Сценарий музыкальной гостиной "Музыкальные инструменты в изобразительном искусстве"


Автор: Ирина Васильевна Крупенина

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Сценарий мероприятия

Сценарий музыкальной гостиной "Музыкальные инструменты в изобразительном искусстве"

Краткое описание работы: С давних времён искусство музыки считалось самым трудным. Великий итальянский художник Эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку "сестрой живописи"

 

План-конспект музыкальной гостиной

 

(Звучит фонограмма лютневой музыки XVI-XVII веков, на экране – чередующиеся изображения картин с музыкальными инструментами).

 

Ведущий:

С давних времён искусство музыки считалось самым прекрасным и самым трудным. Древние греки полагали, что в музыке отражается красота и гармония мира, и изображали бога света Аполлона и его спутниц – муз- богинь- покровительниц искусства с музыкальными инструментами. Кстати,

слова «музыка» и «музей» - родственные. Оба произошли от древне -  греческого – «муза» («мыслящая»).

Великий итальянский художник Эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи». И действительно, эти два вида искусства развивались параллельно, соприкасаясь не менее тесно, чем музыка и поэзия.

Во все времена живописцы любили  рисовать (правильнее сказать «писать»!) музыкантов. Художникам часто хотелось показать мир, где царят спокойствие и гармония. А там, где звучит музыка, нет места злым чувствам.

Вот почему ангелов – крылатых посланников бога – изображали с музыкальными инструментами. Их можно увидеть на картинах Эпохи Возрождения. Обычно ангелы держат в руках лютню – старинный музыкальный инструмент с множеством струн. Звучит она тихо и нежно, будто разговаривает шёпотом.

 

(звучит музыка, на экране 1-й слайд «Ангел-музыкант» М. да Форли)

 

Ведущий:

 

Перед нами картина Мелоццо да Форли «Ангел-музыкант» (музей Ватикана).

Ангел, играющий на лютне, показан в пол оборота, с лютней, повёрнутой к зрителю круглой частью деки инструмента. Ангел олицетворяет неземную красоту небесных звуков, гармонию сфер. Инструмент изображён с большой достоверностью. Вдохновившись этой картиной, поэтесса Галина Гольд написала такое стихотворение:

 

Играй на лютне, ангел в голубом!

Звените вновь, божественные струны.

Спустится ночь, пейзаж сольётся лунный

Со звуками, прикрытыми крылом.

Играй на лютне, ангел в голубом!

Буди глухих, незрячих, равнодушных,

Озлобленных, опустошённых, скучных,

Забытых всеми в нищенстве своём.

 

Играй на лютне, ангел в голубом!

 

В этом стихотворении помимо прямого смысла очень важный глубокий подтекст. Речь о том, что произведения искусства должны воздействовать на людей, менять их к лучшему, переворачивать, преображать душу.

 

(2-й слайд «Ангел-музыкант» Р.Фиорентино)

 

Ведущий:

Другой «Ангел-музыкант» принадлежит итальянскому художнику Россо Фиорентино (1520 г.)

Эта известная работа находится в Галерее Уфицци в итальянском городе Флоренции. Мы видим, как маленький ангел перебирает струны лютни, и, по-видимому, не уверен в своих усилиях обращаться с ней. Тем самым художник показывает его нежность.

 

Но художники в ту эпоху изображали не только ангелов, но и обыкновенных людей, погружённых в исполняемую музыку. Давайте посмотрим, например, на картину Лоренцо Коста «Концерт» (1485-1495) (Национальная галерея Лондона).

 

(3-й слайд «Концерт» Л. Коста)

Ведущий:

Центр картины занимает большая лютня, которую нежно трогают опытные пальцы музыканта. Лютнист кажется безучастным к окружающему и озабоченным только слаженным пением с партнёрами. Певцы по бокам отстукивают ритм. Они уверены в себе, сосредоточены и не обращают внимания на лежащие перед ними ноты.

По широко открытым, устремлённым в одну точку глазам, мы догадываемся, что всё их внимание сосредоточено только на очаровании музыки.

 

Как мы видим, в картинах наряду с музыкальными инструментами встречаются и ноты. Они так же, как и старые инструменты, совсем не похожи на нынешние. Поэтому специалисты до сих пор изучают картины старых мастеров, чтобы лучше узнать, как были сделаны музыкальные инструменты и какие были ноты много веков назад.

