Автор: Мордасова Юлия Анатольевна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Сценарий мероприятия
Краткое описание работы: сценарий внеклассного мероприятия по теме "Народные промыслы России"
Цель: Провести путешествие по местам художественных промыслов с опорой на выставку. Освоить этапы росписи изделия. Показать связь устного, музыкального фольклора, воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству. Познакомить со сказом о Хохломе.
Оборудование урока: Учебные таблицы, готовые изделия хохломской росписи, заготовки под роспись. Для учеников - фломастеры.
Учитель начальных классов: Народное декоративно-прикладное искусство результат творчества многих поколений мастеров.
Россия-это страна лесов, полей, голубых рек и озер. Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, когда шла полевая страда (пахота, сев, сенокос, уборка урожая), то все люди были заняты. А вот с наступлением осени.
(Осенняя песенка)
А поздней осенью и зимой длинными вечерами женщины ткали, пряли ткани, шили, вышивали. Мужчины занимались изготовлением глиняной посуды и деревянной, росписью и чеканкой, плетением из лозы.(Слайды)
(Песня “Пряха” в обработке С. Погребова)
Учитель начальных классов: Так родились народные промыслы. (определение ученик) А так как мастерство передавалось от отца к сыну, то часто оно становилось семейным промыслом.
Учитель музыки: Но не только делали предметы быта, но и музыкальные инструменты. Их в мире столько, что никто до сих пор не смог назвать их точное число. Но некоторые мы с вами знаем. Музыкальная викторина. Угадай
Загадка про ложки
Мы сегодня поговорим о ложках. (Что такое ложка - сообщение) В древности на Руси крестьяне в основном пользовались деревянной или глиняной посудой, и нередко все, что оказывалось под рукой, становилось музыкальным инструментом. Неизвестно, кто первым попробовал играть на деревянных ложках, но как здорово было придумано! Давно было замечено, что у всякого дерева есть свой голос. Самые “музыкальные, звонкие” ложки получаются из клена. Играют обычно тремя или пятью ложками. Например, две ложки зажимают между пальцами левой руки, а третью держат правой, и этой ложкой бьют скользящим движением по двум другим. Иногда к ложкам приделывали бубенчики. Веселое пощелкивание ложек и звон бубенчиков когда-то сопровождали лихой перепляс на народных гуляньях. (Игра на ложках – видео)
Учитель начальных классов: ),не сразу были красивыми Мы говорим “декоративное” от слова “декор” – украшение. Мы говорим “прикладное” это потому, что приложено к предметам нашей жизни (мебели, посуде, швейным изделиям). Искусство, о котором мы говорим, изначально формировалось в народной среде, как изготовление необходимых в быту предметов. Их делал каждый человек для себя, не будучи профессиональным художником, кузнецом, гончаром. Эта посуда, ковры, одежда, обувь, сумки, скатерти, корзины и много других предметов быта.
-Какие народные промыслы вам известны? На уроках изобразительного искусства мы познакомились с росписью? А как возникла хохломская роспись? (сообщение уч-ся) Учитель начальных классов: Я хочу вам поведать сказ о хохломе. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы недовольный церковными нововведениями патриарха Никона и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные изделия, да писать иконы. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиняться Андрей и сжег себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство.
Искрами изошел, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.
У хохломы два центра г. Семенов и село Каверино.
Время и место возникновения хохломской росписи никому не известно. Предполагают, что в 17 веке в деревнях на берегу Волги Большие и Малые Безлели, Макушино, Шабаши, Глибино крестьяне вытачивали и расписывали деревянную посуду и везли ее для продажи в село Хохлома, где был базар. Отсюда и пошло название “Хохломская роспись”. Давайте вспомним элементы хохломской росписи:
В хохломской росписи используют три, каких основных цвета? (красный, черный, золотой) Вспомогательными являются, какие цвета? (зеленый и желтый)
– Какими красками рисуем травку? (красной или черной краской на золотом фоне) Ягодки, ребята, расположены вокруг стебелька. В росписи есть еще Кудрины? Что это за узор? (узоры с завитками)
Всё вокруг стремится украсить русский умелец! Если деревянная посуда, то с золотой росписью! Так появилась хохломская роспись! Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Здесь затейливо переплетаются золотые и красные ягоды, цветы, листочки. Посмотрите, какая красота! Давайте рассмотрим хохломские изделия на нашей выставке.
– Ребята, а вы хотите стать народными умельцами? Тогда попробуем выполнить роспись на подготовленных ложках.
– Подготовим рабочее место (фломастеры). Приступим к работе.
– При раскрашивании мы будем использовать элементы хохломской росписи
– Завитки, кудрины.
– (Дети приступают к работе)
Учитель музыки: дети приступают к работе, звучит музыка, рассказ
Вы сейчас слушали оркестр русских народных инструментов имени Василия Васильевича Андреева – русский музыкант, виртуоз на балалайке, организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов. Он свободно владел скрипкой, изучал русское народное творчество, играл на различных народных инструментах (балалайке, гармошке, свирели, жалейке).
Оркестр русских народных инструментов был подлинным открытием в мире музыки.
Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Давайте покажем, какие у вас получились ложки? Молодцы!
Но красивая хохломская роспись встречается и сегодня. Посмотрите, как расписали художники предметы современной жизни (компьютер, мышь, стулья, гантели, машину) Приятно видеть такие красивые вещи у себя дома.
И сегодня мастерицы выполняют роспись предметов, чтобы этой красотой любовались другие люди.
У вас получились замечательные ложки. Вы поработаете в группах. И каждая группа, должна представить свои работы. Презентация работ (Музей народных промыслов, в быту, музыкальные инструменты, мастерская)
Мы сегодня побывали в роли художников. А сейчас я вам предлагаю побывать в роли музыкантов.
Кисть хохломская!
Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
ЧАСТУШКИ О ХОХЛОМЕ
Осень, осень, все сама
Прячет злато в закрома.
Ну какое это злато
— Все сплошная хохлома.
Все листочки как листочки,
Здесь же — каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют хохломой!
Хохлома да хохлома
— Разукрашу все дома,
А потом всю улицу,
Петуха и курицу!
Бабка деда до обеда
Заставляла рисовать
— Ведь в красивую посуду
Щи приятно наливать!
Я все небо разрисую.
Разрисую хохломой:
Пусть все летчики летают
Под такою красотой!
Я вчера такое видел
— Не расскажешь никому!
Сидит заяц на березе
И рисует хохлому!
Я бегу, устали ноги,
Чем бы можно дух поднять?
Хорошо бы вдоль дороги
Хохлому нарисовать!
Хохлома да хохлома,
От нее я без ума.
И еще немножко
От тебя, Тимошка.
Ох, Россия, ты Россия,
В каждом граде терема.
Всей земле на удивленье
Городец и хохлома!
Ох, Россия, ты Россия,
Славы не убавилось
Хохломой и городцом
На весь мир прославилась