Мастер-класс для музыкальных руководителей: «Учимся петь, играя»


Автор: Кортышко Юлия Сергеевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Сценарий мероприятия

Мастер-класс для музыкальных руководителей: «Учимся петь, играя»

Краткое описание работы: На мастер-классе для музыкальных руководителей происходит знакомство с новыми видами игрового распевания для детей дошкольного возраста.

 

I.Введение.

II. Значение игрового распевания для развития

вокальных способностей детей.

III. Вокальные обучалочки.

 

Обучение детей пению – одна из важнейших задач музыкального руководителя детского сада. К тому же это и одна из самых сложных задач, требующих от педагога профессионализма. К сожалению, в последние годы в детских садах музыканты стали меньше уделять внимание развитию детского голоса. При подготовке к праздникам основной акцент ставится на постановке ярких, зрелищных номеров и разучивании эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребенка. И в результате мы слышим, крикливое, фальшивое пение под фонограмму или под громкий аккомпанемент, заглушающий голос дошкольников. Это не только не красиво, неправильно, но и вредно для здоровья детей.

Как же настроить хрупкий, тонкий музыкальный инструмент – детский голос? Как помочь ребенку «поймать» ощущение чистого пения (координацию между слухом и голосом)? Как увлечь, заинтересовать малышей исконно человеческим, « природным» видом эстетической деятельности – пением?

Именно этим проблемам и посвящены такие пособия, как «Игровая методика обучения детей пению» Ольги Валерьевны Кацер, цель которого – ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим голосом.

Мерзлякова Светлана Ивановна  "Учим петь детей 5 -6 лет. Песни и упражнения для развития голоса. ФГОС"

Данное пособие соответствует ФГОС ДО. В комплект "Учим детей петь" вошли 4 книги. В третьей книге представлены упражнения на развитие голоса и музыкального слуха детей 5-лет, песни первой и второй степени трудности. Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей.
Тематический и обучающий диапазон упражнений и песен расширен за счет дополнительного материала.

 Положительной стороной этих методик является стремление доставить детям удовольствие детям, радость от занятия, от самого процесса пения. Поэтому хочется пожелать всем педагогам, работающим с детьми: сделайте этот принцип главным в своей работе, ведь известно, что «учиться надо весело», и тем более, учиться петь нужно радостно, иначе никакие приёмы не помогут достичь желаемого результата.

Пение освобождает человека от негативных эмоций, мыслей, снимает нервное напряжение, приводит человека к состоянию покоя и радости.
Однако, надо отметить, что пение, музыкальное интонирование – явление очень непростое, и зависит оно от нескольких факторов.

Во-первых, это наличие наследственных музыкальных способностей, доставшихся ребенку от родителей.

Во-вторых, это окружающая музыкально-певческая среда, в которой живут традиции семейного пения, сопровождающие ребенка с рождения. Музыкальное окружение, когда в семье кто-нибудь играет или поет, является особенно благоприятным условием развития музыкального слуха и укрепления музыкальной памяти.

Наличие музыкально-певческой среды является фундаментом, на основе которого формируются музыкальные способности ребенка. В это время формирование голоса и речи ребенка полностью зависит от окружающих его взрослых .

Если дома музыкально-певческая среда по каким-либо причинам не сложилась, то необходимо организовать ее в ДОУ: музыка и пение должны стать частью жизни детей в группе.

 

Н.А.Ветлугина так определяет значение пения в дошкольном возрасте: " Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, музыке; обогащаются переживания ребёнка; активно формируются музыкально-сенсорные способности, особенно музыкально - слуховые представления звуковысотных отношений".

Песенный репертуар включает в себя два аспекта:

 упражнения для развития певческого голоса и слуха;

 песни для различных видов музыкальной деятельности.

Целью певческих упражнений, т.е. распевания является развитие певческой техники и музыкального слуха. "Каждое упражнение имеет свою ясную узкую задачу: развитие дикции, дыхания, диапазона, чистого интонирования, но решается на основе всего комплекса навыков. Эта работа обязательно должна быть системной и постоянной",- этому учит нас Н.А. Ветлугина, об этом пишет в своих работах А.И. Катинене. Эти утверждения абсолютно верны, но набор и репертуар этих упражнений относительно невелик, а наша творческая профессия стимулирует нас искать всё новые и новые формы обучения.

