Музыка души


Автор: Комарова Ольга Аркадьевна

Предмет: Инструментальное исполнительство

Класс: Дети

Тип материала: Методическое пособие

"Музыка души"

Краткое описание работы: пьесы для учащихся средних классов. Синтезатор

Я слышу музыку, когда идут дожди И небо в клочья рвут раскаты грома,

И тёплым ощущением в груди

Она, наверно, каждому знакома.

 

Я слышу музыку, когда метут снега, Когда ветра стучатся в дом снаружи...

Она ко мне приходит сквозь века

И греет душу среди зимней стужи.

 

Я слышу музыку, когда цветут сады

И журавли ключом стремятся к дому...

Она рисует светлые мечты,

Как будто не умеет по-другому.

 

Я слышу музыку, которая всегда

Звучит без всякой видимой причины

И, словно путеводная звезда,

Указывает новые вершины!

Л. Козырь

Пояснительная записка

Главная цель музыкального образования - научить ребёнка любить музыку. Слушая музыку, человек становится более отзывчивым на чужую боль. Пытаясь выразить себя в музыке ребёнок определяет таким образом своё отношение к окружающему миру, к жизни.

Главная цель музыкального воспитания - воспитание духовности и нравственности, креативности и компетентности, ответственности и патриотизма. Важнейшим условием её реализации является приобщение учащихся к музицированию на электронных цифровых инструментах в самых разнообразных формах проявления творческой деятельности (электронной аранжировки и исполнительства, игры по слуху и в ансамбле, импровизации и композиции).

Предлагаемое учебное пособие состоит из пьес лирического склада, методических комментариев со стихами, иллюстрациями, что делает его образно доступным, практичным и актуальным в современном образовательном процессе.

Работа учащихся над репертуаром позволит добиться главной цели и решить следующие задачи:

-  развитие чувственного восприятия, способности к эмоционально-эстетической оценке;

-  привитие интереса к электронным инструментам и процессу обучения на них;

-  формирование и развитие игровых навыков на синтезаторе;

-  расширение музыкального кругозора учащихся.

Произведения этого пособия предназначены для учащихся средних классов ДМШ, ориентированы на уровень технических трудностей, предусмотренных программными требованиями ДМШ.

Актуальность данного пособия заключается в том, чтобы расширить репертуар для синтезатора и заинтересовать учащихся в обучении на этом инструменте.

Все пьесы имеют программную основу. Каждая пьеса имеет название, помогающее учащемуся более полно сформировать и раскрыть музыкальный образ.

Автор предлагает таблицы в конце каждого произведения, где рекомендует различные настройки синтезатора (стиль, тембры, темп, М.П).

Работая над произведениями данного пособия, учащиеся познакомятся с различными стилями, что поможет им более ярко воспринимать новые и необычные звучания. Дети смогут совершенствовать свой игровой аппарат. Исполнение учащимися данных произведений вызовет у них положительные эмоции, настраивающие на позитивное видение мира.

Исполнение пьес возможно, как в сольном варианте, так и в ансамбле с другими инструментами: домра, саксофон, аккордеон и т.д. Все произведения опробованы и исполнены на концертах и конкурсах различных уровней (областные, региональные, международные).

Данное учебное пособие написано для синтезатора PSR-S910. Возможно исполнять и на других моделях синтезаторов различных фирм (Yamaha, Casio).

Хочется верить, что предложенные произведения смогут привлечь детей к процессу обучения и сделает его более интересным и увлекательным!

 

Regist. Memory

Voice- Right 1

Voice- Right 2

Voice- Left

Style

M.P

1

Grand Piano

Jazz Flute

 

12-8

Ballad

Steel Guitar

6-8

2

Allegro

Studio Strings

Watariyat

12-8

Ballad

M.P + Piano Arp 16 Beat

3

Piano

Octave Piano 2

Gothic Vox

12-8

Ballad

Steel Guitar 6-8

4

Concert String

Allegro

Studio String

12-8

Ballad

M.P + Piano Arp 8 Beat

 

Regist. Memory

Voice- Right 1

Voice- Right 2

Voice- Left

Style

M.P

1

Grand Piano

Grand Piano

 

