Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Музыкальная весна"


Автор: Чекулаева Вера Ивановна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Музыкальная весна"

Краткое описание работы: Способствовать развитию у детей познавательного интереса к окружающему миру, образного мышления, воображения.

Цель: Способствовать развитию у детей познавательного интереса к окружающему миру, образного мышления, воображения. Развивать творческую активность.

Задачи:

Продолжать учить детей самостоятельно высказываться об услышанном музыкальном произведении (содержание, характер, выразительные особенности).

Развивать познавательную, творческую активность детей, формирующую качество личности.

Развивать разные стороны речи во время общения.

Развивать музыкальные способности детей.

 

I. Вводная часть.

Дети под фонограмму песенки «Тропинка - торопинка»  В.Пенегина входят в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель встречает детей

М. Р.- Здравствуйте ребята! Я очень рада, что музыкальная тропинка привела вас ко мне. Давайте мы поздороваемся с вами музыкально.

Валеологическая распевка  «Доброе утро» О. Арсеневская

 

II. Основная часть

М. р. Молодцы! Но мне ребята, что – то тревожно на душе.

Сегодня я пришла в музыкальный зал и заметила, что здесь кто-то был: во-первых на полу я нашла вот эти следы (показать макет следа), во-вторых на столе с музыкальными инструментами я вижу лишние предметы. Посмотрите внимательно и скажите, какие из них лишние? (на столе лежат кисточка, краски и палитра) (дети отвечают).

Педагог: Верно, ребята я с вами согласна, что палитра, краски и кисточка среди музыкальных инструментов лишние. А как вы думаете, кто мог оставить здесь эти предметы? (ответ детей) Я тоже так думаю, что кисточку, краски и палитру здесь забыл художник. Но что же он здесь делал? (ответ детей)

Целевая установка:

Педагог:  Да, наверно, художник здесь рисовал картины, и какую-то картину не успел дорисовать. Интересно какую?

(Показ слайда с картинами «Времена года»)

- Посмотрите на экран, может быть, там вы найдёте ответ (на слайде картины всех времён года раскрашены, а весенняя картина не раскрашена). Кто догадался, какую картину не успел дорисовать художник? (ответ детей).

Правильно, это картина о весне. Ребята, а может, мы с вами сделаем сюрприз художнику – раскрасим весеннюю картину. Вы согласны помочь ему? А как? (ответ детей).

Мотивация к деятельности:

М.Р.  Я предлагаю использовать музыкальные краски.

Что нам может помочь на музыкальном занятии нарисовать сказочную картину? (музыка, наши ручки, наше тело, наш ротик) Вот видите, сколько у нас всего волшебного. Мы с вами волшебники.

Приготовились? Давайте рисовать весеннюю картину. И нам сейчас поможет музыка. Отправляемся за красками тихо-тихо.

 

Музыкальная танцевальная импровизация «Рисуем картину» под муз. А.Делиба «Пиццикато»

- Мы сначала перемешаем все весенние краски (плавные движения кистями рук). Белые, голубые, серые (идут в круг на носочках, продолжая плавные движения руками). Добавим немножко желтенького солнечного лучика (брызги пальчиками) и пойдем на волшебную полянку. (Взялись за ручки и на носочках идут по кругу) Ой, лужа! (два хлопка)

Вот наша полянка (идут в круг 2 хлопка)

А на ней красивые деревья. Ах! (руки поднимаются вверх над головой, опускаются вдоль тела, внизу два хлопка)

На деревьях сидят птички (постукивание пальцами одной руки по другой от кисти к локтю)

И на другой веточке (движения повторяются с другой рукой)

Покажем ствол дерева. Какой он красивый (движения рук по телу сверху вниз)

Спускаемся вниз по стволу

И убегают наши пальчики

Вдруг пошел дождик (брызги пальчиками)

А теперь наши ручки будут рисовать небо, которое как вы сказали голубое с белыми облаками. Возьмемся за руки и пойдем на носочках (идут по кругу). И тут мы нарисуем ручеек. Теперь на пяточках (ходьба вкруг и из круга). - Вот мы и нарисовали весеннюю картину.

Посмотрите, получилась? (Показ слайда «Весна»)

- Какие замечательные дети, вы умеете слушать музыку и откликаться на её характер. Я думаю, когда художник вернется – то очень обрадуется.

 

Звучит волшебная музыка. (Показ слайда картина «Весна»)

Педагог:  Кто пришел так тихо-тихо?

Ну конечно не слониха!

И, конечно, бегемот

Тихо так прийти не мог!

Но никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел.

Вы услышать не могли,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки

Тихо вышли из земли.

Вышли тихо, очень тихо

И повсюду — ТИШИНА…

Это значит, это значит,

Тише всех пришла ВЕСНА.

Ребята, вы, наверное, уже догадались, что наш художник и есть Красавица – Весна. Сегодня она пригласила нас совершить прогулку по весеннему лесу, чтобы услышать музыку природы, удивиться и восхититься ее красотой.

Ну что ребята, отправимся в сказочный весенний лес?