"Образная игровая форма позволяет поддерживать у детей интерес к любому виду музыкальной деятельности, осуществлять её более успешно и свободно", - отмечают Л.Н. Комисарова и Э.П. Костина. Музыка может быть подобрана так интересно и образно, что объяснит всё сама, без скучных монологов-пояснений. Ведь даже в усвоении музыкально-ритмических движений, развитии чувства ритма, музыка и наглядность в образной форме может оказать неоценимую услугу!

"Детское исполнительство требует определённых тренировочных действий: повторений, упражнений, закреплений. Но самое главное - чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности.

Все упражнения, которые даются для овладения определёнными навыками и умениями, должны носить игровую форму, быть образными. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей", - эти слова Н.А.Ветлугиной должны быть девизом и руководством к действию для всех, кто работает с детьми.

Какова же роль взрослого в детском творческом процессе? А.В.Запорожец, Н.А.Ветлугина, И.Л. Дзержинская признают интуитивность и самобытность художественного творчества детей, но считают нужным разумное влияние педагогов. Если взрослый разовьёт в ребёнке навыки исполнительства и положительно оценит то, что ребёнок сочинил или придумал, такое вмешательство только поощряет к творчеству.

Обучение пению невозможно без восприятия музыки. Ведь умение различать музыку по характеру, высоте, настроению, образности, которое так необходимо в правильном и красивом пении, развивается именно через этот раздел музыкального воспитания.

В разделе «Восприятие музыки» с первой младшей группы на каждом занятии необходимо проводить образное слушание, в котором ребёнок находит образные, зрительные ассоциации к музыке.

Если мелодия сыграна в высоком регистре, значит, музыка своей волшебной кисточкой нарисовала нам птичку, бабочку, цветок, дождик, зайчика и т.д., при этом необходимо делать акцент на то, что только высокая музыка позовёт к нам этих персонажей, а на звучание средней или низкой музыки к нам в гости придут медвежонок, тигрёнок, машина и т.д. В старших группах дети к услышанной музыке сочиняют целые пейзажи, зарисовки, подбирают героев и сюжеты сказок.

 

Теоретическое и слуховое распознавание высоких, средних звуков очень важно закреплять на практике голосом, для этого и существует раздел «Распевание» музыкального занятия.

Как правило, детям и их наставникам очень нравится петь. А распеваться?

Ведя диалог с детьми, мы выясняем: может ли спортсмен добиться рекорда, если он не будет тренироваться?; сможет ли без подготовки лётчик поднять в небо самолёт?; сможет ли портниха сшить бальное платье, если она не знает, как вставить нитку в иголку? Конечно, нет. Тогда сможет ли певец прекрасно исполнить песню, если он этому не учится и не упражняет свой голос?

Упражнения для голоса, а именно распевки, не всегда любят и используют музыканты в своей работе, относясь к ним довольно эпизодично, ссылаясь на нехватку времени - успеть бы остальное!

Всё это понятно и объяснимо, но, только относясь к этим упражнениям халатно, мы платим за это большую цену – наши дети плохо поют, нечисто интонируют или "поют" речитативом.

Всякое явление имеет своё объяснение, свои причинно-следственные связи.

Всё дело в том, что раздел "распевание"- это "белое пятно" в программе музыкального воспитания детского сада, он слабо разработан и имеет сравнительно небольшой репертуар. Все мы выросли на "Музыкальном букваре" Н.А.Ветлугиной, и огромное ему спасибо за эти упражнения.

 

Но время не стоит на месте, и наша творческая работа подсказывает нам новые пути и подходы в обучении детей пению, расширению репертуара и в этом виде деятельности.

Ведь почему наши дети не любят раздел "распевание"? Для них он скучен, неинтересен, монотонен и не всегда понятен. Диапазон и вокальные позиции распевок довольно однообразны. И как следствие этого, проходит эта часть музыкального занятия почти формально, а, главное, нерезультативно. А как же наши дети споют большие скачки в песнях на сексту и даже септиму, если распевки на одной ноте практически не обучают этому, т.е. смысл рас-певания, как такового, пропадает!

Есть прекрасные вокальные упражнения, такие как "Птичка и птенчики", "Качели", "Бубенчики" и т д. Н.А.Ветлугиной, их обязательно надо продолжать использовать, но их очень мало, невозможно, в самом деле, практиковать только их все пять лет пребывания в детском саду!

Как же сделать так, чтобы нашим детям стало интересно заниматься распеванием, а значит, и пение стало успешным? Давайте поговорим и порассуждаем об этом. Может быть, вспомнить о том, что мы имеем дело с детьми, а они больше всего на свете любят играть? Так не воспользоваться ли этим и не совместить ли приятное с полезным?