 

В некоторых картинах, изображающих музицирование, живописцы старались подсказать зрителю, ЧТО же исполняется героями их сюжетов.

 

(4-й слайд  «Музыкантши» неизвестный автор)

 

Ведущий:

 

Так, на полотне неизвестного автора XVI века «Музыкантши», хранящемся в Эрмитаже, три молодые женщины занимаются музицированием – две из них играют на инструментах, а третья – поёт. Перед ними – нотные листы. Теперь эти ноты расшифрованы. Оказалось, что женщины исполняют арию «Я даю вам радость» популярного в те времена композитора Клодена де Сермизи.

Или ещё  один пример.

 

(5-й слайд «Лютнист» М. Караваджо)

 

Ведущий:

На картине художника Эпохи Возрождения Микеланджело Караваджо «Лютнист», также из собрания Эрмитажа, юноша исполняет мадригал композитора Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я  люблю Вас». Об этом говорят ноты, помещённые перед ним. Долгое время считали, что в нотной тетради набросан случайный набор знаков. Но художник, столь тщательно выписавший все детали на холсте, даже крохотную трещинку на лютне, не мог позволить себе такую вольность.

Инструментов, похожих на лютню, в Европе было много. С течением времени они менялись.

                       

(6-й слайд «Гитаристка» Я. Вемеер)

Ведущий:

Например, посмотрим на картину Яна Вермеера «Гитаристка» (1672), которая находится в Дворце-музее лорда Кенвуда в Лондоне.

Музыкальный инструмент – это испанская гитара с пятью струнами, которая обрела популярность с XV века. Кроме того, существовали латинская, мавританская, японская гитара (кото).

Современная версия гитары впервые была сделана только в XIX веке, но всё равно она очень напоминает свою «прабабушку» - лютню. После  своего появления гитара сразу стала любимой и популярной. Поэтому на картинах художников XIX века часто можно видеть музыкантов-гитаристов.

 

(7-й слайд «Гитарист» В. Тропинин )

(звучит музыка Ф. Таррега «Воспоминание об Альгамбре»)

 

Ведущий:

Посмотрите на картину русского художника Василия Тропинина «Гитарист» (1823). На картине изображён юноша, который держит в руках гитару. Мы видим, что он будто бы играет мелодию, это можно понять по наклону гитары и расположению его пальцев на струнах. В глазах молодого человека отчётливо видна некая задумчивость, словно он вспоминает любимую девушку, чувствуется лёгкое волнение. Судя по всему, молодой человек  является профессиональным музыкант.

Портрет очень живой. Художник смог запечатлеть чувства молодого гитариста и его мысли, которые можно прочесть по его глазам.

 (8-й слайд «Женщина с гитарой» В. Суриков)

 

Ведущий:

На картине другого русского художника Василия Сурикова «Женщина с гитарой» (1882), находящегося в Третьяковской галерее, изображена княгиня Кропоткина – сестра жены художника. Портрет отличается изысканностью и аристократичностью – изящная поза, тонкие длинные кисти рук, красивый наряд… Гитара здесь скорее как атрибут, добавляющий образу лёгкость и невесомость.              

(9-й слайд «Портрет сестёр Гагариных» В. Боровиковский)

 

Ведущий:

А глядя на картину  Владимира Боровиковского «Портрет сестёр Гагариных» (1802) (Третьяковская галерея), мы видим не совсем портрет, а целое жанровое действие.

Молодые девушки, сёстры музицируют. Одна из девушек держит гитару и смотрит на нотный лист, который находится в руках. Здесь непросто две сестры, это две девушки, которые хотят учиться и делают это. В выражениях их лиц читается сосредоточенность, внимательность и важность.   

 

(10-й слайд «Урок игры на гитаре» О. Ренуар)

Ведущий:

Теперь посмотрим на картину Огюста Ренуара «Урок игры на гитаре» (1897), находящуюся в частном собрании.

О чём говорит название? Молодая женщина учит девочку играть на гитаре. Картина исполнена в светлых и тёплых тонах. Сразу ощущается уют, и хочется попасть туда и услышать игру на этом замечательном инструменте.

 А сейчас послушаем старинную и современную музыку  в исполнении наших учащихся-гитаристов, тех, кто является преемниками тех музыкантов, чьи портреты мы увидели сегодня.

(Учащимися исполняются произведения на гитаре)