Игровые формы работы в младшем хоре


Автор: Балахнина Евгения Николаевна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

Игровые формы работы в младшем хоре

Краткое описание работы: Игровой метод – это главный двигатель в работе над первыми вокальными навыками. Различные голосовые игры способствуют осознанию ребенком механизма звукообразования, выработке координации слуха и голоса. Опыт работы с детьми показал, что через «волшебный мост» игры, можно научить его петь, красиво двигаться, танцевать и слушать музыку. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение.

Цель урока: Закрепление у обучающихся основных певческих навыков через игровые формы работы с учащимися младших классов.
Задачи:

 Образовательные:  закрепление у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

- певческую установку;

- певческое дыхание;

- высокую вокальную позицию;

- точное интонирование;

- ансамбль;

- использование различных видов звуковедения;

- дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

 Развивающие:

- продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

- продолжение развития гармонического слуха;

- развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

Воспитательные:

-  воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере;

- воспитание организованности;

- внимания, естественности в момент коллективного музицирования.

Методы обучения:

- наглядный (слуховой и зрительный);

- словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения);

- объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приёмы:

-  творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

- вариативность заданий при повторении упражнений;

- юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся  с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие  работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

- психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;

- личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального  развития;

- учёт индивидуальных особенностей;

- дифференцированный подход.

 

Тип занятия:  обобщение и повторение пройденного в 1 полугодии.

Форма занятия: групповая.

Количество детей: от 8 до 15 человек в группе

Возраст детей: 8-10лет

Продолжительность занятия: 40 минут.

Оборудование: Фортепиано, стулья, репертуарный сборник песен.

 

План занятия.

 

I. Организационный этап.

а) приветствие, психологический настрой учащихся;

б) сообщение темы урока и его задач;

II. Основная часть.

     1. Игры.

     2. Вокальные упражнения (на разогревание голоса и на артикуляцию)

     3. Работа над репертуаром:

        «Наши мамы самые»  музыка Ю.Чичкова, слова М.Пляцковского

        «Детский джаз» музыка и слова Ирины Хрисаниди;

III. Заключительная часть:  Подведение итогов урока. Домашнее задание

 

ХОД  УРОКА.

  1. Организационный этап.

                     Закрепление понятий постановки корпуса во время пения.

Преподаватель:

Если хочешь стоя петь –

Головою не вертеть

Встань красиво, подтянись

И спокойно улыбнись

Если хочешь сидя петь-

Не садись ты как медведь,

Спину выпрями скорей,

Ноги в пол упри смелей.

 

II. Основная часть.

Начинаем урок с  «Эмоционально-образных игр» на дыхание.

  1. «Торт со свечками» - упражнение направлено на выработку короткого вдоха через нос, задержку дыхания и долгий выдох сквозь сложенные трубочкой губы, как будто мы задуваем свечи на торте. Главное условие – не менять дыхание и «задуть» при этом как можно больше «свечей».
  2. «Ёжик запыхался»  - долгий вдох, задержка дыхания и быстрый активный выдох на “ф-ф-ф...”  
  3. «Шарик лопнул»!
    Встать ровно, в руках (между ладоней) держать воображаемый шарик. Затем в шарике образуется маленькая дырочка. На звук «с-с-с-с» шарик медленно сдувается. Задача воспитанников – максимально экономить выдох, постепенно приближая ладони друг к другу (шарик уменьшается).

 

Распевание:

  1. На одном звуке держим букву «У»
  2. «Вьюга» у-у-у. (от p – f )
  3. «Имена» (поем имена каждого ребенка).(квинта-до ми соль ми до)
  4. «Рычание» в приделах квинты рычим на букву Р.
  5. «Унисон» - ля-соль-ля фа - и т.д. по руке дирижёра.


Преподаватель: Для развития дикции и артикуляции нам очень помогают скороговорки. Но говорить их просто так скучно и неинтересно. Поэтому предлагаем использовать следующие игровые приемы: 

 

Говорим скороговорки с разной звуковысотностью: то «сидя на Луне» - высоко, то «находясь под землей» - низко, то постепенно «поднимаясь или снижаясь в лифте» - повышаем высоту звука.


