Автор: Комарова Ольга Аркадьевна
Предмет: Инструментальное исполнительство
Класс: Дети
Тип материала: Методическое пособие
Краткое описание работы: пьесы для учащихся средних классов. Синтезатор
Я слышу музыку, когда идут дожди И небо в клочья рвут раскаты грома,
И тёплым ощущением в груди
Она, наверно, каждому знакома.
Я слышу музыку, когда метут снега, Когда ветра стучатся в дом снаружи...
Она ко мне приходит сквозь века
И греет душу среди зимней стужи.
Я слышу музыку, когда цветут сады
И журавли ключом стремятся к дому...
Она рисует светлые мечты,
Как будто не умеет по-другому.
Я слышу музыку, которая всегда
Звучит без всякой видимой причины
И, словно путеводная звезда,
Указывает новые вершины!
Л. Козырь
Главная цель музыкального образования - научить ребёнка любить музыку. Слушая музыку, человек становится более отзывчивым на чужую боль. Пытаясь выразить себя в музыке ребёнок определяет таким образом своё отношение к окружающему миру, к жизни.
Главная цель музыкального воспитания - воспитание духовности и нравственности, креативности и компетентности, ответственности и патриотизма. Важнейшим условием её реализации является приобщение учащихся к музицированию на электронных цифровых инструментах в самых разнообразных формах проявления творческой деятельности (электронной аранжировки и исполнительства, игры по слуху и в ансамбле, импровизации и композиции).
Предлагаемое учебное пособие состоит из пьес лирического склада, методических комментариев со стихами, иллюстрациями, что делает его образно доступным, практичным и актуальным в современном образовательном процессе.
Работа учащихся над репертуаром позволит добиться главной цели и решить следующие задачи:
- развитие чувственного восприятия, способности к эмоционально-эстетической оценке;
- привитие интереса к электронным инструментам и процессу обучения на них;
- формирование и развитие игровых навыков на синтезаторе;
- расширение музыкального кругозора учащихся.
Произведения этого пособия предназначены для учащихся средних классов ДМШ, ориентированы на уровень технических трудностей, предусмотренных программными требованиями ДМШ.
Актуальность данного пособия заключается в том, чтобы расширить репертуар для синтезатора и заинтересовать учащихся в обучении на этом инструменте.
Все пьесы имеют программную основу. Каждая пьеса имеет название, помогающее учащемуся более полно сформировать и раскрыть музыкальный образ.
Автор предлагает таблицы в конце каждого произведения, где рекомендует различные настройки синтезатора (стиль, тембры, темп, М.П).
Работая над произведениями данного пособия, учащиеся познакомятся с различными стилями, что поможет им более ярко воспринимать новые и необычные звучания. Дети смогут совершенствовать свой игровой аппарат. Исполнение учащимися данных произведений вызовет у них положительные эмоции, настраивающие на позитивное видение мира.
Исполнение пьес возможно, как в сольном варианте, так и в ансамбле с другими инструментами: домра, саксофон, аккордеон и т.д. Все произведения опробованы и исполнены на концертах и конкурсах различных уровней (областные, региональные, международные).
Данное учебное пособие написано для синтезатора PSR-S910. Возможно исполнять и на других моделях синтезаторов различных фирм (Yamaha, Casio).
Хочется верить, что предложенные произведения смогут привлечь детей к процессу обучения и сделает его более интересным и увлекательным!
