполнителями;  ей никогда не нравилось появляться одной на сцене. Она просто решила больше этого не делать примерно с 1981 г. Сольно или с аккомпанементом она стремительно выходит на сцену и сразу отдается музыке и часто сразу встает, как только закончит. Говорят, что она играет по-мужски, но ей это неприятно. «Когда я пришла учиться к Гульду, он сказал, что я похожа на гермафродита», – говорит она, усмехаясь.  «Однажды Гидона Кремера спросили:  «Вы немного волнуетесь, когда играете с Мартой, потому что у нее руки мужчины?» Он сказал: «Нет, потому что у неё сердце женщины».

Сегодня у Аргерих 2 собственных фестиваля: в Лугано (Италия, Швейцария) и  Бенну (Япония). Её артистическое сотрудничество продолжается, чтобы она двигалась дальше в новом направлении – этим летом она выступала с меццо-сопрано из Италии Чечилией Бартоли. Победив рак, она снова начала жить полной жизнью. Аргерих настолько занята, что, как говорит она: «У меня мало времени, чтобы думать о том, чем я на самом деле хочу заниматься».

«Эта очень странное время», – размышляет она. «Возраст это очень странно: это как будто у тебя несколько жизней. Я думаю, мне нужно немного больше времени, чтобы понять и почувствовать, чем я действительно хочу заниматься на протяжении отставшего времени».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Милькевич, О.А. Пандемия, самоизоляция и изменения в системе подготовки педагогических кадров // Народное образование . – 2020. – № 3. – С. 29 – 34

Ссылки на переведённые интервью:

  1. Daniel Barenboin: It’d be exhilarating to spend 24 hours with Mozart: Даниэль Баренбойм: "Было бы здорово провести 24 часа с Моцартом" [Электронный ресурс] – Режим доступа :  https://www.classicfm.com/artists/daniel-barenboim/guides/exclusive-interview/
  2. Andras Schiff: Why I won’t perform in Hungary.  [Электронный    ресурс] – Режим доступа:   https://www.bbc.com/news/magazine-25450716
    1. Marta Argerich is legend of the classical music world. But she doesn’t act like one: Марта Аргерих – легенда мира классической музыки. Но она себя таковой не считает.  [Электронный ресурс] – Режим доступа:   https://www.washingtonpost.com/entertainment/music/martha-argerich-is-a-legend-of-the-classical-music-world-but-she-doesnt-act-like- one/2016/12/01/117095b4-b104-11e6-be1c-8cec35b1ad25_story.html

Консультант по переводу: Наталья Анатольевна Заостровская, старший преподаватель Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачёва.

 

 

 

 



[1] Милькевич, О.А. Пандемия, самоизоляция и изменения в системе подготовки педагогических кадров // Народное образование . – 2020. – № 3. – С. 29 – 34