Поем скороговорки поднимаясь по полутонам.

 

Игра «Машинка заезжает в гараж»
- Рот – это «гараж» должен открыться так, чтобы в него «въехала машинка» из пальцев, при этом не оцарапав кузов о стенки гаража.
- Рот открывается так, чтобы в него мог «войти двухкамерный холодильник или жираф».

 

Работа с песенным материалом.

1.«Наши мамы самые»  Отработка интонации, проработка пения на легато, особенно соединяя верхние и нижние ноты.

Задача 1. Слушать друг друга, чтобы выстроить унисон.

Задача 2. Дышать только по фразе (по строчке)

Задача 3. Петь округлым ротиком и на легато - чтобы звуковедение было плавное и округлое.

Задача 4. Пропевать, а не проговаривать слова.

 

Игра «Прогулка» (автор - О. Ю. Херувимова).

 

Преподаватель рассказывает историю, дети выполняют необходимые действия.
Данная игра способствует активизации речевого аппарата, развивает дикцию и дыхание.
-Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. (Дети быстро «щелкают» языком на полуулыбке (высоко).

-Лошадка жила со своей мамой — доброй и красивой Лошадью. Ходила она так.( Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы (низко).

-И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки. (Поочередно высоко - низко, быстро - медленно «щелкать» языком).

-Но однажды подул сильный ветер. (Активный долгий выдох через рот 4 раза). 

-Лошадка подошла к своей маме и спросила: «Можно мне погулять?» («Щелкать» высоко от нижнего звука «у» до верхнего «о» — «у — о»?).

-«Да куда же ты пойдешь? — ответила мама, — на улице сильный ветер». (От верхнего «о» к нижнему «у» «о – у».)

-Но Лошадка не послушалась и побежала («Щелкать» высоко).

-Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. «Ах, какая прелесть», подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать. (Вдох через нос — легкий, бесшумный, выдох — через рот со звуком «а», медленно 4 раза). 

-Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А лошадка поскакала дальше. («Щелкать» высоко).

-Вдруг Лошадка услыхала странный звук. (Долгий звук “ш-ш-ш”).

“Подойду-ка я поближе”, — решила Лошадка (“Щелкать” высоко).

- Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку (Звук «ш» короткий по 4 раза).

- Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. - Вот пробежал ежик (звук «ф» по 4 раза), 

 застрекотал кузнечик (звук «ц» по 4 раза), пролетел жук (звук «ж» продолжительный),

 за ним — комар (звук «з» продолжительный). А ветер дул все сильнее и сильнее (продолжительный выдох).

- Лошадка замерзла (звук «брр» 4 раза) и побежала домой («щелкать» высоко). 

- Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама («Щелкать» низко медленно), 

-она стала согревать Лошадку (бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза)


Следующее произведение «Детский джаз» музыка и слова И.Хрисаниди.

 

Задание детям: внимательно прослушать вступление, настроиться на выразительное исполнение, стараться правильно интонировать мелодию, брать дыхание только после окончания фраз, стараться держать ансамбль, дикцию (чёткие окончания).

Задачи 1. Работа над чёткими вступлениями, хорошей артикуляцией и одновременно замыкать окончания.

Задача 2. Основная задача – исполнить, не затягивая темп, чётко пропеть каждое слово.

Задача 3. Дополнить и разнообразить произведение движениями (щелкать в проигрыше (2раза) и хлопать ..на слова «-да-да…»)

Задача 4. Исполнить произведения артистично, в характере и с движениями.

 

Заключительная часть: Благодарю всех детей за работу. Записать домашнее задание.

 

 

 

Список литературы:

Интернет – ресурсы:

  1. http://teksti-pesenok.ru/15/Pet-priyatno-i-udobno/tekst-pesni-HOR
  2. https://infourok.ru/ispolzovanie-igr-v-vokalno-horovoy-praktike-2337485.html