Условия для реализации творческого потенциала учащихся в рамках популярного жанра – эстрадная и народная песня на примере вокального обьединения «КУПАЛИНКА


Автор: Сугако Лидия Ивановна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Условия для реализации творческого потенциала учащихся в рамках популярного жанра – эстрадная и народная песня на примере вокального обьединения «КУПАЛИНКА

Краткое описание работы: Создать условия для реализации творческого потенциала учащихся в рамках популярного жанра – эстрадная и народная песня

 

«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими! Если вы знаете, что сказать этому миру – скажите! Если ваша душа поет-пойте!»

 

 

 

 

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

            Создать условия для реализации творческого потенциала учащихся в рамках популярного жанра – эстрадная и народная песня.

            Логика освоения учебных тем определяется обучающими, развивающими, воспитательными задачами:

  • Образовательные: изучить стилевые особенности вокального эстрадного жанра, приёмы стилизации в контексте эстрадной песни; освоить приёмы сольного и ансамблевого пения;
  • Развивающие: развивать музыкальные способности учащихся: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма; осуществлять индивидуальный подход в развитии творческих способностей учащихся; развивать интерес учащихся к песенному творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства;
  • Воспитательные: формировать эмоциональную отзывчивость на музыку и умение воспринимать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания.

Программа предназначена для детей 7-17 лет, учащихся начальных, средних и старших классов общеобразовательной школы, и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по вокалу.

      Содержание программы направлено на формирование у учащихся певческой культуры, творческого отношения к исполняемым музыкальным произведениям, на развитие у школьников знаний и умений, связанных с усвоением способов вокальной техники, на воспитание любви к музыке, эстетического вкуса, способности наслаждаться красотой, испытывать чувства радости от общения с прекрасным. В основе развития музыкальных способностей лежат два главных вида деятельности учащихся: изучение теории и творческая вокальная практика. Содержание программы расширяет представления учащихся о музыкальных жанрах, стилях и направлениях в эстрадном искусстве, знакомит с традициями и новаторством вокального пения.

     

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ:

  •  система специальных вокальных упражнений,
  •  индивидуальная работа с учащимися,
  •  работа в группе,
  •  организация практической деятельности,
  •  творческое выступление, как результат этапа деятельности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

По окончании полного курса обучения воспитанники должны

  • иметь чёткое представление о специфике музыкального жанра эстрадная песня, приёмов стилизации;
  • знать приёмы работы над песней;
  • уметь:

            - соблюдать певческую установку,

            - чисто интонировать,

            - петь сольно и в ансамбле,

            - самостоятельно создавать образ исполняемой песни,

            - видеть другие сферы применения своим знаниям, умениям и навыкам.

            .

            В течении учебного года,  учащиеся представляют творческий отчёт в рамках представленного мероприятия, также принимают участие в конкурсах, смотрах, внеклассных мероприятиях, в концертной деятельности на разных уровнях (школа, районные конкурсы, фестивали).

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

Содержание и виды работы

 

 

Теория

 

Практика

Общее кол-во часов

1.

Вводная часть. Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадного пения.

 

2

 

2

 

4

2.

Фонограмма, её особенности и возможности. Пение учебно-тренировочного материала

 

2

 

8

 

10

3.

Приёмы работы с микрофоном. Пение учебно-тренировочного материала.

 

2

 

8

 

10

4.

Пластическое интонирование. Пение учебно-тренировочного материала.

 

1

 

9

 

10

5.

Сценический имидж. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа.

 

4

 

26

 

30

6.

Вокальный ансамбль. Пение учебно-тренировочного материала.

 

1

 

7

 

8

7.

Приёмы ансамблевого исполнения. Пение учебно-тренировочного материала.

 

2

 

38

 

40

8.

«Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре. Пение учебно-тренировочного материала.

 

1

 

25

 

26

9.

Творческий отчёт.

 

2

2

10.

Резерв

1

3

4

 

Итого

15

129

144

 

Основное содержание проекта

Тема «Эстрадное творчество» - 4 часа

Занятие 1-4 - знакомство,

 - инструктаж по ТБ,

 - постановка певческой задачи,

 - расширение представления о жанре «Эстрадное пение»,

 - понятие «манера исполнения»,

 - индивидуальное прослушивание.

Тема «Фонограмма, её особенности и возможности» - 10 часов.

