Музыкальная гостиная для дете 1-2 классов.


Автор: Гаджиева Светлана Загидовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Учебный материал

Музыкальная гостиная для дете 1-2 классов.

Краткое описание работы: Программа "Музыкальная гостиная" предназначена для педагогов музыки . которые работают в 1-2 классах.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Дополнительная общеобразовательная программа «Музыкальная гостиная»  (далее - Программа) разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
  • Концепцией развития дополнительного образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г № 1726-р;
  • Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми, утвержденные Министерством образования науки и молодежной политики Республики Коми 01.06.2018 г. № 214-п;
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9.11.2018 г № 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
  • Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми (Приложение к письму Министерства образования и молодёжной политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки Росии) от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".

Направленность программы – художественно-эстетическая.

Актуальность программы:

Необходимость введения вокального искусства обусловлено тем, что оно является весьма действенным средством эстетического воспитания. «Действенность эстетического воспитания прямо зависит от со­блюдения принципа художественно-творческой деятельности и са­модеятельности детей. Хоровое пение, игра на музыкальных инструментах знакомит детей с произведениями искусства, шлифует испол­нительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллек­тивного творчества, самовыражения детей. В процессе изучения курса «Музыкальная гостиная» обучающиеся осваивают  основы индивидуального и хорового исполнительства и приобретают опыт сценического выступления, у обучающихся развивается художественный вкус и расширяется музыкальный кругозор. 

Отличительная особенность:

Программа направлена на развитие интересов детей к разнообразным видам деятельности: пению, музицированию, движению под музыку. В процессе обучения происходит развитие музыкальных способностей детей.

                Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование  специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса,  навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Адресат программы – дети в возрасте от 7 до 9 лет без специального отбора и категории. Набор в группу осуществляется на основе письменного заявления родителей (законных представителей).

Объем и срок освоения программы. Реализация программы рассчитана на 2 года обучения. Общий объем часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для усвоения программы составляет 128 часов. Программа состоит из 2-х модулей. Занятия проводятся два раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность занятий – 35 минут.

Количество обучающихся, одновременно находящихся в группе – от 8 до 10 человек. Состав группы постоянный.

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Цель:  создание условий для развития вокально-хоровых навыков у младших школьников.

Задачи программы:

Обучающие:

  • формировать у обучающихся исполнительское мастерство и художественный вкус, основанные на традициях русской и зарубежной культуры и культуры РК.
  • развивать музыкальность; музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память и восприимчивость, способность к сопереживанию; образное и ассоциативное мышление, творческое воображение, певческий голос;
  • приобщать к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
  • создавать условия для самовыражения ребёнка в пении;

Развивающие:

  • развивать мотивацию личности к познанию и творчеству;
  • выявлять и развивать творческую индивидуальность каждого обучающегося;
  • развивать инициативу, самостоятельность обучающихся;

Воспитательные:

  • формировать музыкальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры;
  • вовлекать детей в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно – практических навыков;
  • воспитывать у подрастающего поколения уважение к традициям русской, зарубежной и коми культуры.
    • развивать умение действовать сообща, согласовывая свои действия с действиями других.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план

Наименование программы

Количество часов

первый год обучения

второй год обучения

всего

1

«Музыкальная гостиная»

64

64

128

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

Модуль 1.

  1.  

Вводное занятие. Певческая установка.

0,5

0,5

1

  1.  

Тембр.  Песни об осени.

1

5

6

  1.  

Вокальные упражнения. Диапазон.

1

1

2

  1.  

Песни о школе.

1

2

3

  1.  

Лирическая песня.

1

4

5

  1.  

Музыкально-ритмические движения. Интонация.

1

1

2

  1.  

Песни о зиме.

1

7

8

  1.  

Эстрадная детская песня.

1

8

9

  1.  

Песни о весне (к 8 марта).

1

5

8

  1.  

Песни о лете ,  детстве. (к окончанию учебного года).

1

7

8

  1.  

Сводные репетиции.

-

4

4

  1.  

 Концертные выступления.

-

7

7

  1.  

Творческий отчёт.

-

1

1

 

Всего:

13,5

50,5

64

Модуль 2.

  1.  

Вводное занятие. Певческая установка.

0,5

0,5

1

  1.  

Тембр.  Диапазон. Интонация.

1

1

2

  1.  

Песни о школе.

1

2

3

  1.  

Песни об осени.

1

5

6

  1.  

Вокальные упражнения (значение распевания)

1

1

2

  1.  

Песни о Родине.

1

3

4

  1.  

Лирическая песня.

1

4

5

  1.  

Песни о зиме.

