"Веселая ярмарка"


Автор: Фролова Татьяна Ивановна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Сценарий мероприятия

"Веселая ярмарка"

Краткое описание работы: Осенний праздник для старших дошкольников.

 

Цель: приобщение детей к русской культуре, духовному богатству, мудрости и трудолюбию родного народа.

Задачи: развивать интерес к истории своей родины,  творчеству умельцев и мастеров брянщины ,фольклору через народные игры, потешки, прибаутки; - продолжать знакомить детей с историей Брянского края и России, учить различать народные промыслы своего края: особенности (цветовые решения, специфику создания декоративных цветов; - развивать мыслительные операции, воображение, память, мелкую моторику руки, чувство цвета; - воспитывать коммуникативные способности, вызывать интерес к совместному выполнению заданий, создавать доброжелательный настрой, развивать навыки совместной деятельности; - воспитывать бережное отношение к продуктам своего и чужого творческого труда, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру.

Предварительная работа: беседы об умельцах и мастерах брянщины,, рассматривание иллюстраций с народными ярмарками, разучивание русских народных игр, потешек, песен.

Материалы и оборудование: столы-прилавки с ярмарочным товаром: предметами народного быта и народно-прикладного искусства –глиняная посуда, глиняные игрушки, ковры и рушники с вышивками мастериц брянщины ,  изделия  лозоплетения . фланелеграф  и детали вышивки для конкурса, фрагменты рисунков    игрушек .

 

Зал ярко украшен: на задней стене располагаются  картинки с изображением предметов народных промыслов ,  по бокам на столиках-прилавках товары(глиняные игрушки, народные инструменты платки, рушники, самовар, баранки и др..)

Звучит русская народная мелодия, в центр зала выходит Хозяйка.

Хозяйка (вед): Здравствуйте, люди добрые, господа почтенные, гости дорогие!С давних времён на Брянщине был обычай – у стен Свенского монастыря, устраивать весёлые ярмарки, на которые съезжались из разных мест мастера и покупатели – себя показать да на других посмотреть!Собираются сюда гости желанные, скоморохи и гудошники, и начинается веселое представление с играми, потехами, с хороводами и песнями. И нам с вами самое время туда отправиться!

 Под веселую музыку в зал вбегают Скоморохи

Скоморох1.

На ярмарку! На ярмарку! Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости давно вас ждут, друзья!

Скоморох2

Всех на праздник-ярмарку приглашаю,

 Веселья и покупок хороших желаю!

Скоморох1:-

Что душа твоя желает – все на ярмарке найдешь!

Всяк подарки выбирает, без покупки не уйдешь!

Скоморохи вместе:-Мы наш праздник начинаем и ворота отворяем!

Звучит фонограмма песни «ЗОЛОТАЯ ЯРМАРКА» и дети парами и тройками проходят в зал, раскланиваются друг перед другом и идут к своим местам.(Скоморохи на заднем плане тоже пританцовывают и «наигрывают» на балалайках)

Звучит р.н.  плясовой наигрыш , на фоне которого Хозяйка ярмарки говорит:

 -  А  начнем мы наше представление со  сказки:

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него двое деток: дочка и сыночек. Игрушек у царских детей было видимо-невидимо, да вот только наскучили они им. Стали ребята плакать, да капризничать. Некуда царю деться. Издал он приказ по всей стране: Кто сделает такую детскую игрушку – забавушку, какую во всём мире не сыщешь, одарит того несметным богатством. Вот и принялись мастера всей страны делать игрушки. Наконец, настал день смотра игрушек. И сколько мастеров не приходило, никакие игрушки не нравились царским детям. Вот настал черёд брянских мастеров, и каково же было удивление, когда они зашли с простым куском глины, и предложил принцу и принцессе самим сделать игрушки, каково же было удивление царя, когда дети с удовольствием начали лепить фигурки животных. И вот, наконец, смастерили себе игрушки, да непростые, а свистульки. Предложил царь брянским мастерам богатства несметные, да только отказались они. И пошла молва о чудесных игрушках брянских мастеров по всему свету».

Хозяйка:- Откуда пожаловали, гости дорогие?

Дети-продавцы:- Из города Мглина Брянской области мы! Привезли вам мглинскую игрушку!

 

Издревле славится земля мглинская своими гончарами. Нигде по всей России не найдешь кружку , изкоторой можно пить да еще и посвистывать.

Хозяйка: - Хороши ваши игрушки. А трудное это дело-игрушку смастерить?

Продавцы:-   А ,вот, смотрите! Вот мы глину разомнем, головку привернем, ножки вытянем, хвостик выставим... Чуточку пригладим... И в печку посадим! А в печке, в жару, станет глина твердой—твердой, прочной-прочной. Теперь покрасим от ножек до макушки. Вот и готова мглинская игрушка!