Занятие 5-14 - понятие фонограмма, её виды и особенности,

 - слушание и анализ «плюсовок» и «минусовок»,

 - подбор песенного репертуара,

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистоты интонирования, унисона, мягкой атаки звука, глубокого певческого дыхания…),

 - запись фонограмм.

Тема «Приёмы работы с микрофоном» - 10 часов

Занятия 15-24 - знакомство с техническим устройством – микрофон, его типами (стационарный проводной, радиомикрофон) и возможностями,

 - индивидуальная работа с обучающимися по формированию технических умений и навыков работы с микрофоном (положение в руке, направление, приближение и удаление),

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистота интонирования, унисона, дикции),

 - разучивание песенного репертуара.

Тема «Пластическое интонирование» - 10 часов

Занятия 25-34 -знакомство с понятием «сценическое движение», «сценическая пластика»,

 - просмотр видиозаписи-примера эстрадно-вокальной коспозиции с включением хореографических элементов,

 - пение учебно-тренировочного материала с введением элементов хореографии в рамках жанра эстрадной песни.

Тема «Сценический имидж» - 30 часов

Занятия 35-64 - знакомство с понятием «сценический имидж», приёмы

 его создания,

 - знакомство с понятием – культура эстрадного мастерства,

 - знакомство с понятием – образ песни,

 - выявление певческой наклонности обучающихся,

 - индивидуальный подбор песенного материала,

 - индивидуальная работа с обучающимися по составлению исполнительского плана песни,

 - введение тренировочных занятий по формированию навыков сценического мастерства (манера исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем),

 - индивидуальная работа с обучающимися по созданию сценического образа исполняемых песен.

Тема «Вокальный ансамбль» - 8 часов

Занятия 65-72 - знакомство с понятием – вокальный эстрадный ансамбль,

- слушание записей примеров вокального ансамбля в рамках жанра эстрадного пения,

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие) и разучивание песенного репертуара.

Тема «Приёмы ансамблевого исполнения» - 40 часов

Занятия 73-112 - знакомство с приёмами ансамблевого исполнения-солист + подпевка, смена солистов,

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие),

 - индивидуальная и групповая работа, направленная на разучивание песенного репертуара со сменой солистов.

Тема ««Бек-вокал» и его роль эстрадном жанре» -26 часов

Занятия 113-138 - знакомство с понятием «бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре,

 - слушание записей примеров сольного исполнения с «бек-вокалом»,

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения соло + бэк-вокал,

 - подготовка к творческому отчёту в рамках представленного мероприятия.

Занятие 139 - творческий отчёт 2 часа. Отчётный концерт.

Занятия 140-14 - резерв 4 часа.

Резервное время используется на репетиционные моменты во время выезда на конкурсы, фестивали. Также используется в случае необходимости проведения дополнительных индивидуальных занятий с учащимися.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В процессе обучения решаются следующие задачи:

  • формирование представлений о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра,
  • знакомство с основами теории эстрадного жанра (сценический имидж, пластика),
  • обучение приёмам работы с песней,
  • формирование основных навыков работы с ТСО ( микрофон),
  • развитие вокальных навыков,
  • формирование навыков ансамблевого пения,
  • охрана детского голоса,
  • воспитание интереса к песенному творчеству, эмоциональной отзывчивости на музыку и вкуса.

Решение этих задач осуществляются в процессе изучения следующих разделов:

  1. Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадного пения.
  2. Фонограмма, её особенности и возможности.
  3. Приёмы работы с микрофоном.
  4. Пластическое интонирование.
  5. Сценический имидж.
  6. Вокальный ансамбль.
  7. Приёмы ансамблевого исполнения.
  8. «Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре.

На первом этапе

Учащие знакомятся с особенностями вокального эстрадного жанра, техникой безопасности обращения с ТСО и основами работы с фонограммой. Под руководством преподавателя совершенствуют свой голосовой аппарат, занимаются постановкой голоса.

На втором этапе

Учащиеся знакомятся с основами работы над песней, над созданием своего сценического образа и образа песни. Учащиеся разучивают песенный репертуар, инициируемый педагогом.

 

На третьем этапе

Учащиеся знакомятся с приёмами эстрадного ансамблевого пения. Изучение материалов осуществляется в ходе кружковых занятий.

 

Виды занятий:

1)      занятие-беседа – проводится в начале или в конце изучения курса или раздела;

2)      комбинированное занятие – проводится по плану, сочетания теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записей – образцов, пение учебно-тренировочного материала),

3)      практические занятия – индивидуальные или групповые формы работы над песенным репертуаром, публичные выступления-концерты.

