Восприятие классической музыки через сказки и поэзию у дошкольников


Автор: Пшеничникова Дина Фарамразовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

Восприятие классической музыки через сказки и поэзию у дошкольников

Краткое описание работы: В методическом сообщении освещаются некоторые вопросы приобщения детей к миру классической музыки с привлечением чтения сказок и поэтического слова.

На сегодняшний день современная социокультурная ситуация в России характеризуется как ситуация глобального духовно-нравственного кризиса. Наблюдается снижение нравственно-эстетического уровня развития взрослого населения и, как следствие, неразвитое в эстетическом отношении подрастающее поколение. Одним из ярких средств эстетического развития является музыка, а в частности классическое музыкальное наследие. Д.Б.Кабалевский отмечал, что «Музыка является могучим и ничем не заменимым средством в формировании духовного мира ребёнка». Однако, современные дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Звучащая со всех сторон музыка далека от классических канонов и зачастую оказывает разрушительное влияние на эмоциональную, нравственную сферы развития личности ребёнка.  Любое общество заинтересованно в сохранении и передаче накопленного опыта последующим поколениям, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование.

С начала своего зарождения человеческая цивилизация создавала  шедевры различных видов искусств: архитектурные, художественно-изобразительные, литературные, музыкальные. Так как большую часть времени ребёнок проводит в детском саду, становится возможным его приобщение к миру прекрасного на музыкальных занятиях.

Именно в дошкольном периоде закладываются навыки социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путём. Детский сад является первым воспитательным учреждением, в которое попадает ребёнок, и он не может не оказать большого влияния на развитие способностей детей, его мировоззрения.  

Слушание музыки (музыкальное восприятие) – один их основных видов музыкальной деятельности в детском саду. При восприятии музыки у человека возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активна деятельность воображения. Воображение обогащает творческие проявления детей. Все компоненты музыкально-эстетического сознания: интерес к музыке, эмоциональное ее переживание, мышление, воображение, вкус тесно взаимосвязаны. Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления.

Восприятие классической музыки посредством народных сказок и поэзии благотворно влияет на становлении личности ребёнка в целом. Сказка показывает жизнь человека и его социализацию в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в сказках происходит не через какие-то абстрактные понятия, а через действие сказочных персонажей, поведение которых наиболее близко и понятно ребёнку. Именно на примере сказки наглядно демонстрируются такие понятия как добро и зло, великодушие, совесть, справедливость, трудолюбие, сопереживание. Для решения задач успешного художественно-эстетического развития ребёнка и призваны помочь народные сказки и поэзия, в сочетании с классической музыкой они обладают способностью формировать: основы музыкальности; воспитывать слушателя, способного испытывать сострадание; помогают понять характерные особенности классической музыки.

Объединение различных видов искусства (музыка, поэзия, сказки) всегда желательно. Важно только точно и тонко подбирать произведения для сравнения. Синтез видов искусства позволяет «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций.

Многие современные учёные указывают на положительное влияние сказки и поэзии на полноценное становление личности ребёнка – Д.Кабалевский, В.П.Аникин, К.И.Чуковский. О музыкальном воспитании дошкольников с привлечением в образовательный процесс художественной литературы можно узнать из следующих источников:

О.П.Радынова «Настроение, чувства в музыке», программа «Музыкальные шедевры»;

М.Б.Запепин «Музыкальное воспитание в детском саду»;

И.Е.Домогацкая «Развитие музыкальных способностей» и «Развитие речи»;

Л.Н.Вахрушева «Познавательные сказки для детей 4-7 лет»;

О.П.Радынова «Сказка в музыке. Музыкальные инструменты».

Восприятие классической музыки через сказки и поэзию не только обогащают воображение ребёнка, но и способствуют развитию творческой деятельности. Великий итальянский педагог Мария Монтессори писала, что дети учатся жить у жизни, но если чему-то учиться у жизни, то это творчеству. А творчество невозможно просто «показать», надо самому решать задачи, искать варианты их решения.

Чаще всего при прослушивании музыкального номера используется чтение стихотворений, обсуждение сюжета сказки близких по настроению исполняемой музыке. Чтение стихотворения может предварять прослушивание музыкальному произведению, если оно созвучно ему по настроению. Если же педагог хочет сопоставить стихотворение с музыкой, лучше прочитать его после уяснения детьми её характера.Какой же опыт может получить юный слушатель в процессе такой деятельности?

Во-первых, воспринимая музыку через сказку или стихотворение, дети рисуют в воображении образы героев или картины природы, сопоставляют характерные особенности музыки со словесным сопровождением;

Во-вторых; в ходе прослушивания музыкального произведения дети могут придумывать собственные истории и образы. Это необходимая часть: дети учатся у музыки творчеству. Важно на этом этапе не навязывать детям своего взрослого мнения!