Regist. Memory |
Voice- Right 1 |
Voice- Right 2 |
Voice- Left |
Style |
M.P |
1 |
Grand Piano |
Jazz Flute |
|
12-8 Ballad |
Steel Guitar 6-8 |
2 |
Allegro |
Studio Strings |
Watariyat |
12-8 Ballad |
M.P + Piano Arp 16 Beat |
3 |
Piano |
Octave Piano 2 |
Gothic Vox |
12-8 Ballad |
Steel Guitar 6-8 |
4 |
Concert String |
Allegro |
Studio String |
12-8 Ballad |
M.P + Piano Arp 8 Beat |
Regist. Memory |
Voice- Right 1 |
Voice- Right 2 |
Voice- Left |
Style |
M.P |
1 |
Grand Piano |
Grand Piano |
|
Pub Piano |
Steel BS ChdFast |
2 |
Jazz Clarinet |
Trombone |
|
Pub Piano |
Piano Arp 16 Beat |
3 |
Steirische |
Musette Accordion |
|
|
Snare Pay 1 |
4 |
Honky Tonk |
Brigth Piano |
|
|
Twinke Arpeggio |
Regist. Memory |
Voice- Right 1 |
Voice- Right 2 |
Voice- Left |
Style |
M.P |
1 |
Octave Piano 1 |
Celesta |
|
Christmas Swing |
Nylon Bossa 1 |
2 |
Bandoneon |
String Quartet |
|
|
Piano Arp 16 Beat |
o J |
Grand Piano |
Allegro |
Strings |
|
M.P + Steel Triplet 1 |
4 |
Bright Trumpet |
Allegro |
Hah Choir |
|
Nylon Bossa 2 |
Regist. Memory |
Voice- Right 1 |
Voice- Right 2 |
Voice- Left |
Style |
M.P |
1 |
Grand Piano |
Sweet DX |
|
Pop Gtr Ballad |
Steel Gtr Picky |
2 |
Allegro |
Allegro |
Voices |
Pop Gtr Ballad |
M.P + Piano Arp 8 Beat |
3 |
Grand Piano |
Octave Piano 2 |
Concerto Strings |
Pop Gtr Ballad |
M.P + Shaker 8 Tamb |
4 |
Time Travel |
Octave Piano 2 |
Concerto Strings |
Pop Gtr Ballad |
M.P + Shaker 8 Tamb |
Regist. Memory |
Voice- Right 1 |
Voice- Right 2 |
Voice- Left |
Style |
M.P |
1 |
Jazz Vibes |
|
|
Cool & Beat |
Shaker & Tamb |
2 |
Galaxy EP |
Grand Piano |
Gospel Voices |
Cool & Beat |
Piano Arp & Beat |
3 |
Soprano Sax |
Musette Accordion |
Gospel Voices |
Cool & Beat |
Nylon Bossa 12 |
4 |
Allegro |
Concerto Strings |
Ghotic VOS |
Cool & Beat |
Nylon Bossa 12 |
5 |
Vibraphone |
Jazz Vibes |
Ghotic VOS |
Cool & Beat |
|
Regist. Memory |
Voice- Right 1 |
Voice- Right 2 |
Voice- Left |
Style |
Sp. Point |
M.P |
1 |
Soprano Sax |
Allegro |
|
Eazy Ballad |
F#2 |
Harpeggiol |
2 |
Moonlight |
Strings |
|
Eazy Ballad |
F#2 |
Stee 18 BtStrum 1 |
1 |
Concetr Strings |
Allegro |
Gothic Vox |
Eazy Ballad |
F#2 |
Piano Arp 8 Beat |
4 |
Grand Piano |
Movie Strings |
Gothic Vox |
Eazy Ballad |
F#2 |
Steel Gtr Pick 4 |
5 Trahstpose+1 |
Allegro |
Studio Strings |
|
Eazy Ballad |
F#2 |
Piano Arc 16 Beat |
7 |
Vibraphone |
Trance MW |
Heaven Arpeggio |
|
|
|
8 |
Vibraphone |
Trance MW |
Heaven Arpeggio |
|
|
|
Regist. Memory |
Voice- Right 1 |
Voice- Right 2 |
Voice- Left |
Style |
M.P. |
1 |
Pedal Steel |
Smail Accordion |
|
Country Pop |
E. Gtr Pock 1 |
2 |
Harmonica |
Mellow Trumped |
Gospel Voices |
Country Pop |
E. Gtr Pock 2 |
3 |
Grand Piano |
Strings |
Gospel Voices |
Country Pop |
Allegro |
4 |
Soprano Sax |
Chamber Strings |
Gospel Voices |
Country Pop |
Allegro |
5 |
Allegro |
Mellow Trumpet |
Strings |
Country Pop |
E.Gtr 8 Bt Strm2 |
6 TRANCpose+2 |
Allegro |
Piano Orchestra |
Concert Strings |
|
Allegro+ Snare Play 1 |
7 |
Soprano Sax |
