Сценарий открытого мероприятия «Сокровище Дагестана»


Автор: Заирбекова Дина Меджидовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Методические разработки

Сценарий открытого мероприятия «Сокровище Дагестана»

Краткое описание работы: Цель: Познакомить детей с традициями, обычаями и обрядами Дагестана, с жанрами устного народного творчества (песни, считалки, заклинки, игры, танцы).

Цель: Познакомить детей с традициями, обычаями и обрядами Дагестана, с жанрами устного народного творчества (песни, считалки, заклинки, игры, танцы).

Ход мероприятия

1 ведущая: Неповторимыми и своеобразными являются обычаи и традиции горцев. Но общим и основным для всех является, то что горцы во все времена славились искренней любовью к друзьям и жгучей ненавистью к врагам. Другой важной чертой складывания адатов и традиции является тесная связь с соседями: кумыкскими шамхалами, аварскими ханами, свободолюбивыми чеченцами и мн. др.

Песня “Приезжайте в Дагестан” (муз. и слова К. Касимова).

2 ведущая: Наша малая Родина – Дагестан! В переводе “страна гор”. Удивительно богат наш край своими великими горами, цветущими садами и чистыми ручьями. Дагестан – многонациональная страна, с сложившимися веками традициями и обычаями.

1 ведущая: Несмотря на различие языков, обычаев и традиций, народ Дагестана всегда был очень дружным.

                         Девочки исполняют “Чеченский танец”.

2 ведущая: У каждой национальности свои традиции, обычаи и свой характер. Давайте познакомимся с их жизнью.

1 ведущая: Народная мудрость гласит: “Еда – основа жизни”. Всегда на земле сначала существования людей еда оставалась и остается на первом месте. Из уст в уста передавались и дошли до нас пословицы о труде и еде.

“Труд и терпение превращаются в золото”;

“Если две головы согласны, а четыре руки работают, дом разбогатеет”;

“Не потеть спине – не теплеть брюху”;

“Кто весной не сеет, тот осенью не жнет”.

                        Сценка “На кукурузном поле”

Семья: отец, мать и их маленький сын в люльке находятся на кукурузном поле во время прополки.

Мать (восхищенно): Ой, посмотрите, как выросла кукуруза! Какие крупные початки! Машааллах, машааллах. Имам иди обедать, я тебе принесла лепешку из кукурузы и молоко.

Отец (вытирает пот с лица, подходит к люльке с сыном и поет колыбельную):

Будешь ты, сынок, расти, чтобы все уметь,

Чтоб у волка из зубов мясо мог отнять.

Будешь ты, сынок, расти, чтобы ловким быть,

Чтоб у барса из когтей птицу утащить.

Слушать речи стариков и друзей иметь.

Будешь ты, сынок расти, богатеть умом,

Тесной станет колыбель, ты взмахнешь крылом. (

После еды, отдохнувшие отец с матерью танцуют, а затем продолжают прополку.

1 ведущая: А теперь отправимся на равнину к кумыкам на праздник “Навруз байрам” (Наступление весны).

Дети в нарядной национальной одежде обходят дворы с пожеланиями наступления весны:

Весна молодая хозяйка,

С плеча уроню я платок –

И вот запестрела лужайка,

И шмель опрокинул цветок.

Бегите из дома взгляните –

Прекрасна весною земля! (“Навруз байрам къутлу болсун”).

А хозяева одаривают детей сладостями, яйцами, мукой.

Проводится игра “Прыжки через костер”.

2 ведущая: Как оценивается ловкость, мастерство и рукоделие женских рук? По качеству и красоте ковров сотканных прекрасными девушками Табасаранского района. Этот район прославился ковроделием не только в Дагестане, но и за рубежом. Даже американский посол постелил себе Дербентские ковры. 

1 ребенок:

Где узоры для ковра, ты нашла, сестра, скажи?

На лугу полно цветов, погляжу – узор готов.

Тур промчался по горе, след остался на ковре.

2 ребенок:

“Таки-таки-таки-ток” – это маленький станок.

За станком сидит Назлы, вяжет девочка узлы.

3 ребенок:

“Таки-таки-таки-ток” – весело станок поет.

Вяжет девочка узлы – будет коврик у Назлы.

1 ведущая: А сейчас отправимся в высокогорный даргинский аул Кубачи.

Тайну кубачинского искусства

Не ищите в нитках серебра,

Носят тайну этого искусства

В сердце кубачинцы – мастера”.

1 ребенок:

Чтоб дальше жить могло стихотворенье,

Учусь друзья, то весел, то суров,

Имею  я кубачинское терпенье,

Взыскательность аульских мастеров.

2 ребенок:

Кто думает, работа наша – мед,

Пусть в Кубачи хоть на денек придет.

3 ребенок:

Узнаешь ты по голосу певца,

А по узору – златокузнеца.

                              Акушинский танец.

 

2 ведущая: Перед вами прекрасные кувшины, сделанные искусными мастерами из Балхара.

1 ребенок:

Самые красивые кувшины

Делаются из обычной глины.

Так же как прекрасный стих,

Создают из слов простых.

2 ребенок:

Балхарские девушки лепят кувшины,

Украсив узором затейливым им.

И желтая глина и белая глина

Мелькают в проворных руках золотых.

3 ребенок:

 

Балхарец-гончар за работу спокоен,

Сделан кувшин не простой.

В ауле такой наполняться достоин,

Лишь родниковой водой.

1 ведущая: Есть в Дагестане прекрасное село, в котором живут лакцы. Название ему “Цовкра”. Лакцы говорят: “В каждом орехе сидят внутри шуты из Цовкры”. Жители этого аула выбрали для себя совсем необычное занятие – ремесло. С детства все здесь – акробаты, канатоходцы. Теперь это для них и спорт, и искусство, и любимое занятие на досуге.

Звучит старинная лакская музыка. Мальчики ходят по канату.

В это время выходит “Думай” – шут, который по старинному обычаю разбрасывает из своей сумки отруби или зерно, пляшет, кувыркается.

2 ведущая: Объявляется игра “Скачки”. Чей конь пробежит быстрее. Победившему коню на шею завязывают гормендо (старинный платок). Затем победитель – всадник получает в подарок барана и танцует вместе с девушкой.

“Танец чабанов”

Посиделки у очага.

Мальчики и девочки сидят в кругу (коллективное трудовое воспитание). Подготовка кукурузных зерен к посеву. В середине на скатерти разложены национальные блюда. Мальчики и девочки соревнуются в острословии.

О мальчике:

Лоб, как бумага, белый, брови чернильно-черны,

Глаза, как ногайский жемчуг,

Щеки, как яблоки в саду Ахмеда,

Губы медовые, сладкие,

Подбородок – спелая груша,

На всех, десяти пальцах

Ногти, будто монеты серебра. (Кубачи)

О девочке:

Как будто из разных цветов, созданная,

Как будто из красивых трав, сплетенная. (Аварская)

 

О мальчике Красивоокий медвежонок.

Шкатулка, хранящая золото.

Грузинский белый виноград.

Серебряное излучение –

Маленький мой огонек. (Аварская)

 

1 ведущая: В конце хотелось бы сказать: Хвала и величие тебе большой народ, маленького Дагестана! Хвала Родине творцов, поэтов, писателей и великих героев! Да здравствует великая дружба людей, многонационального Дагестана!

 

Песня в исполнении педагога.