Проект для детей старшего дошкольного возраста "Где живет звук?"


Автор: Лубнина Алевтина Анатольевна, Хасанова Айгуль Мухаметхановна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Методические разработки

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Где живет звук?"

Краткое описание работы: Исследования музыкальных и шумовых звуков.

            

 

 

 

                         МАДОУ «Кондратовский детский сад «Акварельки»»

                 

 

 

 

 

 

 

Педагогический проект

для старшего дошкольного возраста

«Где живет звук?»

 

 

Музыкальный руководитель:

 Хасанова А.М., Лубнина А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021

 Актуальность.

         Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального? У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты. У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну. Давайте задумаемся, как получились звуки? Почему их так много - целое море? Откуда берутся звуки?

Обоснование значимости проекта.

Современные дети любят много исследовать и экспериментировать. Но в море разных звуков они затрудняются отличить музыкальный звук от шумового. Данный проект познакомит с различными видами звуков:  (деревянные, стеклянные, металлические и т.д.) и поможет решить проблемные вопросы: «Что такое звуки?» «Как они получились?» «Почему их так много, целое море?»  Ведь дрожит, значит звучит…

Цель проекта: знакомство детей с принципами образования и улавливания звука.

Задачи:

- воспитывать познавательный интерес к звучащему миру;

-развивать наблюдательность;

-развивать изобретательность (при  совместном изготовлении шумовых инструментов из различных материалов с родителями);

- учить различать музыкальные и немузыкальные звуки;

 

Тип проекта: исследовательски-познавательный

 

Вид проекта: групповой

 

Участники проекта: дети старшей группы

Длительность: краткосрочный (2 недели)

Формы реализации проекта:

-Непосредственно-образовательная деятельность;

- Опытно-экспериментальная деятельность (Творческая звуковая лаборатория);

- Музыкально-дидактические  и речевые игры и использованием ИКТ («Прятки», «На чем играют звери»);

- Познавательные беседы, общение;

-Рассматривание иллюстраций, рисунков, картинок, открыток;

- Использование мультимедийных презентаций;

- Концерт «Радуга  звуков»;

- Совместное изготовление шумовых нестандартных инструментов к концерту (Домашняя мастерская);

- Анкетирование родителей.

Ожидаемый результат проекта.

Педагог  научит детей с помощью разных форм организации музыкальной деятельности, методов и приемов музыкального развития  понимать, что их окружает мир звуков, что звуки бывают разные и разные предметы звучат по-разному, выяснят причины возникновения звуков и все это в совокупности поспособствует развитию творческих способностей.

У детей сформируется навык игры на разных музыкальных инструментах.

Дети  и родители сделают своими руками шумовые игрушки-инструменты, вследствии чего дети  более внимательно станут относиться к звуку, с большей активностью будут включаться в совместное инсценирование, а также разовьются творческие способности при звукоизвлечении на самодельных игрушках-инструментах.

Играя в шумовом оркестре, дети станут более коммуникабельными, смогут выступать перед большим количеством людей, активно участвовать во всех видах творческой деятельности.

 

Основные направления реализации проекта:

 

•Поисковый: определение темы проекта;

•Аналитический: постановка цели проекта, определение задач, подготовка к реализации;

•Практический: основной этап реализации проекта (работа с дошкольниками, работа с родителями, оснащение предметно-развивающей среды);

•Контрольный: завершающий этап (результат, продукт деятельности).

 

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

 

1 Этап: подготовительный.

Цель: развитие познавательного интереса и внимания детей к богатству и разнообразию мира звуков.

 

Содержание работы педагога

Срок

1.     Изучить литературу и опыт по данной проблеме.

 

1        неделя августа

2.     Подготовить план проведения творческой звуковой лаборатории.

 

1        неделя августа

3.     Провести анкетирование родителей.

 

1        неделя августа

4.     Приготовить буклеты для родителей по изготовлению шумовых нестандартных музыкальных инструментов.

 

1        неделя августа

5.     Подобрать материал для исследования звуков (камешки, стаканы, коробочки и т.д.).

 

1 неделя августа

6.     Создать картотеку сказок-шумелок для творческих импровизаций детей.

1        неделя августа

 

 

2 Этап: практический.

 

Цель: подвести к пониманию причин возникновения звука, голоса через опыт, игру, экспериментирования со звуками.