1

7

8

  1.  

Эстрадная детская песня.

1

7

8

  1.  

Песни о весне (к 8 марта)

1

8

9

  1.  

Песни о лете  (к окончанию учебного года)

1

6

7

  1.  

Сводные репетиции.

-

4

4

  1.  

 Концертные выступления.

-

4

4

  1.  

Творческий отчёт.

-

1

1

 

Всего:

13,5

50,5

64

Содержание модулей Программы

Учебно-тематический план двух модулей имеет схожие темы, так как развитие вокальных навыков, дыхания, артикуляции предусмотрено во всех возрастных группах. Содержание тем «Вокальные упражнения», «Лирическая песня», «Песни о школе и родном крае», «Песни об осени», «Песни о зиме»,  «Песни о весне (к 8 марта)», «Песни о лете  (ко дню окончанию учебного года)», «Эстрадная детская песня» отличается за счет  вокального репертуара, подобранного согласно возрастным особенностям обучающихся.

Сводные репетиции и концертные выступления проводятся в соответствии с воспитательным планом Прогимназии и планом мероприятий Управления дошкольного образования администрации МОГО «Сыктывкар».

Модуль 1.

Образовательная задача:

ü  Познакомить с понятием «средства музыкальной выразительности» (тембр, интонация, гармония, лад);

ü  Познакомить с понятием «диапазон»;

ü  Познакомить с песенным репертуаром, соответствующим возрастным особенностям и темам модуля.

Учебные задачи:

ü  Научить передавать чувства, эмоции посредством музыкально-вокального произведения;

ü  Научить взаимодействовать в группе, слушать и слышать друг друга.

Тематические рабочие группы и форматы:

ü  индивидуальные (соло, дуэт)

ü  подгрупповые (трио, квартет)

ü  групповые  

Модуль 2.

Образовательная задача:

ü  Напомнить о понятии «средства музыкальной выразительности» (тембр, интонация, гармония, лад);

ü  Напомнить о понятии «диапазон»;

ü  Познакомить с песенным репертуаром, соответствующим возрастным особенностям и темам модуля.

Учебные задачи:

ü  Продолжать обучение эмоциональному исполнению музыкально-вокального произведения;

ü  Продолжать обучение взаимодействию в группе, умению слушать и слышать друг друга.

Тематические рабочие группы и форматы:

ü  индивидуальные (соло, дуэт)

ü  подгрупповые (трио, квартет)

ü  групповые  

 

Тематическая программа

№ п/п

Виды учебных занятий, учебных работ

Содержание

Кол-во часов

Модуль 1.

Тема 1.1. Вводное занятие. Певческая установка.

Беседа. Практическое занятие.

 

Фронтальная.

Знакомство с певческой установкой (для чего нужно развивать дыхание, артикуляцию/дикцию)

1

Тема.1.2

Тембр.  Песни об осени.

Беседа. Практическое занятие.  

 

Фронтальная, индивидуальная работа.

Знакомство с понятиями «тембр» (окрасом звука), «диапазон» (широта звука). Определение рабочих групп (дуэт, трио) по тембру голоса для дальнейшего исполнения вокальных произведений.

Работа с солистами. Работа в группах.

6

Тема 1.3. Вокальные упражнения. Диапазон.

Беседа. Практическое занятие. Игра.

 

Фронтальная, групповая, парная работа.

Расширение и развитие диапазона обучающихся через распевание вокальных упражнений. Значение диапазона при выборе вокального репертуара.

2

Тема 1.4. Песни о школе.

Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен.

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа. Беседа. Практическое занятие. Игра.

 

Фронтальная.

Знакомство с песнями школьной тематики. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии. Исполнение песни по куплетам и всего произведения.

Работа с солистами. Работа в группах.

3

Тема 1.5. Лирическая песня.

Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен.

 

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Знакомство с лирической песней и её значением в жизни человека. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии. Исполнение песни по куплетам и всего произведения. Работа с солистами. Работа в группах.

5

Тема 1.6. Музыкально-ритмические движения. Интонация.

Беседа. Практическое занятие. (Танцевальные движения)

Игры.

 

Использование  музыкально-ритмических движений для развития эмоционально-артистических навыков обучающихся.

Знакомство с музыкальной интонацией.

2

Тема 1.7. Песни о зиме.

Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен.

 

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Знакомство с песнями, описывающими красоту природы в зимний период; новогодними и рождественскими песнями. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии и об особенностях времени года. Исполнение песни по куплетам и всего произведения.

6

Тема 1.8. Песни о весне к (8 марта)

Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен.

