Проект "Где живёт музыка в нашем городе"


Автор: Татьяна Николаевна Переверзева

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Проект "Где живёт музыка в нашем городе"

Краткое описание работы: Проект и конспект занятия знакомит детей подготовительной группы с симфоническим оркестром Алтайской краевой филармонии и Великорусским оркестром народных инструментов "Сибирь"

Краткая аннотация проекта

Основная идея проекта — создание системы работы по становлению духовно-нравственных качеств ребенка через ознакомление с музыкальным пространством родного города и края.

Данный проект направлен на  детей, педагогов, родителей.

Создание и использование системы работы по данному вопросу позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить музыкальные способности, творческое мышление,  умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания в своей повседневной деятельности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Проект  реализуется через интегрированные занятия, онлайн-экскурсии, воспитательные диалоги, просветительскую работу с родителями, создание предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями данного проекта.

 

Актуальность

В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному нравственному развитию.

Живя в краевом центре Алтайского края, мы имеем колоссальную возможность познакомить детей с музыкальной культурой родного города и края, дать представления  о музыкальном пространстве Барнаула. И тем самым зародить в ребенке ответное гражданское чувство, интерес к музыкальным произведениям алтайских авторов, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формировать нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

 

Цель проекта

Создать условия для приобщения ребенка к музыкальной культуре посредством музыкального пространства города, края (филармония, великорусский оркестр «Сибирь», музыкальная школа).

 

Задачи:

1. Создать условия для развития способностей у детей понимать музыку, выражать свое эмоциональное отношение к музыке через движение, формировать потребность общения с высокохудожественными произведениями музыкальной культуры.

2. Способствовать проявлению субъекта музыкальной деятельности.

   интерес к музыке,

   избирательное отношение к музыке и разным видам музыкальной     

             деятельности;

   инициативность, желание заниматься музыкальной деятельностью;

   самостоятельность в выборе и осуществлении музыкальной

        деятельности.

3. Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в данном проекте.

4. Создать предметно-пространственную среду, соответствующую
требованиям проекта.

    

 Тип проекта: информационно-познавательный

 

Участники проекта: дети, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

 

Сроки реализации проекта: краткосрочный.

 

Этапы реализации проекта

 

Подготовительный этап:

На этом этапе создается информационная база для реализации проекта.  подбор информативного материала о филармонии, симфоническом оркестре, концертном зале «Сибирь», великорусском оркестре «Сибирь», музыкальной школе;

Сделать презентации об Алтайской краевой филармонии и симфоническом оркестре, концертном зале «Сибирь», великорусском оркестре «Сибирь», музыкальной школе;

найти видео-выступление музыкантов;

сделать мини-альбомы «Филармония Алтайского края» и оркестр «Сибирь» для пополнения музыкальных уголков;

подбор стихов и загадок на музыкальную тематику.

 

Основной этап:

Работа с детьми.

Познавательные занятия с детьми:

«В царстве симфонической музыки – филармонии»

«Великорусский оркестр «Сибирь»

«Детский композитор А.Берляков»

 

На музыкальных занятиях дети смотрят онлайн экскурсии по Алтайской краевой филармонии, концертному залу «Сибирь», музыкальной школе. Смотрят видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра народных инструментов, выступления учеников музыкальной школы.

 

Дидактические игры:

«Узнай, какой инструмент звучит»;

«Собери картинку и назови инструмент».

 

Беседы:

 «О чем рассказал мне мой город»,

«Где учат музыке?»

 «Алтайские композиторы детям»

«Кто делает музыку, кто ее исполняет»

 

4. Рассуждалки:

- Что такое филармония?

-Зачем людям нужна музыка?

- Как вы понимаете «Нам песня и строить и жить помогает»

- Может ли душа петь?

- Зачем театру, мультфильму, кино,   музыка?

- Есть ли цвет у музыки?

- Какой инструмент может изобразить весеннюю капель, журчание ручейка, дуновение ветерка?

- Какую бы музыку ты бы взял на необитаемый остров, на другую планету?

5. Музыкальная деятельность:

А.Берляков  «Музыкальное занятие», «Доброе утро», «Фантазёры».

Л.Лядов «Музыкальная шкатулка»

6. Чтение стихотворений:

«У меня сосед – скрипач» Б. Заходер;

«Фортепиано» В. Безцветный;

«Барабан» Н. Котикова.

7. Загадывание загадок.

 

Работа с воспитателями:

Оформление музыкального уголка в группе по теме проекта.

 

Работа с родителями:

Найти в интернете и посмотреть с детьми выступления симфонического оркестра Алтайской государственной филармонии и великорусского оркестра «Сибирь».

 

Обобщающий этап:

Результатом работы над проектом стало занятие музыкального руководителя «Где живёт музыка в нашем городе». Дети познакомились со зданиями филармонии и концертного зала оркестра «Сибирь» г.Барнаула; научились определять  звучание инструментов симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов, прослушивая аудиозаписи. Пополнили свой словарный запас новыми словами: филармония, дирижёр, пульт, орган, сцена, зрительный зал, композитор, симфонический оркестр, звукоряд, ноты.

