В гостях у народных умельцев


Автор: Мордасова Юлия Анатольевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Сценарий мероприятия

В гостях у народных умельцев

Краткое описание работы: сценарий внеклассного мероприятия по теме "Народные промыслы России"

Внеклассное мероприятие по теме "В гостях у народных умельцев". 2-й класс

Цель: Провести путешествие по местам художественных промыслов с опорой на выставку. Освоить этапы росписи изделия. Показать связь устного, музыкального фольклора, воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству. Познакомить со сказом о Хохломе.

Оборудование урока: Учебные таблицы, готовые изделия хохломской росписи, заготовки под роспись. Для учеников  - фломастеры.

Ход урока

Учитель начальных классов: Народное декоративно-прикладное искусство результат творчества многих поколений мастеров.

Россия-это страна лесов, полей, голубых рек и озер. Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, когда шла полевая страда (пахота, сев, сенокос, уборка урожая), то все люди были заняты. А вот с наступлением осени.

(Осенняя песенка)

А поздней осенью и зимой длинными вечерами женщины ткали, пряли ткани, шили, вышивали. Мужчины занимались изготовлением глиняной посуды и деревянной, росписью и чеканкой, плетением из лозы.(Слайды)

(Песня “Пряха” в обработке С. Погребова)

Учитель начальных классов: Так родились народные промыслы. (определение ученик) А так как мастерство передавалось от отца к сыну, то часто оно становилось семейным промыслом.

Учитель музыки: Но не только делали предметы быта, но и музыкальные инструменты. Их в мире столько, что никто до сих пор не смог назвать их точное число. Но некоторые мы с вами знаем.  Музыкальная викторина. Угадай

 Загадка про ложки

Мы сегодня поговорим о ложках. (Что такое ложка - сообщение) В древности на Руси крестьяне в основном пользовались деревянной или глиняной посудой, и нередко все, что оказывалось под рукой, становилось музыкальным инструментом. Неизвестно, кто первым попробовал играть на деревянных ложках, но как здорово было придумано! Давно было замечено, что у всякого дерева есть свой голос. Самые “музыкальные, звонкие” ложки получаются из клена. Играют обычно тремя или пятью ложками. Например, две ложки зажимают между пальцами левой руки, а третью держат правой, и этой ложкой бьют скользящим движением по двум другим. Иногда к ложкам приделывали бубенчики. Веселое пощелкивание ложек и звон бубенчиков когда-то сопровождали лихой перепляс на народных гуляньях. (Игра на ложках – видео)

Учитель начальных классов: ),не сразу были красивыми Мы говорим “декоративное” от слова “декор” – украшение. Мы говорим “прикладное” это потому, что приложено к предметам нашей жизни (мебели, посуде, швейным изделиям). Искусство, о котором мы говорим, изначально формировалось в народной среде, как изготовление необходимых в быту предметов. Их делал каждый человек для себя, не будучи профессиональным художником, кузнецом, гончаром. Эта посуда, ковры, одежда, обувь, сумки, скатерти, корзины и много других предметов быта.

-Какие народные промыслы вам известны? На уроках изобразительного искусства мы познакомились с росписью? А как возникла хохломская роспись? (сообщение уч-ся) Учитель начальных классов: Я хочу вам поведать сказ о хохломе. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы недовольный церковными нововведениями патриарха Никона и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные изделия, да писать иконы. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиняться Андрей и сжег себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство.

Искрами изошел, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

У хохломы два центра г. Семенов и село Каверино.

Время и место возникновения хохломской росписи никому не известно. Предполагают, что в 17 веке в деревнях на берегу Волги Большие и Малые Безлели, Макушино, Шабаши, Глибино крестьяне вытачивали и расписывали деревянную посуду и везли ее для продажи в село Хохлома, где был базар. Отсюда и пошло название “Хохломская роспись”. Давайте вспомним элементы хохломской росписи:

В хохломской росписи используют три, каких основных цвета? (красный, черный, золотой) Вспомогательными являются, какие цвета? (зеленый и желтый)

– Какими красками рисуем травку? (красной или черной краской на золотом фоне) Ягодки, ребята, расположены вокруг стебелька. В росписи есть еще Кудрины? Что это за узор? (узоры с завитками)

Всё вокруг стремится украсить русский умелец! Если деревянная посуда, то с золотой росписью! Так появилась хохломская роспись! Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Здесь   затейливо переплетаются золотые и красные ягоды, цветы, листочки. Посмотрите, какая красота!  Давайте рассмотрим хохломские изделия на нашей выставке.

– Ребята, а вы хотите стать народными умельцами? Тогда попробуем выполнить роспись на подготовленных ложках.

– Подготовим рабочее место (фломастеры). Приступим к работе.

– При раскрашивании мы будем использовать элементы хохломской росписи

– Завитки, кудрины.

– (Дети приступают к работе)

Учитель музыки: дети приступают к работе, звучит музыка, рассказ

Вы сейчас слушали оркестр русских народных инструментов имени Василия Васильевича Андреева – русский музыкант, виртуоз на балалайке, организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов. Он свободно владел скрипкой, изучал русское народное творчество, играл на различных народных инструментах (балалайке, гармошке, свирели, жалейке).

Оркестр русских народных инструментов был подлинным открытием в мире музыки.

Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Давайте покажем, какие у вас получились ложки? Молодцы!

Но красивая хохломская роспись встречается и сегодня. Посмотрите, как расписали художники предметы современной жизни (компьютер, мышь, стулья, гантели, машину) Приятно видеть такие красивые вещи у себя дома.

И сегодня мастерицы выполняют роспись предметов, чтобы этой красотой любовались другие люди.

У вас получились замечательные ложки. Вы поработаете в группах. И каждая группа, должна представить свои работы. Презентация работ (Музей народных промыслов, в быту, музыкальные инструменты, мастерская)

Мы сегодня побывали в роли художников. А сейчас я вам предлагаю побывать в роли музыкантов.

Кисть хохломская!
Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!

ЧАСТУШКИ О ХОХЛОМЕ

Осень, осень, все сама

Прячет злато в закрома.

Ну какое это злато

— Все сплошная хохлома.

Все листочки как листочки,

Здесь же — каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой!

 

Хохлома да хохлома

— Разукрашу все дома,

А потом всю улицу,

Петуха и курицу!

 

Бабка деда до обеда

Заставляла рисовать

— Ведь в красивую посуду

Щи приятно наливать!

 

Я все небо разрисую.

Разрисую хохломой:

Пусть все летчики летают

Под такою красотой!

Я вчера такое видел

— Не расскажешь никому!

Сидит заяц на березе

И рисует хохлому!

 

Я бегу, устали ноги,

Чем бы можно дух поднять?

Хорошо бы вдоль дороги

Хохлому нарисовать!

 

Хохлома да хохлома,

От нее я без ума.

И еще немножко

От тебя, Тимошка.

 

Ох, Россия, ты Россия,

В каждом граде терема.

Всей земле на удивленье

Городец и хохлома!

 

Ох, Россия, ты Россия,

Славы не убавилось

Хохломой и городцом

На весь мир прославилась