Pub Piano

Steel BS ChdFast

2

Jazz Clarinet

Trombone

 

Pub Piano

Piano Arp 16 Beat

3

Steirische

Musette Accordion

 

 

Snare Pay 1

4

Honky Tonk

Brigth Piano

 

 

Twinke Arpeggio

Regist. Memory

Voice- Right 1

Voice- Right 2

Voice- Left

Style

M.P

1

Octave

Piano 1

Celesta

 

Christmas Swing

Nylon Bossa 1

2

Bandoneon

String Quartet

 

 

Piano Arp 16 Beat

o J

Grand Piano

Allegro

Strings

 

M.P + Steel Triplet 1

4

Bright Trumpet

Allegro

Hah Choir

 

Nylon Bossa 2

 

Regist. Memory

Voice- Right 1

Voice- Right 2

Voice- Left

Style

M.P

1

Grand Piano

Sweet DX

 

Pop Gtr Ballad

Steel Gtr Picky

2

Allegro

Allegro

Voices

Pop Gtr Ballad

M.P + Piano Arp 8 Beat

3

Grand Piano

Octave Piano 2

Concerto Strings

Pop Gtr Ballad

M.P + Shaker 8 Tamb

4

Time Travel

Octave Piano 2

Concerto Strings

Pop Gtr Ballad

M.P + Shaker 8 Tamb

 

 

 

Regist. Memory

Voice- Right 1

Voice- Right 2

Voice- Left

Style

M.P

1

Jazz Vibes

 

 

Cool & Beat

Shaker & Tamb

2

Galaxy EP

Grand Piano

Gospel Voices

Cool & Beat

Piano Arp & Beat

3

Soprano Sax

Musette Accordion

Gospel Voices

Cool & Beat

Nylon Bossa 12

4

Allegro

Concerto Strings

Ghotic VOS

Cool & Beat

Nylon Bossa 12

5

Vibraphone

Jazz Vibes

Ghotic VOS

Cool & Beat

 

Regist.

Memory

Voice- Right 1

Voice- Right 2

Voice-

Left

Style

Sp.

Point

M.P

1

Soprano Sax

Allegro

 

Eazy Ballad

F#2

Harpeggiol

2

Moonlight

Strings

 

Eazy Ballad

F#2

Stee 18

BtStrum 1

1

Concetr Strings

Allegro

Gothic Vox

Eazy Ballad

F#2

Piano Arp 8 Beat

4

Grand Piano

Movie Strings

Gothic Vox

Eazy Ballad

F#2

Steel Gtr Pick 4

5

Trahstpose+1

Allegro

Studio Strings

 

Eazy Ballad

F#2

Piano Arc 16 Beat

7

Vibraphone

Trance MW

Heaven Arpeggio

 

 

 

8

Vibraphone

Trance MW

Heaven Arpeggio

 

 

 

 

 

Regist. Memory

Voice- Right 1

Voice- Right 2

Voice- Left

Style

M.P.

1

Pedal Steel

Smail Accordion

 

Country Pop

E. Gtr Pock 1

2

Harmonica

Mellow Trumped

Gospel Voices

Country Pop

E. Gtr Pock 2

3

Grand Piano

Strings

Gospel Voices

Country Pop

Allegro

4

Soprano Sax

Chamber Strings

Gospel Voices

Country Pop

Allegro

5

Allegro

Mellow Trumpet

Strings

Country Pop

E.Gtr 8 Bt Strm2

6

TRANCpose+2

Allegro

Piano Orchestra

Concert Strings

 

Allegro+ Snare Play 1

7

Soprano Sax

Chamber Strings

 

 

 

Regist. Memory

Voice- Right 1

Voice- Right 2

Voice- Left

Style

M.P

1

Jazz Vibes

Vibes 8 Jazz Guitar

Shower

Worship Med A

Xmas Loops

2

Soprano Sax

Movie Strings

 

В

Nylon Bossa 2

о

Trumpet

Jazz Artist

 

D

Nylon Bossa 1

4

Time Travel

Sweet DX

 