 

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Знакомство с песнями о весне и песнями, посвященными празднованию 8 марта. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии, о значении мамы, бабушки в жизни ребёнка. Исполнение песни по куплетам и всего произведения.

6

Тема 1.9. Песни о лете  (к окончанию учебного года).

Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен.

 

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Закрепление песен о школе; знакомство с песнями летней тематики. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии и об особенностях времени года. Исполнение песни по куплетам и всего произведения.

6

Тема 1.10. Эстрадная детская песня.

Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен.

 

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Знакомство с песнями современных композиторов. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии. Исполнение песни по куплетам и в дуэте с педагогом.

9

Тема 1.11. Сводные репетиции.

Практическое занятие. Исполнение песен.

 

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Закрепление навыков исполнения изученных произведений. Работа над дикцией, артистичностью, умением вести себя на сцене.

10

Тема 1.12. Концертные выступления.

Исполнение песен.

 

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Исполнение песен различного содержания.

7

Тема 1.13.  Творческий отчёт

Концертное выступление.

Исполнение  разученных песен за год.  

1

Модуль 2.

Тема 1.1. Вводное занятие. Певческая установка.

Беседа. Практическое занятие.

 

Фронтальная.

Знакомство с певческой установкой (для чего нужно развивать дыхание, артикуляцию/дикцию)

1

Тема 1.2. Тембр.  Диапазон. Интонация.

Беседа. Практическое занятие.  

 

Фронтальная, индивидуальная работа.

Знакомство с понятиями «тембр» (окрасом звука), «диапазон» (широта звука). Значение диапазона при выборе вокального репертуара. Знакомство с музыкальной интонацией. Определение рабочих групп (дуэт, трио) по тембру голоса для дальнейшего исполнения вокальных произведений.

2

Тема 1.3. Вокальные упражнения.

Беседа. Практическое занятие. Игра.

 

Фронтальная, групповая, парная работа.

Расширение и развитие диапазона обучающихся через распевание вокальных упражнений.

2

Тема 1.4. Лирическая песня.

Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен.

 

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Знакомство с лирической песней и её значением в жизни человека. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии. Исполнение песни по куплетам и всего произведения.

5

Тема 1.5. Песни о школе.

Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен.

 

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Знакомство с песнями школьной тематики. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии. Исполнение песни по куплетам и всего произведения.

3

Тема 1.6. Песни о Родине

Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен.

 

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Знакомство с песнями о Родине и о красоте родного края. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии. Исполнение песни по куплетам и всего произведения.

2

Тема 1.7. Песни об осени.

Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен.

 

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Знакомство с песнями, описывающими красоту природы в осенний период. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии и об особенностях времени года. Исполнение песни по куплетам и всего произведения.

6

Тема 1.8. Песни о зиме.

Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен.

 

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Знакомство с песнями, описывающими красоту природы в зимний период; новогодними и рождественскими песнями. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии и об особенностях времени года. Исполнение песни по куплетам и всего произведения.

6

Тема 1.9. Эстрадная детская песня.

Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен.

 

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Знакомство с песнями современных композиторов. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии. Исполнение песни по куплетам и в дуэте с педагогом.

6

Тема 1.10. Песни о весне к (8 марта).

Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен.

 

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Знакомство с песнями о весне и песнями, посвященными празднованию 8 марта. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии, о значении мамы, бабушки в жизни ребёнка. Исполнение песни по куплетам и всего произведения.

6

Тема 1.11. Песни о лете  (к окончанию учебного года).

Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен.

 

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Закрепление песен о школе; знакомство с песнями летней тематики. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии и об особенностях времени года. Исполнение песни по куплетам и всего произведения.

6

Тема 1.12. Сводные репетиции.

Практическое занятие. Исполнение песен.

 

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Закрепление навыков исполнения изученных произведений. Работа над дикцией, артистичностью, умением вести себя на сцене.

13

Тема 1.13. Концертные выступления.

Исполнение песен.

 

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Исполнение песен

7

Тема 1.14.  Творческий отчёт

Концертное выступление.

Исполнение песен школьной и летней тематики.

1

* Песенный репертуар подбирается на усмотрение учителя с учётом возрастных особенностей.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Метапредметные результаты.

  • сформировано исполнительское мастерство и художественный вкус, основанные на традициях русской и зарубежной культуры и культуры РК.
  • сформирована музыкальная культура как неотъемлемая часть духовной культуры.

Личностные результаты.