М. р. Тогда в путь! А приведет нас в лес «Музыкальная дорожка». Дорожка может быть ровной: мы пойдем по ней шагом (показ). Могут нам встретиться ручейки – тогда мы побежим рядом с ручейком на носочках (легкий бег). А когда в весеннем лесу нам встретятся лужи, мы будем через них перепрыгивать (подскок). Пожалуйста, будьте внимательны! А музыка вам подскажет, как передвигаться

 

Упражнение «Музыкальная дорожка»

М. р. Дружно за руки возьмемся, по дорожке мы пройдемся (идут по залу змейкой)

Все шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка (выполняют хороводный шаг)

По дорожке мы пойдем и притопывать начнем (идут дробным шагом)

Ровно держим спинку, прямо как тростинку!

А сейчас мы поспешим, на носочках побежим(легкий бег на носочках)

А теперь легко, как мячик, через лужи мы поскачем (выполняют поскоки)

Вновь шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка (выполняют хороводный шаг).

А теперь, дружно стой, мы уже пришли с тобой! (дети останавливаются, образуя круг)

 

Звучит спокойная музыка. (Показ слайда «Лес»)

Педагог:  Вот в такой мы лес попали, раньше тут мы не бывали.

Полон звуков этот лес, очень много здесь чудес.

Как в лесу тихо, он, наверное, и вправду волшебный.

Ребята! А какие звуки можно услышать весной? (ответы)

М.Р.  А можно ли передать все эти звуки природы в музыке?

Птичьи трели – это музыка,

И капели – это музыка.

Есть особенная музыка

В тихом плеске ручейка.

И у ветра, и у солнышка,

И у тучки, и у дождика.

И у нежного цветочка

Тоже музыка своя.

М.Р.  А какой самый первый весенний цветочек распускается?

(ответы детей) подснежник. И у этого цветочка есть своя музыка, а написал её великий русский композитор П.И. Чайковский (портрет). Давайте послушаем эту красивую музыку.

Смотрите, ребята, даже и другие цветы распустились от такой прекрасной музыки. Кому я передам цветок, тот расскажет всем о характере услышанной музыки и о том, что он представил, слушая «Подснежник» П. И. Чайковского

             Игра «Расскажи о музыке».

Дети передают цветок друг другу рассказывая о музыке.

М.Р. Дети! А что же нам помогает передать музыку ( муз. инструменты).

Какие вы знаете муз. инструменты? (ответы детей)

Вы так назвали много муз. инструментов, что мне очень захотелось сыграть волшебную музыку весны.

Мне, ребята, помогайте-

Инструменты разбирайте, 

Дружно, весело сыграйте!

             Весенний оркестр

 

М. Р. Услышали птицы нашу весеннюю музыку и запели свои песенки (звучит запись голосов птиц), послушайте, как весело они распевают, радуются солнышку.

 

Звучание фонограммы «Голоса птиц» (показ слайда с птицами)

М. Р.  Давайте, и мы подпоем птицам: жаворонкам, соловьям и споем песню.

Но сначала мы разбудим наши горлышки и распоемся. “Достаем” наши очаровательные улыбки и поем!

 

Распевка «Эхо»

М. Р. Дети, надо нам дальше отправляться. Но мы, кажется, заблудились…

Я знаю, как помочь нашей беде. Надо угадать мелодию песенки и спеть её. Тогда дорожка поведёт нас дальше.

Звучит мелодия песенки «Весна». Дети угадывают.

 Исполняем песню «Весна»

 

М. Р. Вот и вышли на полянку.

Слайд

Оглянитесь вокруг, какая красивая лесная полянка. Давайте отдохнем здесь.

- Понюхаем аромат весенних цветов. Вдох – выдох.

Дыхательная гимнастика «Цветок»

 

Педагог: Ребята! А с чего же начинается приближение весны?

(ответы детей)

А какое оно, весеннее солнышко? (Яркое, весеннее, тёплое, ласковое, лучистое, доброе). А сколько лучиков у солнца?

Дети: Много.

М. Р. Давайте возьмём в руки султанчики и потанцуем с солнечными лучиками.

Танец «Лучики» муз. А. Чугайкиной

 

III. Заключительная часть. Рефлексия.

М. Р. Наше путешествие подошло к концу. Весна нам показала, как звучит музыка природы.

Что самым интересным для тебя показалось? Скажите, а что-то новое вы сегодня узнали?

 Постойте, ребята, ведь наша Весна - волшебница. Вам, девчонки и мальчишки, непоседы-шалунишки подарить хочет цветы небывалой красоты! Чтоб увидеть их, сперва, нужно всем закрыть глаза! (Дети закрывают глаза, а воспитатель раскладывает цветы с приклеенными к ним конфетами) Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Глазки можно открывать!

М. Р. Вот это чудо! Посмотрите, какой нарядной стала полянка!

А эти цветы не простые они с сюрпризом

Педагог:  Подходите! Подходите!

И цветок себе возьмите!

М. Р. Вы трудились не напрасно,

Все согласны?

Педагог: Да, согласны!

И с весёлым настроеньем

Мы выходим все из зала.