В-третьих, с помощью наглядных пособий (иллюстраций) помогаем, направляем ребёнка к решению творческих задач.

Традиционно принято считать, что ребёнку дошкольнику лучше давать для восприятия программную музыку. Она понятнее по содержанию, то есть доступнее детям в образном понимании. Но какой полёт фантазии может продемонстрировать детское воображение при прослушивании непрограммной музыки! Симфонии, сюиты, концерты показывают многомерность музыкального искусства. Непостижимое количество вариантов интерпретации образа музыкального произведения предстают в сознании разных слушателей, возникают различные по палитре эмоциональные переживания.

Основными требованиями при отборе музыкальных произведений для слушания детьми являются требования художественности и доступности. Художественность предполагает отбор разнообразных музыкальных произведений – образцов музыкальной классики и современности. Гармония музыкального образа и средств его выразительности, яркость, высокая эмоциональность музыки – именно в этих критериях характеризуется данное требование.

Доступность трактуется следующим образом:

  • Содержание музыкального произведения предстаёт в ярких, понятных образах, что представлено в широком спектре программной музыки;
  • Музыкальное произведение должно иметь контрастную форму, чтобы образ, созданный детьми в воображении, получал развитие;
  • Музыкальные образы соответствуют эмоциональному и жизненному опыту ребёнка;
  • Подбор музыкальных произведений соответствует возможностям детского восприятия.

По мере усвоения материала по слушанию, после беседы о музыкальном произведении, можно ввести различные виды импровизации, создающие возможность для самореализации, самопознания, самоопределения, совместного развития. Импровизация эффективна прежде всего благодаря вариативности, а также выбору содержания, раскрывающего творческий потенциал участников.

Пластические импровизации – создание пластических образов под программную музыку в развитии (образы природы, сказочных персонажей);

Инструментальные импровизации – позволяют детям пробовать играть на различных музыкальных инструментах. Дети сами придумывают различные способы озвучивания образа явлений природы или образ героя.

Использование современных ИКТ технологий представляют больше возможностей для развития эстетического начала дошкольников. В данном случае возможности мультипликации. Ведь все дети любят смотреть мультфильмы! Такие видео-иллюстрации сочетают в себе удовольствие от просмотра, пользу в образовательном процессе, а также предельно наглядны. Музыкальный фильм от Уолта Диснея «Фантазия», 1940 года и «Фантазия», 2000 стали в моей работе неожиданным открытием и хорошим подспорьем. Звучание музыкальной классики как зарубежных, так и отечественных композиторов в сочетании с прекрасного качества мультипликацией, вызывают у детей при просмотре-прослушивании массу впечатлений и бурю эмоций.

Эти музыкальные видео-иллюстрации помогают педагогу заинтересовать юных слушателей звучанием непрограммной музыки. Яркие образы сочетаются с простыми жизненными сюжетами под звучание классических шедевров. С детьми можно проводить беседы на различные темы – добро и зло, забота о близких, красота природы и её многообразие.

К сожалению, в непрерывном потоке деятельности детского сада, в подготовке праздников, досугов, слушанию музыки уделяется недостаточно времени. Для занятий слушанием в своей работе мною используются занятия, которые приходятся после праздников и досугов. В начале учебного года, чтобы настроить детей на определённый лад, определить как педагогу фронт работы для каждой группы, степень подготовленности детей. Затем, после осеннего досуга, чтобы вместе с детьми наблюдать под музыкальное и литературное сопровождение за изменениями в природе. После новогодних праздников слушание музыки помогает ребятам прочувствовать сказочную атмосферу зимы. Весеннее слушание тоже имеет созерцательное значение, наблюдаем за пробуждением природы в различных проявлениях. В летних период слушанием музыки становится возможным на свежем воздухе, где открывается перспектива для безграничного детского творчества.

В каждом ДОУ образовательная программа художественно – эстетического воспитания предусматривает наличие перечня музыкальных произведений для слушания. Музыкальный руководитель должен выбрать наиболее ценный в эстетическом плане материал и суметь интересно преподнести его детям.

Сочетание классической музыки, сказок и поэзии приносят детям радость от новых впечатлений, которые обогащают эмоции детей, запоминаются надолго, способствуют формированию интересов, чувств, воображения, мышления, вкусов, целостного отношения к музыке и искусству. Необходимо полноценно развивать подрастающее поколение в непростой ситуации современного мира, где технологии занимают место в жизни всё больше и больше, нежели живое человеческое общение и эмоции. Найти время для приобщения детей к миру прекрасного. Находить возможности передачи новому поколению достояние прошлых эпох, чтобы опыт трансформировался в новом времени и продолжалось развитие человека, как существа духовного и разумного.

Спасибо за внимание!