  • развита мотивация к познанию и творчеству;
  • созданы условия для развития творческой индивидуальности каждого обучающегося;
  • обучающиеся вовлечены в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно – практических навыков;
    • развита инициатива, самостоятельность обучающихся;
    • созданы условия для воспитания у подрастающего поколения уважения к традициям русской, зарубежной и коми культуры.
      • развито умение действовать сообща, согласовывая свои действия с действиями других.

Предметные результаты:

  • созданы условия для развития музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса;
  • созданы условия для приобщения к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
    • созданы условия для самовыражения ребёнка в пении.

 

 

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Предмет оценивания

Формы и методы оценивания

Характеристика оценочных материалов

Показатели оценивания

Критерии оценивания

Виды аттестации

1

Развитие чувства ритма

Наблюдение

Знакомые и незнакомые музыкальные произведения (песни, музыка без слов)

Движение.

Передача в движении характера знакомого музыкального произведения.

Высокий – обучающийся самостоятельно, четко производит смену движений в соответствии с музыкой;

Средний – производит смену движений с опозданием;

Низкий - смену движений производит с опозданием, движения не соответствуют характеру музыки

Итоговая

Передача в движении характера незнакомого произведения.

Высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений;

Средний – движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений;

Низкий – движения не соответствуют музыки, отсутствие эмоций при движении.

Соответствие ритма движений ритму музыки.

Высокий – чёткое выполнение движений;

Средний – выполнение движений с ошибками;

Низкий – движения выполняются не ритмично.

Координация движений и внимание.

Высокий – обучающийся выполняет все движения без ошибок;

Средний – допускает 1-2 ошибки;

Низкий – не справляется с заданием.

Воспроизведение ритма.

Воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение.

Высокий – точно воспроизводит ритмический рисунок песни;

Средний – допускает 1-2 ошибки;

Низкий – неверно воспроизводит ритм песни.

Воспроизведение ритма мелодии сыгранной педагогом на инструменте.

Высокий – обучающийся точно воспроизводит ритмический рисунок мелодии;

Средний – воспроизводит ритм с ошибками;

Низкий – неверно воспроизводит ритм песни.

Воспроизведение ритмических рисунков в хлопках.

Высокий – воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;

Средний – допускает 2-3 ошибки;

Низкий – неверно воспроизводит.

2

Пение

Наблюдение

Знакомые музыкальные произведения (песни, попевки)

Пение разученной песни с сопровождением

Высокий – чисто интонирует всю мелодию, знает текст песни, эмоционально отзывается;

Средний – не всегда верно интонирует мелодию, допускает ошибки в тексте песни;

Низкий – не верно интонирует мелодию, допускает множество ошибок в тексте песни, не эмоциональное исполнение.

Промежуточная

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И УЧЕБНЫЕ ФОРМАТЫ.

 

Методы обучения: игровой, наглядный, словесный, практический.

Формы организации образовательного процесса: групповая, фронтальная, парная, индивидуальная работа.

Формы организации занятия: игра, практическое занятие, беседа, открытое занятие, концерт.

Педагогические технологии: игровая технология, информационно-коммуникативная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающая технология.

Алгоритм занятия:

  • подготовительный (короткая беседа, подводящая обучающихся к теме занятия).
  • основной (вводится материал по теме занятия, отрабатывается в формах, предусмотренных книгой для учителя).
  • физминутка (интегрируется в основной этап)
  • завершающий (подводятся итоги занятия, рефлексия).

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный кабинет

Музыкальный зал 120 кв.м.

Перечень учебно-методического обеспечения программы

Наглядные пособия:

  • предметные картинки (муз.инструменты, портреты композиторов, иллюстрации к произведениям)
  • плакаты

Дидактические материалы: музыкальные инструменты, игрушки (по необходимости).

Аудио и DVD записи

  • Диски с записями

Информационно-методические условия

Ноутбук

Проектор

Колонки

Фортепиано

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Для педагога:

  1. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя – музыканта», «Владос», 2000 год.
  2. Алиев Б.Ю. Пение на уроках музыки, М.: Просвещение, 1978.
  3. Бандина А., Попов В. «Школа хорового пения», «Музыка», 1981 год.
  4. Вендрова Т.Е., Пигарева И.В., Воспитание музыкой: из опыта работы, М.: Просвещение, 1991
  5. В. К. Тевлина «Методика работы над песней». Изд. « Музыка» Москва 1998г.;   
    1. Емельянов В. «Фонопедический метод сольному пению», М. «Просвещение», 1988 год.
    2. Менабени А. «Методика обучения сольному пению», М. «Просвещение», 1987 год.
    3. Огороднов Д. «Музыкально-певческое воспитание детей», К. «Украина», 1989 год.
    4. Струве Г. «Школьный хор», М. «Просвещение», 1985 год.