"Успех каждого ребенка"


Автор: Сугако Лидия Ивановна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

"Успех каждого ребенка"

Краткое описание работы: Детское творчество - это новый мир. Это нечто таинственное, вселяющееся в каждого ребенка с его рождения. Нет ни капли сомнения, что все дети талантливы. Но природа решила припрятать талант. Главное вовремя заметить, ведь он не всегда ярко выражен. Талант можно развить, а можно и загубить. Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к познавательной, творческой общественно-трудовой деятельности. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Необходимое звено в воспитании многогранной личности -дополнительное образование детей.

 

Введение.

 

Творчество - это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Перед учителем вырастает задание чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в школу вырастить не только крепким здоровым, но и инициативным, думающим человеком, успешным,  способным на творческий подход к любому делу.

  Детское творчество - это новый мир. Это нечто таинственное,  вселяющееся в каждого ребенка с его рождения. Нет ни капли сомнения, что все дети талантливы. Но природа решила припрятать талант. Главное вовремя заметить, ведь он не всегда ярко выражен. Талант можно развить, а можно и загубить. Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к познавательной, творческой общественно-трудовой деятельности. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Необходимое звено в воспитании многогранной личности -дополнительное образование детей. 

  

 

Актуальность  и педагогическая целесообразность.

"Успех каждого ребенка". Это, в первую очередь, дополнительное образование, профориентация и поддержка талантливых детей.

 

Цель проекта:

- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей;

- обеспечение  доступных условий для воспитания гармонично развитой и социально- ответственной личности;

 Задачи проекта:

- разработать план работы  многоэтапных и разноуровневых конкурсных и иных мероприятий для детей;

- реализовать программу  образовательных программ основного общего и среднего общего образования в сетевой форме с участием организаций дополнительного образования детей;

- обеспечить  доступность дополнительного образования детей  в сельской местности, путем создания современных условий для освоения обучающимися базовых навыков и умений, повышения их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.

 

 

Психологическая концепция.

   Наиболее важными аспектами психологического сопровождения  проекта являются:

- учет интересов каждого ребенка;

- добровольность посещаемости занятий;

- индивидуальный подход к каждому;

- учет  психологических особенностей;

   

  Указанные особенности определяют специфику организации и содержания психологического сопровождения образовательного процесса в школе.

  Программа предназначена для детей 7-17 лет, учащихся начальных, средних и старших классов общеобразовательной школы, и направлена на обеспечение дополнительной, теоретической и практической подготовки по вокалу.

      Содержание программы направлено на формирование у учащихся певческой культуры, творческого отношения к исполняемым музыкальным произведениям, на развитие у школьников знаний и умений, связанных с усвоением способов вокальной техники, на воспитание любви к музыке, эстетического вкуса, способности наслаждаться красотой, испытывать чувства радости от общения с прекрасным. В основе развития музыкальных способностей лежат два главных вида деятельности учащихся: изучение теории и творческая вокальная практика. Содержание программы расширяет представления учащихся о музыкальных жанрах, стилях и направлениях в эстрадном искусстве, знакомит с традициями и новаторством вокального пения.

     

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ:

  •  система специальных вокальных упражнений,
  •  индивидуальная работа с учащимися,
  •  работа в группе,
  •  организация практической деятельности,
  •  творческое выступление, как результат этапа деятельности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

По окончании полного курса обучения воспитанники должны

  • иметь чёткое представление о специфике музыкального жанра эстрадная песня, приёмов стилизации;
  • знать приёмы работы над песней;
  • уметь:

         - соблюдать певческую установку,

         - чисто интонировать,

         - петь сольно и в ансамбле,

         - самостоятельно создавать образ исполняемой песни,

         - видеть другие сферы применения своим знаниям, умениям и навыкам.

        

         В течении учебного года,  учащиеся представляют творческий отчёт в рамках представленного мероприятия, также принимают участие в конкурсах, смотрах, внеклассных мероприятиях, в концертной деятельности на разных уровнях (школа, районные конкурсы, фестивали).

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

Содержание и виды работы

 

 

Теория

 

Практика

Общее кол-во часов

1.

Вводная часть. Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадного пения.

 

2

 

2

 

4

2.

Фонограмма, её особенности и возможности. Пение учебно-тренировочного материала

 

2

 

8

 

10

3.

Приёмы работы с микрофоном. Пение учебно-тренировочного материала.

 

2

 

8

 

10

4.

Пластическое интонирование. Пение учебно-тренировочного материала.

 

1

 

9

 

10

5.

Сценический имидж. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа.

 

4

 

26

 

30

6.

Вокальный ансамбль. Пение учебно-тренировочного материала.

 

1

 

7

 

8

7.

Приёмы ансамблевого исполнения. Пение учебно-тренировочного материала.

 

2

 

38

 

40

8.

«Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре. Пение учебно-тренировочного материала.

 

1

 

25

 

26

9.

Творческий отчёт.

 

2

2

10.

