Потешные игры и забавы для детей старшего дошкольного возраста "Как у наших у ворот"


Автор: Егорова Наталья Сергеевна

Предмет: Музыкальный фольклор

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Потешные игры и забавы для детей старшего дошкольного возраста "Как у наших у ворот"

Краткое описание работы: Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека – гражданина своей страны.

  Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.
  Кроме того, они совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма на более высокую ступень развития.
  К.Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них. 
  Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека – гражданина своей страны.

Цель: 
Познакомить детей через традиционные игры с историей и культурой разных народов.
Воспитывать добрые чувства и вызвать стойкий интерес к народным играм.

  Звучит веселая русская мелодия «У ворот, у ворот». Дети входят в музыкальный зал. Детей встречают Добрый молодец и Красна девица.

 Красна девица: Дорогие наши гости: красны девицы, добры молодцы, малы ребятушки! Сегодня по старой традиции, мы собрались отдохнуть, поразвлечься да в игры поиграть. Игра занимала значительное место в жизни народа. Каждая из игр имеет свой смысл, свою поэзию.

Добрый молодец: Отличительным характером русских игр является любовь русского человека к веселью и движениям, к удальству.
Любим мы веселье, смех
Много игр мы знаем
И сейчас ребята здесь 
С вами поиграем.

Красна девица: Вы знаете, что русский народ занимался разными ремеслами, и были они большими мастерами. Из лыка плели лапти, шили одежду, сапоги из кожи.

Добрый молодец: Есть у нас одна, русская народная игра
Вам понравиться она.
Как дедушка-сапожник ребяток всех ловил,
Но мы с вами, конечно, его опередим.

Подвижная игра «Дедушка – сапожник»

По считалке выбирается «дедушка-сапожник». Он становится в центре круга, образованного играющими. Начинается диалог: 
Дети: Дедушка – сапожник, сшей нам сапоги!
Сапожник: Погодите, детки, потерял очки!
Дети: Дедушка – сапожник, сколько с нас возьмешь?
Сапожник: Два рубля с полтиной, пяточек и грош.
Дети: Дедушка – сапожник, ты сума сошел!
Сапожник: Погодите, детки, я очки нашел!
Во время диалога дети сужают круг, приближаясь к «сапожнику». После произнесения последних слов «дедушка» старается поймать кого-нибудь из играющих. Пойманный становится «дедушкой-сапожником».

Красна девица: Ребята, а вы знаете, что на Руси не только шили одежду и обувь, но лепили из глины разную посуду, которую продавали на ярмарке.

Добрый молодец: Предлагаю я одну, вам татарскую игру
Как горшочки продавали, ну а мы их покупали.

Татарская игра «Продаем горшки»

Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок – хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.
Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
-Эй, дружок, продай горшок?
-Покупай,
-Сколько дать тебе рублей?
-Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу(круг обегают три раза).
Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его.
Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

Красна девица:  Дети с самого раннего детства наблюдали за трудом взрослых и в своих играх отражали весь процесс вызревания хлеба, картофеля, капусты.  Предлагаю поиграть в игру « Мы капусту рубим, рубим».

Игра «Мы капусту рубим, рубим».

Хоровод «Вейся капустка».

 

Добрый молодец:  На Руси всегда было много лесов, взрослые да малые ребятушки любили ходить в лес по грибы, да по ягоды. А там частенько можно было встретить медведя, волка.
Красна девица: Чтобы крепкими вы стали,
Чтобы сильными росли,
Нужно волка обхитрить
И конечно победить.

Предлагаю поиграть еще в одну игру, которая называется «Серый волк».

Игра «Серый волк»

Одного из играющих выбирают серым волком Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки. Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 20-30 м. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):
- Вы, друзья, куда спешите?
- В лес дремучий мы идем.
- Что вы делать там хотите?
-Там малины наберем.
-Вам, зачем малина, дети?
-Мы варенье приготовим.
- Если волк в лесу вас встретит?
- Серый волк нас не догонит!
После этой перекличке все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:
Соберу я ягоды и сварю варенье,
Милой моей бабушки будет угощенье.
Здесь малины много, всю и не собрать,
А волков, медведей вовсе не видать!
После слов «не видать», серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово – туда, где прятался сам.

Правила игры: изображающему серого волка, нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова «не видать». Ловить убегающих детей можно только до черты дома.

Красна девица: В лес ходили не только грибы да ягоды собирать. Мужчины брали лук, стрелы, копье и шли охотиться на крупного зверя. А для ловли птиц брали силки.
Добрый молодец: А я знаю одну игру народов Сибири, которая называется «Охота на куропаток» и предлагаю в нее поиграть.

Игра «Охота на куропаток».

Дети изображают куропаток.
Они размещаются на той стороне площадки – тундры, где имеются пособия, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т.д.). На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника.
Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобновляется.

Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

Красна девица: А я, предлагаю поиграть в мою любимую игру «Ручеек». Ее знали и любили еще наши прабабушки.

Игра «Ручеёк»

Правила просты: играющие встают друг за другом парами, берутся за руки и держат высоко над головой. Из сцепленных рук получается коридор. Тот, кому пара не досталась, идет к источнику, началу ручейка, и, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен (ищет себе пару). Новая пара пробирается в конец ручейка через коридор, а тот, чью пару разбили, идет в начало ручейка.

 

Добрый молодец: Вот и настало время уходить нам. До свиданья, добры молодцы, красны девицы, милы детушки. До следующей встречи!