 

ПО ЗАВЕРШЕНИЮ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:

- знать о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра;

- иметь представление о средствах создания сценического имиджа;

- уметь пользоваться ТСО ( микрофон);

- овладеть следующими вокальными навыками:

 петь в диапазоне: первые голоса СИм – РЕ2;

 Вторые голоса СИм – СИ1;

- соблюдать певческую установку;

- петь только с мягкой атакой, чистым, лёгким звуком;

- формировать правильно гласные и чётко произносить согласные звуки;

- не форсировать звучание при исполнении песен героического склада;

- петь выразительно. Осмысленно простые песни;

- петь чисто и слаженно в унисон, несложные двухголосные музыкальные упражнения;

- уметь исполнять сольно;

- знать правила охраны детского голоса.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Теоретический блок

1. Введение.

- Инструкция по технике безопасности работы с используемым оборудованием (муз. центр,  микшерский пульт, стойки под микрофон).

- История развития вокального эстрадного жанра (менестрели, трубадуры, труверы – французские шансонье – современная эстрада).

- Особенности вокального эстрадного жанра (условия, предназначение).

2. Фонограмма, её особенности и возможности:

- раскрытие значения слова «фонограмма»,

- возможности фонограмм: «плюсовки» и «минусовки»;

- понятие «аранжировка» и её связь с фонограммой.

3. Приёмы работы с микрофоном:

- виды микрофонов (стационарные, проводные, беспроводные);

- приёмы работы с микрофонами: у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук»;

- передвижение с микрофоном по сцене.

4. Пластическое интонирование:

- понятие «пластическое интонирование»;

- сценическое движение и его роль.

5. Сценический имидж:

- понятие «имидж»;

- виды сценического имиджа;

- связь сценического имиджа с пластикой и образом песни.

6. Вокальный ансамбль:

- виды ансамблей вокальных и инструментальных,

- состав ансамблей: «дуэт», «трио», «квартет», «квинтет», «секстет»…

7. Приёмы ансамблевого исполнения:

- понятие «приёмы ансамблевого исполнения»,

- понятие «многоголосие».

8. «Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре:

- понятие «бек-вокал» и его задачи,

- роль «бек-вокалистов» и их состав,

- приёмы исполнения «бек-вокалистов».

9. Пение произведений:

- беседы о разучиваемых произведениях,

- современная эстрадная песня: сообщение о композиторе, раскрытие содержания музыки и текста, её актуальности, музыкально – выразительных средств.

 

Практический блок

Учебно-тренировочные задания (УТЗ) на:

- обучение умению соблюдать певческую установку; правильному звукообразованию, спокойному вдоху, экономному выдоху;

- формирование основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, вибрато, ровности, разборчивости;

- обучение правильному формированию гласных и согласных звуков;

- развитие певческого рабочего диапазона ре1 – си1, опевание этой зоны;

- формирование ансамблевого строя: унисона, ритмического, динамического, орфоэпического, темпового, тембрального.

Развитие умения анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания:

- обучение осмысленному и выразительному пению.

Слушание музыки:

- слушание записей-примеров вокального ансамблевого пения как фактор расширения музыкального кругозора.

Пластическое интонирование

(музыкально-двигательные упражнения):

- развитие умения координировать движения с музыкой;

- развитие умения образно-ритмического восприятия музыки.

Примерный песенный репертуар:

«Куда уходит детство»

«Проснись и пой»

«Как прекрасен этот мир»

«Замыкая круг»

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

«Дорога» муз.Баневича

«Топ-топ, топает малыш»

«Балтийский берег»

«Колокола» муз. Е.Крылатова

«Песня гардемаринов» муз.Е.Крылатова

«Вечерняя песня» муз.Соловьёва-Седова

«Здравствуй, песенка моя» сл. и муз. И. и Е.Челноковых

«Наша школа» __________\\_________

«Кот на крыше» ___________\\________

« Не отнимайте солнце у детей»

«Жизнь»

« А нам бы петь и танцевать»

«Васильковое небо»

 

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – средняя школа № 18 ст. Мочище

«Обсуждено»

Руководитель МО

____   Щеголькова ____________ /

ФИО

Протокол №____ от

«___» _________ 20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора  по УВР МБОУ - СШ № 18

_____ /Ачёлова Л.И. /

ФИО

«___» _________ 20__г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ - СШ №18

_____ /Мыльникова Т.С. /

ФИО

Приказ № ______ от

«___» _________ 20__г.