«Нетрудно придти к выводу, что чем интереснее, нагляднее, занимательней процесс обучения, тем очевиднее результат. Вот почему я придумала «Игровое распевание»». ( А.А. Евтодьева)

II. Значение игрового распевания для развития вокальных навыков детей. Принцип игрового распевания: образное контрастное интонирование, где ребенок поет за двух контрастных персонажей, тем самым обучаясь переводить голос из среднего регистра в высокий в каждой распевке. Я взяла знакомые и понятные детям сюжеты, героев сказок или образные зарисовки включающие в себя два образа, придумала для них несложный текст и мелодию из двух музыкальных фраз в двух регистрах: среднем и высоком. Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, играть в них.

Диапазон этих распевок намеренно расширен, так как современные детские песни предлагают нам интересные мелодии и, отнюдь, не в пределах квинты. Поэтому, я считаю, что проходящие низкие и высокие ноты должны присутствовать и в распевках, иначе как они будут чисто интонироваться в песнях?

 

Такое игровое распевание многофункционально:

1. Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно пробуждает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е чистое интонирование.

2. Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей;

3. Отрабатывает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;

4. Совершенствует творческие способности детей, выразительность исполнения песен, зарождая навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.

5. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально - ритмических движений, музицирование детей.

Такое обыгранное закрепление голосом средних и высоких звуков будет только на пользу, тем более что это займёт всего полминуты и пройдёт в игровой форме, возможно, с использованием атрибутов. Так, распевка "Дюймовочка и жук" может быть исполнена как приглашение к парному танцу: в ритме польки или вальса, в зависимости от изучаемого на данном занятии движения. Танец будет образно обыгран этюдом: мальчики-жуки пригласят девочек-дюймовочек на танец, спев свои партии в разных регистрах. А распевки: "Лиса и воробей", "Кот и мышка" и т.д. могут быть восприняты не как распевки в чистом виде, а как игровые песенки, после которых начинается подвижная игра в догонялки. Распевки "Грибы", "На лесной поляне" логически и гармонично перетекут в музицирование и т.д.

 

 

Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно ребятам, проходит в игровой форме и, как показывает опыт, является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое так необходимо в пении.

Дети воспринимают игровое распевание как первую из песен и ждут его с нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстраций только подогревает интерес детей к этому виду деятельности, делая его занимательным и творческим! Тут и пение, и игра, и преемственность с работой воспитателя – повтор прочитанных сказок. Эти цветные картинки так и просятся в музыкальный уголок: Театрализованная деятельность + пение!

Нельзя забывать, что распевка не должна подбираться необдуманно, хаотично. Она должна предвосхищать решение поставленной задачи в последующей песне. Решите: какой проблемный момент вам необходимо сегодня отработать для пения – скачки или плавный подъём мелодии, распевка должна выполнять ту же функцию, иначе её использование бессмысленно. Таким образом, можно сделать вывод: если распевание будет результативным, то и пение будет плодотворным. Со среднего возраста дети знают термины: «мимика», «жесты». Что же нам помогает быть выразительными? – Это особенно любимые детьми театральные этюды, в которых мимика, взгляд, жесты используются бесконечно многообразно.

И вот только тогда, когда все эти три правила соблюдены, песня станет песней, она порадует слух и взор и исполнителей, и слушателей.

 

IV. Вокальные обучалочки

Все мы – практики, и для нас очень важно, чтобы те теории, которые рекомендуют нам, музыкантам, находили своё подтверждение на практике. Если этого нет, то теория мертва и неприменима, как бы её не рекламировали!

Дело в том, что все мы с самых первых лет работы в детском саду, теоретически знаем - какие методические приёмы надо применять, чтобы пение, всё-таки, состоялось, чтобы оно стало ПЕНИЕМ, а не проговариванием слов, а ещё хуже - криком под музыку.

Ведь, казалось бы, мы все в курсе, что петь надо – не только фронтально (хотя многие этим грешат). И по подгруппам, и отдельно - мальчики- девочки, и цепочкой, и по рядам, и стоя, и сидя, и в разных частях зала… А пения, которое бы нас удовлетворяло, нет. Почему?

Давайте будем честными сами с собой: скорее всего, мы мало применяем выше перечисленные приёмы пения, или применяем их редко, эпизодически. Если делать это систематически, то результат будет обязательно.

Но вот что интересно – теория для всех одна - почему же, всё-таки, у кого-то из музыкантов получается раздел пения, а у кого-то нет…

Я абсолютно уверена, что тут дело в тех тонкостях, нюансах, индивидуальном, личностном подходе, который и перевешивает эту чашу весов в лучшую сторону.

