Звуки Осени


Автор: Войцеховская Наталья Владимировна

Предмет: Иное

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

Звуки Осени

Краткое описание работы: дети через различные виды музыкальной деятельности возвращали осенние звуки в осенний лес

Ход занятия

Дети входят в зал под музыку А. Вивальди «Осень», останавливаются в кругу.

Музыкальный руководитель приветствует детей.

Начнем сейчас занятие, мы все уже пришли,

Хорошее настроение с собою принесли.

Мы будем петь, играть сейчас, мы будем танцевать.

Мы рады все занятию, пора его начать.

Приветствие: «Добрый день!» Авдотьевой

Дети поют:

Добрый день! Добрый день!

Нам здороваться не лень!

Этими словами здороваемся с вами.

Педагог:

Здравствуйте ребята!

Здравствуйте!

Музыкальный  руководитель:

Дети, сегодня, к нам в детский сад  пришло видеописьмо. Давайте послушаем, кто его нам прислал.

Слад (Осень) видеописьмо

«Здравствуйте, ребята! Я - Осень. В моём осеннем  лесу все звуки перемешались…. Пожалуйста, помогите! Звуки осени найдите!»

Музыкальный руководитель: 

Ребята, от кого письмо? О чем просит нас Осень?

Дети: Помочь Осени  найти  осенние звуки.

Музыкальный руководитель.

Ребята, где мы можем найти осенние звуки?

Дети: В осеннем лесу.

Музыкальный руководитель:

А  чтобы попасть в осенний лес, нам нужно выполнить музыкально-ритмические  движения. Согласны?

Задание:

Под маршевую музыку вы будете бодро, четко маршировать.

 На тихую музыку выполнять  боковой приставной шаг.

 На веселую музыку выполнять   боковой галоп.

Варвара напомнит движения  бокового приставного шага.

Выполняют все вместе.

Боковой галоп напомнит Варя. Выполняют все вместе.

Музыкальный руководитель.

Теперь можно отправляться в осенний лес.

Слушайте внимательно  музыку, и выполняйте музыкально – ритмические движения

Музыка марша. (Маршируют)

Боковой, приставной шаг.

А сейчас бочком, бочком, друг за другом мы идем.

Ножка в сторону шагает, а другая догоняет.

Боковой галоп:  

Гоп, гоп, гоп, гоп, получается галоп.

Пятка пятку догоняй, пятка, пятку выбивай.

Марш

Дыхательное упражнение

Уплывают облака

Руки вытягиваем вперед

Вы куда? Куда? Куда?

Машем руками

Возвращайтесь к нам скорей!

Опускают руки вниз

С вами детям веселей.

Кружатся вокруг себя, руки в стороны - вниз

Музыкальный руководитель:

Мы  в осенний лес попали, вы  тут раньше не бывали.

Полон звуков этот лес, очень много  в нем чудес.

Давайте присядем и послушаем звуки осеннего леса.

Фонограмма «Звуки осеннего леса»

Музыкальный руководитель

Ребята, какие звуки вы услышали  в осеннем лесу?

Дети: Звуки дождя, шелест и  шуршание листьев, порывы  ветра, крик птиц улетающих на юг.

Проверьте себя, правильно ли вы услышали звуки осеннего леса.

Презентация (картинки: дождь, листопад, ветер, птицы улетают). Музыкальный руководитель.

Правильно вы услышали звуки осеннего леса?

В лесу нет тишины,  отовсюду слышатся  звуки: как деревья и птицы переговариваются, как ветер шумит в верхушках деревьев.

Музыкальный руководитель.

Ребята, а вы не забыли, зачем мы пришли в осенний лес?

Дети: Чтобы найти осенние звуки.

Музыкальный руководитель.

Как вы думаете, где можно услышать осенние звуки?

Дети: в музыке композиторов, которые сочиняли музыку про Осень,  в осенних танцах и песнях, играх.  

Музыкальный руководитель.