 

 

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Вокального обьединения «КУПАЛИНКА»

Художественно - эстетическое  направление

Учитель музыки

Сугако Лидия Ивановна , высшая категория

 

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № ________ от

«____» __________ 20 __г.

20__ - 20__ учебный год

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

            Создать условия для реализации творческого потенциала учащихся в рамках популярного жанра – эстрадная песня и данной программы.

            Логика освоения учебных тем определяется обучающими, развивающими, воспитательными задачами:

  • Образовательные: изучить стилевые особенности вокального эстрадного жанра, приёмы стилизации в контексте эстрадной песни; освоить приёмы сольного и ансамблевого пения;
  • Развивающие: развивать музыкальные способности учащихся: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма; осуществлять индивидуальный подход в развитии творческих способностей учащихся; развивать интерес учащихся к песенному творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства;
  • Воспитательные: формировать эмоциональную отзывчивость на музыку и умение воспринимать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания.

Программа предназначена для детей 7-17 лет, учащихся начальных, средних и старших классов общеобразовательной школы, и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по вокалу.

      Содержание программы направлено на формирование у учащихся певческой культуры, творческого отношения к исполняемым музыкальным произведениям, на развитие у школьников знаний и умений, связанных с усвоением способов вокальной техники, на воспитание любви к музыке, эстетического вкуса, способности наслаждаться красотой, испытывать чувства радости от общения с прекрасным. В основе развития музыкальных способностей лежат два главных вида деятельности учащихся: изучение теории и творческая вокальная практика. Содержание программы расширяет представления учащихся о музыкальных жанрах, стилях и направлениях в эстрадном искусстве, знакомит с традициями и новаторством вокального пения.

     

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ:

  •  система специальных вокальных упражнений,
  •  индивидуальная работа с учащимися,
  •  работа в группе,
  •  организация практической деятельности,
  •  творческое выступление, как результат этапа деятельности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

По окончании полного курса обучения воспитанники должны

  • иметь чёткое представление о специфике музыкального жанра эстрадная песня, приёмов стилизации;
  • знать приёмы работы над песней;
  • уметь:

            - соблюдать певческую установку,

            - чисто интонировать,

            - петь сольно и в ансамбле,

            - самостоятельно создавать образ исполняемой песни,

            - видеть другие сферы применения своим знаниям, умениям и навыкам.

            .

            В течении учебного года,  учащиеся представляют творческий отчёт в рамках представленного мероприятия, также принимают участие в конкурсах, смотрах, внеклассных мероприятиях, в концертной деятельности на разных уровнях (школа, районные конкурсы, фестивали).

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

Содержание и виды работы

 

 

Теория

 

Практика

Общее кол-во часов

1.

Вводная часть. Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадного пения.

 

2

 

2

 

4

2.

Фонограмма, её особенности и возможности. Пение учебно-тренировочного материала

 

2

 

8

 

10

3.

Приёмы работы с микрофоном. Пение учебно-тренировочного материала.

 

2

 

8

 

10

4.

Пластическое интонирование. Пение учебно-тренировочного материала.

 

1

 

9

 

10

5.

Сценический имидж. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа.

 

4

 

26

 

30

6.

Вокальный ансамбль. Пение учебно-тренировочного материала.

 

1

 

7

 

8

7.

Приёмы ансамблевого исполнения. Пение учебно-тренировочного материала.

 

2

 

38

 

40

8.

«Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре. Пение учебно-тренировочного материала.

 

1

 

25

 

26

9.

Творческий отчёт.

 

2

2

10.

Резерв

1

3

4

 

Итого

15

129

144

 

Основное содержание программы

Тема «Эстрадное творчество» - 4 часа

Занятие 1-4 - знакомство,

 - инструктаж по ТБ,

 - постановка певческой задачи,

 - расширение представления о жанре «Эстрадное пение»,

 - понятие «манера исполнения»,

 - индивидуальное прослушивание.

Тема «Фонограмма, её особенности и возможности» - 10 часов.

Занятие 5-14 - понятие фонограмма, её виды и особенности,

 - слушание и анализ «плюсовок» и «минусовок»,

 - подбор песенного репертуара,

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистоты интонирования, унисона, мягкой атаки звука, глубокого певческого дыхания…),

 - запись фонограмм.