У каждого музыканта есть такие приёмы, наработанные за годы практики, которые и превращают пение - в ПЕНИЕ. И об этих приёмах нигде не пишут, потому что это настолько индивидуально, тонко и хрупко, что их трудно давать в рекомендациях… Но именно они помогают в работе, и рождаются они мгновенно, интуитивно, в зависимости от сложившейся ситуации…

Я расскажу вам о некоторых своих приёмах, которых очень много:

Ну, например:

1. Ни одно занятие не проходит без игрового распевания или распевания вообще. Это занимает 2-3-минуты, но имеет прекрасный результат в пении. Пренебрежение к этому виду деятельности может иметь огромные последствия, за своё пренебрежение распеванием (то есть осознанной тренировкой голоса), мы можем заплатить слишком высокую цену - наши дети не научатся петь...

 

И обязательно после распевания нужно делать акцент на то, что мы теперь высокий и средний голосок из этой распевки не оставляем жить в картинке, а забираем с собой в песенку.

У вас бывало такое, что дети в распевании поют высоко, а как только начинается пение - всё! - басят и гудят, как сломанный патефон и раненый тигр?

Остановите пение – обыграйте эту ситуацию... (Почему я остановила песню? Ребята, к нам пришел динозавр - слышали, как рычал?).)

Посмотрите ещё раз на картинку из распевания, или напомните детям, что ведь только что их голоса были высокими - куда же они делись? «Поищите!» (заглядываем под стульчики, смотрим в карманчиках) «Нашли? Верните его в горлышко, положите в ротик, как конфетку - вот проказник - голосок, вздумал бегать от ребяток!)»

Этот приём хорошо действует и голоса резко меняются к лучшему.

2. Я давно уже поняла, что даже перед распеванием так и просится какое-то упражнение, пусть маленькое, (чтобы не перегружать этот раздел), но который поможет детям легко взять высокие нотки в распевке и утвердиться в среднем диапазоне, ещё раз осознанно проговорить и голосом воспроизвести текст упражнения. Ведь если учесть, что дети воспринимают распевки - как маленькие сюжетные песенки, то, по всем законам пения, и перед этими маленькими песенками просто обязана быть распевочка! Всегда говорю ребятам одну фразу: «Крик - это враг пения», и повторяю её так часто, что спроси у любого ребёнка - и он закончит эту фразу своим картавым говорком. Только я: «Крик…» И они уже хором - «… враг пения»

Конечно, разве можно на песенку кричать? Она же обидится и уйдет от нас, и останемся мы без музыки…(вариантов обыгрывания этой темы можно придумать много).

Когда дети от старания начинают громко и крикливо петь, я рассказываю им сказку о "Волшебной флейте":

" Однажды мальчик залез на чердак и нашел там среди разных вещей старинный сундук. Он открыл его осторожно, а там... среди книг, старинных украшений, лежала маленькая серебряная флейта.

Мальчик поднёс её к губам и тихо, нежно, осторожно дунул.... флейта издала нежный, прекрасный мелодичный звук, и тотчас же, из неё вылетело маленькое облачко, а из него показалась маленькая, хрупкая Фея. Но как только флейта замолчала, фея исчезла...

Мальчику так захотелось увидеть её вновь, и он жадно, резко, сильно и громко, торопливо дунул в отверстие флейты... и тут же из флейты вырвался злой, страшный, маленький, противный тролль... мальчик в испуге выронил флейту и убежал с чердака..."

Достаточно рассказать выразительно, затаенно, с нужными паузами эту маленькую притчу, и поговорить с ребятами - почему вместо феи из флейты вырвался злостный тролль?

Дети без труда отвечают, что мальчик подул в свирель резко, грубо, поэтому и вылетел тролль... а вот когда нежно, ласково, аккуратно издал звук - вылетела Фея...

И вот теперь, когда ребята начинают кричать в пении, я им говорю: "Вы что, зовете Тролля? А, может быть, лучше пусть Фея слушает наше пение?"

И крика - как не бывало!

И писк - враг пения. Бывает, что дети, ещё не имеющие навыка и без природного слуха - при упоминании о высоком голосе - пищат или поют резким фальцетом.... Я сразу останавливаю такое "пение"... Без навыка высокого пения дети просто перегибают палку и стараются, что есть мочи...