D

Heaven Arpeggio

5

Concert Grand

Allegro

VP Soft

D

Piano Arp

16 Beat

 

 

 

 

Regist. Memory

Voice- Right 1

Voice- Right 2

Voice- Left

Style

M.P

1

Galaxy EP

Movie Strings

 

Guitar Serenade A

Heaven Arpeggio

2

Allegro

Concert Strings

Gothic Vox

С

Steel Tripled

3

Butter Strings

Sweet DX

 

С

M.P.(3)

4

Soprano Sax

Allegro

Gothic Vox

С

M.P.(3)

5

Bright Piano

Concert Strings t

 

С

Ethnic Perc

6

Allegro

Bright Trumpet

Gothic Vox

D

Strings Arpeggio

7

Time Travel

 

 

A

Heaven Arpeggio

Regist. Memory

Voice- Right 1

Voice- Right 2

Voice- Left

Style

M.P

1

Jazz Clarinet

Gothic Vox

Mello Pad

Worship Slow

Steel Gtr Pick 3

2

Allegro

Concert Strings

Strings

Worship Slow

Piano Arp 16 Beat

3

Grand

Piano

Concert

Guitar

Mello

Pad

+

M.P

Методические рекомендации

 

«МЕЛОДИЯ»

«Сколько звёзд на ясном небе! Сколько колосков в полях!

Сколько песенок у птицы! Сколько листьев на ветвях!

Только солнце-одно на свете! Только мама - одна на свете!»

Style - ballad - лирический, песенный. Мелодия песенного склада лирического настроения проста в исполнении, написана в свободной форме. Сложность заключается в исполнении триолей в правой руке, где нужно выделять мелодию в верхнем голосе, а также в записи второго голоса в М.Р.

 

«ШУТОЧНАЯ»

«Ох и весело у нас Всем на дне рождения! Пляшем, песенки поём И едим печение!»

Простая двухчастная форма. Весёлая, озорная мелодия подхватывается то одним, то другим инструментами!

 

«НАСТРОЕНИЕ»

«Мне бы два крыла волшебных, Чтоб могла подняться в небо!

Там, в небесной тишине Пели ангелы бы мне.»

(JI. Тимербулатова)

Форма свободная. Светлая, задушевная мелодия песенного склада настраивает на позитивный лад. Излагается в начале одноголосно, а затем звучит в октаву. Каскад из восьмых нот создаёт настроение полётности, воодушевлённости. Трудность исполнения составляет движение по нисходящей гамме с хорошей артикуляцией. Крайние части играть хорошим legato.

 

«ОСЕНЬ»

«Ожерельем золотым осень закружила, Клином белых журавлей лето проводила. Устлала листвою путь по лесным дорожкам. Осень, осень не спеши - погоди немножко!»

(JI. Тимербулатова)

Трёхчастная форма. Мелодия лирическая, песенного склада. Это созерцание природы: золотые, багряные краски, аромат опавшей листвы. Задача учащегося - записать второй голос в М.Р. и суметь сыграть одновременно с мелодией. В каденции произведения важно во время остановить автоаккомпанемент (АСМР - кнопка stop) и снова включить. Важно научить ребенка быстро ориентироваться на панели синтезатора.

«ОБЛАКА»

«Вытканы из кружев птицы - облака. Может это сказка мчится сквозь века?»
Двухчастная форма. Мелодия песенного склада. Вступление и заключение - это лёгкость, воздушность, как облака, невесомые! Необходима ритмическая свобода при исполнении пунктирного ритма. Трудность составляет запись второго голоса в М.Р. и добавление ритмических вставок, находящихся в банке М.Р.

«ПЕСНЯ»

«Я слышу музыку, когда цветут сады И журавли стремятся к дому. Она рисует светлые мечты,

Как будто не умеет по-другому.»

(JI. Козырь)

Мелодия песенного склада, в свободной форме. Вступление-это хрупкая джазовая мелодия с синкопированным ритмом. Тема по характеру нежная, мягкая. Кульминация - взволнованная, одухотворённая. Для того, чтобы произведение прозвучало в стиле, необходимо освоить синкопированный ритм. Трудностью является исполнение интервалов в правой руке и дальнейших гаммообразных пассажей с хорошей артикуляцией, навык смены аккордов в левой руке. Необходимо объяснить учащемуся понятие модуляции и способы ее применения.