Тема «Приёмы работы с микрофоном» - 10 часов

Занятия 15-24 - знакомство с техническим устройством – микрофон, его типами (стационарный проводной, радиомикрофон) и возможностями,

 - индивидуальная работа с обучающимися по формированию технических умений и навыков работы с микрофоном (положение в руке, направление, приближение и удаление),

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистота интонирования, унисона, дикции),

 - разучивание песенного репертуара.

Тема «Пластическое интонирование» - 10 часов

Занятия 25-34 -знакомство с понятием «сценическое движение», «сценическая пластика»,

 - просмотр видиозаписи-примера эстрадно-вокальной коспозиции с включением хореографических элементов,

 - пение учебно-тренировочного материала с введением элементов хореографии в рамках жанра эстрадной песни.

Тема «Сценический имидж» - 30 часов

Занятия 35-64 - знакомство с понятием «сценический имидж», приёмы

 его создания,

 - знакомство с понятием – культура эстрадного мастерства,

 - знакомство с понятием – образ песни,

 - выявление певческой наклонности обучающихся,

 - индивидуальный подбор песенного материала,

 - индивидуальная работа с обучающимися по составлению исполнительского плана песни,

 - введение тренировочных занятий по формированию навыков сценического мастерства (манера исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем),

 - индивидуальная работа с обучающимися по созданию сценического образа исполняемых песен.

Тема «Вокальный ансамбль» - 8 часов

Занятия 65-72 - знакомство с понятием – вокальный эстрадный ансамбль,

- слушание записей примеров вокального ансамбля в рамках жанра эстрадного пения,

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие) и разучивание песенного репертуара.

Тема «Приёмы ансамблевого исполнения» - 40 часов

Занятия 73-112 - знакомство с приёмами ансамблевого исполнения-солист + подпевка, смена солистов,

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие),

 - индивидуальная и групповая работа, направленная на разучивание песенного репертуара со сменой солистов.

Тема ««Бек-вокал» и его роль эстрадном жанре» -26 часов

Занятия 113-138 - знакомство с понятием «бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре,

 - слушание записей примеров сольного исполнения с «бек-вокалом»,

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения соло + бэк-вокал,

 - подготовка к творческому отчёту в рамках представленного мероприятия.

Занятие 139 - творческий отчёт 2 часа. Отчётный концерт.

Занятия 140-14 - резерв 4 часа.

Резервное время используется на репетиционные моменты во время выезда на конкурсы, фестивали. Также используется в случае необходимости проведения дополнительных индивидуальных занятий с учащимися.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В процессе обучения решаются следующие задачи:

  • формирование представлений о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра,
  • знакомство с основами теории эстрадного жанра (сценический имидж, пластика),
  • обучение приёмам работы с песней,
  • формирование основных навыков работы с ТСО ( микрофон),
  • развитие вокальных навыков,
  • формирование навыков ансамблевого пения,
  • охрана детского голоса,
  • воспитание интереса к песенному творчеству, эмоциональной отзывчивости на музыку и вкуса.

Решение этих задач осуществляются в процессе изучения следующих разделов:

  1. Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадного пения.
  2. Фонограмма, её особенности и возможности.
  3. Приёмы работы с микрофоном.
  4. Пластическое интонирование.
  5. Сценический имидж.
  6. Вокальный ансамбль.
  7. Приёмы ансамблевого исполнения.
  8. «Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре.

На первом этапе

Учащие знакомятся с особенностями вокального эстрадного жанра, техникой безопасности обращения с ТСО и основами работы с фонограммой. Под руководством преподавателя совершенствуют свой голосовой аппарат, занимаются постановкой голоса.

На втором этапе

Учащиеся знакомятся с основами работы над песней, над созданием своего сценического образа и образа песни. Учащиеся разучивают песенный репертуар, инициируемый педагогом.

 

На третьем этапе

Учащиеся знакомятся с приёмами эстрадного ансамблевого пения. Изучение материалов осуществляется в ходе кружковых занятий.

 

Виды занятий:

4)      занятие-беседа – проводится в начале или в конце изучения курса или раздела;

5)      комбинированное занятие – проводится по плану, сочетания теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записей – образцов, пение учебно-тренировочного материала),

6)      практические занятия – индивидуальные или групповые формы работы над песенным репертуаром, публичные выступления-концерты.