Chamber Strings |
|
|
|
Regist. Memory |
Voice- Right 1 |
Voice- Right 2 |
Voice- Left |
Style |
M.P |
1 |
Jazz Vibes |
Vibes 8 Jazz Guitar |
Shower |
Worship Med A |
Xmas Loops |
2 |
Soprano Sax |
Movie Strings |
|
В |
Nylon Bossa 2 |
о |
Trumpet |
Jazz Artist |
|
D |
Nylon Bossa 1 |
4 |
Time Travel |
Sweet DX |
|
D |
Heaven Arpeggio |
5 |
Concert Grand |
Allegro |
VP Soft |
D |
Piano Arp 16 Beat |
Regist. Memory |
Voice- Right 1 |
Voice- Right 2 |
Voice- Left |
Style |
M.P |
1 |
Galaxy EP |
Movie Strings |
|
Guitar Serenade A |
Heaven Arpeggio |
2 |
Allegro |
Concert Strings |
Gothic Vox |
С |
Steel Tripled |
3 |
Butter Strings |
Sweet DX |
|
С |
M.P.(3) |
4 |
Soprano Sax |
Allegro |
Gothic Vox |
С |
M.P.(3) |
5 |
Bright Piano |
Concert Strings t |
|
С |
Ethnic Perc |
6 |
Allegro |
Bright Trumpet |
Gothic Vox |
D |
Strings Arpeggio |
7 |
Time Travel |
|
|
A |
Heaven Arpeggio |
Regist. Memory |
Voice- Right 1 |
Voice- Right 2 |
Voice- Left |
Style |
M.P |
1 |
Jazz Clarinet |
Gothic Vox |
Mello Pad |
Worship Slow |
Steel Gtr Pick 3 |
2 |
Allegro |
Concert Strings |
Strings |
Worship Slow |
Piano Arp 16 Beat |
3 |
Grand Piano |
Concert Guitar |
Mello Pad |
+ |
M.P |
Методические рекомендации
«МЕЛОДИЯ»
«Сколько звёзд на ясном небе! Сколько колосков в полях!
Сколько песенок у птицы! Сколько листьев на ветвях!
Только солнце-одно на свете! Только мама - одна на свете!»
Style - ballad - лирический, песенный. Мелодия песенного склада лирического настроения проста в исполнении, написана в свободной форме. Сложность заключается в исполнении триолей в правой руке, где нужно выделять мелодию в верхнем голосе, а также в записи второго голоса в М.Р.
«ШУТОЧНАЯ»
«Ох и весело у нас Всем на дне рождения! Пляшем, песенки поём И едим печение!»
Простая двухчастная форма. Весёлая, озорная мелодия подхватывается то одним, то другим инструментами!
«НАСТРОЕНИЕ»
«Мне бы два крыла волшебных, Чтоб могла подняться в небо!
Там, в небесной тишине Пели ангелы бы мне.»
(JI. Тимербулатова)
Форма свободная. Светлая, задушевная мелодия песенного склада настраивает на позитивный лад. Излагается в начале одноголосно, а затем звучит в октаву. Каскад из восьмых нот создаёт настроение полётности, воодушевлённости. Трудность исполнения составляет движение по нисходящей гамме с хорошей артикуляцией. Крайние части играть хорошим legato.
«ОСЕНЬ»
«Ожерельем золотым осень закружила, Клином белых журавлей лето проводила. Устлала листвою путь по лесным дорожкам. Осень, осень не спеши - погоди немножко!»
(JI. Тимербулатова)
Трёхчастная форма. Мелодия лирическая, песенного склада. Это созерцание природы: золотые, багряные краски, аромат опавшей листвы. Задача учащегося - записать второй голос в М.Р. и суметь сыграть одновременно с мелодией. В каденции произведения важно во время остановить автоаккомпанемент (АСМР - кнопка stop) и снова включить. Важно научить ребенка быстро ориентироваться на панели синтезатора.
«ОБЛАКА»
«Вытканы из кружев птицы - облака. Может это сказка мчится сквозь века?»