 

Содержание работы с детьми:

1 встреча: «Почему все звучит?»

Задачи: закрепить у детей знание звуков улицы, дома; - подвести к пониманию причин возникновения звука, голоса через опыт, игру, экспериментирование звуками; - учить соотносить звуки и образы; - развивать фантазию и изобретательность в звукотворчестве, тембровый слух и ассоциативное мышление

Виды творческой деятельности

Сроки проведения

Опыты

Дидактические и речевые игры

Восприятие музыки

Пособия и материалы

«Музыка или

шум»,

«Почему все

звучит»,

«Откуда

берется голос»

«Замри и

слушай»;

«Где живут

звуки?».

«Много

разных

звуков», нем.

н.м., сл. Т.

Боровик;

А/з «Звуки

окружающего

мира»

М.

Потоловский.

«Лошадка»;

Э. Григ.

«Птичка»;

Л. Дакен.

«Кукушка»;

Д. Россини

«Кошачий

дуэт».

Музыкальные и шумовые инструменты

9 августа

 

2        встреча: «Знакомство с деревянными звуками»

Задачи:

- привлечь внимание детей к богатству и разнообразию мира звуков, издаваемых деревянными предметами и музыкальными инструментами; - развивать тонкость и чуткость тембрового слуха;

 - вовлечь в творческое исследование звуковых возможностей дерева.

Виды творческой деятельности

Сроки проведения

Опыты

Дидактические и речевые игры

Восприятие музыки

Пособия и материалы

«Найди звук»; «Коробочка с секретом».

«Определи по ритму»; «Палочкастукалочка»

П.Чайковский . «Марш деревянных солдатиков»; Ю. Чичков. «Ложкари»; В. Мурадели «Дятел»

деревянная посуда, игрушки, карандаши, кубики, шкатулки Музыкальные инструменты: ло жки, трещотки, ксилофон

10 августа

 

3        встреча: «Знакомство с металлическими звуками»

Задачи:

-развивать темброворитмический и интонационный слух, фантазию, воображение, желание экспериментировать с металлическими предметами, извлекая звуки различными способами;

 - учить изобразительности, умению соотносить образ и динамику, темп и ритм в игре на различных музыкальных инструментах, предметах;

 - формировать метроритмическое чувство с помощью экспериментов со звуками в речевых играх, фантазиях и импровизациях

 

Виды творческой деятельности

Сроки проведения

 

Опыты

Дидактические и речевые игры

Восприятие музыки

Пособия и материалы

«Как распространяет ся звук?»

«Колокольцы бубенцы?» «Туча», шотл. нар. песня.

М. Андреева. «Перезвон колокольчиков», З. Левина. «Неваляшки»; В. Гаврилин. «Тройка»; колокольный звон; В. Кикта. «Гусляр Садко»

металлическая посуда, связки ключей, гаек, пружинки, ведра,  металлические музыкальные инструменты: металлофон, тарелки, треугольник, арфа, цимбалы, бубенцы

12 августа

 

4        встреча: «Знакомство с шуршащими звуками»

Задачи:

-развивать тонкость тембрового слуха, способность различать различные шелестящие и шуршащие звуки;

- побуждать к моделированию «шуршащих» композиций, в роли дирижера и музыканта, танцора и исследователя;

 

Виды творческой деятельности

Сроки проведения

Опыты

Дидактические и речевые игры

Восприятие музыки

Пособия и материалы

«Почему не слышно?», «Сделай маракас»

«Шорох к шелесту спешит», «Определи по тембру», «Мывеселые мышата

Ж. Косма. «Опавшие листья»; А. Токмакова «Медведь»

бумажные листки различного размера, качества и толщины; бумажные «бабочки», длинные цветные ленты, султанчики, кусочки шуршащей ткани. Самодельные маракасы (с различным наполнением), деревянные шкатулки, бумажные барабанчики, семечки, скорлупки, ракушки).

 

13 августа

Взаимодействие с родителями:

Изготовить к концерту «Радуга звуков» самодельный шумовой инструмент (по образцу)

5        встреча: «Знакомство со «стеклянными звуками»»

Задачи:

- привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков (опыты, эксперименты;

 - побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами;

 - развивать тембровый слух, воображение, умение соотносить звуки с эмоциональным состоянием литературного образа, «омузыкаливать» его.