 

ПО ЗАВЕРШЕНИЮ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:

- знать о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра;

- иметь представление о средствах создания сценического имиджа;

- уметь пользоваться ТСО ( микрофон);

- овладеть следующими вокальными навыками:

 петь в диапазоне: первые голоса СИм – РЕ2;

 Вторые голоса СИм – СИ1;

- соблюдать певческую установку;

- петь только с мягкой атакой, чистым, лёгким звуком;

- формировать правильно гласные и чётко произносить согласные звуки;

- не форсировать звучание при исполнении песен героического склада;

- петь выразительно. Осмысленно простые песни;

- петь чисто и слаженно в унисон, несложные двухголосные музыкальные упражнения;

- уметь исполнять сольно;

- знать правила охраны детского голоса.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Теоретический блок

1. Введение.

- Инструкция по технике безопасности работы с используемым оборудованием (муз. центр,  микшерский пульт, стойки под микрофон).

- История развития вокального эстрадного жанра (менестрели, трубадуры, труверы – французские шансонье – современная эстрада).

- Особенности вокального эстрадного жанра (условия, предназначение).

2. Фонограмма, её особенности и возможности:

- раскрытие значения слова «фонограмма»,

- возможности фонограмм: «плюсовки» и «минусовки»;

- понятие «аранжировка» и её связь с фонограммой.

3. Приёмы работы с микрофоном:

- виды микрофонов (стационарные, проводные, беспроводные);

- приёмы работы с микрофонами: у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук»;

- передвижение с микрофоном по сцене.

4. Пластическое интонирование:

- понятие «пластическое интонирование»;

- сценическое движение и его роль.

5. Сценический имидж:

- понятие «имидж»;

- виды сценического имиджа;

- связь сценического имиджа с пластикой и образом песни.

6. Вокальный ансамбль:

- виды ансамблей вокальных и инструментальных,

- состав ансамблей: «дуэт», «трио», «квартет», «квинтет», «секстет»…

7. Приёмы ансамблевого исполнения:

- понятие «приёмы ансамблевого исполнения»,

- понятие «многоголосие».

8. «Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре:

- понятие «бек-вокал» и его задачи,

- роль «бек-вокалистов» и их состав,

- приёмы исполнения «бек-вокалистов».

9. Пение произведений:

- беседы о разучиваемых произведениях,

- современная эстрадная песня: сообщение о композиторе, раскрытие содержания музыки и текста, её актуальности, музыкально – выразительных средств.

 

Практический блок

Учебно-тренировочные задания (УТЗ) на:

- обучение умению соблюдать певческую установку; правильному звукообразованию, спокойному вдоху, экономному выдоху;

- формирование основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, вибрато, ровности, разборчивости;

- обучение правильному формированию гласных и согласных звуков;

- развитие певческого рабочего диапазона ре1 – си1, опевание этой зоны;

- формирование ансамблевого строя: унисона, ритмического, динамического, орфоэпического, темпового, тембрального.

Развитие умения анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания:

- обучение осмысленному и выразительному пению.

Слушание музыки:

- слушание записей-примеров вокального ансамблевого пения как фактор расширения музыкального кругозора.

Пластическое интонирование

(музыкально-двигательные упражнения):

- развитие умения координировать движения с музыкой;

- развитие умения образно-ритмического восприятия музыки.

Примерный песенный репертуар:

«Куда уходит детство»

«Проснись и пой»

«Как прекрасен этот мир»

«Замыкая круг»

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

«Дорога» муз.Баневича

«Топ-топ, топает малыш»

«Балтийский берег»

«Колокола» муз. Е.Крылатова

«Песня гардемаринов» муз.Е.Крылатова

«Вечерняя песня» муз.Соловьёва-Седова

«Здравствуй, песенка моя» сл. и муз. И. и Е.Челноковых

«Наша школа» __________\\_________

«Кот на крыше» ___________\\________

« Не отнимайте солнце у детей»

«Жизнь»

« А нам бы петь и танцевать»

«Васильковое небо»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

Содержание и виды работы

 

Теория

 

Практика

Общее кол-во часов

1.

Вводная часть. Народная песня. Виды народных песен. Индивидуальная вокальная работа (прослушивание).

 

1

 

5

 

6

2.

Понятие стилизации в контексте эстрадного пения.

 

1

 

3

 

4

3.

Лирические народные песни. Приёмы работы. Пение учебно-тренировочного материала.

 

1

 

31

 

32

4.

Плясовые народные песни. Приёмы работы. Пение учебно-тренировочного материала.

 

1

 

31

 

32

5.