Но я говорю: "Ребятки, у нас тут мышки завелись... Разве у нас здесь школа мышей? Вы почему пищите? Аааа, вы мышки? Покажите свои хвостики, мышки..."

Они оборачиваются ищут хвостики у себя, хохочут... А потом я совершенно серьёзно и вкрадчиво объясняю, что писк- это такая же ошибка, что и петь низко, басом... только бас внизу, а писк- вверху...., но он нам не нужен - нам нужно только мягкое и ласковое, звонкое пение... именно пение, а не писк..

Ребята в будущем будут постепенно убирать этот фальцет, уже станут следить за этим сами... Достаточно будет сказать: «Опять мышка завелась?!»

4. Как добиться звонкого пения? Существует и такая проблема – как только мы убираем крикливое и громкое пение - звук и яркость уходят с ними.

 

Как же это исправить? Дело в том, что многие дети поют зажатым ртом, плохо его открывают.

Тут очень важен такой показ и рассказ: «Ребята! Я покажу вам сейчас 2 примера - спою эту строчку вот так: на своём примере показываю – пение зажатыми губами и зубами - пою какую-то фразу, даже немного утрирую. И вот так: открываю шире рот, набираю дыхание и пою звонко.

«Как красивее?» Дети, конечно, выбирают 2-ой вариант.

« А почему он лучше?»

Удивительно, но дети не всегда сразу находят ответ по принципу: «найди 10 различий»…Хотя, казалось бы, всё очевидно… Но это для нас, взрослых!

А детям это не всегда просто: они должны сами понять и проговорить это осознанно - почему же изменилось пение? Помогите им, нарочито покажите ещё раз, пусть они сами увидят разницу в звукоизвлечении и артикуляции. Тут очень важен личный пример и показ!

«А вы открывали шире рот…»

Конечно, да! Посмотрите, на что похож круглый ротик?

Дети находят ассоциации: на солнышко, шарик, апельсин и т д. «А теперь я расскажу вам историю про песенку, которую посадили за забор и закрыли в темницу. Как она хотела вырваться на свободу! Как пыталась очутиться на воле! Как же нам спасти песенку? Давайте отопрем темницу (ротик) и откроем воротики (зубки), и тогда путь песенке будет свободен - и она вылетит и запоёт звонко-звонко!»

Ещё можно сравнить песенку с птицей, которая сидит в скворечнике, а скворечник заколочен досками (зубками). Сможет песенка - птичка вылететь? (показываю пение с почти зажатыми зубами и губами). А если открыть путь птичке, освободить выход из скворечника (кстати, он тоже круглый, как ротик), свободно и легко птица вылетит из него? Ответ детей очевиден. « Ребята, давайте попробуем и освободим птицу - песенку!» Пробуем мы оба варианта - и полузакрытым ртом, и открытым, кругленьким! Так что мешает песенке вылететь из нашего горлышка?

ТРИ заборчика: губки, зубки и язычок. Так давайте поможет песенке освободиться, откроем широко ротик, и она выпорхнет!

А попробовав, и убедившись, что так петь красивее, в будущем достаточно сказать – выпустите свою птичку-песенку из горлышка - как сразу ротик у детей открывается шире, становится круглым и звук становится ярче, звонче.

 

Повторюсь ещё раз: только постоянные и систематические попытки достигать высокого интонирования в пении с младшей группы + выразительность мимики и жестов с младшей группы - дают навык театрализованного, чистого пения в старших и подготовительных группах.

По мановению волшебной палочки ничего не получится: такой неожиданной метаморфозы не бывает, когда в младшем возрасте на это не обращаем внимание, а в подготовительной удивляемся - почему ребенок не поёт и стоит как деревянный? Только навык, т.е. систематические упражнения дают результат и закрепившуюся привычку петь и выразительно, и чисто. Работа музыканта в детском саду - это бесконечный калейдоскоп интересных мыслей и их воплощений.

Принцип игрового распевания предполагает постоянное накопление новых распевок, ведь детских сказок и занимательных сюжетов бесконечно много, а значит, эта копилка будет постоянно пополняться, надо только захотеть этого и не останавливаться на достигнутом, ведь « лучшее, конечно, впереди!»

А отработанное чистое интонирование в распевании, несомненно, даст свои плоды в пении интересных и красивых мелодий с широким диапазоном.

Осознанное и прочувствованное пение - вот то, чему нужно учить детей на музыкальных занятиях в детском саду. И если это обучение будет игровым, наглядным, то успех не замедлит проявить себя, и дети сами получат не только пользу, но и радость от этих занятий.