Скоморох1..:- Вот здорово!  Всем понравилась игрушка?  Ой, ребята, а у нас беда(обращается к детям) . Ехали на ярмарку наши гончары, да телега с игрушками перевернулась и  несколько игрушек разбилось. Надо бы собрать кусочки игрушек да склеить.  Вы нам поможете ?

Дети :- Да!

Проводится игра « СОБЕРИ ИГРУШКУ ИЗ ЧАСТЕЙ »

Дети группами  по 4 человека собирают   фрагменты « разбитых » игрушек из бумаги.

 (  Звучит народный наигрыш)

Скоморох:2.--Погляди, честной народ, 

                      Ваня с ярмарки идёт! 

в центр зала выходит мальчик с корзинкой,  вокруг вокальная группа девочек .

Исполняется р .н. п песня «ГДЕ БЫЛ ИВАНУШКА?»

 По окончании хоровода дети уходят к своим местам

Хозяйка: (на фоне русской народной мелодии)

Развернули свёрток осторожно –
Красоты невиданной рушник!
Только от чего же так тревожно
Моему сердечку стало вмиг.

Всё смотрю на вышитые гладью,
Незабудки, маки, васильки.
Ожили на ткани, стали явью,
Вышли из-под девичьей руки.

 Посмотрите, какая красота!

 Хозяйка:-  А вы, откуда к нам пожаловали, гости, дорогие?

 Дети девочки1:-  Верещаки есть село, а в селе в том весело
                         Там, за кроснами сидят, вам соткут любой

                   2.Полотенца, рушники-

Хороши да велики.
Сколько будете вы жить

Столько будут вам служить.

Хозяйка:- Ребята, вы знаете, что такое рушник?

Дети отвечают: - Полотенца с вышивкой.

Хозяйка:- А для чего нужны были такие полотенца?

 Дети:-  В старину говорили, что рушник-это дорога жизни и его украшали разными красивыми узорами.

Дети:- Девушки невесты перед свадьбой вышивали для жениха .

Хозяйка:-  А посмотрите, какие на них узоры красивые. Да тут и платья такие нарядные! Кто знает, о чем рассказывают нам эти узоры?

 Дети:- Вышивка делала кос­тюм нарядным,  и оберегала людей от зла и беды, она так и называется «оберег».

 Дев.2-На Брянщине всегда любили вышивать красным   и черным цветом

Красный цвет - это цвет огня, солнца. Без солнца не могут жить ни люди, ни животные, ни растения.

Дев. 1.Черный цвет — это цвет Земли. Земля - это наш дом. Земля нас кормит, дает людям хлеб, овощи, фрукты.

Хозяйка: -Ребята, а давайте мы с вами попробуем  нарисовать эти красивые узоры?

Проводится игра «МАСТЕРИЦЫ»  (девочки командами выкладывают на фланелеграфе из деталей узоры , характерные для  верещаковских мастериц)

Хозяйка:-- Славные мастерицы подрастают!

                     Танец  « МАТРЕШКИ»(русская плясовая)

1 Скоморох: Ярмарка шумит, поёт. Слышу, кто-то к нам идёт! 
(Звучит цыганская мелодия. Заходит цыган и цыганка)
2 Скоморох: Глазам не верю! Неужели, идут цыгане?... В самом деле! 
Покрепче кошельки держите, да кольца, серьги берегите! 
Сейчас начнут гадать и за рукав тянуть, 
Любого смогут обхитрить и обмануть! 


Цыганка: Ай, ай, ай! Как не стыдно пугать цыганами! 
Не живём мы давно обманами. 
Цыган: Мы поём, на гитаре играем, мы в театре «Ромэн» выступаем! 
Цыганка: Меня Розой все зовут.
Цыган: А меня – Иваном. Мы – известные артисты,
Нас знают в разных странах.
Цыган: Мы на ярмарку пришли за товаром. 
Покупать, а не брать его даром! 
Я цыган богатый! У меня в кармане вошь на аркане. 
А в другом блоха на цепи!

Цыганка: А я цыганка молодая, я цыганка не простая. 
Умею ворожить! Пойду добрым людям счастья нагадаю. Дай, дорогая, погадаю! (берет ведущую за руку)Ах, драгоценная ты моя, блеск вижу вдоль линии твоей жизни. Богатой будешь, детей у тебя будет много. (Подходит к одному из детей): Ах, касатик ты мой, дай ручку - погадаю, да всю правду скажу. Ой, дорогу вижу, это дорога жизни и ведет она в казенный дом. А ждут тебя, бриллиантовый мой, в этом доме 4-ки и 5-ки, учителя тебя будут любить! 
Хозяйка:-  В театре, говорите,выступаете? А ,ну-ка. покажите нам еще свои таланты!

 Иван и Роза исполняют цыганский танец

Вед:- Хорошо пляшете! Спасибо большое, вот вам за это монетки.

Цыгане берут деньги благодарят и уходят.
1 скоморох: Наша ярмарка шумит, стоять на месте не велит!