Народный ансамбль; особенности и приёмы исполнения.

 

2

 

30

 

32

6.

Приёмы исполнения а, капелла. Индивидуальная вокальная работа.

 

2

 

30

 

32

7.

Творческий отчёт.

 

2

2

8.

Резерв.

1

3

4

 

Итого

14

130

144

 

Основное содержание программы

Тема «Народная песня». Виды народных песен. – 6 часов

Занятия 1-2 - постановка певческой задачи,

 - знакомство с фольклорной музыкой в контексте эстрадного жанра,

 - индивидуальное прослушивание.

Занятия 3-6 - расширение представления об особенностях народной песни её жанрах (лирические, плясовые, скоморошины, хороводные), её видах (бытовые, игровые, трудовые, военные, календарно-тематические),

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование народной манеры исполнения (стилизация).

Тема «Понятие стилизация в контексте эстрадного пения» - 4 часа

Занятия 7-10 - знакомство с понятием стилизация,

 - слушание и сравнивание образцов аутентичного и стилизованного фольклора (фольклорная музыка разных регионов

  - подбор песенного репертуара с учётом индивидуальных особенностей обучающихся,

 - пение учебно-тренировочного материал, направленного на формирование народной манеры исполнения (стилизация),

 - запись фонограмм.

Тема «Лирические народные песни. Приёмы работы» -32 часа

Занятия 11-42 - углубление представлений о лирической народной песни, её особенностях (распевы, штрих легато, кантилена, фразировка),

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование народной манеры исполнения (стилизация), формирование навыка пения распевов, навыка кантилены, работа над певческим дыханием,

 - индивидуальная работа с обучающимися по формированию певческих навыков, навыков работы с лирической песней.

Тема «Плясовые народные песни. Приёмы работы» - 32 часа

Занятия 43-74 - углубление представлений о плясовых народных песнях, их особенностях (распевы, штрихи нон легато и стаккато, фразировка…)

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование народной манеры исполнения (стилизация), развитие подвижности гортани и чёткости дикции, работа над певческим дыханием,

 - индивидуальная работа с обучающимися по формированию певческих навыков, навыков работы с плясовой песней.

Тема «Народный ансамбль: особенности и приёмы исполнения» - 32 часа

Занятия 75-106 - знакомство с особенностями стилизованных фольклорных ансамблей,

 - формирование представлений о роли солиста в фольклорном ансамблевом пении,

 - слушание записей примеров подголосочного исполнения и канонов,

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие гармонического слуха,

 - подбор и разучивание стилизованных народных песен с приёмами многоголосного пения канон и пение с подголоском.

Тема «Приёмы исполнения а капелла» - 32 часа

Занятия 107-138 - знакомство с понятием а капелла и выразительными особенностями этого приёма исполнения,

 - слушание фольклорных образцов с использованием приёма а капелла,

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие гармонического слуха, пения без музыкального сопровождения,

 - разучивание народных песен с приёмами а капелла.

Занятие 139 - творческий отчёт (концерт) – 2 часа

Занятия 140-144 - резерв – 4 часа. Отчётный концерт.

Резервное время используется на репетиционные моменты во время выезда на конкурсы, фестивали. Также используется в случае необходимости проведения индивидуальных занятий с учащимися.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В процессе второго года обучения решаются следующие задачи:

- формирование представлений о стилевых особенностях фольклорной музыки,

- знакомство с основами теории фольклорных жанров (лирическая песня, плясовая песня),

- развитие вокальных навыков (огласовка, распев, а капелла),

 - формирование навыков фольклорного ансамблевого пения (подголосок, канон),

- формирование осноных навыков работы с ТСО ( микрофон),

- охрана детского голоса,

- воспитание интереса к песенному творчеству, эмоциональной отзывчивости на музыку.

Решение этих задач осуществляется в процессе изучения следующих разделов:

  1. Народная песня. Виды народных песен.
  2. Понятие стилизация в контексте эстрадного пения.
  3. Лирические народные песни. Приёмы работы.
  4. Плясовые народные песни. Приёмы работы.
  5. Народный ансамбль особенности и приёмы исполнения.
  6. Приёмы исполнения а капелла.

На первом этапе

Учащиеся знакомятся с особенностями фольклорной музыки, понятием «стилизация». Под руководством преподавателя совершенствуют свой голосовой аппарат, знакомятся с народной манерой исполнения, занимаются постановкой голоса.