 

Образовательная область: художественно-эстетическая

Возрастная группа:  старший возраст

Тема занятия:  «Где живёт музыка в нашем городе»

Концептуальные основы занятия:

Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы на тему: знакомство с музыкальной культурой Алтайского края и города Барнаула.

Цель: Познакомить и закрепить знания детей о Государственной филармонии Алтайского края и симфоническом оркестре  и Великорусском оркестре «Сибирь».

Задачи:

Познавательное развитие:

 - закрепление понятий симфонический оркестр и оркестр народных инструментов;

- определение музыкальных инструментов по их звучанию;

- развитие ритмического слуха;

- развитие навыков игры на детских музыкальных инструментах;

- развитие певческих навыков;

Речевое развитие:

- Пополнить лексикон ребенка новыми словами: филармония, дирижёр, композитор, орган, сцена, пульт, ноты.

Музыкальный материал: фонограмма  А.Дворжак «Юмореска»; песня сл. Л.Паниной, муз. А.Берлякова «Музыкальное занятие», Техническое оборудование: экран, проектор, ноутбук.

Дидактические игры: круги Луллия «Какой инструмент звучит», Детские музыкальные инструменты: маракасы, колокольчики, треугольники, металлофоны, бубны.

Где живёт музыка в нашем городе

 

Организационный момент, начало занятия, включение:

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети входят в зал, встают в полукруг.

Дети играют в музыкальную игру «Музыкальное приветствие».

 

Музыкальный руководитель: Ребята,  предлагаю вам в начале нашей встречи поздороваться, только не совсем обычно. Я буду петь вам приветствие, а вы должны мне ответить точно так же.

 

 

 

 

 

В ходе игры дети  слушают приветствие педагога, определяют направление мелодии (вверх, вниз, скачком, поступенно и т.д) и в ответ точно интонируют мелодию.

Устанавливаются доброжелательные отношения между педагогом и детьми.

Основная часть

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

 

Дети отвечают на вопросы музыкального руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети смотрят на экран и отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети играют в игру «Оркестр». Под любую ритмичную мелодию, дети аккомпанируют на детских музыкальных инструментах. Ребёнок – дирижёр показывает, какие инструменты вступают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети смотрят презентацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети смотрят видео выступления оркестра «Сибирь».

 

Дети поют песню «Музыкальное занятие» Л.Панина, А.Берляков.

Музыкальный руководитель: Ребята, я хочу у вас спросить, зачем людям нужна музыка?

Зачем театру, мультфильму, кино,   нужна музыка? Есть ли цвет у музыки?  Какую бы музыку ты бы взял на необитаемый остров, на другую планету?

Где в нашем городе можно послушать музыку? Вы правы. У нас есть государственная филармония Алтайского края.

Давайте посмотрим фото филармонии.

- На какие части  делится зал? (сцена и зрительный зал)

- Кто исполняет музыку? (музыканты)

- Кто управляет оркестром? (дирижёр)

- как называется подставка для нот? (пульт)

Дети называют инструменты (рояль, орган).

 

Музыкальный руководитель: Как называется тот, кто сочиняет музыку? (композитор). Чтобы стать композитором и музыкантом, нужно долго учиться. А где учат играть на музыкальных инструментах? Конечно, в музыкальной школе. А ещё, чтобы стать музыкантом, нужно  иметь музыкальные способности. Хотите проверить, есть ли они у нас?

 

 

Музыкальный руководитель: Скажите, а где в нашем городе можно послушать русскую народную музыку? Конечно, в концертном зале Сибирь в исполнении оркестра народных инструментов.

Давайте посмотрим выступление оркестра «Сибирь».

 

Музыкальный руководитель: Скажите, кто пишет для нас музыку? А в нашем крае, городе есть композиторы?

Я предлагаю сейчас хором спеть песню композитора А.Берлякова  про наше музыкальное занятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

напоминает, что никто не выкрикивает, а если хочет ответить, то поднимает руку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель помогает раздать музыкальные инструменты  и помогает ребёнку-дирижёру руководить оркестром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительная часть занятия

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети разгадывают кроссворд.

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами много говорили о музыке, о том, где её можно услышать в нашем городе. А ещё мы познакомились с новыми словами. Я хочу проверить, как вы их запомнили. Предлагаю разгадать вам кроссворд.

 

Музыкальный руководитель: Я хочу подарить вам в ваши музыкальные уголки альбомчики о филармонии концертном зале «Сибирь». Познакомьте ваших родителей с нашими оркестрами.

В конце занятия музыкальный руководитель дарит детям альбомчики с фотографиями филармонии и концертного зала «Сибирь». Прощается с детьми.