2Скоморох: Как на нашу ярмарку гончары пришли.
Гончары пришли, горшки принесли

Продавец(ребёнок): Покупайте для души расчудесные горшки! 
До чего товар хорош – тут уж мимо не пройдешь!

 

 


ХОЗЯЙКА:  -Что у вас здесь, покажите, про товар свой расскажите.

Дети:-  Мы из Новозыбкова. Привезли вам глиняную посуду !

В старину говорили «Деревня без гончара ,что колодец без воды»

Хозяйка:_ Так вы знаменитые  Брянские гончары!

Ребята, а кто  знает из вас, кого называют гончаром?

Дети:- Гончар- это рабочий, который из глины делает посуду.

Хозяйка:- Ребята, а вы знаете, как  мастер это делает?

Дети: Да!

Хозяйка: - Молодцы! А сейчас я предлагаю вам проверить наши знания на деле, кто быстрее справится с заданием. 

Проводится игра « РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ»

Дети должны по порядку разложить фрагменты , на которых  поэтапно изображен процесс изготовления глиняной посуды (глина, гончарный круг, печь, кисточки, краски)

ХОЗЯЙКА:- Замечательные  знатоки гончарного дела у нас подрастают

2 Скоморох: Что ж, мальчишки, вы сидите? Аль играть вы не хотите?
В бубен звонко ударяю, играть в оркестр вас приглашаю!

Оркестр   « ВО КУЗНИЦЕ»

Хозяйка: - Молодцы. Позабавили!

Вед:- И как не было на Руси крестьянки, которая не умела бы ткать. Так и не было крестьянина, который бы не умел плести корзины, лапти и лукошки. Расскажите нам ,гости. дорогие. Откуда привезли вы свои товары?

Дети:--1.В Суражском уезде  издавна  выделывали кошели, шляпы, а по всей Брянщине - плетеную мебель, люльки, детские коляски, корзины базарные, дорожные

 Дети:-2.  А разве можно обходиться грибникам без лукошек? А на ярмарку с чем за товаром ходить?

Хозяйка:-  Вот и  я принесла  кое-что в своей корзине .

 (достает ложки) : Кто играть смельчак на ложках,

Выходите, да всех нас тут удивите!

            Исполняется  « ТАНЕЦ С ЛОЖКАМИ»

Скоморохи 1.  А теперь наши гости дорогие с нами поиграют

(обращается к родителям) и объясняет правила игры:

Зрители делятся на две части. Когда ведущий машет красным 

флажком, правая половина кричит: «Пшеница». Когда ведущий 

машет синим флажком, левая половина кричит: «Рожь». Когда 

поднимает оба флажка все кричат «Хлеб». 

Ведущий старается запутать зрителей. 

Скоморох1:- А сейчас ближе подходите, ДА СВОЮ ЛОВКОСТЬ ПОКАЖИТЕ! ( Приглашает родителей вместе с детьми принять участие в игре)

Подвижная игра с родителями «ЗАЙМИ КОВРИК»

под веселую плясовую музыку родители двигаются вокруг коврика. С остановкой музыки нужно постараться  всем  занять место на коврике. Кто не поместился, тот выбывает .

Скоморох 2: Вот потеха, нету мочи, 
Веселиться- так до ночи!

Скоморох 1: Нет уж братец не зевай 
Новый конкурс открывай 
Скоморох 2: Приглашаю на игру . карусель я заведу!
Проводится подвижная игра для детей «Карусель».

Скоморох держит в руке зонт с разноцветными лентами. Дети берутся за ленты и произнося слова двигаются по кругу  с начала медленно, затем все быстрее.
Еле-еле, еле-еле 
Завертелись карусели 
А потом, потом, потом 
Всё бегом, бегом, бегом. 
Тише, тише, не спешите 
Карусель остановите 
Раз, два, раз, два 
Вот и кончилась игра

Хозяйка: -Ну,что же, дорогие гости, повеселились мы на славу

У нас  прошла замечательная ярмарка, на которой мы вместе увидели чудесные товары. Узнали о чудо – мастерах , их чудесных промыслах и традициях.

Вы на ярмарке побывали?

Товар свой показали?

Все рассказали –

Ничего не забыли?

Всем сегодня угощенье: 

   Скоморохи:    ( вместе)

За игру, да за веселье, 
Пироги да пышки, 
Кушайте, детишки! 

На мотив  р.н. песни  «Ой, вставала я ранешенько» все участники праздника приглашают гостей на чаепите.

  1. Приглашали мы на ярмарку друзей, 
    Веселили мы сегодня всех гостей! 
    Припев: Калинка, малинка моя, 
    Веселили мы сегодня всех гостей! 
    2. Пусть на чай приходят в гости, млад и стар, 
    Вскипятим для вас мы полный самовар! 
    Припев: Калинка, малинка моя 
    Вскипятим для вас мы полный самовар!

Под фонограмму песни «Ярмарка»  участники и гости покидают зал.