На втором этапе

Школьники знакомятся с жанрами «лирическая песня» и «плясовая песня». Изучают и совершенствуют элементы народной манеры исполнения, разучивают песенный репертуар, инициируемый педагогом и по своему выбору. Также разучивают приёмы двухголосного пения канон и подголосок.

На третьем этапе

Учащиеся знакомятся с приёмом исполнения а капелла. Изучение разделов осуществляется в ходе кружковых аудиторных занятий.

Виды используемых занятий:

1)      занятие-беседа – проводится в начале или конце изучения курса или раздела;

 

2)      комбинированные занятия – проводятся по плану, сочетания теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записей образцов, пение учебно-тренировочного материала, пластическое интонирование),

 

3)      практические занятия – индивидуальные или групповые формы работы над песенным репертуаром, занятия – театрализации с использованием элементов игры, публичные выступления концерты.

ПО ЗАВЕРШЕНИЮ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:

- знать о стилевых особенностях фольклорной музыки,

- иметь представления о фольклорных песенных жанрах «лирическая Песня», «плясовая песня»,

- уметь пользоваться ТСО ( микрофон),

- овладеть следующими вокальными навыками:

 Петь в диапазоне: первые голоса – СИм – МИ2,

 Вторые голоса –ЛЯм – СИ1,

соблюдать певческую установку,

- стремиться петь «на опоре»,

- знать и применять дикционные правила использования народных песен,

- знать вокальные технические приёмы народной манеры исполнения, не форсировать звучание при исполнении песен в народной манере,

- петь выразительно, осмысленно простые народные песни,

-петь чисто и слаженно в унисон, несложные народные лирические и плясовые двухголосные песни,

- уметь самостоятельно на слух определять народную манеру исполнения и стилизацию народной песни,

- уметь исполнять сольно а капелла и с элементами двухголосия.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Теоретический блок

  1. Народная песня. Виды и жанры народных песен:

- Инструкция по технике безопасности работы с используемым оборудованием (муз.центр,  микрофон, микшерский пульт, стойки под микрофон,

- Понятие «фольклорная музыка», история развития.

  1. Понятие стилизация в контексте эстрадного пения:

- знакомство с понятием «стилизация»,

- понятие «аутентичный фольклор»,

- понятие «народная манера исполнения».

  1. Лирические народные песни:

- свадебные, трудовые, календарные, лирические песни,

- понятие «распев», «огласовка»,

- понятие «сброс» и «гуканье».

  1. Плясовые народные песни:

- свадебные,  игровые - плясовые народные песни,

- понятие «театрализация».

  1. Народный ансамбль: особенности и приёмы исполнения:

- понятие «подголосок» и «канон».

  1. Приёмы исполнения а капелла:

- понятие «а капелла» и выразительные особенности этого приёма исполнения,

- вокальная техника исполнения а капелла.

  1. Пение произведений:

- беседы о разучиваемых произведениях,

- стилизованная народная песня: раскрытие её значения как выразительницы исторического прошлого народа, его труда, быта, интонационные особенности.

 

Практический блок

Учебно-тренировочные задания (УТЗ) на:

- обучение умению соблюдать певческую установку; правильному звукообразованию в народной манере, спокойному вдоху, экономному выдоху;

-формирование основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, вибрато, ровности, разборчивости;

- обучение дикционным правилам исполнения народных песен

- обучение вокальной техники огласовки, сброса, гуканья,, характерных для народной манеры исполнения;

- развитие гармонического слуха, через изучение приёмов двухголосного пения: канон и подголосок;

- развитие певческого рабочего диапазона СИм – СИ1, и опевание этой зоны;

- развитие умения пения на опоре;

- формирование ансамблевого строя: унисона, ритмического, динамического, орфоэпического, темпового, тембрального.

Развитие умения анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания:

- обучение осмысленному и выразительному пению.

Слушание музыки:

- слушание записей примеров вокального ансамблевого пения как фактора расширения музыкального кругозора

Пластическое интонирование

(музыкально-двигательные упражнения)

- развитие умения координировать движения с музыкой,

- развитие умения образно-ритмического восприятия музыки,

- обучение приёмам театрализации.

Примерный песенный репертуар:

«Малым-мало спалось»

«Конь гулял на воле»

«Тонкая рябина»

«Комара женить мы будем»

«У месяцы верасни»

«Цячэ вада у ярок»

«Мае вочы чорныя»

«Беларусь синявокая»