Двухчастная форма. Мелодия песенного склада. Вступление и заключение - это лёгкость, воздушность, как облака, невесомые! Необходима ритмическая свобода при исполнении пунктирного ритма. Трудность составляет запись второго голоса в М.Р. и добавление ритмических вставок, находящихся в банке М.Р.
«ПЕСНЯ»
«Я слышу музыку, когда цветут сады И журавли стремятся к дому. Она рисует светлые мечты,
Как будто не умеет по-другому.»
(JI. Козырь)
Мелодия песенного склада, в свободной форме. Вступление-это хрупкая джазовая мелодия с синкопированным ритмом. Тема по характеру нежная, мягкая. Кульминация - взволнованная, одухотворённая. Для того, чтобы произведение прозвучало в стиле, необходимо освоить синкопированный ритм. Трудностью является исполнение интервалов в правой руке и дальнейших гаммообразных пассажей с хорошей артикуляцией, навык смены аккордов в левой руке. Необходимо объяснить учащемуся понятие модуляции и способы ее применения.
«В ПУТЬ»
«В дальний путь собирается детство,
Ведь ему же шагать и шагать! Много хочется дорогого
В путь-дорогу с собою забрать: Все мечты, игры, смех и забавы, И друзей, и любви хоровод -
Знать бы только хотелось мне, право- Что же там впереди меня ждёт?!»
(JI. Тимербулатова)
Мелодия песенного склада, в свободной форме. Восьмые ноты создают ощущение движения, скорости, устремленности! Пьеса требует хорошей беглости пальцев, нисходящие и восходящие гаммообразные пассажи необходимо исполнять с достаточной четкостью. Трудность составляет запись второго голоса в М.Р.
«ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ»
«Погода плачет за окном,
В асфальт бросает свои слёзы, И от весеннего дождя
Дрожат промокшие берёзы!»
Мелодия песенного склада, в свободной форме. Первая часть лёгкая, джазовая, с оттенком лёгкой грусти. Вторая часть более воодушевлённая. Трудность - интервальное движение мелодии и гаммообразный пассаж. В средней части главное - уловить в мелодии ритм, сыграть аккорды ловко и четко. Далее желательно вставить импровизацию (саксофон). В третьей части имитируется дождь. Здесь необходимо слышать и выделять верхний голос
«СЕРЕНАДА»
«Серенады чудо - звуки Льются песней ручейка, И гитары, слышно, руки Чуть касаются слегка!»
Мелодия песенного склада, в свободной форме, лирического характера. Трудность исполнения заключается в параллельных терциях, которые желательно провести певуче и связно. В средней части на фоне восьмых нот слушать второй голос; это как будто разговор двух влюблённых. Музыка средней части передает состояние взволнованности и переживания. Здесь так же необходим навык записи второго голоса в М.Р.
«МУЗЫКА ДУШИ»
«Я слушаю осенний дождь,
«Осенний дождь в ночной тиши! Он удивительно похож
На МУЗЫКУ моей ДУШИ!»
(М. Васильков)
Мелодия песенного склада, в свободной форме. Некоторую сложность составляют параллельные терции в правой руке и точная смена аккордов в левой руке. Первая часть нежная, певучая. Средняя часть - непрерывное движение шестнадцатых нот с записью второго голоса в М.Р. Исполнять певучим legato, очень выразительно.
Пьесы данного сборника предполагают выразительное исполнение, что способствует эмоциональному развитию учащегося. Гаммообразные пассажи, легкое исполнение двойных нот и аккордов, ритмические фигурации способствуют техническому развитию учащегося. А умение настраивать баланс мелодии и автоаккомпанемента способствует развитию слуха. В пьесах интересная гармоническая палитра, есть отклонения и модуляции в тональности первой степени родства, что позволяет каждому учащемуся самостоятельно сделать гармонический анализ пьесы. В некоторых пьесах используются джазовые ритмы («Песня», «Весенний дождь»), и это раздвигает слуховой опыт и техническую оснащенность учащегося. Для глубокого освоения произведений возможны прослушивания классических образцов русской и западноевропейской музыки, а также произведений изобразительного искусства
Список литературы