У Осени  много  музыкальных звуков,  давайте попробуем услышать их в музыке русского композитора П. И. Чайковского, который  воспевал  не только золотую осень, но и позднюю   - с мелким надоедливым дождиком,  с криками улетающих журавлей, серебристым инеем по утрам.

Слушание:

Видео «Осенняя песнь» П. И. Чайковского.

Вопросы послушанию.

Как называется музыкальное произведение?

Дети: Это музыкальное произведение называется "Осенняя песнъ"

 Какое настроение выражено в музыке?

Дети: Грустное, нежное, печальное, хмурое, унылое, мрачное, плачущая, жалобная.

Музыкальный руководитель. 

Музыка звучит в миноре, она рассказывает о тоскливой и унылой осени.

Что вы услышали и представили себе во время слушания этой пьесы? (Порывы ветра, литья облетают с деревьев, долго идет дождь, по небу тянутся стаи перелетных птиц).

Задание:

Нарисуйте картину «Осенней песни» карточками настроения.

1 группа девочек выбирает карточки настроения, и прикрепляет  их на доску,  и другая группа оценивает работу.

Какие цвета, используют  художник, чтобы передать через картину унылое,  грустное настроение.

Дети: Серые  неяркие, черные, коричневые, темно – синие -  холодные.

Музыкальный руководитель:

Посмотрите картины известных художников, которые писали пейзажи поздней Осени. Природа потеряла свои краски и как бы затихла, замерла. Она ждет не дождется, когда снежное покрывало укроет землю от зимней стужи. В картинах преобладают серые, коричневые, темно синие цвета.

Созвучны  ли картины  художников с музыкой П. И. Чайковкого  «Осенняя  песня»?

Дети:  Созвучны.

Музыкальный руководитель:

Задание:

Найдите портрет композитора, который написал «Осеннюю песню», среди других портретов композиторов.

Какой темп у осенней песни?            (Медленный, спокойный, плавный)

Всегда ли музыка звучала одинаково?  (Динамика)   (тихо, спокойно, затем громче, радостнее и снова тихо,  печально).

Почему называется песня? (хочется петь, природа поет, бывает песня без слов).

Какие в мелодии слышать интонации? Грустные интонации – вздохи. Какой музыкальный инструмент вы услышали?

Слайд (рояль)

Ребята,  мы услышали осенние звуки в   музыке Чайковского «Осенняя песня»? Какие?  Музыкальные или шумовые?

Слайд Осенние ритмы

Музыкальный руководитель

Дети, осенние звуки могут звучать  в ритмических загадках?

Дети: Да.

Музыкальный руководитель

У осени свои загадки, отгадаем  их ребята?

Мы похлопаем немножко, ритм отхлопаем в ладошки.

Если длинный звук друзья, его мы называем ТА.

Слышим звук короткий мы, называют его ТИ.

Видео  «Осенние ритмы  Осени» Песня « урожай собирай»

Задание:

Просмотреть видео.

Проиграть  ладошками ритм всем  вместе.

Разделить детей  на две группы музыкантов.

Раздать детям инструменты. Инструменты находятся  в сундучке.  Деревянные ложки и бубны

Задание:

1-2 фразу играют одна группа детей, на деревянных ложках.

3-4 фразу играет вторая группа детей на бубнах.

Каждая группа проигрывает свои партии.

Играют ансамблем.

Дети, вы услышали звуки Осени? В чем они прозвучали?

Дети: В  ритмических загадках.

Слайд Ритмические загадки

3 часть

Музыкальный руководитель:

Дети, Звуки  Осени могут звучать в осенних песнях?

Дети: Да.

Распеваться начинаем, голоса разогреваем.

Чтобы песня зазвучала, подготовимся сначала:

Распоемся не спеша, разогреем голоса.

Давайте изобразим звуки природы голосом.

Ветер щеки толстые надул, надул, надул.

Надувать щеки и резко выдувать «ПФ»

И на деревья пестрые подул, подул, подул.