Резерв

1

3

4

 

Итого

15

129

144

 

Основное содержание программы

Тема «Эстрадное творчество» - 4 часа

Занятие 1-4 - знакомство,

 - инструктаж по ТБ,

 - постановка певческой задачи,

 - расширение представления о жанре «Эстрадное пение»,

 - понятие «манера исполнения»,

 - индивидуальное прослушивание.

Тема «Фонограмма, её особенности и возможности» - 10 часов.

Занятие 5-14 - понятие фонограмма, её виды и особенности,

 - слушание и анализ «плюсовок» и «минусовок»,

 - подбор песенного репертуара,

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистоты интонирования, унисона, мягкой атаки звука, глубокого певческого дыхания…),

 - запись фонограмм.

Тема «Приёмы работы с микрофоном» - 10 часов

Занятия 15-24 - знакомство с техническим устройством – микрофон, его типами (стационарный проводной, радиомикрофон) и возможностями,

 - индивидуальная работа с обучающимися по формированию технических умений и навыков работы с микрофоном (положение в руке, направление, приближение и удаление),

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистота интонирования, унисона, дикции),

 - разучивание песенного репертуара.

Тема «Пластическое интонирование» - 10 часов

Занятия 25-34 -знакомство с понятием «сценическое движение», «сценическая пластика»,

 - просмотр видиозаписи-примера эстрадно-вокальной коспозиции с включением хореографических элементов,

 - пение учебно-тренировочного материала с введением элементов хореографии в рамках жанра эстрадной песни.

Тема «Сценический имидж» - 30 часов

Занятия 35-64 - знакомство с понятием «сценический имидж», приёмы

 его создания,

 - знакомство с понятием – культура эстрадного мастерства,

 - знакомство с понятием – образ песни,

 - выявление певческой наклонности обучающихся,

 - индивидуальный подбор песенного материала,

 - индивидуальная работа с обучающимися по составлению исполнительского плана песни,

 - введение тренировочных занятий по формированию навыков сценического мастерства (манера исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем),

 - индивидуальная работа с обучающимися по созданию сценического образа исполняемых песен.

Тема «Вокальный ансамбль» - 8 часов

Занятия 65-72 - знакомство с понятием – вокальный эстрадный ансамбль,

- слушание записей примеров вокального ансамбля в рамках жанра эстрадного пения,

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие) и разучивание песенного репертуара.

Тема «Приёмы ансамблевого исполнения» - 40 часов

Занятия 73-112 - знакомство с приёмами ансамблевого исполнения-солист + подпевка, смена солистов,

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие),

 - индивидуальная и групповая работа, направленная на разучивание песенного репертуара со сменой солистов.

Тема ««Бек-вокал» и его роль эстрадном жанре» -26 часов

Занятия 113-138 - знакомство с понятием «бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре,

 - слушание записей примеров сольного исполнения с «бек-вокалом»,

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения соло + бэк-вокал,

 - подготовка к творческому отчёту в рамках представленного мероприятия.

Занятие 139 - творческий отчёт 2 часа. Отчётный концерт.

Занятия 140-14 - резерв 4 часа.

Резервное время используется на репетиционные моменты во время выезда на конкурсы, фестивали. Также используется в случае необходимости проведения дополнительных индивидуальных занятий с учащимися.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В процессе обучения решаются следующие задачи:

  • формирование представлений о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра,
  • знакомство с основами теории эстрадного жанра (сценический имидж, пластика),
  • обучение приёмам работы с песней,
  • формирование основных навыков работы с ТСО ( микрофон),
  • развитие вокальных навыков,
  • формирование навыков ансамблевого пения,
  • охрана детского голоса,
  • воспитание интереса к песенному творчеству, эмоциональной отзывчивости на музыку и вкуса.

Решение этих задач осуществляются в процессе изучения следующих разделов:

  1. Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадного пения.
  2. Фонограмма, её особенности и возможности.
  3. Приёмы работы с микрофоном.
  4. Пластическое интонирование.
  5. Сценический имидж.
  6. Вокальный ансамбль.
  7. Приёмы ансамблевого исполнения.
  8. «Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре.

На первом этапе

Учащиеся знакомятся с особенностями вокального эстрадного жанра, техникой безопасности обращения с ТСО и основами работы с фонограммой. Под руководством преподавателя совершенствуют свой голосовой аппарат, занимаются постановкой голоса.

На втором этапе

Учащиеся знакомятся с основами работы над песней, над созданием своего сценического образа и образа песни. Учащиеся разучивают песенный репертуар, инициируемый педагогом.

На третьем этапе

Учащиеся знакомятся с приёмами эстрадного ансамблевого пения. Изучение материалов осуществляется в ходе кружковых занятий.

Виды занятий:

1)    занятие-беседа – проводится в начале или в конце изучения курса или раздела;

2)    комбинированное занятие – проводится по плану, сочетания теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записей – образцов, пение учебно-тренировочного материала),

3)    практические занятия – индивидуальные или групповые формы работы над песенным репертуаром, публичные выступления-концерты.