 

Виды творческой деятельности

Сроки проведения

Опыты

Дидактические и речевые игры

Восприятие музыки

Пособия и материалы

«Почему стеклянные сосуды с разным объемом воды звучит поразному?

«Повтори звуки», «Хрустальный колокольчик» (В. Данько)

К. Сен-Санс. «Аквариум»; П. Чайковский. Танец феи Драже (балет «Щелкунчик»

Пособия и материалы: стеклянные и хрустальные бокалы, фужеры, стаканы, бокалы разных размеров, бутылки разной величины. Музыкальные инструменты: металлофоны, глокеншпили, валдайские колокольчики, треугольники.

16   августа

 

6        встреча: «Звуки природы»

Задачи:

- заинтересовать детей звуками природы, посредством опытов, экспериментов;

- учить ярко воспринимать разнообразный мир природы через общение со звучащими произведениями искусства (художественное слово, музыка);

- развивать слуховое восприятие, внимание, эстетические потребности, яркие творческие проявления (в игре, импровизации, театра музыки).

 

Виды творческой деятельности

Сроки проведения

Опыты

Дидактические и речевые игры

Восприятие музыки

Пособия и материалы

«Звуки в воде»,

«Где живет эхо?»

«Солнышко и тучка». «Море», «Что за желтый мячик?», «Бабочки и цветы», муз. М.Мельник, «Капли дождя»

«Лето» Г. Левдокимова; «Ветер» В. Степанова; «Дождик и ливень» Г.Левдокимов а; «Самая счастливая» Ю. Чичкова; «Лес шумит», «Солнце крыши золотит» Р.Леденева; «Жаворонок» П. Чайковского; «Лето» А. Вивальди; «Музыка», муз. Г.Струве.

Музыкальные инструменты: пальчиковые тарелочки, металлофон, свистулька, флейта, колокольчики, глокеншпили, фужеры, треугольник,

стеклянная бутылка. Материалы и пособия: пустая большая стеклянная банка, кусочки ткани, мяч

17 августа

 

7        встреча: концерт «Радуга звуков». Озвучивание сказок-шумелек своими самодельными инструментами.

 

8        встреча: музыкально-дидактические игры: «На чем играют звери», «Прятки» с применением ИКТ.

 

3 этап – заключительный.

 

Цель: творческое применение музыкальных и самодельных шумовых инструментов в музыкальных импровизациях.

Мероприятия с детьми:

1.     Концерт «Радуга звуков» (озвучивание сказок-шумелек своими самодельными инструментами, детские оркестры, игра «Дирижер»).

2.      Проведение музыкально-дидактических игр: «На чем играют звери», «Прятки» с применением ИКТ.

Взаимодействие с родителями: показ видеоконцерта «Радуга звуков».

Результаты проекта:

В результате выполнения проекта у детей произошло:

-развитие познавательных способностей,

-развитие творческого мышления,

-развитие коммуникативных навыков,

-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы,

-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

Выводы:

Таким образом, в результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы, подтвердили гипотезы проекта.

 · В ходе самостоятельного поиска, исследовательской деятельности - у детей проявились творческие способности, дети стали творчески активны, самостоятельны, любознательны.

 · 2. Данный проект стал способом совместного проживания увлекательных, волнующих событий, где есть место игре, творчеству, мукам познания, взаимопомощи, сопереживанию, непрерывному поиску себя и постоянному росту, дети вырастают, не приспосабливаясь, а преобразуя себя и мир вокруг к лучшему.

· 4. Таким образом, включение метода проектов в музыкально – педагогическую деятельность активизирует процесс обучения, способствует развитию познавательного интереса у детей, расширению представлений о музыке, вовлечению каждого ребенка в творческую деятельность, развитию творческих способностей, развитию музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками.

Литература:

1. Вахрушев А., Кочемасова Е. Здравствуй, МИР!, методическое пособие для воспитателей. – М.: Баллас, 2002

 2. Петрикевич А. А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: методич. рекомендации / А. А. Петрикевич – Мозырь: ООО Ид «Белый ветер», 2008

3. Тютюнникова Т. БИМ! БАМ! БОМ! Игры звуками.- СПб.: 2003

4. «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» №1 – 2003. Изд – во «Либерия – Бибинформ», Москва, 2003

5.«Музыкальная палитра». Учебно-методический и музыкальнолитературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества… №5 – 2006.- СПб.