Дуть «ФУ - У»

Глиссандо

(если рука движется в вниз – интонация  голоса опускается, если рука движется вверх – интонация голоса  повышается)

Ветер свистит:

С-с-с-с-с-с

Листья шумят:

Ш-ш-ш-ш-ш-ш

Мухи сонные жужжат:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж

Провода звенят:

З-з-з-з-з-з

 

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Осиновый –        А-а-а.

Рябиной –           И-и-и.

Березовый –        О-о-о.

Дубовый –                    У-у-у.

Музыкальный руководитель

Утром мы во двор идем.

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят

Попевка:  «Листопад»

Листики летят – это листопад.

Вверх летят, вниз летят – это листопад.

Листопад, листопад, листья желтые летят.

Листики летают, землю укрывают.

Согласовывать движения  с пением.

Песня «Ах, какая Осень»

Узнайте  и назовите песню по вступлению.

Какая по характеру песня? О чем поется в песне?

Вспомнить  слова песни. 1слова напомнит Настя, 2 слова  - Настя.3 слова  по рядам

На проигрыш играем,  на колокольчиках.

Поем с солистами.

Задание: Исполнить   ласково, напевно.  Легким звуком, не форсируя звук. С хорошей дикцией. Брать   дыхание между фразами, выполнять логическое ударение,  одновременно начинать   и заканчивать  песню.

Музыкальный руководитель

Дети, мы услышали звуки осени в песне «Ах,  какая, осень»?

Дети:  Осень танцует вальс  с ветром,  капельки – дождинки поют,  листья шуршат – это листопад.

Слайд танца

 

Музыкальный руководитель

Дети, можно услышать осенние звуки в осеннем танце.

Предлагаю вам взять в руки осенние листочки и исполнить танец «Осень пришла».

Музыкальный руководитель

Мы услышали осенние звуки в танце?

Дети: Листья танцуют, птицы улетают.

Музыкальный руководитель

Игра «найди пару листочку»

Приготовить листочки двух цветов. Одной группе желтые листочки. Другой группе красные листочки.

Музыкальный руководитель.

Дети,  осенние звуки  можно  услышать в музыкальной  игре «Найди пару листочку»?

Давайте вспомним правила игры.

Мы держим в руке  осенний листочек, и поем:

«Ты лети, лети, листок. Прямо на дорожку.

Отдохни один чуток, полежи немножко»        кладете листок на пол.

2 часть образуем круг – ведем хоровод.

«Хоровод мы заведем. Заведем на славу.

И листочку своему, все найдем мы пару».

Встаете в пару с ребенком, у которого в руке листок такого цвета как у вас.

Музыкальный руководитель

Дети мы услышали осенние звуки в игре «Найди пару листочку».

Где они звучали?

В пении, в хороводе.

Музыкальный руководитель.

Дети, как вы думаете, мы помогли Осени вернуть осенние звуки в осенний лес?  Давайте вспомним, где мы нашли осенние звуки?

 В «Осенней песне» П. И. Чайковского, в ритмических загадках, в игре «Найди свой листочек»,  в танце «Осень пришла», звуках осеннего леса.

Слайд Осень

Спасибо вам ребята, что нашли все осенние звуки.

Рефлексия:

Музыкальный руководитель: у меня  осенние  листья и грибочки. Но они разные, одни улыбаются, а другие грустят.  Вам нужно взять веселый гриб или кленовый лист, если вам удалось справиться со всеми заданиями, прикрепить на эту доску

Если вы в чём-то затруднялись, то грустный гриб или кленовый листок, и прикрепить на другую доску.

Музыкальный руководитель

Вы все старались помочь осени вернуть осенние звуки в осенний лес, и у вас все получилось.

Нам пора возвращаться в детский сад.

Мы шагаем друг за другом.

Лесом и осенним лугом.

Вправо, влево повернулись. В детский садик мы вернулись.

До свидания ребята.

Дети: До свидания!  

Дети под музыку выходят из музыкального зала.