 

ПО ЗАВЕРШЕНИЮ  ОБУЧЕНИЯ

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:

- знать о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра;

- иметь представление о средствах создания сценического имиджа;

- уметь пользоваться ТСО ( микрофон);

- овладеть следующими вокальными навыками:

 петь в диапазоне: первые голоса СИм – РЕ2;

 Вторые голоса СИм – СИ1;

- соблюдать певческую установку;

- петь только с мягкой атакой, чистым, лёгким звуком;

- формировать правильно гласные и чётко произносить согласные звуки;

- не форсировать звучание при исполнении песен героического склада;

- петь выразительно. Осмысленно простые песни;

- петь чисто и слаженно в унисон, несложные двухголосные музыкальные упражнения;

- уметь исполнять сольно;

- знать правила охраны детского голоса.

Программа предусматривает:

·       постоянное отслеживание образовательного процесса и его результатов

·       разработку и внедрение карты индивидуального сопровождения учащихся, начиная с 1 класса с последующим постепенным внедрением в другие параллели

·       мониторинг талантливых детей, индивидуальных достижений, проблем и трудностей учащихся, начиная с 1 класса

- сформирована  система работы с каждым ребенком;

 

 

Мероприятия по созданию условий для реализации проекта

Содержание работы

Система целесообразных форм и мер организации работы.

Ответственные

1.

Организация методической работы с педагогическим коллективом по развитию творчества учащихся;

Работа творческих групп педагогов, семинары классных руководителей, заседания методических объединений, школьные методические конференции. Работа творческой группы

Администрация школы

Творческая группа

Обогащение материально – технической базы

2.

Повышение квалификации педагогического коллектива в вопросах выявления и развития уровня творческих способностей учащихся.

Тематические педагогические советы, посещение курсов повышения квалификации, семинаров

Администрация школы

3.

Диагностика выявления уровня творческих способностей школьника

Тестирование , анкетирование , наблюдение , опрос.

Психолого-педагогическая служба школы, классные руководители

4.

Отслеживание уровня изменения творческих способностей учащихся школы.

 

Тестирование , анкетирование , наблюдение , опрос

Психолого-педагогическая служба школы, классные руководители

Творческая группа

5.

Составление банка данных детей , обладающих яркими способностями в различных областях деятельности.

 

Наблюдение за способными детьми,

Плановая работа с одаренными детьми.

Администрация школы , педагоги –предметники классные руководители

6.

Создание системы работы школы для удовлетворения каждым ребенком творческих потребностей.

Проведение интеллектуальных, игровых конкурсов, сюжетных и ролевых игр с учащимися.

классные руководители, руководители кружков

7.

Проведение школьных, классных коллективных мероприятий по плану

Темы периодов организации воспитательной деятельности :

 

Педагог-организатор, руководители кружков, классные руководители.

8.

Организация школьных мероприятий , праздников, акций, конкурсов, викторин, игровых конкурсов ,представлений.

 

Концерты, фестивали и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;

  • театральные постановки учащихся школы;

 

Педагог-организатор, муз.руководитель , классные руководители

9.

Организация внеклассной работы по предмету , направленной на развитие творчества;

 

Конкурсы, викторины, игры с творческими заданиями , мероприятия в рамках предметных недель.

Выступления с различными проектами, исследовательскими работами на школьной научно-практической конференции и на конференциях районного уровня

Учителя.

10.

Организация работы в классах по развитию творческих способностей.

Проведение классных мероприятий, направленных на развитие индивидуального и коллективного творчества

Проведение классных часов с обязательным содержанием различных творческих заданий.

Классные руководители.

Творческая группа

11

Организация творческой, проектной и исследовательской работы учащихся школы.

Участие в школьных, районных, республиканских, Всероссийских олимпиадах, конкурсах, выставках, мероприятиях .

 

Администрация школы.

учителя - предметники

12

Организация работы органов школьного самоуправления.

 

Организация деятельности актива школы по проведению мероприятий творческого характера, работа школы актива, проведение Дней самоуправления.

Педагог-организатор,

Детская организация

13

Создание системы кружков, секций, и студий с учетом интересов и потребностей учащихся.

 

Работа  внеаудиторных занятий  по интересам, кружков, студий : предметных, эстетических, декоративно-прикладных, художественных, туристических, здоровьесберегающих спортивных, интеллектуальных и др.

 

Педагог-организатор, руководители кружков, классные руководители

14

Демонстрация достижений учащихся в творческой деятельности;

 

 

.

Творческие отчеты в конце учебного года.

Творческая группа

15

Организация родительского всеобуча

Проведение классных и общешкольных родительских собраний, родительских конференций

Администрация школы,

Классные руководители.

16

Предоставление родителям необходимой информации об участии ребенка в творческой деятельности школы.

 

Выставки творческих достижений детей, индивидуальная работа с родителями, знакомство с деятельностью школы на родительских собраниях.

Администрация школы

Творческая группа

 

 

 

 

17

Организация совместной деятельности детей и родителей.

Проведение совместных мероприятий детей и родителей , направленных на развитие творчества.

Педагог-организатор, руководители кружков, классные руководители

 

 

   Литература

1.  Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.

2. Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.
3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.

4.Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.

5. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.
6. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991
7.  Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.