 

«В ПУТЬ»

«В дальний путь собирается детство,

Ведь ему же шагать и шагать! Много хочется дорогого

В путь-дорогу с собою забрать: Все мечты, игры, смех и забавы, И друзей, и любви хоровод -

Знать бы только хотелось мне, право- Что же там впереди меня ждёт?!»

(JI. Тимербулатова)

 

Мелодия песенного склада, в свободной форме. Восьмые ноты создают ощущение движения, скорости, устремленности! Пьеса требует хорошей беглости пальцев, нисходящие и восходящие гаммообразные пассажи необходимо исполнять с достаточной четкостью. Трудность составляет запись второго голоса в М.Р.

«ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ»

«Погода плачет за окном,

В асфальт бросает свои слёзы, И от весеннего дождя

Дрожат промокшие берёзы!»

Мелодия песенного склада, в свободной форме. Первая часть лёгкая, джазовая, с оттенком лёгкой грусти. Вторая часть более воодушевлённая. Трудность - интервальное движение мелодии и гаммообразный пассаж. В средней части главное - уловить в мелодии ритм, сыграть аккорды ловко и четко. Далее желательно вставить импровизацию (саксофон). В третьей части имитируется дождь. Здесь необходимо слышать и выделять верхний голос

«СЕРЕНАДА»

«Серенады чудо - звуки Льются песней ручейка, И гитары, слышно, руки Чуть касаются слегка!»

Мелодия песенного склада, в свободной форме, лирического характера. Трудность исполнения заключается в параллельных терциях, которые желательно провести певуче и связно. В средней части на фоне восьмых нот слушать второй голос; это как будто разговор двух влюблённых. Музыка средней части передает состояние взволнованности и переживания. Здесь так же необходим навык записи второго голоса в М.Р.

 

«МУЗЫКА ДУШИ»

«Я слушаю осенний дождь,

«Осенний дождь в ночной тиши! Он удивительно похож

На МУЗЫКУ моей ДУШИ!»

(М. Васильков)

Мелодия песенного склада, в свободной форме. Некоторую сложность составляют параллельные терции в правой руке и точная смена аккордов в левой руке. Первая часть нежная, певучая. Средняя часть - непрерывное движение шестнадцатых нот с записью второго голоса в М.Р. Исполнять певучим legato, очень выразительно.

Пьесы данного сборника предполагают выразительное исполнение, что способствует эмоциональному развитию учащегося. Гаммообразные пассажи, легкое исполнение двойных нот и аккордов, ритмические фигурации способствуют техническому развитию учащегося. А умение настраивать баланс мелодии и автоаккомпанемента способствует развитию слуха. В пьесах интересная гармоническая палитра, есть отклонения и модуляции в тональности первой степени родства, что позволяет каждому учащемуся самостоятельно сделать гармонический анализ пьесы. В некоторых пьесах используются джазовые ритмы («Песня», «Весенний дождь»), и это раздвигает слуховой опыт и техническую оснащенность учащегося. Для глубокого освоения произведений возможны прослушивания классических образцов русской и западноевропейской музыки, а также произведений изобразительного искусства

Учебно-методическое обеспечение

  1. Кабинет звукозаписи
  2. Синтезаторы Yamaha PSR-S910, PSR-S700
  3. Аудио-видео аппаратура
  4. Колонки
  5. Микшер
  6. Наушники

Список литературы

 

  1. Музыка. 2-8 классы. Художественно-образное развитие школьников: разработки уроков. Автор-составитель Абудеева Н.Б., Карпушина Л.П. - Волгоград: Учитель, 2010.
  2. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки - М., 1990.
  3. Современное музыкальное образование 2011 - Санкт-Петербург, 2011: И.Л. Красильников «Электронное музыкальное творчество», стр. 24.
  4. Современное музыкальное образование 2011 - Санкт-Петербург, 2011: М.Л. Космовская «Несколько мыслей о результативности деятельности учителя в свете новых образовательных стандартов», стр. 9.